Биология (углубленный уровень)

Планируемые результаты
Личностные результаты:
Личностными результатами изучения углубленного курса предмета «Биология» в 10 – 11-х
классах являются следующие:
1. реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
2. признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и
других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3. сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или
бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и
экологической безопасности.
4. осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора жизненной
стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
5. постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать
противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их
изменения;
6. учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции
по мере расширения своего жизненного опыта;
7. приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям; – учиться
самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью; –
8. учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
рационального природопользования;
9. использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного
поведения в качестве одной из ценностных установок
Метапредметные результаты:
1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
3. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Метапредметными результатами являются
1.Регулятивные УУД:







самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернете);
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности. Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).

2.Познавательные УУД:













самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и
определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного
продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории; – сопоставлять,
отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе
СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной
траектории;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации;
представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
понимать систему взглядов и интересов человека;
владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством
самообразования. Также важную роль в овладении приёмами чтения играет
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
понимать систему взглядов и интересов человека;
толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить
компромиссы.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения

Предметные результаты:
Учащийся должен:
1. характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
2. характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
3. оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
4. выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
5. иметь представление об уровневой организации живой природы;
6. приводить доказательства уровневой организации живой природы;
7. представлять основные методы и этапы научного исследования;
8. анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.
9. характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании
современной естественно-научной картины мира;

10. знать историю изучения клетки;
11. иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной,
функциональной и генетической единице живого;
12. приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов;
13. сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и
формулировать выводы на основе сравнения;
14. представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в
клетке;
15. проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки,
сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;
16. пользоваться современной цитологической терминологией; -иметь представления о
вирусах и их роли в жизни других организмов;
17. обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ
инфекции);
18. находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку
зрения;
19. анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.;
20. иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен
веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;
21. выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных),
сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический
обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и
постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и
изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе
сравнения;
22. понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и
изменчивости;
23. характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в
формировании современной естественно-научной картины мира;
24. решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы
скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой; 25)приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и
эмбриологии;
25. объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
26. характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные
виды мутаций;
27. обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания);
28. выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
29. иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений;
30. характеризовать основные методы и достижения селекции;
31. оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);
32. овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять
их результаты;
33. находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку

Содержание
Введение. Место биологии в системе наук.
Основы цитологии
Более подробно рассмотрены предмет, задачи, методы исследования в современной биологии;
ферменты, нуклеиновые кислоты, строение клеток, ядра и органоидов. Вирусы, бактерии, их
классификация и происхождение Процессы брожения и дыхания. Хемосинтез и его значение в
биосфере, Решение задач по молекулярной биологии, регуляция биосинтеза.

Размножение и онтогенез.
Половое размножение, биогенетический закон, взаимовлияние частей развивающегося
зародыша, гаметогенез, сходство зародышей человека и других млекопитающи.
Генетика.
Гибридологический метод, полное и неполное доминирование, закон частоты гамет и его
цитологическое обоснование, множественные аллели, цитогенетические основы генетики, гомои гетерогаметный пол, хромосомная теория наследственности, взаимодействие генов, решение
генетических задач, генотипическая изменчивость, эволюционная роль мутаций, комбинативная
изменчивость, закон гомологических рядов, управление доминированием, построение
вариационного ряда и кривой,
Генетика человека.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека,
Генетические данные о расах, характер наследования признаков. составление родословных,
генетические основы здоровья, этические аспекты биотехнологии, МГК.
0сновы учения об эволюции.
Сущностъ эволюционного подхода, признаки биологической эволюции, комплексность методов
изучения эволюционных процессов, закономерности филогенеза, современное состояние
эволюционной теории и ее методологическое значение.
Основы селекции и биотехнологии.
Генетика научная основа селекции, искусственный отбор в селекции, типы скрещиваний,
полиплоидия, достижения современной селекции, значение для микробиологической
промышленности селекции микроорганизмов, производство пищевых продуктов,
Антропогенез.
Прародина человечества, популяционная структура вида Человек разумный, анализ и оценка
гипотез происхождения человеческих рас, адаптивные типы человека, факторы эволюции
современного человека, влияние деятельности человека на биосферу
Основы экологии.
Толерантность. приспособленность к экологическим факторам, экологическая ниша,
демографические показатели популяции, возрастная структура популяций, динамика популяций.
искусственные экосистемы, экологических задач, экологическое сознание.
Эволюция биосферы.

