Структура рабочей программы Структура рабочей программы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 2. Содержание учебного предмета «География» 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Планируемые результаты освоения учебного предмета «География Свердловской области» 1.Сформировать системное представление о Свердловской области как географически целостном регионе, субъекте РФ и мирового (глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так специфические региональные процессы и явления. 2.Развивать представление о регионе как о сложном геокультурном пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; показать исключительно большое практическое значение познания человеком взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнографических и геоэкологических явлений в регионе. 3.Формировать географическую культуру обучающихся через приобщение к конкретным знаниям по географии Свердловской области; развивать умение работать с географо-краеведческими источниками информации. Личностные результаты освоения учебного предмета «География Свердловской области»: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические демократические ценности; 1. готовность к служению Отечеству, его защите; 1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 1. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 1. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 1. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 1. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 1. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 1. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «География Свердловской области»: 1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: -Понимать ценности образования как средства развития культуры личности. -Объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. - Соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. -Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. -Оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования. -Осознавать свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность. -Определять собственное отношение к явлениям современной жизни. -Отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. -Осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: -Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). -Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа. - Исследовать несложные реальные связи и зависимости -Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. -Участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если..."). -Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулировать полученные результаты. -Создавать собственные произведения, идеальные и реальные модели объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать. 1. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: -Находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. -Извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). -Переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. - Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). -Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. -Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). -Свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации. - Редактировать текст, создавать собственный текст. -Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. -Владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предметные результаты по учебному предмету «География Свердловской области »: 1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии решении важнейших проблем человечества; 2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально -экономических и экологических процессов и проблем; 3)сформированность системы комплексных социально-ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов Свердловской области; 4)владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; 5)владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; 6)владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; 7)владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; 8)сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально -экономических аспектах экологических проблем Свердловской области . 3.Содержание учебного предмета «География Свердловской области» Общий обзор Свердловской области. Введение. Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования Свердловской области. Современное административно-территориальное устройство: территории, подчиненные сельским администрациям, административные районы и города с подчиненными территориями, управленческие округа. Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном изучении родного края. Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для местного населения, развития нации. Источники и методы изучения родного края. Как изучать географию области. Источники географо-краеведческих знаний: учебная и научнопопулярная литература, карты, атласы, периодическая печать, статистические и архивные материалы, устные сведения. Памятники природы, истории и культуры. Топонимика. Методы изучения географических природных и социально-экономических явлений: камеральные, экскурсионные, экспедиционные. Географическое положение. Площадь территории области (сравнение с другими регионами и государствами мира). Конфигурация территории: географические координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Границы, соседние республики и области. Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам, крупным природным регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия» на территории области. Экономико - и политико-географическое положение: Свердловская область на политикоадминистративной карте России (внутригосударственное положение), положение на стыке Западной и Восточной экономических зон. Изменение экономико-географического положения во времени. Оценка физико - политико- и экономико-географического положения. Природные условия и ресурсы. Геологическое строение Главные черты рельефа, их связь с геологическим строением. Основные тектонические структуры: Русская платформа, Уральская палеозойская складчатая система, Западно-Сибирская плита; их характеристика. Горные породы, их образование и размещение. Основные этапы в истории геологического развития: палеозойский, мезо-кайнозойский, неоген-четвертичный. Карты тектоническая и геологическая. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения полезных ископаемых. Рудные полезные ископаемые. Железные руды: Тагильская группа (Высокогорское и др.). Кушвинская группа (Горобдагодатское и др.). Ивдельская группа, Качканарское, Первоуральское. Медные руды (Красноуральское, Кировоградское, Дегтярское, Сафьяновское и др.). Марганцевые руды (Полуночное, Марсяты). Алюминиевые руды (Североуральская гр.). Золото (Березовское, рассыпные месторождения в долинах рек Туры, Салды, Тагила и др.). Платина (долины рек Лобвы, Иса, Тагила и др.). Основные месторождения нерудных полезных ископаемых: асбест (Баженовское), тальк (Шабровское), кварциты (Первоуральск, г. Караульная), огнеупорные глины (Белкинское, Троицко-Байновское), самоцветы (Изумрудные копи, Мурзинка, Липовка, Адуй и др.), поделочные камни (Гумешевское, Меднорудянское, Седельниково), каменный уголь (Егоршинское, Еловская группа), бурый уголь (Карпинский бассейн). Месторождения нефти и газа. Оценка минеральных ресурсов. Влияние человека на минеральные ресурсы. Рельеф. Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм рельефа. Складчато-глыбовые Уральские горы (низкогорный Средний Урал, среднегорный Северный Урал). Меридиональное простирание горных хребтов и долин Урала. Горные хребты (Бардымский, Коноваловский, Ревдинский, Уральский, Поясовый Камень, Хоза-Тумп), увалы (Киргишанский), кряжи, массивы (Конжаковский Камень, Денежкин Камень, Чистоп). Выдающиеся горные вершины. Асимметричное строение Урала. Равнинный рельеф. Типы равнин: денудационные цокольные и пластовые, аккумулятивные. Западные и восточные предгорья (предгорные равнины, увалы и кряжи). Зауральская складчатая возвышенность. Уфимское плато. Западно-Сибирская равнина и ее части: Туринская наклонная равнина, ПелымоТавдинская низменность, Северо-Сосьвинская возвышенная равнина. Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами. Эрозионный рельеф: долины рек, овраги, балки. Карстовый рельеф: воронки, пещеры, известняковые скалы - «бойцы». Карстовые районы области. Суффозионный (просадочный) рельеф юго-восточных районов области. Ледниковый рельеф в среднегорьях Северного Урала и на равнинах. Мерзлотный рельеф: реликтовый и современный, скалы-останцы и каменные реки на склонах гор. Антропогенный рельеф. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека. Карты физическая, геоморфологическая. Климат. Анализ основных климатообразующих факторов: радиационного и циркуляционного. Географическое положение и солнечная радиация. Изменение солнечной радиации по сезонам. Циркуляция воздушных масс летом и зимой, типы воздушных масс и их повторяемость. Циклоническая деятельность и ее влияние на распределение осадков. Барьерная роль Уральских гор. Изменение континентальности климата, секторное положение территории области. Температурный режим как результат взаимодействия радиационных и циркуляционных процессов. Анализ положения изотерм января и июля. Осадки и их распределение. Снежный покров. Коэффициент увлажнения. Климатические районы. Климат и человек. Типы погоды и их повторяемость. Прогноз и предсказания погоды. Климатические карты. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Внутренние воды и водные ресурсы Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Реки восточного склона Уральских гор и Западно-Сибирской равнины (бассейн реки Тобол): Тавда с Лозьвой и Сосьвой, Тура с Пышмой, Исеть. Реки западного склона Уральских гор (бассейн реки Камы): Чусовая, Уфа, Сылва, Косьва. Сток и густота речной сети. Питание и режим рек. Озера, водохранилища и пруды. Основные типы озер в зависимости от происхождения котловин: тектонические (Таватуй, Шарташ), пойменные старичные и озера-туманы (Пелымский Туман), озераводохранилища (Исетское). Водохранилища (Волчихинское, Белоярское). Болота верховые, переходные и низинные, закономерности их размещения. Подземные воды. Минеральные воды. Минеральные источники (Нижние Серги, Обухово и др.). Их использование. Хозяйственное значение рек и озер. Неравномерность распределения водных ресурсов. Проблемы водоснабжения и перераспределения стока рек. Проблемы охраны и восстановления водных ресурсов. Карты природных вод и водных ресурсов. Растительность Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные типы растительности на равнинах и предгорьях, секторные изменения зональных типов растительности, высотная поясность растительности Уральских гор. Интразональные типы растительности. Антропогенные изменения растительности. Таежная растительность. Основные типы лесов и лесообразующие породы. Характеристика северной, средней и южной тайги, широколиственно-хвойнотаежных лесов. Растительность болот и водная растительность. Растительность долин рек, пойменные заливные луга. Горно-таежные леса. Своеобразие растительности подгольцового и гольцового поясов средневысотных горных хребтов и массивов Урала. Лесостепная растительность. Основные типы растительности. Характеристика осиново-березовых лесов и степной растительности, образующих лесостепные ландшафты. Сосновые боры в лесостепи. Красноуфимская лесостепь и причины формирования степной растительности. Карты растительности. Почвы Влияние климатических факторов, рельефа и горных пород на формирование почвенного покрова. Основные процессы почвообразования: подзолистый и дерновый. Зональные типы почв области на равнинах: глеево-подзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые-лесные, черноземы оподзоленные и выщелоченные. Интразональные почвы равнин: торфяно-болотные, пойменные (аллювиальные), солонцы и солоди. Горные почвы: горно-лесные подзолистые и дерново-подзолистые, горно-лесные буроземовидные, горно-луговые и горно-тундровые. Почвенная карта. Естественное плодородие почв. Оценка почвенных ресурсов области. Изменение почвенного покрова под влиянием человека. Животный мир Животный мир таежной зоны и горной тайги, лесостепных районов области. Основные представители хищников, грызунов, птиц, пресмыкающихся. Животный мир рек, озер, болот. Промыслово-охотничьи ресурсы: основные виды и их добыча. Карта животного мира. Природные комплексы Природный комплекс и природные компоненты. Взаимодействие природных компонентов. Природные комплексы тектогенные, климатогенные (зональные, секторные) и ландшафтные. Карта природного районирования. Крупные тектогенные (азональные) природные комплексы на территории области: ВосточноЕвропейская равнинная физико-географическая страна, Уральская равнинно-горная страна, ЗападноСибирская равнинная страна. Зональные комплексы: зона тайги и лесостепная зона. Ландшафтные комплексы (ландшафтные области и природные районы).Ландшафты и низшие природные комплексы. Ландшафтная карта. Комплексный физико-географический профиль и его анализ. Выявление взаимосвязей между природными компонентами. Низшие ландшафтные комплексы своей местности: болота, поймы рек, склоны холмов и др. Анализ ландшафтной крупномасштабной карты и ландшафтного профиля. Выявление взаимосвязей между природными компонентами. Изменение природных комплексов под влиянием человека. Население и хозяйство История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской области Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской области по материалам археологических раскопок и древним литературным источникам. Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории. Первый этап (конец XII - вторая половина XVI вв) - связь с Новгородской землей и Московской Русью. Второй этап (вторая половина XVI - конец XVII вв) - поход Ермака, присоединение к территории Русского государства, возникновение первых городов. Преимущественное сельскохозяйственное освоение юго-восточной Зауральской части, возникновение крупных сельских поселений - слобод. Начало развития горнозаводской промышленности. Третий этап (конец XVII - начало XIX вв) - бурное развитие горнозаводского дела на Среднем Урале. В.