РП Мой любимый край

Структура рабочей программы
Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
2. Содержание учебного предмета «География»
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География Свердловской области»
1.Сформировать системное представление о Свердловской области как географически целостном
регионе, субъекте РФ и мирового (глобального) географического пространства, в котором
локализуются и развиваются как общепланетарные, так специфические региональные процессы и
явления.
2.Развивать представление о регионе как о сложном геокультурном пространстве, в котором
осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; показать
исключительно большое практическое значение познания человеком взаимосвязей природных,
экономических, социальных, демографических, этнографических и геоэкологических явлений в
регионе.
3.Формировать географическую культуру обучающихся через приобщение к конкретным знаниям по
географии Свердловской области; развивать умение работать с географо-краеведческими источниками
информации.
Личностные результаты освоения учебного предмета «География Свердловской области»:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего
свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические


демократические ценности;
1. готовность к служению Отечеству, его защите;

1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
1. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

1. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
1. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
1. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
1. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
1. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «География Свердловской области»:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;

4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-Понимать ценности образования как средства развития культуры личности.
-Объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; учитывать
мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
- Соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
-Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и
определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет
индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий
результат.
-Оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической
деятельности и в повседневной жизни экологические требования.
-Осознавать свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность.
-Определять собственное отношение к явлениям современной жизни.
-Отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
-Осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата).
-Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
- Исследовать несложные реальные связи и зависимости
-Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для
сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
-Участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской
работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет,
если...").
-Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и
поискового характера. Формулировать полученные результаты.
-Создавать собственные произведения, идеальные и реальные модели объектов, процессов, явлений, в
том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла,
использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

1. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-Находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск
информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью,
вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения.
-Извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
-Переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации.
- Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от
противного).
-Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
-Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.).
-Свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей,
понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации.
- Редактировать текст, создавать собственный текст.
-Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и
практической деятельности.
-Владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика),
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Предметные результаты по учебному предмету «География Свердловской области »:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии решении важнейших
проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных,
социально -экономических и экологических процессов и проблем;
3)сформированность системы комплексных социально-ориентированных географических знаний о
закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов Свердловской области;
4)владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами
и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5)владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и
экологических процессах и явлениях;
6)владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7)владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению ее условий;
8)сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально -экономических аспектах экологических проблем Свердловской
области .
3.Содержание учебного предмета «География Свердловской области»

Общий обзор Свердловской области. Введение.
Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования Свердловской области.
Современное административно-территориальное устройство: территории, подчиненные сельским
администрациям, административные районы и города с подчиненными территориями, управленческие
округа.
Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном изучении родного края.
Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для местного населения, развития нации.
Источники и методы изучения родного края.
Как изучать географию области. Источники географо-краеведческих знаний: учебная и научнопопулярная литература, карты, атласы, периодическая печать, статистические и архивные материалы,
устные сведения. Памятники природы, истории и культуры. Топонимика.
Методы изучения географических природных и социально-экономических явлений: камеральные,
экскурсионные, экспедиционные.
Географическое положение.
Площадь территории области (сравнение с другими регионами и государствами мира). Конфигурация
территории: географические координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на
восток. Границы, соседние республики и области.
Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам, крупным природным
регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия» на территории области.
Экономико - и политико-географическое положение: Свердловская область на политикоадминистративной карте России (внутригосударственное положение), положение на стыке Западной и
Восточной экономических зон. Изменение экономико-географического положения во времени.
Оценка физико - политико- и экономико-географического положения.
Природные условия и ресурсы.
Геологическое строение
Главные черты рельефа, их связь с геологическим строением. Основные тектонические структуры:
Русская платформа, Уральская палеозойская складчатая система, Западно-Сибирская плита; их
характеристика. Горные породы, их образование и размещение. Основные этапы в истории
геологического развития: палеозойский, мезо-кайнозойский, неоген-четвертичный.
Карты тектоническая и геологическая.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения полезных
ископаемых. Рудные полезные ископаемые. Железные руды: Тагильская группа (Высокогорское и др.).
Кушвинская группа (Горобдагодатское и др.). Ивдельская группа, Качканарское, Первоуральское.
Медные руды (Красноуральское, Кировоградское, Дегтярское, Сафьяновское и др.). Марганцевые руды
(Полуночное, Марсяты). Алюминиевые руды (Североуральская гр.). Золото (Березовское, рассыпные
месторождения в долинах рек Туры, Салды, Тагила и др.). Платина (долины рек Лобвы, Иса, Тагила и
др.).
Основные месторождения нерудных полезных ископаемых: асбест (Баженовское), тальк (Шабровское),
кварциты (Первоуральск, г. Караульная), огнеупорные глины (Белкинское, Троицко-Байновское),
самоцветы (Изумрудные копи, Мурзинка, Липовка, Адуй и др.), поделочные камни (Гумешевское,
Меднорудянское, Седельниково), каменный уголь (Егоршинское, Еловская группа), бурый уголь
(Карпинский бассейн). Месторождения нефти и газа. Оценка минеральных ресурсов. Влияние человека
на минеральные ресурсы.
Рельеф.
Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм рельефа.
Складчато-глыбовые Уральские горы (низкогорный Средний Урал, среднегорный Северный Урал).
Меридиональное простирание горных хребтов и долин Урала. Горные хребты (Бардымский,

