Настольный теннис

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 66

Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель ШМО
______________ О.В. Тропина
Протокол от 29.08.2023 г. № 1
Согласовано
Заместитель директора по УД
____________ О.В. Тропина
29.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Настольный теннис»,

начальное общее образование
Составители:
А.Ю. Приходкина, учитель,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

Пояснительная записка.
Настольный теннис – массовый и увлекательный вид спорта. В то же время – это технически
и физически сложный вид спорта.
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной
для
внеурочной
формы
дополнительных
занятий
по физическому воспитанию
общеобразовательных учреждений и является модификацией программы
«Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и
спорту, издательство «Советский спорт», 2004 г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев, О.В.
Матыцин.
В процессе обучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях
физическими упражнениями. Учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают
привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.
Занятия настольным теннисом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю,
целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так
как укрепляют здоровье. Благодаря спортивной направленности программы, учащиеся, успешно
освоившие программу, смогут участвовать в школьных, районных и областных соревнованиях по
настольному теннису. Благодаря этому учащиеся смогут более плодотворно учиться, меньше
болеть.
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и
способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых качеств. Возможность индивидуального и дифференцированного подхода к
занимающимся настольным теннисом позволяет охватить большое число учащихся с разными
физическими способностями.
Цель программы – формирование устойчивого интереса и положительного
эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности в целом и к теннису в частности и углубленное изучение спортивной игры настольный
теннис.
Основными задачами программы являются:

Укрепление здоровья;

Содействие правильному физическому развитию;

Приобретение необходимых теоретических знаний;

Овладение основными приемами техники и тактики;

Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма,
чувства дружбы.

Привитие учащимся организаторских навыков;

Повышение специальной, физической, тактической подготовки
учащихся
по
настольному теннису;

Подготовка учащихся к районным и областным соревнованиям;
Общая характеристика курса.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих образовательных программ является:
 развитие у детей координации движений, выработка легкости, и непринужденности
движений;
 подготовка учащихся к дальнейшему спортивному совершенствованию;
 развитие умственных, психических, физических способностей учащихся.
Программа предусматривает работу с детьми с 7 до 11 лет, проведение теоретических и
практических занятий, сдачу контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Основной принцип программы – выполнение программных требований по физической,
технической, тактической подготовке, выраженных в количественных и качественных
(нормативных требованиях) показателей.

Программа реализуется через учебно-тренировочные занятия. Группы формируются
совместно мальчики и девочки. Занятия проводятся 1 раз в неделю 1 час. Всего – 34 часа в год.
Дополнительная образовательная программа по настольному теннису рассчитана на 1 год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные
свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении
использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и
потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При
занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается
выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук,
плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на
движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия
решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение
внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения.
Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело,
управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах
физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию
личности ребенка, а в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские
качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока
команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные
задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного
общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе
освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного
материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в
рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни
обучающихся. В области физической культуры: - владение широким арсеналом двигательных
действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное
использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно- оздоровительной деятельности; - владение способами наблюдения за показателями
индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации
и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной
деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их
применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий по настольному теннису.
Методы и формы обучения.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям настольного тенниса и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять
разнообразные формы и методы проведения этих занятий: - словесные методы, наглядные методы,
практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки).
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы : применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об
изучаемых действиях.
Практические методы:
1. Метод упражнений;
2. Игровой метод;
3. Соревновательный;
4. Метод круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные
повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
В конце изучения программы теннисисты получат необходимый минимум знаний для
физического самосовершенствования, знания правил соревнований по настольному теннису,
навыки простейшего судейства. Приобретут необходимые знания и умения, что позволит учащимся
принимать участие в школьных, районных, окружных соревнованиях.
Содержание программы.
Материал программы дается в трех разделах:
Первый раздел «Этапы обучения». В ней указывается периодичность обучения и возраст
занимающихся на каждом этапе.
Второй раздел «Тематическое планирование». Отражает распределение нагрузки (часов) на
содержание учебного материала. Раздел состоит из глав «Теоретическая подготовка, техническая
подготовка тактическая, физическая, специальная физическая подготовка, игровая, соревнования и
контрольные испытания.
Третий раздел «Контрольные испытания». Указаны требования к овладению программы на
каждом этапе обучения и основами техники настольного тенниса.
Основы знаний.
1. Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса.
2. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России.
3. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека.
4. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.
5. Правила соревнований по настольному теннису.
Общая физическая подготовка является основой развития физических качеств,
способностей, двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки. Поэтому
большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных
качеств игроков и совершенствованию: силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации
движений.
Специальная физическая подготовка занимает очень важное место в тренировке
теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют
формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической
деятельности, развивают определенные двигательные качества.
Техника и тактика игры. В этом разделе представлен материал, способствующий бучению
техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны
знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях.