Биосфера, ее возникновение и ее этапы, история развития органического мира (зоны, эры,
периоды). анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. международные и
национальной программы оздоровления природной среды.
Программа изучения биологии за счет расширения:
Введение Уровни организации. Введение практической работы
Основы цитологии.
Опыты по активности ферментов. АТФ, наблюдение клеток растений, животных и бактерий под
микроскопом, изучение хромосом на готовых препаратах, ВИЧ, генетический код, решение
задач на правило Чаргаффа, свойство комплементарности нуклеотидов
Размножение и индивидуальное развитие.
Сравнение полового и бесполого размножения, изучение фаз митоза. искусственное
оплодотворение у животных, влияние факторов внешней среды на развитие зародыш.
Основы генетики.
Генетика человека, социальные проблемы генетики, этические проблемы генной инженерии,
решение задач на моно и дигибридное скрещивание, на сцепленное наследование
кодоминирование и болезни сцепленные с полом.
Основы учения об эволюции.
Основные этапы развития эволюционных идей, биография Ч.Дарвина, предпосылки учения
Ч,Дарвина, предпосылки действия естественного отбора (гетерогенность популяции),
возникновение адаптаций и их относительный характер, сравнение экологического и
географического видообразования, сравнительная характеристика микро и макроэволюции,
сравнений путей и направлений эволюции, значение эволюционной теории в практической
деятельности человека,
Основы селекция и биотехнологии.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты — объекты современной биотехнологии, перспективы
генной и клеточной инженерии.
Движущие силы антропогенеза.
Анализ гипотез происхождения человека.
Экология.
Основы описание агросистем своей местности, круговорот веществ в экосистеме
Функции живого вещества. Основные ароморфозы органического мира, место и роль человека в
биосфере, ноосферное мышление пути решения экологических проблем. Решение практических
задач.

Содержание углубленного курса биологии в10-11 классах
отличается от базовой по следующим позициям.
1.Введение. Место биологии в системе наук,

2.Основы цитологии. Более подробно рассмотрены предмет, задачи, методы исследования в
современной биологии; ферменты, нуклеиновые кислоты, строение клеток, ядра и органоидов
плазмолиз . Вирусы, бактерии, их классификация и происхождение Процессы брожения и
дыхания. Хемосинтез и его значение в биосфере, Решение задач по молекулярной биологии,
регуляция биосинтеза. Опыты по активности ферментов. АТФ, наблюдение клеток растений,
животных и бактерий под микроскопом. изучение хромосом на готовых препаратах, ВИЧ,
генетический код.
3. Размножение и онтогенез Половое размножение, биогенетический закон, взаимовлияние
частей развивающегося зародыша, гаметогенез, сходство зародышей человека и других
млекопитающих. Сравнение полового и бесполого размножения, изучение фаз митоза.
искусственное оплодотворение у животных, влияние факторов внешней среды на развитие
зародыша
4. Генетика. Гибридологический метод, полное и неполное доминирование, закон частоты гамет
и его цитологическое обоснование, множественные аллели, цитологические основы генетики,
гомо- и гетерогаметный пол, хромосомная теория наследственности, взаимодействие генов,
решение генетических задач. генотипическая изменчивость, эволюционный роль мутаций,
комбинативная изменчивость, закон гомологических рядов, управление доминированием,
построение вариационного ряда и кривой.
5.Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие
человека, Генетические данные о расах, характер наследования признаков. составление
родословных, генетические основы здоровья, этические аспекты биотехнологии, МГК.
6. Сущностъ эволюционного подхода, признаки биологической эволюции,
комплексность методов изучения эволюционных процессов, закономерности филогенеза,
современное состояние эволюционной теории и ее методологическое значение.
7.Основы_ селекции и биотехнологии. Генетика научная основа селекции, искусственный отбор
в селекции, типы скрещиваний, полиплоидия, достижения современной селекции, значение для
микробиологической промышленности селекции микроорганизмов, производство пищевых
продуктов,
8.Антропогенез. Прародина человечества, популяционная структура вида Человек разумный,
анализ и оценка гипотез происхождения человеческих рас, адаптивные типы человека, факторы
эволюции современного человека, влияние деятельности человека на биосферу
9.Основы экологии- Толерантность. приспособленность к экологическим факторам,
экологическая ниша, демографические показатели популяции, возрастная структура популяций,
динамика популяций. искусственные экосистемы, решение экологических задач, экологическое
сознание.
10.Эволюция биосферы .Биосфера, ее возникновение и ее этапы, история развития
органического мира (зоны, эры, периоды). анализ и оценка глобальных антропогенных
изменений в биосфере. международные и национальной программы оздоровления природной
среды.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС
Тема

Количество
часов

Раздел 1. Введение в биологию.
1.

