ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ 10-11 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 66
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель ШМО
______________ И. А. Соколова
Протокол от 29.08.2023 г. № 1
Согласовано
Заместитель директора по УД
____________ О.О. Колядина
29.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ»,

среднее общее образование
(реализация ФОП)
Составитель:
И.А. Соколова, учитель,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

I. Пояснительная записка
Успехи мировой биотехнологии весьма значительны. В России она становится
приоритетной в программе научно-технического прогресса. В недалеком будущем методы
клеточной и генной инженерии станут обыденными в создании живых систем с
заданными параметрами. В настоящее время достижения биотехнологии вызывают
большой интерес в обществе. Для развития личности школьника третьего тысячелетия
необходимо обеспечить его современными знаниями основ наук, новейшими методами
познания закономерностей развития природы и общества, способствующими его
ориентации в различных сферах деятельности. Современное обучение школьников
невозможно без ознакомления с приоритетными направлениями биологических наук, их
интеграцией с другими перспективными смежными областями.
В основу программы элективного курса «Основы биотехнологии» положено
содержание школьных учебников по общей биологии для средних общеобразовательных
учреждений и ныне действующие стандарты базисного и профильного обучения
биологии.
Содержание материала элективного курса расширено историческими данными об
открытиях, способствующих развитию биотехнологии, сведениями о методах клеточной и
генной инженерии, актуальных научных основах современной биотехнологии, ценными в
образовательном, воспитательном и развивающем отношении. Большое внимание в
программе уделено изучению способов получения клонированных и трансгенных
организмов, дальнейших перспектив развития генной инженерии, возможных последствий
преобразования различных организмов на генетическом уровне для людей. Современная
биотехнология располагает методами изменения генома человека. В связи с этим большое
внимание в программе уделено морально-этическим проблемам развития науки, а также
вопросам сохранения биоразнообразия, устойчивого развития биосферы, сохранения
здоровья людей.
Материал программы обеспечивает учащихся знаниями практического использования
биотехнологических методов и исследований, сведения о которых, возможно, помогут
учащимся выбрать будущую профессию.
Программа элективного курса: состоит из разделов: пояснительная записка; учебно-тематический
план курса, содержание программы курса, методические рекомендации;
дополнительная литература; темы индивидуальных и исследовательских работ
учащихся.
Краткая аннотация: этот курс был создан в связи с уменьшением количества часов на изучение
различных царств живой природы в школьной программе.
Появилась возможность повторить и углубить знания ученикам 10-11 классов по
биотехнологии, а также сформировать практические навыки работы с
микроскопом, развить исследовательские умения обучающихся, познакомиться с
предметом генной и клеточной инженерии, вирусологии, клонирование. При
изложении материала большое внимание уделяется биотехнологии, её связи с
другими науками, новейшим методам биотехнологии, важным открытиям в
области молекулярной биологии и генетики, получению организмов с
измененными свойствами.
Учебный предмет: биология.
Уровень образования школьников: ученики общеобразовательной школы 10-11 класса
(профильный уровень).
Форма учебной работы: элективная.
Основное учебное пособие: Основы биотехнологии: 10-11 классы: учебное пособие/ Библиотека
элективных курсов/ Е.А.Никишова – М.: Вентана-Граф, 2009.