Коноваловский, Ревдинский, Уральский, Поясовый Камень, Хоза-Тумп), увалы (Киргишанский),
кряжи, массивы (Конжаковский Камень, Денежкин Камень, Чистоп). Выдающиеся горные вершины.
Асимметричное строение Урала.
Равнинный рельеф. Типы равнин: денудационные цокольные и пластовые, аккумулятивные. Западные
и восточные предгорья (предгорные равнины, увалы и кряжи). Зауральская складчатая возвышенность.
Уфимское плато. Западно-Сибирская равнина и ее части: Туринская наклонная равнина, ПелымоТавдинская низменность, Северо-Сосьвинская возвышенная равнина.
Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними
процессами. Эрозионный рельеф: долины рек, овраги, балки. Карстовый рельеф: воронки, пещеры,
известняковые скалы - «бойцы». Карстовые районы области. Суффозионный (просадочный) рельеф
юго-восточных районов области. Ледниковый рельеф в среднегорьях Северного Урала и на равнинах.
Мерзлотный рельеф: реликтовый и современный, скалы-останцы и каменные реки на склонах гор.
Антропогенный рельеф. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека.
Карты физическая, геоморфологическая.
Климат.
Анализ основных климатообразующих факторов: радиационного и
циркуляционного. Географическое положение и солнечная радиация.
Изменение солнечной радиации по сезонам. Циркуляция воздушных
масс летом и зимой, типы воздушных масс и их повторяемость. Циклоническая деятельность и ее
влияние на распределение осадков. Барьерная роль Уральских гор. Изменение континентальности
климата, секторное положение территории области.
Температурный режим как результат взаимодействия радиационных и циркуляционных процессов.
Анализ положения изотерм января и
июля. Осадки и их распределение. Снежный покров. Коэффициент увлажнения.
Климатические районы.
Климат и человек. Типы погоды и их повторяемость. Прогноз и предсказания погоды.
Климатические карты.
Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта.
Внутренние воды и водные ресурсы
Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Реки восточного склона Уральских гор и
Западно-Сибирской равнины (бассейн реки Тобол): Тавда с Лозьвой и Сосьвой, Тура с Пышмой, Исеть.
Реки западного склона Уральских гор (бассейн реки Камы): Чусовая, Уфа, Сылва, Косьва. Сток и
густота речной сети. Питание и режим рек.
Озера, водохранилища и пруды. Основные типы озер в зависимости от происхождения котловин:
тектонические (Таватуй, Шарташ), пойменные старичные и озера-туманы (Пелымский Туман), озераводохранилища (Исетское). Водохранилища (Волчихинское, Белоярское).
Болота верховые, переходные и низинные, закономерности их размещения. Подземные воды.
Минеральные воды. Минеральные источники (Нижние Серги, Обухово и др.). Их использование.
Хозяйственное значение рек и озер. Неравномерность распределения водных ресурсов. Проблемы
водоснабжения и перераспределения стока рек. Проблемы охраны и восстановления водных ресурсов.
Карты природных вод и водных ресурсов.
Растительность
Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные типы растительности на
равнинах и предгорьях, секторные изменения зональных типов растительности, высотная поясность
растительности Уральских гор. Интразональные типы растительности. Антропогенные изменения
растительности.
Таежная растительность. Основные типы лесов и лесообразующие породы. Характеристика северной,
средней и южной тайги, широколиственно-хвойнотаежных лесов. Растительность болот и водная
растительность. Растительность долин рек, пойменные заливные луга. Горно-таежные леса.