История развития биологии

1

2.

Место биологии в системе наук.

1

3.

Сущность и свойства живого.

1

4.

Практическая работа «Общие свойства живых организмов»

1

5.

Значение биологии для понимания научной картины мира.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией,
физикой, математикой, географией, астрономией и др.).

2

6.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира, Объект
изучения биологии — биологические системы. Общие
признаки биологических систем,

1

7.

Методы познания живой природы.

1

8.

Практическая работа№1 «Методы познания»

1

Раздел 2. Основы цитологии.
9.

Предмет, задачи и методы исследования современной
цитологии.

1

10.

Значение цитологических исследований для других
биологических наук, медицины, сельского хозяйства,

1

11.

История открытия и изучения клетки, (Г Гук, Р.Вирхов, М,
Шлейден, Т „Шванн. Основные положения клеточной теории.
Значение клеточной теории для развития биологии.

1

12.

Клетка как единица развития, структурная и функциональная
единица живого.

1

13.

Химический состав клетки, Микро-макроэлементы„

1

14.

Вода и другие неорганические вещества, их роль в
жизнедеятельности клетки,

1

15.

Органические вещества: углеводы, липиды

1

16.

Лабораторная работа№1 «Обнаружение крахмала в клубнях
картофеля»

1

17.

Белки. Денатурация, Биологическая роль.

1

18.

Лабораторная работа №2 « Денатурация белков»

1

19.

Ферменты, их роль в регуляции процессов
жизнедеятельности. Взаимосвязи строения н функций
молекул

1

20.

Лабораторная работа №3 « Определение каталитической
активности ферментов».

1

21.

Нуклеиновые кислоты, редупликация ДНК.

1

22.

Нуклеиновые кислоты РНК.

1

23.

Практическая работа№2 «Решение задач на строение ДНК
и РНК »

2

24.

Практическая работа№3 «Решение задач. Правило Чаргаффа»

2

25.

АТФ, строение и роль в клетке Взаимосвязи строения и
функций молекулы

1

26.

Лабораторная работа №4

1

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
27.

Строение прокариотической клетки.

1

28.

Лабораторная работа № 5 Наблюдение бактерий под
микроскопом, их изучение и описание

1

29.

Строение эукариотической клетки. Основные компоненты
клетки. Строение мембран.

1

30.

Лабораторная работа №6

1

Наблюдение клеток растений, животных под микроскопом, их
изучение и описание
31.

Практическая работа№4 «Сравнение прокаритической и
эукариотической клеток»

2

32.

Лабораторная работа №7 «Наблюдение плазмолиза и
деплазмолиза в клетках эпидермиса лука

1

33.

Лабораторная работа №8

1

«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных
клетках»
34.

Строение функции Химический состав и строение хромосом
(гомологичные; негомологичные),

1

35.

Лабораторная работа №9,

1

«Изучение хромосом на готовых микропрепаратах».
36.

Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке,

1

37.

Соматические и половые клетки, Особенности строения
клеток бактерий, грибов. животных и растений.

1

38.

Лабораторная работа №10 «Изучение клеточной стенки
бактерий, грибов и растений»

1

39.

Вирусы и бактериофаги. Работы Ивановского ДМ.

1

40.

Классификация и происхождение вирусов.

1

41.

Лабораторная работа№11 «Строение вирусов»

1

42.

Вирус СПИДа, его профилактика,

1

43.

Размножение вирусов

1

44.

Урок- обобщение Основы цитологии

1

45.

Обмен веществ и превращения энергии

1

46.

Каталитический характер реакций обмена веществ.
Пластический и энергетический обмен,

1

47.

Основные этапы энергетического обмена,

1

Отличительные особенности процессов клеточного дыхания
48.

