ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа Юных инспекторов
движения (ЮИД) «СВЕТОФОРИК» (далее - программа)
разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» (Задача № 5 (б) абзац 2);
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»);
Устав и другие локальные нормативные акты Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 66 г.
Екатеринбурга (далее – МАОУ СОШ № 66).
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы. Из года в год увеличивается поток
автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает объективную
реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Несчастные
случаи происходят и на больших транспортных магистралях, и на маленьких
дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. Причина: учащиеся не
знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных
последствий правонарушений.
Выработать у обучающихся потребность в
2
соблюдении правил дорожного движения в целях самосохранения - это основная
задача педагога. Осознанное выполнение Правил дорожного движения,
самодисциплина и самоконтроль могут гарантировать безопасность на дороге.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить
большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование
тактических приёмов, что позволит обучающимся повысить уровень знаний о
правилах дорожного движения. По ходу реализации программы предполагается
использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для
перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет,
просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Цель программы: формирование у обучающихся сознательного и
ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности
окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и
практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
повышение уровня знаний обучающихся по ПДД РФ; усвоение требований
разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
способствование приобретению навыков социально значимой деятельности
(волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма;
ознакомление с приёмами и методами контроля усвоения знаний на занятиях;
овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие (метапредметные):
развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции,
внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия,
логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств,
способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
развитие у обучающихся специальных психофизических качеств
(оперативного мышления, умения концентрировать и переключать внимание).
Воспитательные (личностные):
воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
воспитание культуры поведения в транспорте;
воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
формирование сознательности и ответственного отношения к собственной
жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
3
Особенностью программы является упор на изучение новейших
тактических действий и современных методических приёмов, что позволяет
достигнуть более высокого результата на занятиях, а также внедрение в процесс
обучения активной психологической подготовки. Эти занятия позволяют
объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает
более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода
на следующий этап обучения.
Организационные условия реализации программы
Программа способствует;
Умственному развитию – обучающиеся закрепляют знания по
безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и
грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог.
Нравственному воспитанию – через занятия у обучающихся
формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются
навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей
– уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств
(самостоятельность, аккуратность), личной ответственности за поведение на
дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, дисциплинированности как
участников дорожного движения.
Эстетическому воспитанию, участвуя в художественных, литературных,
иных творческих конкурсах, обучающиеся повышают свой общекультурный
уровень.
Срок освоения программы: 3 года. Занятия проводятся с сентября по май,
рассчитана на 210 часов.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю, по 2 академических часа.
Количество человек в группе: 15 человек, к занятиям допускаются
обучающиеся независимо от их одаренности, способностей, уровня физического
развития и подготовленности по заявлению родителей и медицинского
заключения о состоянии здоровья обучающихся.
Программа делится на три года обучения:
- Первый год обучения – начальная подготовка.
- Второй и третий года обучения – углубленное обучение ПДД и тактической
подготовке в применении ПДД.
4
Программа разноуровневая, т.е. программа предоставляет всем обучающимся
возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития,
предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания
программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени
сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из
участников рассматриваемой программы.
Первый год обучения – «Стартовый уровень». Это начальная подготовка,
предполагающая использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы, является первой ступенью для перехода к
базовой общеразвивающей программе обучения.
Второй и третий года обучения – «Базовый уровень», углубленное обучение
технике вождения велосипеда, обучение тактической подготовке, предполагает
реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний,
создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках
содержательно-тематического направления программы. Программа базового
уровня реализуется в течение двух лет, направлена на формирование знаний,
умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом
детского объединения. При этом сохранность контингента составляет до 75 % от
поступивших на обучение. Способы отслеживания уровневых результатов
используются такие же, как и в программах «стартового» уровня.
Учебный план
(1-ый год обучения, 70 час)
№
Название раздела, темы
п/п
Кол-во часов
Всего
Теория
Формы
Практика
аттестации/
контроля
1.
Введение
2
1
1
1.1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности
Изучение правил
дорожного движения
Основные понятия и
термины ПДД,
используемые в правилах
История автомобиля и
2
1
1
56
25
31
4
2
2
2.
2.1
2.2.
Анкетирование
Беседа
Оценка
теоретической
подготовленности
Тестирование.
4
2
2
5
правил дорожного
движения
2.3.
Обязанности пешеходов,
пассажиров. Регулирование
дорожного движения:
светофоры, регулировщики
2.4. Дорожные знаки, разметка
Проведение
подвижных игр.
10
4
6
6
3
3
Расположение
транспортных средств на
проезжей части
Скорость движения
8
4
4
4
2
2
14
4
10
2.8.
Правила движения для
велосипедистов
Элементы улиц и дорог
4
2
2
2.9.
ГИБДД - помощник и друг
2
1
1
3.
Доврачебная
медицинская помощь при
ранах, кровотечениях и
ожогах
Агитационно – массовая
работа в начальных
классах
Проведение игр
6
3
3
6
2
4
Выпуск агитационных
листков. Встречи с
интересными людьми
Итого:
4
2
2
70
31
39
2.5.
2.6.
2.7.
4.
