ЮНЫЙ БАРАБАНЩИК

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный
барабанщик» (далее - программа) разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (Задача № 5 (б) абзац 2);
Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
«Программа музыкального кружка» Миляева О.М., 2014 г., Москва;
Устав и другие локальные нормативные акты Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 66 г. Екатеринбурга (далее – МАОУ
СОШ № 66).
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Приобретая практические умения и
навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают
2

возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать
желание создавать нечто новое своими силами. В процессе занятий
музыкой
у
ребят
активизируется
мышление,
формируется
целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Они
приучаются слушать музыку и вникать в её содержание. У подростков
накапливается определенный запас музыкальных представлений. На
этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического
удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы
музыкального вкуса. Все это особенно важно в настоящее время, когда
мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка,
формирует привычку воспринимать и принимать всевозможную
культуру, отдаляет обучающихся от национальной культуры традиций.
Новизна программы. Программой предусмотрено, чтобы каждое
занятие было направлено на развитие воображения, мелкой моторики,
творческого мышления, на приобщение подростков к активной
познавательной и творческой работе. Занятия по данной программе
способствуют
и
гражданско-патриотическому
воспитанию
подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – это
систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у
юных барабанщиков патриотического сознания, чувства верности
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Кроме того, барабанный ритм организует людей, настраивает на
слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому барабан можно
назвать инструментом – организатором. Десяткам, сотням, а то и
тысячам людей задаёт барабан один общий темп движения.
Цель программы: способствовать развитию
способностей личности в процессе обучения игре
барабане, обогащение духовной культуры подростков.

творческих
на малом

Задачи:
Образовательные (предметные):
 формирование и развитие понятий об устройстве барабанных
установок;
3

 формирование и развитие способностей понимания структур
ритмических рисунков;
 обучение распознаванию темпа и ритмических рисунков
композиций;
 обучение созданию собственных музыкальных композиций и
ритмических рисунков композиций.
Развивающие:
 способствовать
развитию
художественного
вкуса,
изобретательности, фантазии, пространственного воображения;
 способствовать развитию основных способов мыслительной
деятельности обучающихся (уметь анализировать, выделять главное,
сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать, объяснять и понимать);
 способствовать развитию двигательной сферы (овладению
моторикой мелких мышц рук);
 способствовать формированию и развитию чувство ритма,
моторики рук, координации и раскоординации у подростков.
Воспитательные:





формирование ответственное отношение к труду и к занятиям;
воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;
привитие навыков работы в группе;
воспитание стремления к разумной организации своего
свободного времени и желания сделать свои работы общественно
значимыми;
 воспитание эстетического чувства и понимания прекрасного,
интереса и любви к искусству, трудолюбия, патриотизма и
культуры поведения.
Организационные условия реализации программы
Программа разноуровневая, т.е. программа предоставляет всем
обучающимся возможность занятий независимо от способностей и
уровня общего развития,
предполагает реализацию параллельных
процессов освоения содержания программы на его разных уровнях
углубленности, доступности и степени сложности, исходя из
4

диагностики и стартовых возможностей каждого из участников
рассматриваемой программы.
Основной принцип программы – постепенность в усвоении
материала: «от простого к сложному». Программа базируется на
важнейших дидактических принципах: системность, доступность,
последовательность, наглядность, учет психофизических и возрастных
особенностей, индивидуализация, связь теории с практикой. Занятия в
ансамбле барабанщиков формируют музыкальный вкус обучающихся на
лучших примерах музыкальной классики и европейской школы
исполнительства. Программа предусматривает приобщение детей к
различным видам музыкального творчества, что является стимулом к
музыкальным занятиям и позволяет им осознать ценность своей
музыкально – творческой деятельности для себя и для окружающих.
Программа составлена для индивидуального обучения на малом
барабане и дальнейшей совместной игре в ансамбле. Обучение на
ударных инструментах начинается с 9 – 12
лет. Создание
инструментального ансамбля предполагает многостороннюю работу по
обучению музыкальной грамоте, обучению игре на инструменте,
выработке навыков ансамблевой игры.
Программа базового уровня реализуется в течение одного года,
предполагает занятия с основным составом детского объединения. В
группе 15 человек, к занятиям допускаются обучающиеся независимо от
их одаренности, способностей, уровня физического развития и
подготовленности по заявлению родителей на согласие заниматься в
танцевальной студии и медицинского заключения о состоянии здоровья
обучающихся.
Объем программы. Программа составлена на 1 год обучения,
общим количеством - 144 часа в год. Занятия проводятся с сентября по
май.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю, по 2 часа с
перерывом 10 минут.
Формы обучения и виды занятий: беседа, лекция, практическое
занятие, самостоятельная работа, участие в конкурсах, тестирование.
Этапы обучения
5