Своеобразие растительности подгольцового и гольцового поясов средневысотных горных хребтов и
массивов Урала.
Лесостепная растительность. Основные типы растительности. Характеристика осиново-березовых
лесов и степной растительности, образующих лесостепные ландшафты. Сосновые боры в лесостепи.
Красноуфимская лесостепь и причины формирования степной растительности. Карты растительности.
Почвы
Влияние климатических факторов, рельефа и горных пород на формирование почвенного покрова.
Основные процессы почвообразования: подзолистый и дерновый. Зональные типы почв области на
равнинах: глеево-подзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые-лесные, черноземы
оподзоленные и выщелоченные. Интразональные почвы равнин: торфяно-болотные, пойменные
(аллювиальные), солонцы и солоди.
Горные почвы: горно-лесные подзолистые и дерново-подзолистые, горно-лесные буроземовидные,
горно-луговые и горно-тундровые.
Почвенная карта.
Естественное плодородие почв. Оценка почвенных ресурсов области. Изменение почвенного покрова
под влиянием человека.
Животный мир
Животный мир таежной зоны и горной тайги, лесостепных районов области. Основные представители
хищников, грызунов, птиц, пресмыкающихся. Животный мир рек, озер, болот. Промыслово-охотничьи
ресурсы: основные виды и их добыча.
Карта животного мира.
Природные комплексы
Природный комплекс и природные компоненты. Взаимодействие природных компонентов.
Природные комплексы тектогенные, климатогенные (зональные, секторные) и ландшафтные. Карта
природного районирования.
Крупные тектогенные (азональные) природные комплексы на территории области: ВосточноЕвропейская равнинная физико-географическая страна, Уральская равнинно-горная страна, ЗападноСибирская равнинная страна.
Зональные комплексы: зона тайги и лесостепная зона.
Ландшафтные комплексы (ландшафтные области и природные районы).Ландшафты и низшие
природные комплексы.
Ландшафтная карта.
Комплексный физико-географический профиль и его анализ. Выявление взаимосвязей между
природными компонентами.
Низшие ландшафтные комплексы своей местности: болота, поймы рек, склоны холмов и др. Анализ
ландшафтной крупномасштабной карты и ландшафтного профиля. Выявление взаимосвязей между
природными компонентами.
Изменение природных комплексов под влиянием человека.
Население и хозяйство
История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской области
Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской области по материалам
археологических раскопок и древним литературным источникам.
Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.
Первый этап (конец XII - вторая половина XVI вв) - связь с Новгородской землей и Московской
Русью.