4.1
4.2
2
Выполнение
контрольных
упражнений
Открытый урок.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Оценка
теоретической
подготовленности
2
Содержание программы
(1-ый год обучения, 70 час)
1. Введение:
Знакомство с объединением ЮИД. Детский дорожно-транспортный травматизм.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и
велосипедистов за нарушение правил дорожного движения.
2. Изучение правил дорожного движения:
2.1. Основные понятия и термины ПДД, используемые в правилах.
6
Теория: Понятия и термины: автомагистраль, велосипед, водитель, главная
дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие, железнодорожный переезд,
пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса движения, маршрутное
транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик,
участник дорожного движения и т. д.
Практика: конкурс кроссвордов и рисунков.
2.2. История автомобиля и правил дорожного движения.
Теория: Появление первого отечественного автомобиля. «Огненная повозка».
Этапы возникновения автомобиля.
Практика: подготовка сообщений.
2.3. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения:
светофоры, регулировщики.
Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных
пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и
нерегулируемых пешеходных перекрестках.
Выходы пешеходов на проезжую
часть, движение через проезжую часть. Обязанности и правила поведения
пассажиров при поездке на транспортном средстве. Формы регулирования
движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы
регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение.
Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами,
игры и эстафеты регулировщиков движения.
2.4. Дорожные знаки, разметка.
Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета,
запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные
средства информации. Информационно-указательные знаки
и знаки
дополнительной информации (таблички). Виды разметок, классификация дорог.
Элементы дорог, улиц: проезжая часть, тротуары. Улицы главные и
второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки. Назначение линий
безопасности.
Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности.
Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины.
2.5. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Движение транспортного средства по полосам или полосе движения, на
дороге с двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах. Движение
транспортного средства со скоростью 40 км/ч, по трамвайным путям, при
7
реверсивном движении. Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения
дистанции.
Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при
помощи макетов дорожных ситуаций.
2.6. Скорость движения.
Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости
движения: скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов.
Предельно разрешенная скорость движения транспортного средства.
Практика: изготовление учебного лото.
2.7. Правила движения для велосипедистов.
Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения
велосипедов на дороге. Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках.
Движение на нерегулируемом пересечении дорог.
Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации
на площадке, по специально размеченной трассе с выполнением специальных
заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота,
медленная езда, фигурная езда и т. д.).
2.8. Элементы улиц и дорог.
Теория: Пассажир, водитель, пешеход, велосипед. Разбор понятия «дорога».
История создания дорог. Правила.
Практика: Создание рисунка дорог и тротуаров возле школы.
2.9. ГИБДД-помощник и друг.
Теория: Что такое ГБДД. Обязанности, деятельность. Статистика нарушений
дорожного движения.
Практика: сообщение о работниках ГБДД
3. Доврачебная помощь при ранах, кровотечениях, ожогах:
Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их
характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их
обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об
асептике и антисептике, повязке и перевязке, индивидуальный перевязочный
пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии
пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных
сосудов. Резиновый и матерчатый жгут. Правила наложения жгута. Доврачебная
помощь при кровотечении из носа. Практика: Выполнение рисунков с
8
обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки
артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута.
4. Агитационно – массовая работа в начальных классах:
- игровая программа «Зеленый огонек»;
- игра-эстафета «Школа светофорных наук»;
- беседа «На красный свет – дороги нет!»
-игровые программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»;
4.1. Выпуск агитационных листков
Теория: обсуждение что должно быть в агитационном листке, создание эскиза.
Практика: Создание агитационных листков.
4.2. Встречи с интересными людьми
Практика: приглашение инспекторов ГБДД.
Учебный план
(2-ой год обучения, 70 час)
№
п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Всего Теория Практика
Введение
2
1
1
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности
Изучение правил дорожного
движения
2
1
1
40
14
26
Основные причины дорожнотранспортного травматизма
2
2
-
2.2
Пешеходы на дороге
4
2
2
2.3
Сигналы светофора и
регулировщика
4
2
2
2.4
Дорожные знаки, разметки
6
2
4
2.5
Требования к движению
велосипедов и мопедов
6
3
3
2.6
Скоростной режим
4
2
2
1
1.2
2
2.1
Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Беседа
Оценка
теоретической
подготовленности
Тестирование.
Проведение
подвижных игр.
Выполнение
контрольных
упражнений
9
2.7
Обгон, остановка, стоянка
транспортных средств
6
2
4
2.8.
Проезд перекрестков
4
2
2
2.9
Движение через
железнодорожные пути
2
1
1
Первая помощь при травмах
и несчастных случаях
8
3
5
3.1
Переломы
2
1
1
3.2
Правила наложения
стерильных повязок
4
2
2
3.3
Виды кровотечений.
Остановка кровотечений
2
-
2
4
Агитационно-массовая
работа
6
2
4
4.1
Беседы, игровые программы
2
1
1
4.2
Выпуск стенгазет, памяток для
водителей и пешеходов
2
-
2
4.3
Пропаганда ПДД
2
1
1
Фигурное вождение
велосипеда
14
5
9
Езда на велосипеде,
технические требования,
предъявляемые к велосипеду.
Экипировка
Правила движения
велосипедистов. Подача
предупредительных сигналов
велосипедистом световыми
приборами и рукой
Дополнительные требования к
движению велосипедистов.