Место элективного курса в школьном учебном плане: Элективный курс рассчитан на учащихся
10-11 класса по выбору. Занятия проводятся по 1ч в неделю, в течение года.
Цель курса: Основная цель курса — сформировать у учащихся представление о биотехнологии, ее
современном статусе и этапах развития, основных направлениях – клеточной и генной инженерии,
показать области применения генномодифицированных организмов и продуктов их
жизнедеятельности, раскрыть роль биотехнологии как приоритетного направления в научнотехническом прогрессе, познакомить с этическими проблемами, возникающими при развитии
науки.
Задачи: расширить и углубить знания о нуклеиновых кислотах, природе гена, вирусах, прокариотах
и эукариотах, половом процессе у бактерий, иммунитете, закономерностях наследственности и
изменчивости, регуляции активности генов и т. д.;
сформировать знания о современных методах конструирования клеток и генетических программ
организмов. Ознакомить с примерами получения клонированных и трансгенных организмов,
областями их применения;
развить познавательные интересы при изучении достижений биотехнологии за последние
десятилетия (получение антител для лечения и диагностики инфекционных и наследственных
заболеваний, создание поли- и субъединичных вакцин, изобретение новых лекарственных
препаратов, установление степени родства людей, получение новейших сортов растений с
нехарактерными для них свойствами и т. д.);
расширить кругозор через работу с дополнительной литературой;
развить общеучебные и интеллектуальные умения: сравнивать и сопоставлять биотехнологические
объекты, методы биотехнологии, анализировать полученные результаты научных исследований
ученых в микробиологии, молекулярной биологии, биохимии, генетике, выявлять причинноследственные связи при изучении методов биотехнологии, биологических явлений: трансформации,
трансдукции и др., обобщать факты, делать выводы;воспитать на примере открытий в
биотехнологии убежденность в познаваемости природы, действии единых закономерностей для
материального мира;
воспитать бережное отношения своему здоровью, культуру питания при отборе традиционных и
генномодифицированных продуктов питания; культуру уважения чужого мнения и
агрументированное отстаивание своих убеждений при участии в дискуссиях.
Формы и методы работы.
Занятия проводятся путем использования методов рассказа, беседы и обсуждения, в процессе
которых учитель актуализирует ранее полученные знания учащихся из различных разделов биологии, чтения лекций, видео уроки, проведения конференций, диспутов, зачетных занятий.
Предполагается выполнение практических работ, самостоятельной работы с дополнительной
литературой, подготовка сообщений и докладов, написание рефератов, их защита; проведение
анкетирования, изучение ингредиентов продуктов питания, их анализ.
Система оценивания знаний учащихся.
Проводится систематический контроль знаний, используя различные его виды: устный и
письменный, индивидуальный и фронтальный. На занятиях оценивается участие школьников в
беседах, обсуждениях, конференциях, диспутах. Учащимися выполняются биологические задачи,
графические диктанты, тестовые задания, практические работы. После завершения крупных тем
проводятся зачетные занятия. При изучения курса школьники выполняют творческие задания:
работают с дополнительной литературой, готовят сообщения, доклады, которые затем защищают на
заключительных занятиях. В ходе изучения элективного курса осуществляется накопительный
способ оценивания учебных достижений учащихся.

II. Учебно – тематический план

Раздел программы

Всего часов

1. Биотехнология:
прошлое и
настоящее
2. Клеточная
инженерия
3. Генная
инженерия
4.Биотехнология на
службе у людей

9

Итого

35

8
11
7

Теоретические Практические Формы
занятия
занятия
контроля
9
2
Педагогическое
наблюдение,
собеседование,
анализ опытов,
8
2
презентация
проектов,
11
2
отчеты
практических
7
1
работ,
тестирование.
35
7

III. Сравнительная таблица распределения учебных часов по разделам авторской и
рабочей программы.

Количество часов распределено следующим образом
№

Раздел программы

1.
2.
3.
4.

1. Биотехнология: прошлое и настоящее
2. Клеточная инженерия
3. Генная инженерия
4.Биотехнология на службе у людей

Количество часов
по
по
авторской
рабочей
программе программе
9
9
8
8
11
11
7
7
35
35

Распределения учебных часов рабочей программы полностью совпадает с учебными
часами авторской программы.

IV. Содержание тем элективного курса «Основы биотехнологии».
1. Биотехнология: прошлое и настоящее (9ч).
Биотехнология, ее задачи. Вермикулирование. Разные взгляды на одну и ту же проблему.
Самая главная молекула живой природы. Объекты (биологические системы)
биотехнологии. Прокариоты. Строение бактериальной, растительной и животной клеток
Объекты (биологические системы) биотехнологии. Эукариоты. Изучение дрожжевых
клеток.
Практическая работа № 1: Строение бактериальной, растительной и животной клеток.
Практическая работа № 2: Изучение дрожжевых клеток.
2. Клеточная инженерия (8 ч).
Культура клеток высших растений. Клональное микроразмножение растений.
Вторичный метаболизм растительных культур. Приспособленность растений к условиям
внешней среды. Выделение продуктов вторичного метаболизма. Клонирование
позвоночных животных. Реконструкция клеток. История появления на свет овцы Долли.
Антитела и антигены. Получение моноклональных антител методами клеточной
инженерии. Обобщающее занятие по темам: «Биотехнология: прошлое и настоящее»,
«Клеточная инженерия».
Практическая работа № 3: Выделение продуктов вторичного метаболизма.
Практическая работа № 4: Строение антигена.
3. Генная инженерия (11 ч).
Трансформация у бактерий. Вирусы и бактериофаги. Незваные «гости», которые
становятся хозяевами положения. Трансдукция. Бактерии защищаются. Борьба бактерий
против вирусной инфекции, или Природный скальпель разрезает ДНК. Вектор больших
перемен. Методы генной инженерии. «Работа» генов в чужеродных клетках
Обобщение по теме «Генная инженерия».
Практическая работа № 5: Изучение плесневых грибов (белая и сизая плесень).
Практическая работа № 6: Влияние температуры и рН среды на действие ферментов
(амилазы).
4. Биотехнология на службе у людей (7 ч).
Биотехнология в медицине. Новые методы селекции растений. Области применения
трансгенных растений. Взгляд оптимиста и скептика на генномодифицированные
продукты питания. Биотехнология и этика.
Практическая работа № 7: Пищевые продукты и здоровье человека.