1. Знакомство с миром музыки, инструментом, основами игры на
музыкальном инструменте, ритмами, исполнения маршей.
2. Закрепление теоретического и практического материала.
Постепенный
переход
к
более
сложным
произведениям.
Индивидуальная работа.
3. Концертные выступления, участие в конкурсах.
Учебный план
№
п/п

Содержание

Форма
теория практика
аттестации/
контроля
Анализ
1
1
практической
деятельности

Количество часов
всего

Вводное занятие. История
инструмента. Устройство
инструмента. Уход за
инструментом
Знакомство с инструментом:
барабан, палочки

2

2

1

1

3

Основы техники игры на
барабане

17

6

11

4

Формирование
исполнительского аппарата.
Малый барабан

16

2

14

5

Упражнения одиночными
ударами

8

2

6

6

Упражнения в медленной
двойке

10

1

9

7

Знакомство с ксилофоном.
Обучение игры на
инструменте. Разучивание
мелодий

30

4

26

21

2

19

30

4

26

1

2

8
Разучивание маршей
9

Игра маршей в строю

Педагогическое
наблюдение
Анализ
практической
деятельности
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
деятельности
Анализ
практической
деятельности
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
деятельности
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
деятельности
Педагогическое
6

10 Итоговый отчетный концерт
ИТОГО

8

1

7

144

24

12

наблюдение.
Анализ
практической
деятельности
Творческая
работа, участие
в
конкурсах.
Концерт

Содержание учебного плана
1.Вводное занятие
Теория.
Инструктаж по технике безопасности – правила внутреннего распорядка
учреждения, организация рабочего места, правила поведения на территории
центра, поведение во время аварийной ситуации, правила дорожного
движения.
Введение в предмет – сведения из истории возникновения и развития
инструмента. Обучающиеся знакомятся с возможными перспективами.
2.Знакомство с инструментом – барабан
Теория.
Знакомство с инструментом. Название частей барабана. Особенности
инструмента. Правила настройки инструмента. Правила для палочек
барабана.
Практика.
Знакомство с приёмами звукоизвлечения.
Первые пробы игры на барабане.
3.Основы техники игры на барабане
Теория.
Использование послогового обозначения при изучении маршей. На каждый
слог приходится по одному удару, т.е. в первой строчке ударяем четыре раза
по барабану. Существует всего несколько слов, с помощью которых ритмы
записываются (старый, барабан, барабанщик, бей и несколько других),
частоту ударов в этих словах просто запоминают.
СТАРЫЙ БАРАБАНЩИК,
КУБА-КУБА,
СТАРЫЙ БАРАБАНЩИК,
7

КУБА-КУБА,
СТАРЫЙ БАРАБАНЩИК,
КУБА-КУБА,
СТАРЫЙ БАРАБАНЩИК,
КУБА-БА-БА.
Практика.
Игра на барабане с использованием послоговых обозначений.
4.Формирование исполнительского аппарата
Процесс формирования исполнительского аппарата включает в себя вопросы
положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приёмов и
методов, при которых действия исполнителя будут максимально
целесообразны, эффективны и экономичны. Исполнитель должен твёрдо
знать психо-физиологический механизм движения частей рук (плечо,
предплечье, кисть, пальцы).
5.Упражнения одиночными ударами.
Теория.
Знакомство с основными приёмами звукоизвлечения.
Практика.
Учимся играть одиночным ударом. В медленном темпе одиночными,
поочерёдными ударами правой и левой рукой с постепенным ускорением до
дроби. Далее постепенное замедление до одиночных медленных ударов.
6. Упражнения в медленной двойке.
Теория.
«Двойками» называют двойной удар. Нанося двойные удары поочередно
правой и левой рукой, играют как непрерывные дроби, так и дроби со строго
ограниченным количеством ударов. Барабанщик, играя двойки открытым
способом, делает акцент на вторую ноту.
Практика. Игра «двойками».
7. Знакомство с ксилофоном.
Теория.
История появления ксилофона. Знакомство с звуковым звучанием.
Практика.
Обучение игры на инструменте. Разучивание мелодий. Изучение начинается
с прохождения азов, то есть с освоения гамм. Далее, используя навыки игры
на малом барабане, ученик разучивает простейшие произведения. По мере
8