Правила проезда
нерегулируемых перекрестков
Изучение каждого
препятствия
2
1
1
3
5
5.1
5.2
5.3
5.4
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
контрольных
упражнений
Открытый урок.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка
теоретической
подготовленности.
Тестирование.
1
-
1
Проведение
подвижных игр.
Выполнение
контрольных
упражнений
1
-
1
2
1
1
10
5.5
Правила проезда
велосипедистами
пешеходного перехода
2
1
1
5.6
Движение групп
велосипедистов
1
1
-
5.7
Прохождение отдельных
препятствий на велосипеде
Составление памятки:
«Юному велосипедисту»
Итого:
4
1
3
1
1
-
70
25
45
5.8
Содержание программы
(2-ой год обучения, 70 час)
1. Введение:
Ознакомление обучающихся с планом работы объединения в учебном году.
Задачи на новый учебный год.
2. Изучение правил дорожного движения:
2.1. Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми.
Теория: Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с
детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия.
2.2. Пешеходы на дороге.
Теория: Пешеходы на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через
железнодорожные пути, дороги с односторонним и двухсторонним движением.
Правила движения по загородной дороге. Пересечение дороги за городом.
Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время
движения и при высадке.
Практика: отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге,
викторина.
2.3. Сигналы светофора и регулировщика.
Практика: отработка умений ориентироваться по знакам светофора и командам
регулировщика.
2.4. Дорожные знаки, разметки.
11
Теория: Дорожная разметка, ее значение для регулировки движения
транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка.
Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение
дорожных ситуаций.
2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов.
Теория: Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом.
Экипировка. Места для движения на велосипедах. Движение в городских
условиях и по дороге. Дорожно-транспортные происшествия и меры их
предупреждения.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
2.6. Скоростной режим.
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Порядок
движения транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение
транспортных средств. Движение транспортных средств. Скорость движения.
Резкое торможение, внезапное маневрирование – причина столкновения
транспортных средств.
Практика: изготовление макетов, плакатов.
2.7. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.
Теория: Обгон, встречный разъезд. Условия, при которых разрешается обгон.
Путь обгона. Обгон с выездом на полосу встречного движения. Остановка и
стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью
длительного отдыха. Запрет на остановку транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение
дорожных ситуаций.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков. Приоритет пешеходов и велосипедистов по
отношению к поворачивающим транспортным средствам. Недостаточная
пропускная способность участка дороги (затор). Проезд перекрестка при желтом
мигающем светофоре. Регулируемые перекрестки. Левый поворот. Движение в
направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с
желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при
наличии знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Порядок
разъезда безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог.
Практика: изготовление наглядной агитации (плакатов).
12
2.9. Движение через железнодорожные пути.
Теория: Движение через железнодорожный переезд по железной дороге в
соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора, разметки, положения
шлагбаума и указаниями дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при
вынужденной остановке на переезде.
Практика: изготовление макетов, моделирование дорожной ситуации.
3. Первая помощь при травмах и несчастных случаях:
3.1. Переломы
Теория: Общее понятие о травме. Понятие о переломах. Основные признаки.
Открытые и закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей
таза, позвоночника, черепа. Обнаружение переломов и основные правила
оказания доврачебной медицинской помощи. Виды транспортных шин.
Практика: накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой
суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная
повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо,
шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности.
3.2. Правила наложения стерильных повязок.
Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок.
Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь.
Практика: Наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный
суставы, голень, стопу.
3.3. Виды кровотечений. Остановка кровотечений.
Теория: Виды кровотечений. Остановка кровотечений. Доврачебная медицинская
помощь.
Практика: имитация кровотечения и пути остановки кровотечения.
4. Агитационно-массовая работа:
- Беседа «Твой друг – велосипед»;
- игровые конкурсные программы: «Веселая улица», «Когда поют светофоры»,
«Знатоки дорожного движения»;
- викторины «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы – пассажиры»;
- выпуск стенгазет, памяток для пешеходов и водителей.
- Пропаганда ПДД.
5.Фигурное вождение велосипеда:
13
5.1. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Экипировка.
Теория: Требования, установленные к велосипеду. Механизм. Защита.
Практика: езда на велосипеде, правильное применение экипировки.
5.2. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов
велосипедистом приборами и рукой.
Теория: Правила движения, виды предупредительных сигналов.
Практика: применение правил и предупредительных знаков при езде на
велосипеде.
5.3. Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Теория: правила проезда велосипедистами нерегулируемых
Изучение препятствий.
Практика: применение правил в имитационной ситуации .
перекрестков
5.4. Изучение каждого препятствия отдельно.
Теория: Движение групп велосипедистов.
Практика: езда на велосипеде в группах.
5.5. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода
Теория: Изучение правил. Назначение пешеходного перехода.
Практика: имитация дорожной ситуации.
5.6. Движение групп велосипедистов
Теория: Правильное движение в группе. Дистанция.
Практика: движение групп велосипедистов.
5.7. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Препятствия
(прохождение трассы): змейка; восьмерка; качели; перестановка предмета;
слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными стойками; скачок; коридор из
коротких досок. Фигурное вождение.
Теория: Препятствия (прохождение трассы): змейка; восьмерка; качели;
перестановка предмета; слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными
стойками; скачок; коридор из коротких досок.
Практика: езда на велосипеде с препятствиями.
5.8. Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Теория: Составление памятки.