V.Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать/ понимать:
 современное определение биотехнологии; этапы развития биотехнологии;
 основные открытия в области цитологии, генетики, биохимии, молекулярной биологии,
способствующие развитию биотехнологии;
 объекты биотехнологии;
 методы клеточной и генной инженерии;
 явления трансформации и трансдукции как пути естественного
 изменения генотипов микроорганизмов;
 пути и возможности целенаправленного изменения человеком;
 генотипов организмов для использования в своих целях;
 биологию клонированных и трансгенных организмов;
 области применения ТР растений; достижения биотехнологии в области медицины;
этические проблемы биотехнологии.

Уметь:
 объяснять причины дифференциации клеток на генном уровне, влияние вирусов,
бактериофагов, плазмид на естественное изменение наследственных свойств клеток,
векторных систем на целенаправленное изменение генома организмов, питательных сред
на развитие посадочного материала при клональном размножении, роль достижений
биотехнологии для научно технического прогресса;
 устанавливать взаимосвязи между генотипом и свойством организма, субстратом и
активностью генов в клетках прокариот, свойством тотипотентности и развитием целого
растения из одной клетки;
 описывать этапы микроклонального размножения растений, клонирования
беспозвоночных и позвоночных животных, получение моноклональных антител,
создание векторов;
 сравнивать объекты биотехнологии, методы клеточной и генной инженерии, явления
трансформации и трансдукции, дифференциации и дедифференциации, методы
традиционной селекции с биотехнологическими методами создания штаммов, сортов и
пород;
 выявлять роль ферментов в конструировании векторов, клеток нового типа, роль λ-фага в
создании геномных библиотек.

VI.Перечень учебно-методической литературы.
Для учащихся:
1
2

Основы биотехнологии: 10-11 классы: учебное пособие// Библиотека элективных
курсов/ Е.А.Никишова – М.: Вентана-Граф, 2009
Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / Я.С.Шапиро. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272
с.- ил. (Библиотека элективных курсов).

Для учителя:

1
2

3
4

Основы биотехнологии: 10-11 классы: учебное пособие/Библиотека элективных
курсов/ Е.А.Никишова – М.: Вентана-Граф, 2009
Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений / Я.С.Шапиро. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272
с.- ил. (Библиотека элективных курсов).
Микробиология: 10 – 11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана – Граф, 2012.
– 64 с. – (Библиотека элективных курсов).
Воробьев А.А., Кривошеин Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная
микробиология: учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2003.

Интернет ресурсы:

1 www.it-n.ru,
2 www.zavuch.info,
3 www.1september.ru,
4 http://school-collection.edu.ru
5 http://collegemicrob.narod.ru/microbilogy/ (микробиология)
6 myshared.ru (презентации по микробиологии)
7 ru.mobile.wikipedia.org ( словарь терминов)
8 youtube.com (фильмы о достижениях биотехнологии)
9 http://www.biotechnolog.ru

VIII. Рекомендуемые темы рефератов и проектов для учащихся.
1. Сообщения:
1) История биотехнологии.
2) Ученые занимавшиеся изучением новых биотехнологий.

2. Работы исследовательского характера:
1) «Положительное и отрицательное в биотехнологии».
2) «Биотехнология в быту».
3) «Клонирование за или против?».
4) «Польза от лекарств полученных биотехнологическими методами»
3.Перечень проектов для самостоятельной деятельности:
1. Генная инженерия: перспективы развития.
2. Организмы – доноры и реципиенты целевых генов.
3. Биологическая война – опасность для человечества.

VII. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
элективного курса «Основы биотехнологии»
для 10 – 11 класса.
(Е.Н. Никишина, 35 часов, 1 час в неделю)
№ Дат
уро а
ка по
пла
ну

1.

2.

Раздел программы.
Тема урока.

3.

К Тип
ол урок
а
во
ча
со
в
4.
5.

Требования к
Элементы
уровню знаний
содержания.
Основные понятия. учащихся.

6.

Лабораторные и
практические
работы,
демонстрации,
опыты.

Вид и
форма
контроля,
самостоят
ельной
работы

Домашн
ее
задание

Ко
рр
ект
ир
ов
ка

8.