Второй этап (вторая половина XVI - конец XVII вв) - поход Ермака, присоединение к территории
Русского государства, возникновение первых городов. Преимущественное сельскохозяйственное
освоение юго-восточной Зауральской части, возникновение крупных сельских поселений - слобод.
Начало развития горнозаводской промышленности.
Третий этап (конец XVII - начало XIX вв) - бурное развитие горнозаводского дела на Среднем Урале.
В.Н. Татищев и В.И. Геннин - выдающиеся государственные деятели, основатели Екатеринбурга.
Династия горнозаводчиков Демидовых - основателей черной металлургии на Урале. Становление
промышленной культуры Среднего Урала (И.И. Ползунов - изобретатель и конструктор паровой
машины, Е.М. Артамонов - изобретатель двухколесного велосипеда).
Четвертый этап (XIX - начало ХХ вв) - застой в развитии горнозаводской промышленности на
Среднем Урале. Возникновение новых отраслей промышленности: металлообработки и
машиностроения, химической, лесной. Изобретение и постройка нового паровоза Е.А. и И.Е.
Черепановыми, изобретение радио А.С. Поповым. Расцвет камнерезного и гранильного искусства.
Пятый этап - советский период - индустриализация, прием эвакуированных с запада предприятий во
время Великой Отечественной войны. Милитаризация промышленного комплекса Среднего Урала.
Начало проявления кризиса в базовых отраслях промышленности в 60-е годы.
Шестой этап - развитие хозяйства по пути рыночных отношений, создание новых форм собственности
и организации производства, конверсия ВПК.
Изучение природы, населения, хозяйства региона. Крупнейшие исследователи и исследования. Первые
исследователи природы. А. Гумбольдт (1829), Р. Мурчисон (1841), Э.К. Гофман (1853-59), А.М.
Карпинский (1860-80) - геолог, исследователь геологического строения и полезных ископаемых, Е.С.
Федоров (1880-90), О.Е. Клер (1870-90) основатель Уральского Общества любителей естествознания
(УОЛЕ), краевед. Современные исследования: крупнейшие научно-исследовательские институты,
высшие учебные заведения и уральские географы, Свердловский филиал Русского географического
общества.
Описания Среднего Урала в произведениях уральских писателей. Д.Н. Мамин-Сибиряк - создатель
образов быта и природы Урала. П.П. Бажов - автор сказов о каменных богатствах и мастерах старого
Урала.
География населения
Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности Среднего Урала:
манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ жизни и основные занятия коренного
населения в прошлом и настоящем.
Динамика численности населения Свердловской области. Периоды наиболее высокого и низкого
прироста населения. Изменение численности населения в связи с особенностями естественного
прироста. Роль миграций в формировании и динамике численности населения в разные исторические
периоды. Территориальные различия динамики населения.
Возрастной и половой состав населения как фактор и результат демографического развития области.
Территориальные особенности полового и возрастного состава населения. «Старение» населения
области. Проблема «невест» в сельской местности.
Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства на размещение и
плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской области.
Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная характеристика.
Взаимосвязь с половозрастной структурой и демографическими процессами. Профессиональный
состав трудовых ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы, каменных дел мастера, углежоги,
металлурги. Народные промыслы. Современный профессиональный состав трудовых ресурсов. Резкое
преобладание занятых в тяжелой промышленности. Система подготовки кадров. наиболее крупные
центры профессиональной подготовки: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов.
Использование трудовых ресурсов. Проблемы занятости трудовых ресурсов в современных условиях.
Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы. Типы городских
поселений Свердловской области по происхождению, людности и выполняемым функциям.
Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы городских поселений:
Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская — их специфика.