Н. Татищев и В.И. Геннин - выдающиеся государственные деятели, основатели Екатеринбурга. Династия горнозаводчиков Демидовых - основателей черной металлургии на Урале. Становление промышленной культуры Среднего Урала (И.И. Ползунов - изобретатель и конструктор паровой машины, Е.М. Артамонов - изобретатель двухколесного велосипеда). Четвертый этап (XIX - начало ХХ вв) - застой в развитии горнозаводской промышленности на Среднем Урале. Возникновение новых отраслей промышленности: металлообработки и машиностроения, химической, лесной. Изобретение и постройка нового паровоза Е.А. и И.Е. Черепановыми, изобретение радио А.С. Поповым. Расцвет камнерезного и гранильного искусства. Пятый этап - советский период - индустриализация, прием эвакуированных с запада предприятий во время Великой Отечественной войны. Милитаризация промышленного комплекса Среднего Урала. Начало проявления кризиса в базовых отраслях промышленности в 60-е годы. Шестой этап - развитие хозяйства по пути рыночных отношений, создание новых форм собственности и организации производства, конверсия ВПК. Изучение природы, населения, хозяйства региона. Крупнейшие исследователи и исследования. Первые исследователи природы. А. Гумбольдт (1829), Р. Мурчисон (1841), Э.К. Гофман (1853-59), А.М. Карпинский (1860-80) - геолог, исследователь геологического строения и полезных ископаемых, Е.С. Федоров (1880-90), О.Е. Клер (1870-90) основатель Уральского Общества любителей естествознания (УОЛЕ), краевед. Современные исследования: крупнейшие научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и уральские географы, Свердловский филиал Русского географического общества. Описания Среднего Урала в произведениях уральских писателей. Д.Н. Мамин-Сибиряк - создатель образов быта и природы Урала. П.П. Бажов - автор сказов о каменных богатствах и мастерах старого Урала. География населения Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности Среднего Урала: манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ жизни и основные занятия коренного населения в прошлом и настоящем. Динамика численности населения Свердловской области. Периоды наиболее высокого и низкого прироста населения. Изменение численности населения в связи с особенностями естественного прироста. Роль миграций в формировании и динамике численности населения в разные исторические периоды. Территориальные различия динамики населения. Возрастной и половой состав населения как фактор и результат демографического развития области. Территориальные особенности полового и возрастного состава населения. «Старение» населения области. Проблема «невест» в сельской местности. Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства на размещение и плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской области. Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная характеристика. Взаимосвязь с половозрастной структурой и демографическими процессами. Профессиональный состав трудовых ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы, каменных дел мастера, углежоги, металлурги. Народные промыслы. Современный профессиональный состав трудовых ресурсов. Резкое преобладание занятых в тяжелой промышленности. Система подготовки кадров. наиболее крупные центры профессиональной подготовки: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов. Использование трудовых ресурсов. Проблемы занятости трудовых ресурсов в современных условиях. Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы. Типы городских поселений Свердловской области по происхождению, людности и выполняемым функциям. Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы городских поселений: Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская — их специфика. Сельское расселение и его характерные особенности в различных природно-хозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый характер расселения. Облик уральской деревни в прошлом и настоящем. Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений в сельском расселении. Взаимосвязь городского и сельского расселения. Екатеринбургская городская агломерация. Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области. География хозяйства Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе народно-хозяйственного комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса: высокий уровень специализации на отраслях тяжёлой промышленности ,тесная взаимоувязанность производств. Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения (специализации). Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного комплекса Свердловской области. Черная металлургия и ее характерные особенности: высокий уровень концентрации, дефицит сырья, низкая техническая оснащенность. Ведущие факторы размещения черной металлургии на территории области (сырьевой,экономико-географическое положение и исторический) и ее география. Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная промышленность – старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем Урале. Сырьевой фактор в размещении медеплавильной промышленности. Алюминиевая промышленность -наиболее молодая отрасль цветной металлургии Свердловской области. Влияние сырьевой базы и электроэнергетики на размещение производств алюминия в области. Производство никеля. Проблемы развития цветной металлургии: дефицит сырья и электроэнергии. Взаимосвязь черной и цветной металлургии с химической промышленностью на основе комплексного использования сырья и утилизации отходов. Развитие производства азотных удобрений и пластмасс на основе коксования угля на Нижнетагильском металлургическом комбинате; производство серной кислоты и фосфорных удобрений на Красноуральском и Среднеуральском медеплавильных комбинатах. Химические производства, развивающиеся на привозном сырье: шинное и резинотехнических изделий, синтетических волокон. Карты черной, цветной металлургии и химической промышленности. Машиностроительный комплекс. Отраслевой состав. Ведущая роль тяжелого машиностроения (оборудование для горнодобывающей, металлургической промышленности, энергетическое оборудование). Изменение отраслевого состава машиностроения за послевоенный период: развитие радиотехнического, инструментального машиностроения. Взаимосвязь машиностроительного и металлурго-химического комплексов. Влияние трудовых ресурсов и научно-технической базы на размещение машиностроения в Свердловской области. Место военно-промышленного комплекса в машиностроении области и проблемы конверсии. Карта машиностроительного комплекса. Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка, лесопильнодеревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая гидролизная промышленности). Углубленная переработка древесины и использование отходов, экологическая целесообразность дальнейшей разработки лесов. Роль железнодорожных магистралей Ивдель-Обь и Тавда-Сотник для развития и размещения предприятий комплекса. Карта лесопромышленного комплекса. Межотраслевые комплексы и отрасли внутриобластного значения (обслуживающие население и хозяйство Свердловской области). Топливно-энергетический комплекс. Состав комплекса. Топливно-энергетический баланс Свердловской области и его изменение. Основные поставщики топлива. Электроэнергетика. Несоответствие объемов производства и потребления электроэнергии. Проблемы и перспективы развития и размещения топливно-энергетического комплекса. Карта топливно-энергетического комплекса Свердловской области. Крупнейшие электростанции: Рефтинская, Среднеуральская, Белоярская (АЭС), Краснотурьинская. Комплекс отраслей по производству строительных материалов. Состав комплекса. Взаимосвязь комплекса с другими отраслями промышленности и межотраслевыми комплексами. Цементная промышленность и ее связь с черной металлургией. Асбестовая промышленность- отрасль государственной специализации. Производство стеновых материалов /кирпич, железобетонные изделия/ и их тяготение к потребителю. Стекольная промышленность. Карта комплекса по производству строительных материалов. Невьянск, Сухой Лог (производство цемента), Асбест. Проблемы развития промышленного комплекса. Создание совместных предприятий, предпринимательство в промышленности. Агропромышленный комплекс. Специфические особенности агроклиматических ресурсов: недостаточное количество тепла в северных районах, поздние весенние и ранние осенние заморозки в южных районах, переувлажненность северо-восточной части области. Структура земельного фонда, малый удельный вес сельскохозяйственных угодий и посевных площадей. Низкое естественное плодородие почв, каменистость и маломощность горных почв. Карта агроклиматических ресурсов. Социальные факторы, влияющие на развитие и специализацию сельского хозяйства: высокий уровень урбанизации центральной и южной частый области, слабая транспортная обеспеченность северо-востока. Сельское хозяйство - основа агропромышленного комплекса. Животноводство в структуре сельского хозяйства области ,молочно-мясная специализация животноводства. География животноводства. Структура растениеводства: выращивание зерновых (яровая пшеница, озимая рожь, ячмень), овощеводство и картофелеводство. География растениеводства. Неоднородность специализации и уровня развития сельского хозяйства. Три