Формирование функциональной грамотности. География

1

І. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные
результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности
и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,
субъективная значимость использования русского языка и языков народов России,
осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к
истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека.
7. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
1. усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и
пополнят их.
2. приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
2

3. формирование личности, готовой реализовывать свои способности в специфической
для региона природно-климатической, экономической, социальной, образовательной
среде.
Предметные результаты:
освоение знаний, обучающихся об исторических, этнографических особенностях
края, культуре, природе, населении и хозяйстве своего района и Свердловской области:
основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до наших дней;
исторических деятелей края;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития края; основные источники информации по истории, географии края;
специфику географического положения, административно-территориального деления
Свердловской области, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природных комплексов и внутриобластных экономических районов; причины социальных,
экономических и экологических проблем своей местности иродного края;
специализацию внутриобластных экономических районов;
содержание изученных литературных произведений;
основные мотивы творчества писателей и поэтов Свердловской области; овладение
элементарными методами краеведческого познания, умения работать с различными
источниками информации;
формирование личности выпускника как достойного представителя России,
носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций родного края,
активного участника социально-экономического, общественно-политического и культурного
развития своего муниципального образования и Свердловской области в целом, выступающего
с активной, созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности,
традиционных семейных и трудовых ценностях.
Выпускник научится:
показывать
-на карте границу области, города, районы, крупные сельские населенные пункты идругие
географические объекты, места значительных исторических событий; рассказывать о
важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знаниенеобходимых фактов, дат,
имен, терминов;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-характеризовать
особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,соблюдая
нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
выделять, описывать и объяснять:
-особенности природных условий, главные черты населения отраслевой и территориальной
структуры хозяйства области и своего административного района(города);
-своеобразие ландшафтов родного края;
-смысл изученных исторических понятий и терминов;
-давать описание событий истории края и памятников культуры па основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников:

3

использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях,
рефератов;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
определять (измерять):
-на основе учебного материала причины и следствия событий края;
-главные черты географического положения своего населенного пункта, района и области, их
влияние на природные условия, историю заселения и экономическое развитие;
-особенности условий жизни, работы и быта человека на территории области;
-главные черты размещения городского и сельского населения;
-природные и исторические предпосылки развития хозяйства;
-основные черты развития АПК;
-тенденции в структуре занятости населения;
-уровень эффективности производства на предприятиях ведущих отраслей экономики области;
-место области и отдельного предприятия в системе географического разделения труда;
-рациональность экономических связей предприятия и области в целом; направлений и состава
грузопотоков;
-значительные, типичные и уникальные природные и социально-экономические объекты своего
района и области и показывать их по карте;
-соотносить даты событий истории родного края и отечественной истории; определять
последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;
-соотносить и сравнивать общие исторические процессы и факты по истории края, выявлять их
существенные черты;
-группировать их по заданному признаку; объяснять свое отношение к наиболее значительным
событиям и личностям истории края, достижениям культуры края;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героев;
-определять вид народного декоративно-прикладного искусства по технике художественной
обработки материалов (дерево, лоза, береста, соломка, глина, металл, ткань и др.);
-выявлять в произведениях народного декоративно–прикладного искусства Кузбасса связь
конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и
декора;
-определять произведения изобразительного искусства по видам и жанрам;
-анализировать произведения архитектуры; видеть в их произведениях единство
функционального и художественно – образных начал и их социальной роли;
находить и анализировать информацию об условиях жизнедеятельности людей в области и
влияния производства на конкретные условия жизнедеятельности человека в области; для
моделирования тематических карт района; проектирования хозяйственной, экологической
ситуаций на территории родного края; оценки эффективности производства на предприятиях
области;
приводить примеры:
-горных пород, основных типов почв, типичных представителей растительного иживотного
мира, редких и исчезающих видов;
-производимой продукции на важнейших предприятиях области;
-экологических проблем родного края и их влияния на здоровье и продолжительностьжизни
населения;