Практическая работа №4 « Сравнение процессов брожения и
дыхания».

1

49.

Способы получения органических веществ: автотрофы ,
гетеротроф

2

50.

Фотосинтез, его фазы,

1

51.

Практическая работа №5 «Решение задач Метаболизм
Фотосинтез»

2

52.

Космическая роль фотосинтеза в биосфере,

1

53.

Хемосинтез и его значение в биосфере,

1

54.

Практическая работа №6 «Сравнение процессов фотосинтеза
и хемосинтеза- Условия фотосинтеза».

2

55.

Биосинтез белков

1

56.

Генетический код,

1

57.

Матричный принцип биосинтеза белков-.Образование иРНК
по матрице ДНК

2

58.

Практическая работа №7 « Решение задач Метаболизм
Биосинтез белка».

2

59.

Регуляция биосинтеза.

1

60.

Урок- обобщение.

1

Раздел З. Размножение и индивидуальное развитие
организмов.
61.

Многообразие организмов: одноклеточные, многоклеточные.
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого.

2

62.

Бесполое размножение организмов

1

63.

Половое размножение организмов.

1

64.

Практическая работа №8 «Сравнение полового и бесполого
способов размножения»

1

65.

Митоз его фазы и биологическое значение.

1

66.

Лабораторная работа №10 « Изучение фаз митоза в клетках
корешка лука»

2

67.

Практическая работа №11 «Решение задач Размножение
Митоз»

2

68.

Опыление у растений, искусственное опыление.
Оплодотворение у животных наружное и внутренне.

1

69.

Мейоз, его биологическое значение

1

70.

Практическая работа №12 «Сравнение митоза и мейоза»

1

71.

Сперматогенез. Овогенез.

1

72.

Процесс развития половых клеток у растений

1

73.

Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых
растений.

1

74.

Практическая работа №13 «Сравнение процессов
оплодотворения у цветковых и споровых растений и
позвоночных животных»

2

75.

Практическая работа №14 «Решение задач. Размножение
мейоз»

2

76.

Понятие индивидуального развитие (онтогенеза) организмов.

1

77.

Деление, рост, дифференциация клеток. Органогенез,
размножение старение, смерть особей.

1

Взаимовлияние частей развивающегося зародыша.
78.

Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша

1

79.

Практическая работа №15 « Выявление признаков сходства
зародышей человека н других млекопитающих как
доказательство их родства».

1

80.

Практическая работа №16 «Решение задач Онтогенез»

2

81.

Урок обобщение.

1

Раздел 4. Основы генетики
82.

История развития генетики

1

83.

Закономерности наследования признаков, выявленные
Г.Менделем

1

84.

Гибридологический метод изучения наследственности.

1

85.

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.

1

Закон расщепления.
86.

Полное н неполное доминирование.

1

87.

Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.

1

88.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

89.

Практическая работа №17

2

«Решение задач. Моногибридное скрещивание»
90.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон
независимого комбинирования. Фенотип и генотип.

1

91.

Практическая работа №18

2

«Решение задач. Дигибридное и полигибридное скрещивание»
92.

Генетическое определение Пола. Генетическая структура
половых хромосом.

1

93.

Гомогаметный и гетерогаметный пол.

1

94.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

95.

Практическая работа №19«Решение задач. Признаки
сцепленные с полом»

2

96.

Практическая работа №20 «Решение задач. Генеалогический
метод».

2

97.

Хромосомная теория наследственности.

1

98.

Группы сцепления генов, Сцепленное наследование
признаков. Закон Т. Моргана, Полное и неполное сцепление
генов, Генетические карты хромосом,

1

Генотип как целостная система, Хромосомная (ядерная) н
цитоплазматическая наследственность.

99.

Практическая работа №21 «Решение задач. Сцепление генов».

2

100.

Взаимодействие аллельных ( кодомннирование и
сверхдоминирование)

1

101.

Взаимодействие неаллельных (комплементарностъ, эпистаз и
полимерия) генов в определении признаков.

1

Плейотропия.
102.

Практическая работа №22

1

«Решение задач .Кодоминирование. Взаимодействие генов».
103.

Основные формы изменчивости-

1

104.

Генотипическая изменчивость. Мутации. Мутагены,

1

105.

Генные, хромосомные и геномные мутации-

1

Соматические и генеративные мутации, Полулетальные и
летальные мутации,
106.