По окончанию реализации программы внеурочной деятельности «Настольный теннис»
должны быть достигнуты обучающимися личностные, метапредметные и предметные результаты.
Планируются следующие достижения обучающимися: - на первом уровне-освоение основ игры в
настольный теннис, приобретение социального опыта (общение с одноклассниками, другими
сверстниками, взрослыми); - на втором уровне – приобретение соревновательного опыта; - на
третьем уровне – формирование ценностных ориентиров приобщения к здоровому образу жизни,
организации своего и товарищей содержательного нравственно-здорового досуга, выработка
потребности в спортивных тренировках и участие в соревнованиях. Система отслеживания
достижения результатов – системное наблюдение индивидуальных достижений. Система
оценивания – безотметочное обучение с использованием системы словесной мотивации и
поощрения. Подведение итогов реализации образовательной программы – активное участие на
занятиях, позитивные результаты в теннисных турнирах в школе, участие в соревнованиях по
теннису на городском уровне.
.
Раздел I. Этапы обучения
Возрастные границы этапов подготовки теннисистов.
Год
обучения

Возраст

Количество учебных
часов в неделю

7-8

Количество
обучающихся в
группах
15

1 год
2 год
3 год
4 год

Количество учебных
часов в год

1

34

8-9
9-10
10-11

15
15
15

1
1
1

34
34
34

На первом этапе обучения закладываются базовые умения и навыки, необходимые для
техники игры. Основные являются методы: рассказ, показ, объяснение, разучивание в упрощенной
форме, разучивание по частям, выполнение с помощью, выполнение в специальных условиях.
Основной целью второго года обучения является закрепление полученных навыков,
постепенное усложнение выполнения, обогащение запаса технических приемов игры. Основные
методы на этом этапе: поточный, посменный, повторный.
На последнем этапе учащиеся совершенствуют полученные знания, умения и навыки.
Основные методы обучения игровой и соревновательный.
Раздел II. Тематическое планирование.
Распределение часов по годам обучения.
№

Содержание

1

Теоретическая
подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Физическая
подготовка

2
3
4

1 год
обучения
4

2 год
обучения
4

3 год
обучения
2

4 год
обучения
2

4

4

9

9

6

6

5

5

4

4

6

6

5
6
7

Специальная
физическая
Игровая
поготовка
Соревнования
Всего

8

8

4

4

4

4

5

5

4
34

4
34

4
34

4
34

Календарно – тематическое планирование 1 класс

№ темы
п/п
1

Кол-во
часов
1

Название темы

Вид деятельности

Вводный урок. Техника безопасности.
История настольного тенниса.
Набивание на правой стороне ракетки.
Обучение правилам подачи.

Инструктаж

2

1

3

1

Набивание на левой стороне ракетки.
Обучение приему подач.

Игровой

4

1

Набивание на двух сторонах ракетки.
Подача и прием подач.

Игровой

5

1

Обучение накату справа. Игры-эстафеты с
набиванием.

Игровой

6

1

Отработка наката справа в упражнениях.

Игровой

7

1

Обучение накату слева. Игры-эстафеты с
перемещением.

Игровой

8

1

Отработка наката слева в упражнениях.

Игровой

9

1

Игра в парах, тройках. Правила игры в
паре.

Игровой

10

1

Игра "Крутиловка" накатом справа, слева.

Игровой

11

1

Игра на счет. Правила игры на счет.

Игровой

Игровой

Используемое пособие

Ведение счета.
12

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

13

1

Отработка подрезки справа. Игра
"Крутиловка"

Игровой

14

1

Обучение подрезки слева. Подача
подрезкой слева.

Игровой

15

1

Отработка подрезки слева. Игры-эстафеты
с элементами настольного тенниса.

Игровой

16

1

Игра на счет. Правила игры на счет.
Ведение счета.

Игровой

17

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

18

1

Эстафеты с элементами тенниса.

Игровой

19

1

Набивание на правой стороне ракетки.
Обучение правилам подачи.

Игровой

20

1

Набивание на левой стороне ракетки.
Обучение приему подач.

Игровой

21

1

Набивание на двух сторонах ракетки.
Подача и прием подач.

Игровой

22

1

Обучение накату справа. Игрыэстафеты с набиванием.

Игровой

23

1

Отработка наката справа в
упражнениях.