4

владеть навыками исследования и пространственной организации окружающей среды своей
местности;
прогнозировать:
-изменение компонентов природы ПТК на примере ландшафтов своей местности;
-темпы роста населения области, тенденции изменения возрастного состава населения,
численности экономически активного населения;
-тенденции развития экологической ситуации своей местности, области;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края, России и мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-решения практических задач по определению условий жизни человека в различных районах
области;
-определения ситуации на рынке труда; выбора профессии, востребованной в регионе;
-решения доступных для учащихся проблем окружающей среды и социально- экономической
сферы;
-организации общения с людьми разных национальностей, религиозных верований и
социальных групп;
-формирования собственных взглядов и умозаключений об историческом наследии народов
края, на проблемы взаимоотношения общества и природы, социально- экономического развития
региона; проведения региональной политики в стране и регионе; территориальной
справедливости и комплексного пространственного
«здоровья» родного края;
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная
литература, периодика, телевидение, Интернет);
-определения архитектурного стиля зданий своего города, села, деревни;
-активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней
своего восприятия;
-понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению
искусства.
В результате изучения курса выпускник получит возможность научиться:
-основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до наших дней;
исторических деятелей края;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития края;
-основные источники информации по истории, географии края;
-специфику географического положения, административно-территориального деления
Свердловской области, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природных комплексов и внутриобластных экономических районов;
-причины социальных, экономических и экологических проблем своей местности и родного края;
-специализацию внутриобластных экономических районов;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные мотивы творчества современных писателей и поэтов Урала;

5

-основные виды и жанры изобразительного искусства Урала
Содержание курса
основные географические понятия и термины;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов России;
специфику географического положения и административно-территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов
разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов страны;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение
географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки
их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей
местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.



























Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные
центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;













традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных
образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Учебно-тематическое планирование:

№
п.
п

Тема

1.

Общая часть курса
Тема 1. Политикогосударственное устройство
Российской Федерации.
Географическое положение
России.
Тема 2. Население
Российской федерации
Тема 3. Географические
особенности
российской
экономики
Тема
4.
Важнейшие
комплексы России и их
географии
Тема
5.
Комплексы,
производящие
конструкционные материалы
и химические вещества
Тема 6. Агропромышленный
комплекс (АПК)
Тема 7. Инфраструктурный
комплекс

Количество часов
Вс
его Уро практи
ки
ческие
работы
14 11
3
3

2

1

3

2

1

1

1

3

2

2

2

1

1

1

1

1

Краткое содержание

Что мы будем изучать?
Российская Федерация.
Государственная территория
России. Географическое
положение и границы России.
Геополитическое влияние.
Хозяйство России. Структура
экономики. Цикличность
развития экономики.
Особенности развития
хозяйства России. Проблемы
современного хозяйства
России. Социальноэкономические реформы,
структурные особенности
экономики России
Научный комплекс. Топливноэнергетический комплекс.
Топливная промышленность
(нефтяная, газовая). Угольная
промышленность.
Электроэнергетика.
Металлургический комплекс.
Черная металлургия. Цветная
металлургия. Химическая
промышленность. Лесная
промышленность.

Машиностроительный
комплекс. Значение,
размещение состав, проблемы
комплекса. Факторы
размещения машиностроения.
География машиностроения.
Военно-промышленный
комплекс. АПК. Земледелие и
животноводство. Проблемы
АПК и пути их решения.
Пищевая и легкая
промышленность.
Инфраструктурный комплекс.
Транспорт. Автомобильный,
авиационный, морской, речной,
трубопроводный транспорт.
Связь. Сфера обслуживания.
2.