зоны сельскохозяйственной специализации: пригородная овоще – картофеле - молочная, предуральская и зауральская мясо -молочно - зерновая, северо-восточная мясного животноводства с очагами полеводства. Карты сельскохозяйственного производства. Промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции: молочная, мукомольная, мясная. Ориентация пищевой промышленности на потребителя. Производство машин, минеральных удобрений и комбикормов для сельского хозяйство. Проблемы агропромышленного комплекса Свердловской области, как части Нечерноземной зоны России. Развитие личных подсобных хозяйств. Становление и развитие новых социальных отношений в сельском хозяйстве. Комплекс по производству товаров народного потребления и сфера услуг. Состав комплекса, относительно низкий уровень развития комплекса. Факторы размещения легкой промышленности Свердловской области: потребительский и необходимость использования свободных женских трудовых ресурсов. Сфера услуг Свердловской области: бытовое, торговое, медицинское, культурно-просветительное обслуживание населения и их география. Народное образование, географические особенности школьного обслуживания. Иерархия центров обслуживания населения. Основные региональные центры сферы услуг: Екатеринбург. Нижний Тагил, Серов, Каменск-Уральский, Красноуфимск, Ирбит, Тавда. Малый бизнес в сфере обслуживания. Карты легкой промышленности и сферы обслуживания. Транспортный комплекс. Состав комплекса и роль отдельных видов транспорта в его структуре. Ведущая роль железнодорожного транспорта во внешних перевозках и во внутренних перевозках массовых грузов. Густота железных дорог в пределах области и её территориальные различия. Электрификация железных дорог. Крупные железнодорожные узлы и железнодорожные магистрали. Автомобильный транспорт и его ведущая роль во внутриобластных перевозках. Густота автодорог с твердым покрытием в пределах области и её территориальные различия. Важнейшие автодороги. Речной транспорт и его роль в северо-восточных районах. Основные судоходные реки: Тавда и Тура. Воздушный транспорт. Екатеринбургский аэропорт - один из крупнейших в стране. Трубопроводный транспорт. Трубопроводы, связывающие область c основными нефте- и газоносными районами страны: Бухара-Урал, Уренгой-Игрим-Серов-Нижний Тагил-Екатеринбург. Карты транспорта. Внешние и внутренние связи. Характеристика структуры ввоза и вывоза: преобладание топлива, минерального сырья, продукции сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности - во ввозе и металла, проката, оборудования для тяжелой и горнодобывающей промышленности в вывозе. Сырьевые грузопотоки с севера и северо-востока области и продукции обрабатывающих отраслей в обратном направлении. Карты внешних и внутренних связей Свердловской области. 4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Раздел, тема Кол-во часов п/п Введение – 1ч 1 Вводный инструктаж. ИОТ №1. Что изучает география Свердловской области. Источники географической информации. 1 Свердловская область на карте России – 6ч 2 Особенности физико-географического положения. Крайние точки области. 1 3 Экономико-географическое и транспортно-географическое положение. Соседи Свердловской области, роль во внешней торговле России. 1 4 Геологическое строение региона. 1 5 П.р.«Закономерности размещения полезных ископаемых». 1 6 Рельеф Свердловской области. 1 7 Факторы, определяющие климат. 1 Природные условия и ресурсы – 10ч 8 Природные ресурсы Свердловской области. 1 9 П.р. «Особенности климата Свердловской области». 1 10 Внутренние воды. Реки. 1 11 Разнообразие внутренних вод области. 1 12 Озера, болота, подземные воды. 1 13 Закономерности распространения почв. 1 14 Растительный и животный мир области. 1 15 Природные комплексы. 1 16 Природные зоны и ландшафты. 1 17 Промежуточная контрольная работа. 1 История заселения и хозяйственного освоения – 16ч 18 Историко - географические особенности населения. 1 19 Экономический облик Среднего Урала после реформы. 1 20 Численность населения области, естественный прирост. 1 21 Структура населения и формы расселения. 1 22 П.р. «Особенности населения Свердловской области». 1 23 Общая характеристика хозяйства. 1 24 Отрасли машиностроительного комплекса. 1 25 Лесная и деревообрабатывающая промышленность. 1 26 Топливно-энергетический комплекс, 1 27 Комплекс строительных материалов. 28 АПК области. 1 29 Комплекс по производству предметов народного потребления и сферы услуг. 1 30 Транспортный комплекс. 1 31 Горно-промышленный район. 1 32 Зауралье. Предуралье. 1 33 Итоговая контрольная работа. 1 Экологические проблемы Свердловской области - 2ч 34 Загрязнение окружающей среды и охрана природы. 2 Итого: 17 34