Причины и частота мутаций, мутагенные факторы.

1

107.

Эволюционная роль мутаций.

1

108.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных
комбинаций генов и их роль в создании генетического
разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение
комбинативной изменчивости

1

109.

Закон гомологических
изменчивости.

1

110.

Фенотипическая; или модификационная, изменчивость. Роль
условий внешней среды в развитии и шроявлении признаков
и свойств, Статистические закономерности модификационной
изменчивости. Управление доминированием.

1

111.

Изучение изменчивости у растений и животных, построение
вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений.

1

112.

Урок- обобщение,

рядов в наследственной

Раздел 5. Генетика человека
113.

Методы изучения наследственности человека.

114.

Генетическое разнообразие человека.

1

115.

Генетические данные о происхождении человека и
человеческих расах.

1

116.

Характер наследования признаков у человека.

1

117.

Генетические основы здоровья, Влияние среды на
генетическое здоровые человека. Генетические болезни,
Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции,

1

Соотношение биологического и социального наследования.

118.

Этические проблемы генной инженерии.

1

Анализ и оценка Этических аспектов развития некоторых
исследований в биотехнологии.
119.

Генетический прогноз.

1

120.

Медико-генетическое консультирование, практическое
значение.

1

ИТОГО

140
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС
№п/п

Тема

Количество
часов

Раздел 6. Основы учения об эволюции. (29 часов)
1. Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение.
2. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность,
поступательный характер, историчность.

1
1

3. Основные проблемы н методы эволюционного учения, его
синтетический характер
4. Основные этапы развития эволюционных идей.

1

5. Значение данных других наук для доказательства Эволюции

1

6. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

1

7. Пр.р№1. Выявление изменчивости у особей одного вида.
8. Пр.р№2. Сравнительная характеристика изменчивости особей разных
видов одного рода
9. Вид. Критерии вида.
10. Л.р.№1 Сравнительная характеристика особей одного вида и разных
ВИДОВ по морфологическому критерию.

1
1

11. Видообразование. Понятие микроэволюции.

1

12. Популяционная структура вида.

1

1

1
1

13. Популяция как элементарная единица эволюции.

1

14. Факторы эволюции и их характеристика.

1

15. Естественный отбор движущая и направляющая сила эволюции

1

16. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная
гетерогенность особей, биотический потенциал .
17. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа
естественного отбора.
18. Внутривидовая и межвидовая борьба за существование
19. Борьба с неблагопрятными условиями
20. Механизм, объект и сфера действия отбора.
21. Основные формы
22. Пр.р№3 Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
23. Родь естественного отбора н формировании новых свойств, признаков и
новых видов.
24. Возникновение адаптации и их относительный

1

25. Взаимная приспособленность видов как результат действия
естественного отбора.
26. Л .р.№2. Выявление приспособленности организмов к среде обитания.
27. Значение знаний с микрозволюции для управления природными

1

популяциями, решения проблем охраны природы
28. Сравнение процессов экологического и географического
видообразования

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

29.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро и макроэволюции

1

30.

Пр.р.№4. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.

1

31.
32.

Главные направления эволюции
Пр.р.№5. Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у
насекомых.

1

33.

1

36.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение
прогрессивной эволюции. Соотношение онтогенеза и филогенеза
Основные причины преобразования органов в связи с их функцией.
Пр.р.№6. Сравнительная характеристика путей и направлений
Эволюции.
Современная эволюционная теория.

37.

Научное значение эволюционной теории.

1

38.

Значение эволюционной теории в практической деятельности
человека.
Решение задач

1

40.

Урок-обобщение
Раздел 7. Основы селекции и биотехнологии. (13 часов)

1

41.

Задачи и методы селекции

1

34.
35.

39.

1

1
1
1

2

1

44.
45.

Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный ма нал
для селекции.
Учение П. И. Вавилова о центрах происхождения культурных
растений.
Сорт, порода и штамм
Селекция растений

46.

Селекция животных.

1

47.

Искусственный отбор в селекции

1

48.

Гибридизации

1

49.

Полиплоидия в селекции растений.

1

50.

Достижения современной селекции.

1

51.

Микроорганизмы, грибы, бактерии как объекты современной
биотехнологии
Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической
промышленности. Метод клонирования и генно-модифицированные
организмы

1

1

54.

Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминной
продукции медикаментов, лекарств и т. д.
Проблемы и перспективы биотехнологии

55.

Решение задач

2

56.

Урок- обобщение

1

42.
43.

52.

53.

-

метод селекции. Типы скрещиваний.

1
1
1

1

1

Раздел 8. Анропогенез. (12 часов)
57.

Место человека н системе органического мира-

1

58.

Доказательства происхождения человека от животных .

1

59.

Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные
факторы эволюции человека.
Основные этапы зволюции человека.

1

1

64.

Дриопитеки и Австралопитеки морфологические и поведенческие
особенности
Древнейшие люди Питекантропы, Синантропы :
морфофизиологическая характеристика , знания умения навыки
Древние люди Неандертальцы : морфофизиологическая
характеристика , знания умения навыки
Пр.р.№7. Анализ и оценка гипотез происхождения человека

65.

Прародина человечества. Расселение человека и формирование рас.

1

60.
61.
62.
63.

1

1
1
1

66. Популяционная структура homo sapiens
67. Адаптивные типы
68. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование
природы, факторы эволюции современного человека.
69. Влияние деятельности человека на биосферу

1
1
1

70. Решение задач

2

71. Урок- обобщение

1

1

Раздел 9. Основы экологии (27 часов)
72. Экология как наука.
73. Среды обитания

1
1

74. Экологические факторы.

1

75. Пр.р.№ 8 Выявление абиотических и биотических компонентов
экосистем .
76. Пр.р.№9. Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к
влиянию различных экологических факторов.
77. Закон оптимума и закон Либиха. Толерантность. Лимитирующие
факторы.
78. Местообитание. Экологическая ниша.
79. Экологическое взаимодействие Нейтрализм. Аменсализм.
Комменсализм,Мутуализм. Конкуренция Конкурентные
взаимодействия.
80. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм.
81. Демографические показатели популяции: численность,плотность,
рождаемость, смертность .
82. Возрастная структура. Динамика популяции.
83. Биоценоз Экосистема
84. Биогеоценоз. Биосфера.
85. Пр.р. №10 Анализ видовой и пространственной структуры, сезонные
изменения свой местности
86. Искусственные экосистемы. Агробиоценоз.

1

87. Пр.р. №11 Описание агросистем своей местности

1

88. Структура сообщества
89. Пищевая цепь- Пищевая цепь.

1
1

90. Пр,р.№ 12. Сравнительная характеристика экосистем и

1

91. Пищевые цепи и сети. Детритные цепи
92. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы.

1

93. Пр.р.№ 13.Составление схем переноса веществ и энергии в
экосистемах пищевых целей и сетей.
94. Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида
численности.
95. Пр.р.№ 14.Решение экологических задач.
96. Сукцессия.
97. Общие свойства сообщества.

1

98. Экологическое сознание Природные ресурсы.
99. Пр.р.№ 15.Антропогенное изменение в экосистемах своей местности

1
1

100.Урок-конференция

1

Раздел 10. Эволюция биосферы и человека. (19 час)
101.Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции.
102.
Функции живого вещества.

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
3
1
1

103.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
104.Гипотезы стационарного состояния
105.Гипотез панспермии
106.Гипотеза биохимического происхождения
107.Пр.р.№ 15. Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни
на Земле.
108.Современный органический мир как результат эволоцтии
109.Краткая история развития органического мира Криптозой, Фанерозой.
зоны
110.Основные ароморфозы в эволюции органического мира Архейская эра
111.Основные ароморфозы в эволюции органического мира
Протерозойская эра
112.Основные ароморфозы в эволюции органического мира Палеозойская
эра.
113.Основные ароморфозы в эволюции органического мира Мезозойская
эра
114.Основные ароморфозы в эволюции органического мира Кайнозойская
эра
115.Основные направления эволюции различных растений
116.Основные направления эволюции различных животных
117.Учение о биосфере В,ЮИ. Вернадского о биосфере
118.Место и роль человека в биосфере
119.Антропогенное воздействие на биосферу.
120.Пр.р №16 Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в
биосфере.
121.Понятие о ноосфере
122.Ноосферное мышление
123.Международные и национальные программы оздоровления планеты
124.Основные экологические проблемы современности. Пути решения
экологических проблем
125.Концепция устойчивого развития биосферы
126.Решение задач
127.Урок-обобщение
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
136часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».