Региональная часть курса
Тема
1.
Районирование
России
Общественная
география
регионов России
Тема
2.
Западный
макрорегион – европейская
часть России
Тема
3.
Восточный
макрорегион – азиатская
Россия

19
2

15
2

4

11

9

2

6

4

1

Экономическое районирование.
Центральный район. ЭГП.
Природные условия и ресурсы.
История развития. Центральная
Россия. Состав, географическое
положение, природные
ресурсы. Население и трудовые
ресурсы Центральной России.
Население и хозяйство
Центрального района.
Экономика Центральной
России. Москва –
административный,
культурный и научный центр
России. Узловые районы
Центральной России.
Центрально-Черноземный
район. Северо-Западная
Россия. Калининградская
область. Европейский Север.
Природа. Народы. Хозяйство
Европейского Севера.
Северный Кавказ. ГП,
природные условия и ресурсы,
население Северного Кавказа.
Хозяйство Северного Кавказа.
Поволжье. ГП, природные
условия и ресурсы, население
Поволжья. Хозяйство

Поволжья. Урал. ЭГП,
природные ресурсы, население.
Хозяйство и проблемы Урала.
Восточный макрорегион.
Западная Сибирь. Восточная
Сибирь. Дальний Восток
Итого: 34

27

7

Учебно-тематическое планирование
Дата
№
п/п

1.

2.

3.

По
пл
ан
у

Факт
.

Тема урока.
Тип урока.

Что изучает
экономическая
география России.
Федеративное
устройство страны.
Вводное тестирование
Государственная
территория России и
экономическая зона
РФ. Россия на карте
мира.
Самостоятельная
работа
Сфера влияния России.
Геополитическое,
экономическое
влияние России

Элементы содержания

География как наука. Источники
получения знаний о природе,
населении. Методы получения,
обработки, передачи и
представления географической
информации. Географическое
положение. Виды и уровни
географического положения.
Политико-административное
устройство России.

Требования к уровню подготовки
обучающихся(резкльтат)

Виды контроля

Знать: основные особенности ГП
России, особенности ЭГП РФ,
следствия ЭГП и значительных
размеров территории, субъекты РФ,
их различия. Уметь: показывать на
карте субъекты Российской
Федерации и пограничные
государства. Давать
характеристику экономическому,
транспортно-географическому,
геополитическому и
эколого–географическому
положению России.

Лекция с
элементами
беседы

Оценивать по статистическим
данным и картам место и роль
России в международном разделении
труда в отдельных сферах хозяйства.
Определять территориальную
структуру внешней торговли России.
Выполнять и обсуждать
презентации по отдельным объектам
Всемирного
природного и культурного наследия
России

Работа с текстом,
картами

Устный опрос

4.

5.

Численность и
воспроизводство
населения. Миграция
населения
Половой и возрастной
состав населения.
Народы и основные
религии России
Самостоятельная
работа

6.

Размещение
населения. Основная
полоса расселения.
Урбанизация в
России.

7.

Особенности
хозяйства России.
Проблемы
современного

Население России. Численность
населения России. Естественное
движение населения, типы
воспроизводства. Направления и
типы миграций. Внешние и
внутренние миграции: причины,
порождающие их. Основные
направления миграционных
потоков на разных этапах развития
страны. Экономически активное
население и трудовые ресурсы, их
роль в развитии и размещении
хозяйства. Неравномерность
распределения трудоспособного
населения по территории страны.
Занятость, изменение структуры
занятости населения. Проблемы
безработицы. Городское и сельское
население, роль крупнейших
городов. Народы и основные
религии. Россия –
многонациональное государство.
Многонациональность как
специфический фактор
формирования и развития России.
Межнациональные проблемы.
Языковые семьи и группы.
Многоконфессиональность.
География религий.
Что такое хозяйство страны.
Уровень развития хозяйства.
Предприятие – первичная основа
хозяйства. Деление хозяйства на

Определять место России в мире по
численности населения на основе
статистических данных. Наблюдать
динамику численности населения
России в 20 в и выявлять факторы,
влияющие на естественный прирост
и тип воспроизводства населения
страны. Определять и сравнивать
показатели естественного прироста
населения России в разных частях
страны. Выявлять факторы,
определяющие соотношение мужчин
и женщин. Определять половой и
возрастной состав населения России
по статистическим данным.
Сравнивать продолжительность
жизни мужского и женского
населения.
Определять крупнейшие по
численности населения народы
России. Определять: особенности
размещения народов по территории
страны; основные языковые семьи;
современный религиозный состав
населения России. Уметь показывать
на карте крупнейшие религиозные
центры. Определять виды и
причины миграций. Определять
основные направления современных
миграционных потоков на
территории России.
Границы производящей и
потребляющей зон, этапы
формирования хозяйства.