освоения ксилофона каждому учащемуся индивидуально подбирается
материал.
8. Разучивание маршей
Теория.
Разучивание послогового обозначения маршей.
Практика. Игра маршей.
 Марш «Походный».
 Марш «Кубинский».
 Марш «Борисовский».
 Марш «Отрядный».
 Марш « Утренний».
 Марш «Солнечный».
9. Игра маршей в строю
Практика.
 Как стоять и ходить барабанщику.
 Игра в движении.
 Движение с отмашкой.
 Парадный шаг.
10. Итоговые занятия
Практика.
Подведение итогов за год. Планы на следующий год.
Выступления обучающихся с лучшими номерами на отчетном концерте.
Планирование результата
К концу обучения обучающиеся должны:
Знать:
 Правила обращения с барабаном;
 изучить основы музыкальной грамоты;
 Правила игры на барабане;
 Исполнять марши: «Походный», «Кубинский»,
«Солнечный», «Звездный», «Борисовский»;

«Утренний»,

уметь:
 правильно использовать художественные материалы в соответствии со
своим замыслом;
 грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
9

недостатки;
 работать самостоятельно и в коллективе;
 играть одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением.

Способы проверки результатов
В процессе занятий по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
 текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
 промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодия);
 итоговые (определяется
уровень знаний, умений, навыков по
освоению программы за весь год и по окончании всего курса обучения).
Отслеживание личностного развития подростков осуществляется
методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Методические рекомендации к программе

Приступая к занятиям с начинающим учеником, педагог должен
подобрать инструмент. Необходимо увязать процесс изучения
первоначальной нотной грамоты с выработкой правильных
представлений «нота - звук». В процессе обучения педагог должен
постоянно работать над развитием слуховых и образных представлений.
Для успешного развития навыков ученику, прежде всего, необходимо
усвоить рациональную, удобную постановку корпуса, организацию
игрового аппарата, учитывающие его индивидуальные особенности.
Целесообразно включать в процесс обучения специальные физические
упражнения на развитие координации.
С первых занятий необходимо добиваться интонационной и
ритмической точности исполнения. Мягкость, чистота и полнота звука
— основные требования на всех этапах обучения.
Технические возможности обучающихся, необходимо развивать с
самого начала обучения. По всем направлениям, последовательно,
тщательно прорабатывая отдельные элементы технических приемов.

10

Материально-техническое обеспечение программы
1. Рабочее место обучающегося (столы и стулья - 15 комплектов);
2. рабочее место педагога (стол, стул);
3. демонстрационная доска;
4. персональный компьютер;
5. видео - проектор;
6. экран; - устройство бесперебойного питания;
7. наглядные пособия;
8. шкафы
для
хранения
демонстрационных пособий.

музыкальных

инструментов

и

9. Наличие палочек для занятий на книге (одна пара на ученика).
10.Малые барабаны 15 штук.
11.Музыкальный центр, для прослушивания записей.
12.Зеркало.
13.Костюмы для выступлений.
Для проведения занятий используете зал с хорошим освещением
(естественным и искусственным). Имеются окна для проветривания
помещения. Занятия проводятся в зале, соответствующем требованиям
ТБ, пожарной безопасности и нормам СанПин. Температура воздуха
поддерживается в соответствии с требованием СанПин 2.4.4.3172-14 в
пределах +17 до +20 градусов. В наличии имеется аптечка с
медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Список литературы
1. Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных
инструментах //Основы начального обучения игре на ударных
инструментах военного оркестра. – М., 2002. – С.164-211.
2. Егоров Т. Ритмические упражнения для малого барабана. М.,
«Просвещение», 2005.
11

3. Зиневич В. Курс игры на ударных инструментах. ч 1. М., 1999
Литература для детей
1. Гайдар А.П. Судьба барабанщика: повесть/общ.ред., вступ.ст. и
коммент. Б.Камова.- Арзамас: Арз.тип., 2004.-203с.
2. Жизнь и творчество А.П.Гайдара.
3. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М.:Детская
литература, 2010