14
Учебный план
(3-ий год обучения, 70 час)
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
всего теория практика
1
Введение
2
1
1
2
Изучение правил дорожного
движения
28
12
16
2.1
Ответственность за нарушение
ПДД
2
2
-
2.2
Расположение транспортных
средств на проезжей части
4
1
3
2.3
Движение по трамвайным путям
попутного направления
2
1
1
2.4
Остановочный путь транспорта
2
1
1
2.5
Остановка и стоянка
4
1
3
2.6
Проезд перекрестков
6
2
4
2.7
Движение через
железнодорожные пути и по
автомагистрали
2
1
1
2.8
Приоритет маршрутных
транспортных средств
2
1
1
2.9
Пользование внешними
световыми приборами и
звуковыми сигналами
2
1
1
2.10
Перевозка людей
2
1
1
Первая помощь при травмах
12
3
9
3.1
Способы вентиляции легких
4
1
3
3.2
Транспортировка пострадавших
4
1
3
3.3
Содержание автомобильной
аптечки
4
1
3
3
Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Беседа
Оценка
теоретической
подготовленности
Тестирование.
Проведение
подвижных игр.
Выполнение
контрольных
упражнений
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Открытый урок.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование
15
4.
Агитационно-массовая работа
6
1
5
4.1
Игровые программы и
соревнования
4
1
3
4.2
Выступление с рефератами
2
5.
Фигурное вождение
велосипеда
22
7
15
5.1
Езда на велосипеде, технические
требования, предъявляемые к
велосипеду. Экипировка
Правила движения
велосипедистов. Подача
предупредительных сигналов
велосипедистом световыми
приборами и рукой
Дополнительные требования к
движению велосипедистов
Изучение каждого препятствия
отдельно
Правила проезда пешеходного
перехода
4
1
3
5.6
5.7
5.2
5.3
5.4
5.5
2
Проведение
подвижных игр.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка
теоретической
подготовленности
Тестирование.
3
1
2
3
1
2
3
1
2
2
1
1
Движение групп
велосипедистов
2
1
1
Прохождение отдельных
препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение
Итого:
5
1
4
70
24
46
Выполнение
контрольных
упражнений
Содержание программы
(3-ий год обучения, 70 час)
1. Введение:
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2. Изучение Правил дорожного движения:
2.1. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Теория: Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Административная ответственность. Гражданская и уголовная ответственность.
Состояние безопасности дорожного движения в районе, городе, поселке.
16
2.2. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Применение
аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения,
маневрирование. Запрет на движение транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.3. Движение по трамвайным путям попутного направления.
Теория: Движение по трамвайным путям попутного направления. Выезд на
дорогу с реверсивным движением. Дистанция. Движение медленно движущихся
транспортных средств.
Практика: создание учебного макета, оформление наглядной агитации.
2.4. Остановочный путь транспорта.
Теория: Остановочный путь транспорта. Зависимость остановочного пути от
скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой.
Практика: решение задач по ПДД.
2.5. Остановка и стоянка.
Теория: Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок
транспортных средств. Вынужденная остановка. Меры предупреждения
самопроизвольного движения поставленных на стоянку транспортных средств.
Практика: решение задач по ПДД.
2.6. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущество
трамвая. Порядок проезда при смене сигналов. Нерегулируемые перекрестки.
Порядок разъезда рельсовых и безрельсовых транспортных средств. Общий
принцип приоритета движущегося транспортного средства в прямом
направлении.
Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный
переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных
средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.7. Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Теория: Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Остановочный путь поезда. Ограничения, при которых недопустим выезд на
железнодорожный переезд. Вынужденная остановка на переезде. Сигнал
остановки поезда. Сигнал общей тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок
движения. Вынужденная остановка.
Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете.
2.8. Приоритет маршрутных транспортных средств.
17
Теория: Приоритет маршрутных транспортных средств. Приоритет трамвая,
транспортных средств, находящихся на полосе для маршрутных транспортных
средств, начинающих движение.
Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД.
2.9. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
Теория: Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Условия применения противотуманных фар, габаритных огней. Переключение
дальнего света на ближний. Включение приборов в условиях недостаточной
видимости, в светлое время суток. Остановка и стоянка в темное время суток.
Использование фары-прожектора и фары – искателя. Задние противотуманные
фонари. Проблесковые маячки. Звуковые сигналы.
Практика: решение задач по ПДД.
2.10. Перевозка людей.
Теория: Перевозка людей в кузове грузового автомобиля, перевозка групп детей в
автобусе, на переднем сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла. Запрет
на перевозку людей.
Практика: изготовление демонстрационных плакатов.
2.11. Ответственность за нарушение ПДД.
Теория: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за
нарушение ПДД.
3.Доврачебная медицинская помощь при травмах:
3.1. Способы искусственной вентиляции легких.
Теория: Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба и сотрясения
головного мозга, растяжение связок и вывихи суставов. Доврачебная помощь.
Способы искусственной вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос»,
непрямой массаж сердца.
Практика: Отработка техники проведения искусственного дыхания и непрямого
массажа сердца.
3.2. Транспортировка больных.
Теория: Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе,
проникающем ранении живота, на нижнюю и верхнюю область живота.
Транспортировка пострадавших при ранении нижних конечностей, живота,
грудной клетки, повреждениях костей черепа, переломах позвоночника.
Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных средств.
Практика: Способы транспортировки пострадавших.
18
3.3. Содержание автомобильной аптечки.
Теория:
Состав
автомобильной
аптечки:
обезболивающие,
противовоспалительные и противошоковые средства при травме, средства для
остановки и кровотечения, обработки и перевязки ран, средства при болях в
сердце, средства для сердечно-легочной реанимации при клинической смерти,
средства при обмороке, средства для дезинтоксикации при отравлении пищей,
средства при стрессовых реакциях.
Практика: комплектование медицинской автомобильной аптечки.
4. Агитационно-массовая работа:
- Соревнования «Безопасное колесо»;
- выступление с рефератами, в знаменательные дни и на родительских
собраниях;
- посвящение первоклассников в пешеходы;
- конкурс рисунков по разной тематике;
- конкурсная программа для начальных классов «Лучший знаток правил
дорожного движения»;
- выпуск стенгазет, памяток и т. д.
5. Фигурное вождение велосипеда:
5.1. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Экипировка.
Теория: Требования, установленные к велосипеду. Механизм. Защита.
Практика: езда на велосипеде, правильное применение экипировки.
5.2. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов
велосипедистом приборами и рукой.
Теория: Правила движения, виды предупредительных сигналов.
Практика: применение правил и предупредительных знаков при езде на
велосипеде.
5.3. Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Теория: правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение препятствий.
Практика: применение правил в имитационной ситуации.
5.4. Изучение каждого препятствия отдельно.
Теория: Движение групп велосипедистов.
Практика: езда на велосипеде в группах.
5.5. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода
Теория: Изучение правил. Назначение пешеходного перехода.
Практика: имитация дорожной ситуации.
19
5.6. Движение групп велосипедистов
Теория: Правильное движение в группе. Дистанция.
Практика: движение групп велосипедистов.
5.7. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Препятствия
(прохождение трассы): змейка; восьмерка; качели; перестановка предмета;
слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными стойками; скачок; коридор из
коротких досок. Фигурное вождение.
Теория: Препятствия (прохождение трассы): змейка; восьмерка; качели;
перестановка предмета; слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными
стойками; скачок; коридор из коротких досок.
Практика: езда на велосипеде с препятствиями.
Планируемые результаты
Обучающиеся первого года обучения должны:
Знать:
-основные понятия и термины, используемые в ПДД;
-обязанности пешеходов и пассажиров;
-значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;
-назначение дорожной разметки;
-подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных
средств;
-знаки: «Обгон» и «Встречный разъезд»;
-как распознать и предвидеть опасность;
-основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном
происшествии.
Уметь:
-самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с
регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;
-ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;
-определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;
-соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного
транспорта, при посадке и высадке из него;
-правильно, четко и интересно объяснять младшим учащимся, как безопасно
вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора,
регулировщика, дорожные знаки;
-оказывать доврачебную медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
Обучающиеся второго года обучения должны:
Знать:
-основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным
средствам;
20
-правила дорожного движения – нормативный документ;
-типы светофоров и их сигналы. Методы и способы управления светофорами;
-группы знаков и их назначение;
-требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;
-расположение транспортных средств на проезжей части;
-скорость движения;
-проезд перекрестков;
-обгон, стоянка, остановка транспортных средств;
-доврачебная помощь при переломах, травматическом шоке;
-доврачебная помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и
дыхания.
Уметь:
-ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать
адекватные решения);
-управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности
движения;
-решать ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного движения с
применением макетов и без них;
-применять приемы оказания доврачебной медицинской помощи;
-проводить игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме;
-выпускать памятки безопасности, стенгазет.
Обучающиеся третьего года обучения должны:
Знать:
-причины и последствия ДТП;
-конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;
-правовое воспитание пешеходов;
-организацию и регулирование дорожного движения;
-сложные ситуации на дороге и перекрестке;
-правила оказания первой помощи в пути, при ДТП;
-содержание автомобильной аптечки первой помощи и назначение средств, в нее
входящих;
-историю дорожного движения.
Уметь:
-применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и
чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортного средства;
-управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности
движения;
-уметь решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для
водителей категории А и В;
-проводить праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и
родителей;
-выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.
21
Обучающиеся должны:
Знать:
-Правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за
нарушение ПДД;
-серии дорожных знаков и их представителей;
-способы оказания первой медицинской помощи;
-техническое устройство велосипеда.
Уметь:
-Работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
-читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
-оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
-управлять велосипедом.
Иметь навыки:
-Дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира,
велосипедиста;
-взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
-участия в конкурсах, соревнованиях, агитбригадах.
-активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Методическое и техническое обеспечение программы
Макет «Перекресток».
Стенд «Улицы города».
Светофор.
Дорожные знаки, модели транспорта, настольные игры.
Кабинет по Правилам дорожного движения. В оснащение кабинета входят
макеты дорожных знаков, стенд «Регулирование дорожного движения», доска
настенная со схемой населенного пункта.
Подростковые велосипеды.
Интернет – ресурсы.
Список литературы
1. Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина // Досуг в
школе. – 2009 г.
2. Азбука дорожной безопасности: Учебное пособие для учащихся 1 класса. – М.:
ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2007г.
3. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального возраста. – М.:
«Издательский Дом Третий Рим», 2007г.
4. Азбука пешехода: Методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений и педагогов начальной школы. – М., 2007г.1.
5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника:
Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом
Третий Рим, 2006. -80с.
22
6. Н.В. Ковалева: Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников:
Феникс,2008.
7.Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета
Министров Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01.
04. 2007.5.
8.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое
пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007.
-56с.
9. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности
дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб.,
2005.
10. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и
средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с
родителями /авт.-сост. В.В. Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
11.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное
пособие для 7-8 кл., 2007г.
Приложение 1
Календарный учебный график
на учебный год
(1-ый год обучения, 70 час)
№
п/п
Сроки
проведения
занятий
Форма
занятия
Часы
Тема
Форма
контроля
1.Введение (2 час)
1
2 неделя
сентября
2
3 неделя
сентября
3
4 неделя
сентября
4
1 неделя
октября
Беседа.
2
Вводное занятие.
Анкетирование.
Просмотр
Инструктаж по технике Педагогическое
учебного
безопасности
наблюдение
фильма
2.Изучение правил дорожного движения (56 час)
Беседа.
Просмотр
учебного
фильма
Практикум
2
Основные понятия и
термины, используемые
в правилах.
Педагогическое
наблюдение
2
Конкурс кроссвордов и
рисунков
Беседа.
Просмотр
учебного
2
Появление первого
отечественного
Самоконтороль.
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
23
автомобиля
фильма
5
2 неделя
октября
Практикум
2
Этапы возникновения
автомобиля
Самостоятельная
работа
6
3 неделя
октября
Практическая
часть
2
Движение пешеходов
по краю проезжей
части
Практическая
работа
7
4 неделя
октября
Практическая
часть
2
Пересечение проезжей
части на пешеходных
перекрестках
Педагогическое
наблюдение
8
2 неделя
ноября
Практическая
часть
2
Обязанности и правила
поведения пассажиров
при поездке на
транспортном средстве
Взаимоконтроль.
Самостоятельная
работа
9
3 неделя
ноября
Практическая
часть
2
Формы регулирования
движения
Педагогическое
наблюдение
10
4 неделя
ноября
Практикум
Просмотр
учебного
фильма
2
Светофоры, значение
сигналов светофора.
Сигналы
регулировщика
Педагогическое
наблюдение
11
1 неделя
декабря
Практикум
2
Назначение дорожных
знаков
Педагогическое
наблюдение
12
2 неделя
декабря
Практикум
2
Информационноуказательные знаки и
знаки дополнительной
информации (таблички)
Практическая
работа
13
3 неделя
декабря
Практикум
2
Назначение линий
безопасности.
Надписи на проезжей
части
Практическая
работа
14
4 неделя
декабря
Практическая
часть
2
Движение
транспортного
средства на дороге с
двухсторонним
движением
Педагогическое
наблюдение
15
5 неделя
декабря
Практикум
2
Движение
транспортного
средства вне и в
Практическая
работа
24
населенных пунктах
16
2 неделя
января
Практическая
часть
2
Движение
транспортного средства
по трамвайным путям
Педагогическое
наблюдение
17
3 неделя
января
2
Движение по обочинам
и тротуарам, правила
соблюдения дистанции
Взаимоконтроль.
Самостоятельная
работа
18
4 неделя
января
Практикум.
Просмотр
учебного
фильма
Практическая
часть
2
Характеристика правил
скорости движения
Педагогическое
наблюдение
19
1 неделя
февраля
Практикум
2
Скорость движения в
населенных пунктах и
вне населенных
пунктов
Практическая
работа
20
2 неделя
февраля
Практикум
2
Виды велосипедов,
управление
велосипедом
Практическая
работа
21
3 неделя
февраля
Практическая
часть
2
Правила движения
велосипедов на дороге
Педагогическое
наблюдение
22
4 неделя
февраля
Практикум
2
Движение на подъемах
и спусках
Практическая
работа
23
1 неделя
марта
2 неделя
марта
Практикум
2
Торможение на спусках
Практикум
2
Движение на
нерегулируемом
пересечении дорог
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
25
3 неделя
марта
Упражнения
2
Езда на велосипеде по
дорожным знакам
26
4 неделя
марта
Упражнения
2
Езда на велосипеде по
дорожным знакам,
создание уличной
ситуации на площадке
27
1 неделя
апреля
Практическая
часть
2
Разбор понятия
«дорога»
28
2 неделя
апреля
Упражнения
2
История создания
дорог. Правила
24
Практическая
работа
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
25
29
3 неделя
апреля
Упражнения
2
Что такое ГБДД.
Обязанности,
деятельность
Практическая
работа
3.Доврачебная медицинская помощь (6 час)
30
4 неделя
апреля
Практическая
часть
2
Понятие о ране.
Виды ран.
Виды кровотечений
Практическая
работа
31
5 неделя
апреля
Практическая
часть
2
Резиновый и
матерчатый жгут.
Правила наложения
жгута. Доврачебная
помощь при
кровотечении из носа
Практическая
работа
32
1 неделя
мая
Практическая
часть
2
Правила оказания
помощи после ожога,
обморожения,
солнечном и тепловом
ударах
Практическая
Работа.
