РП Функциональная грамотность. Русский язык 11 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Формирование навыков функциональной
грамотности» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений. Автор:
А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык, 10-11 классы. М. Просвещение, 2019 г.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Данный курс разработан для учащихся
11-х классов, соответствует запросам учащихся, направлен на формирование функциональной
грамотности.
В настоящее время система школьного образования в стране переживает переломный
момент, обусловленный глубокими содержательными и структурными изменениями в
обществе, а также в самой базовой парадигме научного знания. Эти изменения нашли
отражение в программных документах по развитию и модернизации образования.
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими
целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с
повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения
ориентирует на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении родному
языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и
учитываются особенности мультикультурной среды.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от
элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые
короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная
грамотность есть суммарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения
и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать
инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности,
который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально
быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности
свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в
целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других
сообщений.
Основная задача по формированию функциональной грамотности - способность
человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать.
Актуальность вопроса: Функциональная грамотность

1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2. направлена на решение бытовых проблем;
3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в
определенной ситуации;
4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

С функциональной грамотностью связана

1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
Цель курса:
обучать не только извлечению информации, но и пониманию прочитанного, включению в
личный опыт. Умение читать и писать уже не может считаться способностью, приобретенной в
младших классах, теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и
навыков, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей жизни в разных
ситуациях деятельности и общения.
Задачи курса:
• осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных
типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
• уметь извлекать информацию из разных источников;
• учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
• уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
• уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их
при подготовке собственных текстов;
• реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.


Работать с официально-деловыми документами и грамотно составлять их.

Содержание программы:
1) Функциональное чтение.

Это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой,
адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость
чтения); Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения
конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении
применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения
(выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:
поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий
уровень);
поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками
информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
поиск и установление последовательности или комбинации отрывков,
содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том,
какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез
относительно содержания текста.
2) Диалог с текстом

Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является
способность понимания текста как важнейшей из тех, которыми должны владеть
выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших
способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции;
различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного
чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению,
абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры
текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план,
тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода
решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с
текстом (автором), задавая вопросы.
Работа с текстом позволяет:
Выделять главную мысль текста или его частей
Понимать информацию, содержащуюся в тексте
Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования
Применять информацию из текста в изменённой ситуации

Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации

Ключевые умения работы с текстом:
-умение найти связь предложений в тексте;
- умение анализировать структуру текста;
- умение вычленить главную информацию в тексте;
- умение работать с неявно заданной информацией;
- умение проанализировать информацию или условия задачи;
- умение оценивать достаточность представленной информации;
- умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
- умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию.
3) Креативное и критическое мышление

Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология,
которая решает задачи:
-активизации познавательной деятельности обучающегося;
-развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных
жанров;
-информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической
и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и
ответственности за знание.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств
и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и
педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не
конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется
на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и
методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных
областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных
результатов, как:
-умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным
потоком в разных областях знаний;
-умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей
и представлений;

-умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением
(академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
4) Составление официально-деловых документов
В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью
составления бумаг разного рода, писать объяснительные записки, доверенности, расписки,
различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко,
коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов. Данный раздел программы
посвящен различным видам деловых бумаг, а также рассматривает структуру и
составление различных документов.
Благодаря формированию функциональной грамотности обучение русскому языку в
средней школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в
дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средних
специальных и высших учебных заведениях.
Предметный результат, формируемый при изучении курса:
 потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации,
дальнейшего образования, саморазвития;
 готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу,
оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
 способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в
соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой
информации в жизненных ситуациях.
 уровень усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения обучения в
этой области и определения определенного класса проблем в социальной практике.

Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:





сформированность ценностного отношения к чтению;
совершенствование читательского навыка;
развитие эстетического вкуса;
формирование развивающего круга чтения;
воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;




использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
текстов (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им;



Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:






умении эффективно использовать различные стратегии работы с текстом;
обращении к различным информационным источникам;
объективно оценивать достоверность и значимость информации;
освоить опыт проектной ( исследовательской) деятельности;
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;






умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;
умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы;
сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько
существенных признаков;
представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько
существенных признаков,

Планируемые результаты

Поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять
назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед
собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать
темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения
и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной
информации и ее осмысления.

Преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых
тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении
автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться
выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на
основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Оценка информации
Выпускник научится
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в
целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной
ситуации.

Тематическое планирование
№п/п

Тема урока

Количество
часов

Функциональное чтение
1

2-3

4

Что такое функциональное чтение? Трехфазовый процесс
чтения: раскрытие содержания, интерпретация текста, создание
собственного смысла. Исследования PISA (читательская
грамотность), PIRLS (чтение и понимание текстов)
Виды и типы чтения: ( Ознакомительное чтение; Изучающее
чтение; Аналитическое чтение; Просмотровое чтение;
Поисковое чтение; Выборочное чтение; Рефлексивное чтение)

1

Скорочтение.

1

2

Диалог с текстом
5

Текст ка речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность, связность текста.

1

6

Средства связи предложений в тексте. Основная и
дополнительная информация микротекста.

1

7-8

Три уровня информации в тексте (фактуальная, подтекстовая,
концептуальная). Информационная обработка письменных
текстов.

2

9

Форматы текста (сплошной, несплошной, смешанный,
гипертекст). Типы текстов.

1

10

Стиль текста. Стилевые особенности.

1

11

Приемы осмысления текста (вопросы к тексту, составление
сводной таблицы, тезисов, графической схемы, плана,
комментированное чтение).

1

12

Речеведческий анализ текста. Овладение приемами
совершенствования и редактирования текста.

1

13

Комплексный анализ текста.

1

14

Создание устного или письменного текста разных
функционально- смысловых типов, стилей и жанров.

1

15

Работа с различными источниками информации ( учебники,
словари, справочники, научно-популярная, художественная
литература)

1

Креативное и критическое мышление
16

Что такое критическое мышление?
Ключевая позиция креативного и критического мышления в
современной жизни.

1

17-18

Поиск и осмысление информации (Инсерт, Двойной дневник,
Сюжетная таблица, Таблица-синтез)

2

19-20

Обобщение и систематизация информации (Кластер, Денотатный
граф, Интеллект-карта)

2

Составление официально-деловых документов.
21-22

Составление текста объявления, текста заявления и
объяснительной записки. Структура служебной записки,
докладной записки.

2

23

Составление доверенности, расписки. Структура доверенности

1

24

Структура протокола. Структура выписки из протокола.

1

25

Характеристика. Структура характеристики.

1

26

Написание апелляции. Особенности оформления.

1

27

Написание автобиографии

1

28

Написание резюме.Структура резюме

1

29

Общие сведения о других видах деловых бумаг: протокол,
договор. Структура документов

1

30

Составление кассационной жалобы

1

31

Написание письма: сопроводительное письмо, письмоподтверждение, письмо-сообщение, письмо-приглашение.

1

32

Реклама. План рекламы.

1

33-34

Практическая работа по составлению официально-деловых
документов.

2

Литература:
1) Божович Е.Д. Критерии понимания текста школьниками//Русский язык в школе. – 2010
- №10.
2)Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст.
Задачник-практикум 8-11 классы.-М.: Астрель, 2001.
3)Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования – М., 1981.
4) Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А.
Леонтьева. М.: Баласс, 2003.
5) Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для
учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. :Баласс, 2012.
6) Пономарева Л.Д. Речетворческий анализ художественного текста на уроках русского
языка.//Русский язык в школе - 2010 - №10.
7)Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение,
2011.
8)Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство
интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс,
размещение:http://www.edu.ru.)
9) Формирование функциональной грамотности.8-11 класс. Сборник задач по русскому
языку. Учебное пособие.-М.: Просвещение,2018
10) http://festival.1september.ru/articles/600417/
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/20/statyastrategii_smyslovo
go_chteniya_.docx


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».