Составление схем

Работа с текстом,
картами

Работа с текстом,
картами

Работа с текстом,
картами

хозяйства России и
перспективы развития

отрасли, межотраслевые комплексы
и сектора. Принципы размещения
предприятий: условия размещения
и факторы размещения.
Территориальная структура
хозяйства.

8.

Научный
комплекс.
ТЭК
П/р
№
1,
2.
Составление
характеристики
нефтяного
и
угольного бассейна
(по
картам
и
статистическим
материалам)

9.

Электроэнергетика

Роль и значение машиностроения в
хозяйстве России, состав
машиностроения, уровень развития
отдельных отраслей, главные
факторы размещения и особенности
размещения машиностроения по
территории России, основные
районы и крупные центры.
Состав и значение ТЭК, главные
нефтяные, газовые и угольные базы
России, их географическое
положение и особенности,
основные типы электростанций и
факторы их размещения.
Составлять характеристику
месторождений топливных
ресурсов по картам и
статистическим материалам.
Роль и значение комплекса
конструкционных материалов и
химических веществ в хозяйстве,
особенности их отраслевого
состава, факторы размещения
основных производств, основные
районы размещения.
Значение АПК в хозяйстве, состав
АПК. Интенсивный и экстенсивный
путь развития хозяйства,

Выявлять достоинства и недостатки
природно-ресурсной базы России.
Определять по картам особенности
географического положения и
основных ресурсных баз и набор
представленных в них полезных
ископаемых.
Знать: состав научного комплекса и
географию научных центров России;
что такое технополисы и их влияние
на научный комплекс.
Уметь: показывать на карте научные
центры.
Анализировать схему «Состав
топливно-энергетического
комплекса» с объяснением функций
его отдельных звеньев и взаимосвязи
между ними. Устанавливать
экономические следствия
концентрации топливных ресурсов
на востоке страны, а основных
потребителей на западе.
Характеризовать влияние ТЭК на
окружающую среду и меры по ее
охране.
Составлять (анализировать) таблицу
«Различия типов электростанций по
особенностям эксплуатации,
строительства, воздействия на
окружающую среду, стоимости
электроэнергии». Выявлять
причинно-следственные связи в
размещении гидроэнергетических
ресурсов и географии ГЭС.
Высказывать мнение о

Выполнение
практической
работы

Работа с текстом,
картами

10.

Машиностроение.
П/р № 3.
Определение
главных районов
размещения
трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения по
картам

11.

Металлургия.
Химическая
промышленность
П/р № 4.
Составление
характеристики
металлургической
базы
Агропромышленный
комплекс
П/р
№
7.
Определение
основных
районов
выращивания
зерновых,
технических
культур,
главных

12.

мелиорация. Факторы размещения
производств пищевой и легкой
промышленности.
Сфера услуг, здравоохранение.
Связь. Роль и значение транспорта
для хозяйства страны, понятие о
грузообороте, транспортном узле,
главные особенности различных
видов транспорта, география
важнейших транспортных путей,
крупные транспортные центры.

существовании или отсутствии
зависимости величины потребления
энергии от уровня социальноэкономического развития страны.
Аргументировать необходимость
экономии электроэнергии.
Формулировать причины
решающего воздействия
машиностроения на общий уровень
развития страны. Выявлять по
картам главные районы размещения
отраслей трудоемкого и
металлоемкого машиностроения;
районы, производящие наибольшую
часть машиностроительной
продукции; районы с наиболее
высокой долей машиностроения в
промышленности.

Выполнение
практической
работы

работа по плану

Анализировать схему «Состав
агропромышленного комплекса
России», устанавливать звенья и
взаимосвязи комплекса.
Формулировать существенные
черты отличия сельского хозяйства
от других отраслей экономики. Знать
различия между земельными
ресурсами и сельскохозяйственными

Работа с текстом,
картами

районов
животноводства

13.