12

Приложение 1
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Образовательная программа «Юный барабанщик» предусматривает
промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В
начале учебного года проводится входное тестирование. Промежуточная
аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного
года. Она предусматривает зачётное занятие 1 раз в полгода.
Формы аттестации
Вид
Время
Формы
Цель проведения
аттестации
проведения
контроля
Входящая
Сентябрь Определения уровня
Беседа, опрос,
аттестация.
1-2 неделя (группы) развития детей, их тестирование.
Диагностика
творческих способностей
уровня
подготовленности
Текущая
Декабрь Определение степени
Педагогическое
аттестация
январь
усвоения учащимися
наблюдение,
учебного материала.
опрос,
Определение готовности
самостоятельная
восприятию нового
работа.
материала. Повышение
ответственности и
заинтересованности
учащихся в обучении.
Выявление детей,
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения.
Аттестация
Апрель- Определение изменения
Выступление на
результативности
май
уровня развития детей, их
концертах,
( итоговая)
творческих способностей.
открытое
Определение результатов
занятие,
обучения. Ориентирование
итоговое
учащихся на дальнейшее (в занятие,
том числе самостоятельное) анализ
обучение. Получение
исполнения
сведений для
музыкальных
произведений,
совершенствования
образовательной программы самоанализ,
и методов обучения
анкетирование
и др.
13

Способы и формы фиксации результатов.
Грамоты, дипломы, протоколы диагностик
Способы и формы предъявления результатов.
Участие в конкурсах, концертах Демонстрация знаний на открытых занятиях
для родителей, педагогов.
Тестирование.
Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень
овладения приёмами игры на музыкальном инструменте, умение
анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса
обучающихся к занятиям.
Цель
диагностики:
выявление
уровня
музыкального
и
психомоторного развития ребенка (начального уровня динамики развития,
эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за исполнением композиций,
заданных ученикам или выбранных самостоятельно.
№
п/п

1

2

3

4

5

Отлично

Правильное
звукоизвлечение

Хорошо
Обучение
Музыкальность
Допускает ошибки

Удовлетворительно

Частые ошибки

Техничность
Всегда держит ритм Сбивается ритм при
Частые ошибки
игре
.
Развитие
Координация правой и левой руки
Обладает точностью Недостаточно
Низкий уровень
исполнения маршей
синхронно исполняет звукоизвлечения, при
в быстром и
упражнения в быстром исполнении в разных
медленном темпе
и медленном темпе
темпах
Память
Способен запоминать Способен запомнить
Не способен
ритм и послоговые
ритм, послоговые
запомнить ритм
обозначения.
обозначения
марша
Активно проявляет
разнообразные виды
памяти
Проявления активности и творчества
Обладает
Есть положительный
Инициативу проявляет
14

оригинальностью
эмоциональный
редко, не испытывает
мышления, богатым отклик на успехи свои радости при успешном
воображением,
и коллектива,
выполнении задания,
развитой интуицией, периодически
способен выполнять
легко увлекается
инициативен, может
действия, но только
творческим
предложить
при помощи педагога
процессом
интересные идеи
Воспитание
Культура суждения о работе других
6
Обладает
Не всегда способен
Негативно реагирует
способностью
объективно оценивать на успех партнера, не
объективно
деятельность
способен оценивать
оценивать работу
партнеров
работу других
партнеров
Мотивация к занятиям, эмоциональный настрой
7
Четко выраженные
Интерес на уровне
Мотивация
потребности.
увлечения,
неустойчивая,
Стремление изучить поддерживается
связанная с
предмет как
самостоятельно.
результативной
будущую профессию Устойчивая мотивация стороной процесса.
Проявление самостоятельности учащихся
8
Самостоятелен на
Способен к
Не способен работать
занятиях
самостоятельной
самостоятельно
деятельности, но не
всегда ее проявляет.
Работоспособен при
помощи
преподавателя
Способность к коллективному творчеству
9
Соблюдает нормы
Не всегда испытывает Не испытывает
коллективных
потребность и
стремления работать в
отношений. Умеет
стремление работать в коллективе, группе,
работать в
коллективе
паре
коллективе, группах,
паре
Способность к адекватной самооценке. Уверенность в своих силах и
возможностях
10 Способен правильно Не всегда может
Неадекватно
воспринимать
адекватно оценить
реагирует на критику.
критику.
себя. Не всегда уверен Не уверен в своих
Доброжелательно
в своих силах и
силах и возможностях
относится к
возможностях
15

партнеру. Уверен в
своих силах
В процессе оценки параметров, определяющих уровень музыкального и
психического развития, используется цветовая гамма, где зеленый цвет – это
отлично, желтый – это хорошо, а красный – это удовлетворительно.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».