9.

10.

11.

Сделать
подборку
соответст
вующей
литерату
ры по
выбранн
ой теме
из
проектов
,
реферато
в
Проанал
изироват

7.

1. Биотехнология: прошлое и настоящее (9 часов)
1.

1. Биотехнология,
ее задачи

1

КУ

Этапы развития
биотехнологии.

Знать современное
определение
биотехнологии.

Таблицы клетка,
строение ядра,
строение
молекулы белка,
модель ДНК,
ЦОР, гербарные
образцы.

Текущий,
фронтальн
ый опрос.

2.

2. Вермикультивир
ование. Разные

1

КУ

Биогумус «Вермик»
— это перегной,

Знать что такое
вермикулирование,

Таблица
кольчатые черви,

Текущий,
фронтальн

взгляды на одну
и ту же
проблему.

полученный с
помощью
вермикулирования
— переработки
различных
органических
отходов красным
калифорнийским
червем.

его преимущества и живые дождевые
недостатки.
черви в ящике с
почвой,
биогумус,

ый опрос.

ь
возможн
ости
использо
вания
удобрени
й
человеко
м.

Текущий,
фронтальн
ый опрос.

Нарисова
ть или
сделать
модели
ДНК и
РНК из
подручн
ых
материал
ов.
Подготов
ить
сообщен
ия.

3.

3. Самая главная
молекула живой
природы.

1

КУ

ДНК, и её строение,
значение,
возможности.РНК.

Знать об открытиях
цитологии,
генетики,
биохимии,
молекулярной
биологии,
способствующей
развитию
биотехнологии.

4.

4. Объекты
(биологические
системы)
биотехнологии.
Прокариоты.

1

КУ

Объектами
биотехнологии
являются различные
представители
живой природы,
которые делятся на
три надцарства:
акариоты
(безъядерные),
прокариоты
(предъядерные) и
эукариоты (ядерные)
и 5 царств: вирусы,

Знать объекты
(биологические
системы)
биотехнологии.

Модель ДНК,
таблицы
строение ДНК И
РНК, уровни
организации
ДНК, уровни
упаковки из
пенопласта и
шнуров,
рисунки.
Таблица
строение
бактерий,
дрожжей,
растительных и
животных
клеток.

Текущий,
фронтальн
ый опрос.

5.

5. Строение
бактериальной,
растительной и
животной
клеток.

1

Прак
тику
м

6.

6. Объекты
(биологические
системы)
биотехнологии.
Эукариоты.

1

КУ

бактерии, в том
числе
микроскопические
водоросли, грибы, а
также растения и
животные, в том
числе простейшие.
Строение и
органоиды клеток.

Строение и
органоиды клеток.

Знать строение
клеток и уметь
называть основные
органоиды и
функции клеток
бактерий и
растений;
пользоваться
микроскопом и
наблюдать за
клетками.

Знать строение
клеток и уметь
называть основные
органоиды и
функции клеток
эукариотов;

Пробирки с
культурой
сенной палочки,
микроскопы,
предметные и
покровные
стекла, пипетки,
препаровальные
иглы,
фильтровальная
бумага, готовые
микропрепараты
растительных и
животных
клеток, тушь.
ЛР № 1
«Строение
растительной и
бактериальной
клеток».
Таблица
строение
бактерий,
дрожжей,
растительных и
животных

Текущий,
фронтальн
ый опрос,
отчет о
проделанн
ой работе.

Повторит
ь
конспект
в
тетради.

Графическ
ий
диктант.

Повторит
ь
конспект
в
тетради.

7.

7. Изучение
дрожжевых
клеток.

1

Прак
тику
м

Строение и
органоиды клеток.

8.

8. Современные
методы
биотехнологии.
Клеточная
инженерия.

1

КУ

Генная и клеточная
инженерия –
являются
важнейшими
методами
(инструментами),
лежащими в основе
современной
биотехнологии.
Методы клеточной
инженерии
направлены на
конструирование
клеток нового типа.
Они могут быть

пользоваться
микроскопом и
наблюдать за
клетками.
Знать о способах
размножения
клеток, уметь
работать с
микроскопом.

Знать о методах
биотехнологии.

клеток.

Пробирки с
культурой
дрожжей,
микроскопы,
предметные и
покровные
стекла, пипетки,
препаровальные
иглы,
фильтровальная
бумага. ЛР № 2
« Изучение
дрожжевых
клеток».
Таблицы с
изображениями
растений,
двойное
оплодотворение
у цветковых
растений,
строение
половых клеток
животных.

Текущий,
фронтальн
ый опрос.

Подготов
ить
сообщен
ия .