Сельское расселение и его характерные особенности в различных
природно-хозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый характер расселения. Облик
уральской деревни в прошлом и настоящем.
Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений
в сельском расселении. Взаимосвязь городского и сельского расселения. Екатеринбургская городская
агломерация.
Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области.
География хозяйства
Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе народно-хозяйственного комплекса Урала и
страны. Уникальность комплекса: высокий уровень специализации на отраслях тяжёлой
промышленности ,тесная взаимоувязанность производств.
Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения (специализации).
Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного комплекса Свердловской
области. Черная металлургия и ее характерные особенности: высокий уровень концентрации, дефицит
сырья, низкая техническая оснащенность. Ведущие факторы размещения черной металлургии на
территории области (сырьевой,экономико-географическое положение и исторический) и ее география.
Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная
промышленность – старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем Урале. Сырьевой фактор в
размещении медеплавильной промышленности. Алюминиевая промышленность -наиболее молодая
отрасль цветной металлургии Свердловской области. Влияние сырьевой базы и электроэнергетики на
размещение производств алюминия в области. Производство никеля. Проблемы развития цветной
металлургии: дефицит сырья и электроэнергии.
Взаимосвязь черной и цветной металлургии с химической промышленностью на основе комплексного
использования сырья и утилизации отходов. Развитие производства азотных удобрений и пластмасс на
основе коксования угля на Нижнетагильском металлургическом комбинате; производство серной
кислоты и фосфорных удобрений на Красноуральском и Среднеуральском медеплавильных
комбинатах.
Химические производства, развивающиеся на привозном сырье: шинное и резинотехнических изделий,
синтетических волокон.
Карты черной, цветной металлургии и химической промышленности.
Машиностроительный комплекс. Отраслевой состав. Ведущая роль тяжелого машиностроения
(оборудование для горнодобывающей, металлургической промышленности, энергетическое
оборудование). Изменение отраслевого состава машиностроения за послевоенный период: развитие
радиотехнического, инструментального машиностроения. Взаимосвязь машиностроительного и
металлурго-химического комплексов. Влияние трудовых ресурсов и научно-технической базы на
размещение машиностроения в Свердловской области. Место военно-промышленного комплекса в
машиностроении области и проблемы конверсии.
Карта машиностроительного комплекса.
Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка, лесопильнодеревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая гидролизная промышленности).
Углубленная переработка древесины и использование отходов, экологическая целесообразность
дальнейшей разработки лесов. Роль железнодорожных магистралей Ивдель-Обь и Тавда-Сотник для
развития и размещения предприятий комплекса.
Карта лесопромышленного комплекса.
Межотраслевые комплексы и отрасли внутриобластного значения (обслуживающие население и
хозяйство Свердловской области).
Топливно-энергетический комплекс. Состав комплекса. Топливно-энергетический баланс
Свердловской области и его изменение. Основные поставщики топлива.

Электроэнергетика. Несоответствие объемов производства и потребления электроэнергии. Проблемы и
перспективы развития и размещения топливно-энергетического комплекса.
Карта топливно-энергетического комплекса Свердловской области.
Крупнейшие электростанции: Рефтинская, Среднеуральская, Белоярская (АЭС), Краснотурьинская.
Комплекс отраслей по производству строительных материалов.
Состав комплекса. Взаимосвязь комплекса с другими отраслями промышленности и межотраслевыми
комплексами. Цементная промышленность и ее связь с черной металлургией. Асбестовая
промышленность- отрасль государственной специализации. Производство стеновых материалов
/кирпич, железобетонные изделия/ и их тяготение к потребителю. Стекольная промышленность.
Карта комплекса по производству строительных материалов. Невьянск, Сухой Лог (производство
цемента), Асбест. Проблемы развития промышленного комплекса. Создание совместных предприятий,
предпринимательство в промышленности.
Агропромышленный комплекс. Специфические особенности агроклиматических ресурсов:
недостаточное количество тепла в северных районах, поздние весенние и ранние осенние заморозки в
южных районах, переувлажненность северо-восточной части области. Структура земельного фонда,
малый удельный вес сельскохозяйственных угодий и посевных площадей. Низкое естественное
плодородие почв, каменистость и маломощность горных почв. Карта агроклиматических ресурсов. Социальные факторы, влияющие на
развитие и специализацию сельского хозяйства: высокий уровень урбанизации центральной и южной
частый области, слабая транспортная обеспеченность северо-востока.
Сельское хозяйство - основа агропромышленного комплекса. Животноводство в структуре сельского
хозяйства области ,молочно-мясная специализация животноводства. География животноводства.
Структура растениеводства: выращивание зерновых (яровая пшеница, озимая рожь, ячмень),
овощеводство и картофелеводство. География растениеводства.
Неоднородность специализации и уровня развития сельского хозяйства. Три зоны
сельскохозяйственной специализации: пригородная овоще – картофеле - молочная, предуральская и
зауральская мясо -молочно - зерновая, северо-восточная мясного животноводства с очагами
полеводства. Карты сельскохозяйственного производства. Промышленность по переработке
сельскохозяйственной продукции:
молочная, мукомольная, мясная. Ориентация пищевой промышленности на потребителя.
Производство машин, минеральных удобрений и комбикормов для
сельского хозяйство.
Проблемы агропромышленного комплекса Свердловской области, как части Нечерноземной зоны
России. Развитие личных подсобных хозяйств. Становление и развитие новых социальных отношений
в сельском хозяйстве.
Комплекс по производству товаров народного потребления и сфера услуг. Состав комплекса,
относительно низкий уровень развития комплекса. Факторы размещения легкой промышленности
Свердловской области: потребительский и необходимость использования свободных женских
трудовых ресурсов.
Сфера услуг Свердловской области: бытовое, торговое, медицинское, культурно-просветительное
обслуживание населения и их география. Народное образование, географические особенности
школьного обслуживания. Иерархия центров обслуживания населения. Основные региональные
центры сферы услуг: Екатеринбург. Нижний Тагил, Серов, Каменск-Уральский, Красноуфимск, Ирбит,
Тавда. Малый бизнес в сфере обслуживания.
Карты легкой промышленности и сферы обслуживания.
Транспортный комплекс. Состав комплекса и роль отдельных видов транспорта в его структуре.
Ведущая роль железнодорожного транспорта во внешних перевозках и во внутренних перевозках
массовых грузов. Густота железных дорог в пределах области и её территориальные различия.
Электрификация железных дорог. Крупные железнодорожные узлы и железнодорожные магистрали.
Автомобильный транспорт и его ведущая роль во внутриобластных перевозках. Густота автодорог с
твердым покрытием в пределах области и её территориальные различия. Важнейшие автодороги.