Инфраструктурный
комплекс. Транспорт

14.

Районирование.
Экономическое
районирование.
Районирование
России:
принципы,
факторы,
сетки
районов.
Федеральные округа.
Проблемы
районирования
России.
ЭГП. Природные
условия и ресурсы.
История развития.
Население и
особенности
хозяйства
Центральной России.

15.

16.

Различия территории по условиям и
степени хозяйственного освоения:
зона Севера и основная зона.
Географические особенности
отдельных регионов – Север и
Северо-Запад, Центральная Россия,
Поволжье, Юг европейской части
страны, Урал. Географическое
положение регионов, их природный
и хозяйственный потенциал,
влияние особенностей природы на
жизнь хозяйственную деятельность
людей. Регионы экологического
неблагополучия.
Определение географического
положения территории, основных
этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их
использования. Этапы заселения.
Характеристика внутренних

угодьями. Определять по картам и
экономико-климатическим
показателям основные районы
выращивания зерновых и
технических культур, главные
районы животноводства. Выявлять
на основе анализа карт основные
районы и центры развития пищевой и
легкой промышленности.
Проводить сравнение видов
Работа с текстом,
транспорта по ряду показателей
картами
(скорость, себестоимость,
грузооборот, пассажирооборот)
Выявлять преимущества и
недостатки каждого вида транспорта.
Работа с текстом,
картами
Уметь объяснять значение
районирования. Показывать на карте
Районы России.

Устный опрос

Анализировать карты, приводить
сообщения
примеры факторов,
способствовавших формированию
района. Приводить примеры
факторов, способствующих развитию
хозяйства и затрудняющих его.
Знать причины роста городов,
демографические проблемы

17.

18.

19.

20.

Москва — столица
России.
Географические
особенности областей
Центрального района.
П/р
№
8.
Составление
картосхемы
размещения
народных
промыслов
Центральной России
Волго-Вятский район.
ЦентральноЧерноземный район.

Северо-Западная
Россия
Роль Санкт-Петербурга в развитии
района.
Калининградская
область.
Европейский Север.
Природа. Народы.
Хозяйство
ГП, природные
условия и ресурсы,
население Северного
Кавказа. Традиции и
культура.
Хозяйство Северного
Кавказа

различий районов и городов.
Достопримечательности.
Топонимика.
Различия территории по условиям и
степени хозяйственного освоения:
зона Севера и основная зона.
Географические особенности
отдельных регионов:
Географическое положение
регионов, их природный и
хозяйственный потенциал, влияние
особенностей природы на жизнь
хозяйственную деятельность людей.
Регионы экологического
неблагополучия.
Определение географического
положения территории, основных
этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их
использования. Этапы заселения.
Характеристика внутренних
различий районов и городов.
Достопримечательности.
Топонимика.

Выполнение
практической
работы

Оценивать влияние природы на
жизнь людей и хозяйство. Выявлять
условия для развития хозяйства.
Составлять описания и
характеристики. положительное и
отрицательное влияние
географического положения.

Работа с текстом,
картами

опрос
Зачет

Определять причины разнообразия
ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее
влияния на формирование культуры
народов; районов разной специализации, центров производства
важнейших видов продукции,
основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а

Работа с текстом,
картами

также крупнейших регионов и стран
мира

П/р № 9.выявление и
анализ условий для
развития
рекреационного
хозяйства на
Северном Кавказе

21.

22.

Географическое
положение,
природные условия и
ресурсы, население
Поволжья
П/р № 10.
Экологические и
водные проблемы
Волги – оценки и
пути решения
Хозяйство Поволжья
П/р № 11.
Определение
факторов развития и
сравнение
специализации
промышленности
Европейского Юга и
Поволжья

Различия территории по условиям и
степени хозяйственного освоения:
зона Севера и основная зона.
Географические особенности
отдельных регионов – Север и
Северо-Запад, Центральная Россия,
Поволжье, Юг европейской части
страны, Урал. Географическое
положение регионов, их природный
и хозяйственный потенциал,
влияние особенностей природы на
жизнь хозяйственную деятельность
людей. Регионы экологического
неблагополучия.