Сообщени
я
учащихся,
фронтальн
ый опрос.

Подготов
ить
информа
цию о
методах
биотехно
логии.

9.

9. Современные
методы
биотехнологии.
Генная
инженерия.

1

КУ

использованы для
воссоздания
жизнеспособной
клетки из отдельных
фрагментов разных
клеток, для
объединения целых
клеток,
принадлежавших
различным видам с
образованием
клетки, несущей
генетический
материал обеих
исходных клеток, и
других операций.
Генно-инженерные
методы направлены
на конструирование
новых, не
существующих в
природе сочетаний
генов. В результате
применения генноинженерных
методов можно
получать
рекомбинантные
(модифицированные
) молекулы РНК и
ДНК, для чего
производится
выделение

Знать о методах
биотехнологии.

Таблицы с
изображениями
растений,
строение
бактериальной и
животной
клеток, модель
ДНК, модельаппликация
«Генная
инженерия».

Текущий,
фронтальн
ый опрос.
Тестовое
задание.

Проанал
изироват
ь
эффектив
ность
генной
инженер
ии.

отдельных генов
(кодирующих
нужный продукт), из
клеток какого-либо
организма. После
проведения
определенных
манипуляций с
этими генами
осуществляется их
введение в другие
организмы
(бактерии, дрожжи и
млекопитающие),
которые, получив
новый ген (гены),
будут способны
синтезировать
конечные продукты
с измененными, в
нужном человеку
направлении,
свойствами. Иными
словами, генная
инженерия
позволяет получать
заданные
(желаемые) качества
изменяемых или
генетически
модифицированных
организмов или так
называемых

10.

1. Культура клеток 1
высших
растений.
Клональное
микроразмножен
ие растений.

Лекц
ия

11.

2. Вторичный
метаболизм
растительных
культур.

КУ

1

«трансгенных»
растений и
животных.
2. Клеточная инженерия (8 часов)
Культивируемые
Знать о основные
клетки высших
понятия и этапы.
растений могут
рассматриваться как
типичные
микрообъекты,
достаточно простые
в культуре, что
позволяет
применять к ним не
только аппаратуру и
технологию, но и
логику
экспериментов,
принятых в
микробиологии.
Клональное
микроразмножение
растений.
Культуры
Знать понятие
растительных
вторичный
клеток могут
метаболизм
синтезировать
растительных
саамы
культур.
разнообразные по
химической природе
вещества. среди них
эфирные масла,
фенольные

Таблицы
внутреннее
строении
растений, зоны
корня,
поперечный спил
стебля,
мироклональное
размножение
растений,
натуральные
объекты.

Текущий
,
фронталь
ный
опрос.

Подготови
ть
информац
ию по
данной
теме.

Гербарий
«Основные
семейства
растений»,
комнатные
растения

Текущий
фронталь
ный
опрос,
работа с
гербария
ми
растений
.

Вспомнит
ь
информац
ию о
растениях
Южного
Урала
занесенны
хв
красную

12.

3. Приспособленно
сть растений к
условиям
внешней среды.
Выделение
продуктов
вторичного
метаболизма.

1

Прак
тику
м

13.

4. Клонирование
позвоночных
животных.
Реконструкция
клеток.

1

КУ

соединения,
алкалоиды,
стероиды,
терпеноиды и др.
Приспособленность Знать о процессе.
растений.
Выделительная
активность растений
является
проявлением
фундаментальных
свойства всех живых
организмов в виду
необходимости
иметь возможность
обмена веществами
и энергией с
окружающей
средой.

Основные понятия
клонирование,
реконструкция
клеток.

Знать основные
понятия, процессы.

книгу.

Микроскопы,
лупы, листья
герани
обыкновенной и
душистой,
апельсиновая
кожура, коробки
со спичками,
готовые
микропрепараты
клеток
эпидермиса
листа крапивы.
ЛР № 3.
«Приспособленно
сть растений к
условиям
внешней среды».
Таблицы с
изображением
животных типов
Кишечнополостн
ые, Плоские
черви,
Кольчатые
черви,
эмбрионального
развития.

Написать
отчет о
проделан
ной
практиче
ской
работе.

Используя
дополните
льные
источники
информац
ии
пополнить
свои
знания о
приспособ
ленности
растений.

Доклады
учащихс
я

Вспомнит
ь
информац
ию о
клонирова
нии.

14.

5. История
появления на
свет овцы
Долли.

1

КУ

15.

6. Антитела и
антигены.