Речной транспорт и его роль в северо-восточных районах. Основные судоходные реки: Тавда и Тура.
Воздушный транспорт. Екатеринбургский аэропорт - один из крупнейших в стране.
Трубопроводный транспорт. Трубопроводы, связывающие область c основными нефте- и газоносными
районами страны: Бухара-Урал, Уренгой-Игрим-Серов-Нижний Тагил-Екатеринбург. Карты
транспорта.
Внешние и внутренние связи. Характеристика структуры ввоза и вывоза: преобладание топлива,
минерального сырья, продукции сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности - во ввозе и
металла, проката, оборудования для тяжелой и горнодобывающей промышленности в вывозе.
Сырьевые грузопотоки с севера и северо-востока области и продукции обрабатывающих отраслей в
обратном направлении.
Карты внешних и внутренних связей Свердловской области.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
№

Раздел, тема

Кол-во
часов

п/п
Введение – 1ч
1

Вводный инструктаж. ИОТ №1. Что изучает география Свердловской области.
Источники географической информации.

1

Свердловская область на карте России – 6ч
2

Особенности физико-географического положения. Крайние точки области.

1

3

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение. Соседи
Свердловской области, роль во внешней торговле России.

1

4

Геологическое строение региона.

1

5

П.р.«Закономерности размещения полезных ископаемых».

1

6

Рельеф Свердловской области.

1

7

Факторы, определяющие климат.

1

Природные условия и ресурсы – 10ч
8

Природные ресурсы Свердловской области.

1

9

П.р. «Особенности климата Свердловской области».

1

10

Внутренние воды. Реки.

1

11

Разнообразие внутренних вод области.

1

12

Озера, болота, подземные воды.

1

13

Закономерности распространения почв.

1

14

Растительный и животный мир области.

1

15

Природные комплексы.

1

16

Природные зоны и ландшафты.

1

17

Промежуточная контрольная работа.

1

История заселения и хозяйственного освоения – 16ч

18

Историко - географические особенности населения.

1

19

Экономический облик Среднего Урала после реформы.

1

20

Численность населения области, естественный прирост.

1

21

Структура населения и формы расселения.

1

22

П.р. «Особенности населения Свердловской области».

1

23

Общая характеристика хозяйства.

1

24

Отрасли машиностроительного комплекса.

1

25

Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

1

26

Топливно-энергетический комплекс,

1

27

Комплекс строительных материалов.

28

АПК области.

1

29

Комплекс по производству предметов народного потребления и сферы услуг.

1

30

Транспортный комплекс.

1

31

Горно-промышленный район.

1

32

Зауралье. Предуралье.

1

33

Итоговая контрольная работа.

1

Экологические проблемы Свердловской области - 2ч
34

Загрязнение окружающей среды и охрана природы.

2
Итого:

17

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».