Тестирование
4.Агитационно – массовая работа в начальных классах (6 час)
33
2 неделя
мая
Практическая
часть
2
Игра- эстафета «Школа
светофорных наук»
Педагогическое
наблюдение
34
3 неделя
мая
Практическая
часть
2
Игры: «Веселая улица», Творческий отчет
«Учись по улицам
ходить»
35
4 неделя
мая
Практическая
часть
2
Встреча с работниками
ГБДД
Итого:
70
Творческий отчет
26
Календарный учебный график
на учебный год
(2-ой год обучения, 70 час)
№
п/п
Сроки
проведения
занятий
Форма
занятия
Часы
Тема
Форма
контроля
1.Введение (2 час)
1
2 неделя
сентября
2
3 неделя
сентября
3
4 неделя
сентября
4
Беседа.
2
Вводное занятие.
Анкетирование.
Просмотр
Инструктаж по технике Педагогическое
учебного
безопасности
наблюдение
фильма
2.Изучение правил дорожного движения (40 час)
Беседа.
Просмотр
учебного
фильма
Практикум
2
Основные причины
дорожно-транспортного
травматизма с детьми
Педагогическое
наблюдение
2
Пешеходы на дороге.
Обязанности
пешеходов
Самоконтороль.
Практическая
работа
1 неделя
октября
Беседа.
Просмотр
учебного
фильма
2
Правила для
пассажиров.
Обязанности
пассажиров
Педагогическое
наблюдение
5
2 неделя
октября
Практикум
2
Отработка умений
ориентироваться по
знакам светофора
Самостоятельная
работа
6
3 неделя
октября
Практическая
часть
2
Отработка умений
ориентироваться по
командам
регулировщика
Практическая
работа
7
4 неделя
октября
Практическая
часть
2
Дорожная разметка, ее
значение для
регулировки движения
Педагогическое
наблюдение
8
2 неделя
ноября
Практическая
часть
2
Горизонтальная и
вертикальная разметка
Самостоятельная
работа
9
3 неделя
Практическая
2
Моделирование
Педагогическое
27
ноября
часть
дорожных ситуаций,
разрешение дорожных
ситуаций
наблюдение
10
4 неделя
ноября
11
1 неделя
декабря
Практикум
Просмотр
учебного
фильма
Практикум
2
Требования к
движению велосипедов
и мопедов
Педагогическое
наблюдение
2
Места для движения на
велосипедах
Педагогическое
наблюдение
12
2 неделя
декабря
Практикум
2
Дорожно-транспортные
происшествия и меры
их предупреждения
Практическая
работа
13
3 неделя
декабря
Практикум
2
Скоростной режим.
Расположение
транспортных средств
на проезжей части
Практическая
работа
14
4 неделя
декабря
Практическая
часть
2
Резкое торможение,
внезапное
маневрирование
Педагогическое
наблюдение
15
5 неделя
декабря
Практикум
2
Обгон. Остановка и
стоянка
Практическая
работа
16
2 неделя
января
Практическая
часть
2
Запрет на остановку
транспортных средств
Педагогическое
наблюдение
17
3 неделя
января
Практикум.
Просмотр
учебного
фильма
2
Моделирование
дорожных ситуаций,
разрешение дорожных
ситуаций
Взаимоконтроль.
Самостоятельная
работа
18
4 неделя
января
1 неделя
февраля
Практическая
часть
Практикум
2
Проезд перекрестков
2
Проезд перекрестка при
желтом мигающем
светофоре
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
20
2 неделя
февраля
Практикум
2
Движение при наличии
знаков приоритета
Практическая
работа
21
3 неделя
февраля
Практическая
часть
2
Движение через
железнодорожные пути
Педагогическое
наблюдение
19
28
3.Первая помощь при травмах и несчастных случаях (8 час)
4 неделя
февраля
1 неделя
марта
Практикум
2
Переломы
Практикум
2
Правила наложения
шин
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
24
2 неделя
марта
Практикум
2
Правила наложения
стерильных повязок
Практическая
работа
25
3 неделя
марта
Упражнения
2
Виды кровотечений.
Остановка
кровотечений
Практическая
Работа
Тестирование
22
23
4.Агитационно-массовая работа (6 час)
26
4 неделя
марта
Упражнения
2
Беседа «Твой друг –
велосипед»
Педагогическое
наблюдение
27
1 неделя
апреля
Практическая
часть
2
Игровые конкурсные
программы
Практическая
работа
28
2 неделя
апреля
Упражнения
2
Пропаганда ПДД
Педагогическое
наблюдение
5.Фигурное вождение велосипеда (14 час)
29
3 неделя
апреля
Упражнения
2
Требования,
установленные к
велосипеду
Практическая
работа
30
4 неделя
апреля
Практическая
часть
2
Правила движения
велосипедистов, виды
предупредительных
сигналов
Практическая
работа
31
5 неделя
апреля
Практическая
часть
2
Правила проезда
велосипедистами
нерегулируемых
перекрестков
Практическая
работа
32
1 неделя
мая
Практическая
часть
2
Движение групп
велосипедистов
33
2 неделя
мая
Практическая
часть
2
Правила проезда
велосипедистами
пешеходного перехода
Практическая
Работа.