1

КУ

Долли не была
самым первым
клоном животного,
но стала самой
знаменитой.
В Рослине свой
успех держали
в секрете до тех пор,
пока не удалось
запатентовать саму
овечку и весь
процесс ее создания.
Университет
Рослина получил
от Всемирной
организации
по охране
интеллектуальной
собственности
эксклюзивные
патентные права
на клонирование
всех организмов
вплоть до 2017 года.
В настоящее время
довольно часто
методами
биотехнологии
и/или генной
инженерии
получают
иммуноглобулины,
продуцируемые

Знать основные
принципы
клонирования.

Таблица
гаметогенез,
основные этапы
клонирования
животных.

Фронтал
ьный
опрос.

Вспомнит
ь
информац
ию о
других
попытках
клонирова
ния
животных.

Знать понятие
антитела и
антигены, их роль в
биотехнологии.

Таблица «Клетки
крови»,
«Иммунный
ответ»,
«Строение
антигена», торс
человека,
микроскопы,
микропрепараты

Текущий
,
фронталь
ный
опрос.

Вспомнит
ь
информац
ию
иммунитет
человека..

16.

7. Получение
1
моноклональных
антител
методами
клеточной
инженерии.

Лекц
ия

одним клоном
клеток. Они
называются
моноклональными
антителами. Их
продуценты —
клетки-гибридомы,
являющиеся
потомками,
полученными при
скрещивании Влимфоцита
(плазматической
клетки) с
опухолевой клеткой.
От плазматической
клетки-гибридома
наследуется
способность к
синтезу антител, а
от опухолевой
клетки —
способность
длительно
культивироваться
вне организма.
Основные методы
современной
клеточной
инженерии - г и б р
и д из а ц и я ( или
фузия) и р е к о н с т
р у к ц и я клеток.

крови лягушки и
человека. ЛР №
4
«Строение
клеток крови».

Знать о получении
и работе
монокланальных
антител.

Таблицы
«Состав крови»,
«Строение
антигена»,
«Этапы
получения
гибридом»,

Текущий
.

Подобрать
информац
ию о
направлен
иях
биотехнол
огии и её

17.

8. Обобщающее
занятие по
темам:
«Биотехнология:
прошлое и
настоящее»,
«Клеточная
инженерия».

1

Зачет Основные понятия и
ное
процессы темы.
занят
ие

Объекты
биотехнологии;
методы клеточной
и
генной
инженерии;
явления
трансформации и
трансдукции
как
пути естественного
изменения
генотипов
микроорганизмов;
пути
и
возможности
целенаправленного
изменения
человеком

3. Генная инженерия (11 часов)

раздаточный
материал.
Индивидуальные
материалы

значении.
Зачетный
тест.

18.

1. Трансформация
у бактерий.

1

КУ

Трансформация –
направленный
перенос и
встраивание в
генетический
аппарат клетки
небольшого
фрагмента
чужеродной ДНК.
Она происходит без
участия вирусов –
бактериофагов.

Знать
использование
бактерий в
биотехнологии и
понятие
трансформация.

Схема
«Трансформация
», модель
молекулы ДНК.

Текущий
,
фронталь
ный
опрос.

Подготови
ть
информац
ию об
использов
ании
трансформ
ации
бактерий.

19.

2. Вирусы и
бактериофаги.

1

КУ

Бактерии – это
Знать основные
настоящие клетки. У понятия.
них имеется все
необходимое для
выработки энергии,
синтеза
необходимых для
жизнедеятельности
веществ, а также для
размножения. Вот
только ядра у
бактерий нет –
генетический
материал находится
прямо в цитоплазме
(внутриклеточной
жидкости).
Вирусы – самая
примитивная форма
жизни, стоящая на
границе между
живой и неживой
природой. Они
состоят лишь из
генетического
материала (ДНК или
РНК),
«упакованного» в
белковую оболочку.

Таблицы
«Вирусы»,
«Бактериофаги»,
портрет Д.И.
Ивановского,
комнатные
пестролистные
растения.

Тестовые
задания

Подготови
ть
сообщени
я
о
вирусах и
бактериях.

20.

3. Незваные
1
«гости», которые

КУ

Заболевания
различные,

Таблицы
строение ДНК,

Текущий
,

Вырастить
плесневел

Знать основные
понятия.

становятся
хозяевами
положения.
21.

4. Трансдукция.

вызванные
бактериями и
вирусами.
1

КУ

Трансдукция (от ла Знать понятие
т. transductio —
трансдукция.
перемещение) —
процесс
переноса бактериаль
ной ДНК из одной
клетки в
другую бактериофаг
ом. Общая
трансдукция
используется в
генетике бактерий
для картирования
генома и
конструирования шт
аммов. К
трансдукции
способны как
умеренные фаги, так
и вирулентные,
последние, однако,
уничтожают
популяцию
бактерий, поэтому
трансдукция с их
помощью не имеет
большого значения
ни в природе, ни при
проведении

РНК, биосинтез
белка, вирусы,
репликационная
вилка, ЦОР
Таблицы вирусы,
бактериофаги.