Игровой

24

1

Обучение накату слева. Игры-эстафеты
с перемещением.

Игровой

25

1

Отработка наката слева в
упражнениях.

Игровой

26

1

Игра в парах, тройках. Правила игры в
паре.

Игровой

27

1

Игра "Крутиловка" накатом справа,
слева.

Игровой

28

1

Игра на счет. Правила игры на счет.

Игровой

29

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

30

1

Отработка подрезки справа. Игра
"Крутиловка"

Игровой

31

1

Обучение подрезки слева. Подача
подрезкой слева.

Игровой

32

1

Игровой

33

1

Отработка подрезки слева. Игрыэстафеты с элементами
настольного тенниса.
Игра на счет. Правила игры на счет.
Ведение счета.

34

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

Игровой

Календарно – тематическое планирование 2 класс

№ темы
п/п
1

Кол-во
часов
1

Название темы

Вид деятельности

Вводный урок. Техника безопасности.
История настольного тенниса.
Набивание на правой стороне ракетки.
Обучение правилам подачи.

Инструктаж

2

1

3

1

Набивание на левой стороне ракетки.
Обучение приему подач.

Игровой

4

1

Набивание на двух сторонах ракетки.
Подача и прием подач.

Игровой

5

1

Обучение накату справа. Игры-эстафеты с
набиванием.

Игровой

6

1

Отработка наката справа в упражнениях.

Игровой

7

1

Обучение накату слева. Игры-эстафеты с
перемещением.

Игровой

8

1

Отработка наката слева в упражнениях.

Игровой

9

1

Игра в парах, тройках. Правила игры в
паре.

Игровой

10

1

Игра "Крутиловка" накатом справа, слева.

Игровой

11

1

Игра на счет. Правила игры на счет.

Игровой

Игровой

Используемое пособие

Ведение счета.
12

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

13

1

Отработка подрезки справа. Игра
"Крутиловка"

Игровой

14

1

Обучение подрезки слева. Подача
подрезкой слева.

Игровой

15

1

Отработка подрезки слева. Игры-эстафеты
с элементами настольного тенниса.

Игровой

16

1

Игра на счет. Правила игры на счет.
Ведение счета.

Игровой

17

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

18

1

Подачи , эстафеты

Игровой

19

1

Набивание на правой стороне ракетки.
Обучение правилам подачи.

Игровой

20

1

Набивание на левой стороне ракетки.
Обучение приему подач.

Игровой

21

1

Набивание на двух сторонах ракетки.
Подача и прием подач.

Игровой

22

1

Обучение накату справа. Игрыэстафеты с набиванием.

Игровой

23

1

Отработка наката справа в
упражнениях.

Игровой

24

1

Обучение накату слева. Игры-эстафеты
с перемещением.

Игровой

25

1

Отработка наката слева в
упражнениях.

Игровой

26

1

Игра в парах, тройках. Правила игры в
паре.

Игровой

27

1

Игра "Крутиловка" накатом справа,
слева.

Игровой

28

1

Игра на счет. Правила игры на счет.

Игровой

29

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

30

1

Отработка подрезки справа. Игра
"Крутиловка"

Игровой

31

1

Обучение подрезки слева. Подача
подрезкой слева.

Игровой

32

1

Игровой

33

1

Отработка подрезки слева. Игрыэстафеты с элементами
настольного тенниса.
Игра на счет. Правила игры на счет.
Ведение счета.

34

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

Игровой

Календарно – тематическое планирование 3 класс

№ темы
п/п
1

Кол-во
часов
1

Название темы

Вид деятельности

Вводный урок. Техника безопасности.
История настольного тенниса.
Набивание на правой стороне ракетки.
Обучение правилам подачи.

Инструктаж

2

1

3

1

Набивание на левой стороне ракетки.
Обучение приему подач.

Игровой

4

1

Набивание на двух сторонах ракетки.
Подача и прием подач.

Игровой

5

1

Обучение накату справа. Игры-эстафеты с
набиванием.

Игровой

6

1

Отработка наката справа в упражнениях.

Игровой

7

1

Обучение накату слева. Игры-эстафеты с
перемещением.

Игровой

8

1

Отработка наката слева в упражнениях.

Игровой

9

1

Игра в парах, тройках. Правила игры в
паре.

Игровой

10

1

Игра "Крутиловка" накатом справа, слева.

Игровой

11

1

Игра на счет. Правила игры на счет.

Игровой

Игровой

Используемое пособие

Ведение счета.
12

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

13

1

Отработка подрезки справа. Игра
"Крутиловка"

Игровой

14

1

Обучение подрезки слева. Подача
подрезкой слева.