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
29
34
35
3 неделя
мая
4 неделя
мая
Практическая
часть
Практическая
часть
2
Фигурное вождение
Творческий отчет
2
Составление памятки:
«Юному
велосипедисту»
Творческий отчет
Итого:
70
Календарный учебный график
на учебный год
(3-ий год обучения, 70 час)
№
п/п
Сроки
проведения
занятий
Форма
занятия
Часы
Тема
Форма
контроля
1.Введение (2 час)
1
2 неделя
сентября
2
3 неделя
сентября
3
4 неделя
сентября
4
Беседа.
2
Вводное занятие.
Анкетирование.
Просмотр
Инструктаж по технике Педагогическое
учебного
безопасности
наблюдение
фильма
2.Изучение правил дорожного движения (28 час)
Беседа.
Просмотр
учебного
фильма
Практикум
2
Ответственность за
нарушение Правил
дорожного движения
Педагогическое
наблюдение
2
Применение аварийной
сигнализации и знака
аварийной остановки
Самоконтороль.
Практическая
работа
1 неделя
октября
Беседа.
Просмотр
учебного
фильма
2
Моделирование
дорожных ситуаций и
их решение
Педагогическое
наблюдение
5
2 неделя
октября
Практикум
2
Движение по
трамвайным путям
попутного направления
Самостоятельная
работа
6
3 неделя
октября
Практическая
часть
2
Решение задач по
правилам ПДД
Практическая
работа
7
4 неделя
Практическая
2
Места запрещения
Педагогическое
30
октября
часть
остановок и стоянок
транспортных средств.
Вынужденная
остановка
наблюдение
8
2 неделя
ноября
Практическая
часть
2
Решение задач по
правилам ПДД
Самостоятельная
работа
9
3 неделя
ноября
Практическая
часть
2
Проезд перекрестков.
Регулируемые
перекрестки
Педагогическое
наблюдение
10
4 неделя
ноября
Практикум
Просмотр
учебного
фильма
2
Проезд через
нерегулируемый,
регулируемый
пешеходный переход
Педагогическое
наблюдение
11
1 неделя
декабря
Практикум
2
Моделирование
дорожных ситуаций и
их решение
Педагогическое
наблюдение
12
2 неделя
декабря
Практикум
2
Ограничения, при
которых недопустим
выезд на
железнодорожный
переезд
Практическая
работа
13
3 неделя
декабря
Практикум
2
Моделирование
дорожных ситуаций на
макете, решение задач
по ПДД
Практическая
работа
14
4 неделя
декабря
Практическая
часть
2
Пользование внешними
световыми приборами
и звуковыми
сигналами. Применение
противотуманных фар,
габаритных огней
Педагогическое
наблюдение
15
5 неделя
декабря
Практикум
2
Перевозка людей на
транспорте
Практическая
работа
3.Первая помощь при травмах (12 час)
16
2 неделя
января
Практическая
часть
2
Признаки синдрома
длительного
сдавливания, ушиба и
Педагогическое
наблюдение
31
сотрясения головного
мозга, растяжение
связок и вывихи
суставов
17
3 неделя
января
Практикум.
Просмотр
учебного
фильма
2
Способы
искусственной
вентиляции легких,
непрямой массаж
сердца
Взаимоконтроль.
Самостоятельная
работа
18
4 неделя
января
Практическая
часть
2
Отработка техники
проведения
искусственного
дыхания и непрямого
массажа сердца
Педагогическое
наблюдение
19
1 неделя
февраля
Практикум
2
Правила наложения
стерильных повязок
Практическая
работа
20
2 неделя
февраля
Практикум
2
Транспортировка
пострадавших
Практическая
работа
21
3 неделя
февраля
Практическая
часть
2
Состав автомобильной
аптечки
Педагогическое
наблюдение
4.Агитационно-массовая работа (6 час)
22
4 неделя
февраля
Практикум
2
Соревнования
«Безопасное колесо»
23
1 неделя
марта
Практикум
2
Посвящение
первоклассников в
пешеходы
24
2 неделя
марта
Практикум
2
Конкурс «Лучший
знаток правил
дорожного движения»
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
5.Фигурное вождение велосипеда (22 час)
25
3 неделя
марта
Упражнения
2
Требования,
установленные к
велосипеду
Практическая
Работа
Тестирование
26
4 неделя
Упражнения
2
Игровые конкурсные
Педагогическое
наблюдение
32
марта
программы
27
1 неделя
апреля
Практическая
часть
2
Пропаганда ПДД
28
2 неделя
апреля
Упражнения
2
Езда на велосипеде,
правильное применение
экипировки
29
3 неделя
апреля
Упражнения
2
Правила движения
велосипедистов, виды
предупредительных
сигналов
Практическая
работа
30
4 неделя
апреля
Практическая
часть
2
Применение правил и
предупредительных
знаков при езде на
велосипеде
Практическая
работа
31
5 неделя
апреля
Практическая
часть
2
Правила проезда
велосипедистами
нерегулируемых
перекрестков
Практическая
работа
32
1 неделя
мая
Практическая
часть
2
Правильное движение в
группе. Дистанция
33
2 неделя
мая
Практическая
часть
2
Движение групп
велосипедистов
Практическая
Работа.
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
34
3 неделя
мая
4 неделя
мая
Практическая
часть
Практическая
часть
2
Изучение препятствий
Творческий отчет
2
Езда на велосипеде с
препятствиями
Творческий отчет
Итого:
70
35
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
33