фронталь ые грибы
ный
на
опрос.
кусочках
хлеба.
Устный
Повторить
опрос
материал о
способах
заражения
микроорга
низмами
болезнетв
орными.

22.

23.

5. Бактерии
защищаются.

6. Борьба бактерий
против вирусной
инфекции, или

1

1

Прак
тику
м

Прак
тику
м

исследований.
Оказалось, что в
распознавании
чужеродных ДНК
участвуют не только
спейсеры, но и
ограничивающие
спейсер фрагменты
палиндромных
повторов. Если при
спаривании crРНК с
ДНК
комплементарным
оказывается не
только спейсер, но и
окружающие его
нуклеотиды, то
crРНК узнает
«родную» ДНК, и
иммунная атака не
происходит. Если же
спаривается только
спейсер crРНК, то
это означает
чужеродную
цепочку, и тогда
белки Cas
избавляются от
паразитической
ДНК.
Взаимоотношения
вирусов и бактерий.

Знать основные
способы защиты у
бактерий.

Таблицы
«Биотехнологиче
ское
производство
БАВ»,
эукариотические
и
прокариотически
е клетки,
плесневые
грибы,
микроскопы,
лупы,
предметные
стекла,
препаровальные
иглы, культура
мукора и сизой
плесени.

Отчет о
проделан
ной
работе.

Повторить
материал о
способах
выживани
я
бактерий.

Написать
отчет о
проделан

Изобразит
ь общую
схему

ЛР № 5
«Изучение
плесневых грибов
(белая и сизая
плесень)»

Знать о способах
борьбы бактерий
против вирусов.

Таблицы
строение белка,
клейстер,

Природный
скальпель
разрезает ДНК.

штативы,
пробирки,
пипетки, слюна
человека,
раствор йода,
10%-й раствор
НСl, стаканы с
холодной водой
или льдом,
теплой водой,
карандаш по
стеклу.

ной
работе.

борьбы
бактерий
против
вирусной
инфекции.
.

ЛР № 6«Влияние
температуры и
рН среды на
действие
ферментов
(амилазы)»
24.

7. Вектор больших
перемен.

1

КУ

25.

8. Методы генной
инженерии.

1

Лекц
ия

Одними из лучших
носителей для
введения
чужеродной
информации в
животную клетку
являются вектора.
Рестрикция ,
лигирование,
трансформация,
скриниг.

Знать что такое
вектора перемен в
биотехнологии, и
каких видов они
бывают.

Таблица ДНК,
строение ядра,
хромосом,
клеток
прокариот,
вирусов.

Знать основные
методы генной
инженерии.

Модель ДНК,
таблицы.

Сообщен
ия
учащихс
я по
данной
теме.

Подготови
ть
компьюте
рные
презентац
ии по
теме.
Текущий Подготови
,
ть
фронталь компьюте
ный
рные
опрос.
презентац
ии по теме
данной.

26.

9. Регуляция
активности
генов у
прокариот и
эукариот.

1

27.

10. «Работа» генов в
чужеродных
клетках.

1

28.

11. Обобщение по
теме «Генная
инженерия».

1

КУ

Особенностью
прокариот является
транскрибирование
мРНК со всех
структурных генов
оперона в виде
одного
полицистронного
транскрипта, с
которого в
дальнейшем
синтезируются
отдельные пептиды.
Лекц Огромное
ия
количество
биологических
исследований
начинается с одного
простого
действия — в клетку
вносится
чужеродный
генетический
материал. Это
действие
называется молекуля
рным
клонированием.
Зачет Повторить основные
понятия.

Знать основные
понятия.

Таблицы
строение
молекулы белка,
транскрипции,
биосинтеза
белка, строение
оперона,
регуляция
синтеза белка.

Текущий Повторить
,
конспект в
фронталь тетради.
ный
опрос.

Знать
молекулярное
клонирование.

Таблицы
строение белка,
биосинтез белка,
строение про- и
эукариот.

Текущий Повторить
,
тему.
фронталь
ный
опрос.
Решение
задач.

Знать основные
понятия.

Индивидуальные
карточки.

Зачетное
тестиров
ание.

4. Биотехнология на службе у людей (7 часов).

29.

1. Биотехнология в
медицине.

