Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 66
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель ШМО
______________ Н.Н. Широкова
Протокол от 29.08.2023 г. № 1
Согласовано
Заместитель директора по УД
____________ О.О. Колядина
29.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математика: легко и просто»,
основное общее образование
Составители:
Н.Н. Широкова, учитель,
первая квалификационная категория
Екатеринбург, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Движение в направлении цифровой экономики и цифрового общества вновь возвращает
нас к размышлениям над вопросом: «Нужна ли нам математика?». Математика является
движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в
связи с практическими потребностями людей. Математическое моделирование, теория игр и
теория информации, математическая статистика и теория вероятностей – это небольшой
перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий.
Невозможно представить без математики повседневную жизнь. Как правильно рассчитать
проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета
выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для
нового микрорайона, как правильно накопить нужную сумму денег – этим и другим вопросам
посвящены задания этого курса.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. Предметные результаты изучения предметной области "Математика и
информатика" должны отражать:
1) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением
математической терминологии и символики, проводить классификации, логические
обоснования, доказательства математических утверждений;
2) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и
анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических
характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при
принятии решений;
3) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости
справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических
расчетах
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение
двух ключевых целей:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования.
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций.
В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества
образования, в том числе математического.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически,
формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в
разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и
факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и
размышляющие граждане в 21 веке».
Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в
некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных компонента:
− контекст, в котором представлена проблема;
− содержание математического образования, которое используется в заданиях;
− мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором
представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.
Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в
задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами
окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации.
Выделены и используются 4 категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь,
личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, и научная деятельность.
Математическое содержание заданий распределено по четырём категориям: пространство
и форма, изменение и зависимости, количество, неопределённость и данные, которые
охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными
явлениями. Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в
общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой области.
В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с
одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы
обучающимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их
математического кругозора:
– изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости
между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;
– пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским
геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;
– количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по
математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;
– неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические
явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и
вероятности.
Мыслительная
деятельность: используются
следующие
глаголы: формулировать, применять
и интерпретировать, которые
указывают
на
мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися:
– формулировать ситуацию на языке математики;
– применять математические понятия, факты, процедуры;
– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.
Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в
исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Используя сюжеты заданий, каждый ученик может выполнить исследовательскую работу
(индивидуально или в группе).
Новизна данного курса состоит в том, что задания курса
Предназначены для формирования и оценки всех аспектов функциональной
грамотности– способности формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах.
Содержат компетентностно-ориентированные задачи, сформированные по принципу
отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных
жизненных ситуаций.
Оригинальность программы состоит в том, что
Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию
математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.
Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать
полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают
активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и
познавательную деятельность.
На занятиях используются материалы учебного пособия:
Функциональная грамотность. Тренажёр. Математика на каждый день. 6 – 8 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций. Т. Ф. Сергеева. Москва. «Просвещение»
2020.
Цель и задачи программы
Цель:
Основной целью программы является формирование математической грамотности
обучающихся 7 - 8 классов, при решении компетентностно-ориентированных задач, как
индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими
предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих
ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут
быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на два года (7 и 8 классы), реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
математической грамотности.
Объем учебной нагрузки составляет:
- 34 часа по 1 часу в неделю для 7 класса,
- 34 часа по 1 часу в неделю для 8 класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для формирования
универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами
математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им
деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей.
- Метапредметные:
7 класс
Уровень анализа и синтеза.
Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации.
8 класс
Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания.
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов
деятельности
Формы проведения занятий: - практические занятия; - самостоятельная работа
(индивидуальная, парная и групповая).
В целях формирования математической грамотности задания могут быть дополнены
вопросами, развивающими, уточняющими предложенную ситуацию или являющимися
проекцией сюжета на реальную жизнь конкретных учащихся, жизнь класса, проблемы
местного социума.
Задания лучше выполнять и индивидуально, и в парах, и в группах, тогда у учащихся
будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный» опыт, уточнить своё
понимание ситуации, возможно, задать вопросы учителю. Это поможет выйти на выявление
математической сути задания и адекватно сформулировать на языке математики, найти
необходимые способы решения.
Обсуждение полезно и на этапе решения задачи, и на этапе интерпретации полученных
результатов, чтобы понять, все ли необходимые условия учтены, можно ли решить иначе,
проще, рациональнее, соответствует ли математическое решение контексту ситуации и т.п.
Обсуждая с классом результаты выполнения задания, учитель должен акцентировать
внимание на трёх моментах: как ситуация была преобразована в математическую задачу;
какие знания, факты были использованы, какие методы и способы решения были
предложены и обсудить их достоинства; как можно оценить полученное решение с точки
зрения исходной ситуации.
Полезно предложить учащимся провести анализ своей включенности в выполнение
задания, отрефлексировать весь процесс и зафиксировать:
− какие идеи и соображения возникали, были ли они существенными и плодотворными,
учтены ли в решении;
− какие возникли трудности и на каком этапе работы над заданием;
− удастся ли самостоятельно справиться с аналогичной ситуацией, если она повторится.
Тематическое планирование по разделам программы, 7-8 класс
№
Разделы
Кол-во часов
1
Введение в курс «Математика: легко и просто»
1
2
Модуль 1. Применение математики
19
3
Модуль 2. Проектная деятельность
14
Итого
34
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
7 класс
№
урока
1
Тема урока
Кол-во
часов
1
Введение в курс «Математика: легко и просто»
Модуль 1. Применение математики
19
2
Тренировки
1
3
На даче
1
4
Ученическое самоуправление
1
5
Каникулы
1
6
Родственники
1
7
Волонтёрское движение
1
8
Поход
1
9
Маршрут
1
10
Телефон
1
11
Ноутбук
1
12
Комплексный обед
1
13
Видеокамера
1
14
Экскурсия
1
15
Набор конфет
1
16
Поездка за границу
1
17
Вклад
1
18
Упаковка
1
19
Ангар
1
20
Лавина
1
Модуль 2. Проектная деятельность
14
Работа над учебным проектом. Индивидуальная работа
5
Защита проектов
1
Работа над учебным проектом. Работа в группах
5
32
Защита проектов
1
33
Проведение рубежной аттестации. Диагностическая работа.
1
34
Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе.
Индивидуальная работа
1
21-25
26
27-31
Всего
34
8 класс
№
урока
1
Тема урока
Кол-во
часов
1
Введение в курс «Математика: легко и просто»
Модуль 1. Применение математики
19
2
Деревья
1
3
Животные
1
4
Население
1
5
Конкурс
1
6
Потребление воды
1
7
Пеня
1
8
Новый микрорайон
1
9
Фермер
1
10
Распродажа
1
11
Акция
1
12
Цветочная клумба
1
13
Панно
1
14
Цунами
1
15
Исследования и проекты
1
16
Магазин оргтехники
1
17
Гостиница
1
18
Библиотека
1
19
Четырёхугольники
1
20
Окружности
1
Модуль 2. Проектная деятельность
14
Работа над учебным проектом. Индивидуальная работа
5
Защита проектов
1
Работа над учебным проектом. Работа в группах
5
32
Защита проектов
1
33
Проведение рубежной аттестации. Диагностическая работа.
1
34
Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе.
Индивидуальная работа
1
21-25
26
27-31
Всего
34