Оценивать положительные и
отрицательные стороны
географического положения.
Устанавливать характер
воздействия ГП на жизнь людей и
хозяйство. Анализировать схемы и
статистические материалы,
формулировать выводы. Составлять
описания и характеристики, схемы и
таблицы. Определять черты
сходства и различия. Решать
практические и познавательные
задачи
Оценивать положительные и
отрицательные стороны
географического положения.
Устанавливать характер
воздействия ГП на жизнь людей и
хозяйство. Анализировать схемы и
статистические материалы,
формулировать выводы. Составлять
описания и характеристики, схемы и
таблицы. Определять черты
сходства и различия. Решать
практические и познавательные
задачи.

Работа по плану
работа по плану

.
Работа с картами

Выполнение
практической
работы

23.

Урал.
П/р № 12. Оценка
экологической
ситуации в разных
частях Урала и пути
решения
экологических
проблем

24.

Западная
экономическая зона
(обобщающий урок)
Восточный
макрорегион.

25.

Определять наличие ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры
народов; районов разной специализации, центров производства
важнейших видов продукции,
основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а
также крупнейших регионов и стран
мира; составлять крат кую географическую характеристику разных
территорий на основе разнообразных
источников географической
информации и форм ее
представления;
использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Работа с картами

Работа с модулем
Различия территории по условиям и
степени хозяйственного освоения:
зона Севера и основная зона.
Географические особенности
отдельных регионов: Западная
Сибирь, Восточная Сибирь,
Дальний Восток . Географическое
положение регионов, их природный
и хозяйственный потенциал,
влияние особенностей природы на

Знать: основные географические
понятия и термины, особенности
основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и
районов Российской
Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять
существенные признаки
географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и

Работа с текстом,
картами

жизнь хозяйственную деятельность
людей. Регионы экологического
неблагополучия.
Определение географического
положения территории, основных
этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их
использования. Этапы заселения.
Характеристика внутренних
различий районов и городов.
Достопримечательности.
Топонимика.

26.

27.

Западная Сибирь.
П/р № 13. Изучение и
оценка природных
условий для
хозяйственной
деятельности
человека
Нефтегазохимический
комплекс,
горнодобывающая
промышленность.
П/р № 14.
Составление
характеристики
нефтяного/ газового
комплекса

анализировать информацию, необходимую для изучения:
географических
объектов и явлений, их
обеспеченности природными и
человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала,
экологических проблем; приводить
примеры: использования и охраны
природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей
среды, ее влияния на формирование
культуры народов; районов разной
специализации, центров производства важнейших видов продукции,
основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних
экономических связей России.
Определять географическое
положение региона. Выявлять и
анализировать условия для развития
хозяйства. Устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
географических объектов

Выполнение
практической
работы

Выполнение
практической
работы

28.

29.

30.

31.

Восточная Сибирь.
П/р № 15.
Разработка по карте
туристического
маршрута
Хозяйственные
районы Восточной
Сибири. Проблемы
региона.
П/р № 16.
Составление
характеристики
Норильского
промышленного
узла
Дальний Восток.

Обобщающее
повторение

Различия территории по условиям и
степени хозяйственного освоения:
зона Севера и основная зона.
Географические особенности
отдельных регионов: Западная
Сибирь, Восточная Сибирь,
Дальний Восток . Географическое
положение регионов, их природный
и хозяйственный потенциал,
влияние особенностей природы на
жизнь хозяйственную деятельность
людей. Регионы экологического
неблагополучия.
Определение географического
положения территории, основных
этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их
использования. Этапы заселения.
Характеристика внутренних
различий районов и городов.
Достопримечательности.
Топонимика.

Определять географическое
положение региона. Выявлять и
анализировать условия для развития
хозяйства. Устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
географических объектов

Выполнение
практической
работы

Определять географическое
положение региона. Выявлять и
анализировать условия для развития
хозяйства. Устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения
географических объектов

Работа с картой

Выполнение
практической
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».