1

Прак
тику
м

Биотехнология
значительно
облегчает
разработку новых
лекарственных
препаратов, делая их
быстродействующи
ми, дешевыми,
безопасными и
более
эффективными.

Знать о важнейших
этапах
биотехнологии в
медицинею

30.

2. Новые методы
селекции
растений.

1

КУ

Биотехнология как
производственное
направление
использующее
биологические
объекты. Получение
продуктов брожения

Знать об
использовании
методов селекции в
биотехнологии.

Таблицы состав
крови,
хромосомный
набор человека,
схемы
наследования
признаков,
упаковки
продуктов
питания,
таблицы «Состав
пищевых
продуктов и их
калорийность»,
«Перечень
химических
обозначений
пищевых
добавок», ручная
лупа, ручка,
тетрадь.
ЛР №
7«Пищевые
продукты и
здоровье
человека».
Таблицы ядро
растительной
клетки,
кариотип,
строение
прокариотическо
й клетки,

Отчет о
проделанн
ой работе.

Читать
конспект
.

Текущий,
фронтальн
ый опрос.

Подготов
ится к
тестиров
анию.

31.

3. Области
применения
трансгенных
растений.

32.

4. Взгляд
1
оптимиста и
скептика на
генномодифицир
ованные
продукты
питания.

1

КУ

Дисп
ут

с помощью
дрожжей.
Получение
органических
кислот, витаминов и
белков.
Трансгенные
растения табака и
картофеля,
экспрессирущие
продукт гена LT-Bсубъединицы
энтеротоксина
E.coli.
Генетическая
инженерия.
Микроорганизмы
используемые для
генной инженерии,
практическое
значении работ по
этому направлению.

гербарные
образцы
сельскохозяйстве
нных растений.
Знать основные
понятия.

Знать о роли
генетической
инженерии и ГМО.

Выставка книг о
трансгенных
растениях и
животных,
таблица
«Получение
рекомбинантных
клеток по
С.Коену и Г.
Бойеру».
Таблицы по
селекции,
гербарные
образцы
сельскохозяйстве
нных растений,
муляжи
растений.

Тестовые
задания

Вспомни
ть
информа
цию о
генной
инженер
ии.

Текущий,
фронтальн
ый опрос.

Проанал
изироват
ь
проблем
ы
аграрног
о
сектора,
медицин
ы,,
которые
могут
быть
решены с
помощь
ю
генетиче

33.

5. Биотехнология и
этика.

1

Семи Биоэтика – часть
нар.
этики, изучающая
нравственную
сторону
деятельности
человека в
медицине, биологии.
Термин предложен
В.Р. Поттером в
1969 г.
В узком смысле
биоэтика обозначает
круг этических
проблем в сфере
медицины. В
широком смысле
биоэтика относится
к исследованию
социальных,
экологических,
медицинских и
социально-правовых
проблем,
касающихся не
только человека, но
и любых живых
организмов,
включенных в
экосистемы.

Знать основные
проблемы
решаемые с
помощью
генетических
разработок и
этические аспекты.

Модель строения Текущий,
ДНК, таблицы по фронтальн
генетике
ый опрос.
человека и
селекции.

ской
инженер
ии.
Завершит
ь
оформле
ние
проектов
подготов
ить
выступле
ния на
заключит
ельной
конферен
ции.

34.

6. Пищевые
добавки.

1

35.

7. Защита
проектов.

1

Семи Пищевы́е
Знать понятие что
нар
доба́вки —
такое пищевые
вещества, которые в добавки, какие они
технологических
бывают, где
целях добавляются
используются,
в пищевые
какою пользу или
продукты в процессе вред они несут
производства,
здоровью человека
упаковки,
и животных.
транспортировки
или хранения для
придания им
желаемых свойств
и т. п.
Семи Работа над
Знать основные
нар.
проектами и
понятия.
рефератами.
Итого 35 часов

Упаковки с
надписями о
составе
вещества.

Молекула ДНК.

Изучение
состава
продудкто
в наиболее
часто
используе
мых.

Подготов
ится к
семинару
.

Реализация лабораторной и практической части.
Лабораторная работа № 1 «Строение растительной и бактериальной клеток».
Лабораторная работа № 2 « Изучение дрожжевых клеток».
Лабораторная работа № 3. «Приспособленность растений к условиям внешней среды».
Лабораторная работа № 4

«Строение клеток крови».

Лабораторная работа № 5 «Изучение плесневых грибов (белая и сизая плесень)».
Лабораторная работа № 6«Влияние температуры и рН среды на действие ферментов
(амилазы)».
Лабораторная работа № 7«Пищевые продукты и здоровье человека».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».