Игровой

15

1

Отработка подрезки слева. Игры-эстафеты
с элементами настольного тенниса.

Игровой

16

1

Игра на счет. Правила игры на счет.
Ведение счета.

Игровой

17

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

18

1

Подачи.Эстафеты
История настольного тенниса.

Игровой

19

1

Набивание на правой стороне ракетки.
Обучение правилам подачи.

Игровой

20

1

Набивание на левой стороне ракетки.
Обучение приему подач.

Игровой

21

1

Набивание на двух сторонах ракетки.
Подача и прием подач.

Игровой

22

1

Обучение накату справа. Игрыэстафеты с набиванием.

Игровой

23

1

Отработка наката справа в
упражнениях.

Игровой

24

1

Обучение накату слева. Игры-эстафеты
с перемещением.

Игровой

25

1

Отработка наката слева в
упражнениях.

Игровой

26

1

Игра в парах, тройках. Правила игры в
паре.

Игровой

27

1

Игра "Крутиловка" накатом справа,
слева.

Игровой

28

1

Игра на счет. Правила игры на счет.

Игровой

29

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

30

1

Отработка подрезки справа. Игра
"Крутиловка"

Игровой

31

1

Обучение подрезки слева. Подача
подрезкой слева.

Игровой

32

1

Игровой

33

1

Отработка подрезки слева. Игрыэстафеты с элементами
настольного тенниса.
Игра на счет. Правила игры на счет.
Ведение счета.

34

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

Игровой

Календарно – тематическое планирование 4 класс

№ темы
п/п
1

Кол-во
часов
1

Название темы

Вид деятельности

Вводный урок. Техника безопасности.
История настольного тенниса.
Набивание на правой стороне ракетки.
Обучение правилам подачи.

Инструктаж

2

1

3

1

Набивание на левой стороне ракетки.
Обучение приему подач.

Игровой

4

1

Набивание на двух сторонах ракетки.
Подача и прием подач.

Игровой

5

1

Обучение накату справа. Игры-эстафеты с
набиванием.

Игровой

6

1

Отработка наката справа в упражнениях.

Игровой

7

1

Обучение накату слева. Игры-эстафеты с
перемещением.

Игровой

8

1

Отработка наката слева в упражнениях.

Игровой

9

1

Игра в парах, тройках. Правила игры в
паре.

Игровой

10

1

Игра "Крутиловка" накатом справа, слева.

Игровой

11

1

Игра на счет. Правила игры на счет.

Игровой

Игровой

Используемое пособие

Ведение счета.
12

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

13

1

Отработка подрезки справа. Игра
"Крутиловка"

Игровой

14

1

Обучение подрезки слева. Подача
подрезкой слева.

Игровой

15

1

Отработка подрезки слева. Игры-эстафеты
с элементами настольного тенниса.

Игровой

16

1

Игра на счет. Правила игры на счет.
Ведение счета.

Игровой

17

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

18

1

Подачи.Эстафеты.
История настольного тенниса.

Игровой

19

1

Набивание на правой стороне ракетки.
Обучение правилам подачи.

Игровой

20

1

Набивание на левой стороне ракетки.
Обучение приему подач.

Игровой

21

1

Набивание на двух сторонах ракетки.
Подача и прием подач.

Игровой

22

1

Обучение накату справа. Игрыэстафеты с набиванием.

Игровой

23

1

Отработка наката справа в
упражнениях.

Игровой

24

1

Обучение накату слева. Игры-эстафеты
с перемещением.

Игровой

25

1

Отработка наката слева в
упражнениях.

Игровой

26

1

Игра в парах, тройках. Правила игры в
паре.

Игровой

27

1

Игра "Крутиловка" накатом справа,
слева.

Игровой

28

1

Игра на счет. Правила игры на счет.

Игровой

29

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

30

1

Отработка подрезки справа. Игра
"Крутиловка"

Игровой

31

1

Обучение подрезки слева. Подача
подрезкой слева.

Игровой

32

1

Игровой

33

1

Отработка подрезки слева. Игрыэстафеты с элементами
настольного тенниса.
Игра на счет. Правила игры на счет.
Ведение счета.

34

1

Обучение подрезки справа. Подача
подрезкой справа и прием.

Игровой

Игровой

Список используемой литературы.
1. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа
спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский
спорт, 2004
2. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982
3. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979
4. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль,
Верхнее- Волжское книжное издательство, 1990
5. Е.И. Костырева Общеразвивающая программа «Настольный теннис»: ДЮСШ
г Славгорода Костырева Е.И. 2017


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».