Биология (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10 – 11-х классах являются
следующие:
1. реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
2. признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего
и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3. сформированность познавательных мотивов, направленных на получение
нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной
деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением
собственного здоровья и экологической безопасности.
4. осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора
жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться
признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их
изменения;
5. учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные
позиции по мере расширения своего жизненного опыта;
приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям; – учиться самостоятельно
противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности
и здоровью; –
6. учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
рационального природопользования;
7. использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного
поведения в качестве одной из ценностных установок
Метапредметные результаты:
1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2)умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
5)Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в
классной и индивидуальной учебной деятельности;
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернете);
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности. Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: – самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и
жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
– самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного
продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории; – сопоставлять,
отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе
СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной
траектории;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации;
– представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством
самообразования. Также важную роль в овладении приёмами чтения играет
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Коммуникативные
УУД:
– при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить
компромиссы.
-Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения
Предметные результаты:
Учащийся должен:
1) -характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
2) -характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

3) -оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
4) -выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
5) -иметь представление об уровневой организации живой природы;
6)-приводить доказательства уровневой организации живой природы;
7) -представлять основные методы и этапы научного исследования;
8) -анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.
9) -характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании
современной естественно-научной картины мира;
10) -знать историю изучения клетки;
11) -иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной,
функциональной и генетической единице живого;
12)-приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы,
родства живых организмов;
13) -сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и
грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;
14)-представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации
в клетке;
15)-проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать
клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее
органоидов;
16) -пользоваться современной цитологической терминологией; -иметь представления о
вирусах и их роли в жизни других организмов;
17)-обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе
ВИЧ инфекции);
18)-находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою
точку зрения;
19) -анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных
источников.;
20)-иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности
(обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии
организмов;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
10 -11 КЛ.

Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические
вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение.
Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез
белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной
информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных
веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и
половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и
животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений
развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных
групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория
эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция.
Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы
эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического
мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и
единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз.
Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в
экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика
экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение
биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в
биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.

Тематическое планирование
10 класс
Содержание учебного предмета

Количество
часов

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания – 3 ч.
1. 1 Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира

1

2. 2 Методы познания живой природы. Роль биологических теорий,
идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной
картины мира.

1

3. 3 Биологические системы. Основные признаки живой природы:
уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации
живой природы.

1

Глава 2. Клетка – 10 ч.
4.

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории
в становлении современной естественнонаучной картины мира.

1

5.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических
веществ в клетке Сходство химического состава клеток разных
организмов как доказательство их родства.

1

6.

Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот,
углеводов, липидов, АТФ. ДНК — молекулы наследственности;
история изучения.

1

7.

Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК

1

8.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы.

1

9.

Основные части и органоиды клетки, их функции. Доядерные и
ядерные клетки.

1

10. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их
описание

1

11. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их
описание. Сравнение строения клеток растений и животных

1

12. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки.
Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин
(гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Гены и хромосомы.
Строение и функции хромосом. Дифференциальная активность
генов; эухроматин. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Возбудители и переносчики заболеваний

1

13. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы
бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот.
Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение.
Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах

1

Глава 3. Организм – 21 ч.

14. Сходство и различие одноклеточных, многоклеточных,
колониальных организмов.

1

15. Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех
проявлений ее жизнедеятельности.

1

16. Способы питания организмов; понятие о фотосинтезе – как одном из
процессов метаболизма; две фазы фотосинтеза; представление о
хемосинтезе. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной
скоростью клеточного обновления. Размножение клеток.

1

17. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью
клеточного обновления. Размножение клеток.

1

18. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы
митотического деления и преобразования хромосом; биологический
смысл и значение митоза.

1

19. Половое и бесполое размножение.

1

20. Мейоз и оплодотворение — основа видового постоянства числа
хромосом.

1

21. Оплодотворение, его значение.

1

22. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины
нарушений развития организмов.

1

23. Последствия влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека.

1

24. Генетика – наука о закономерностях наследственности и
изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики.

1

25. Генетическая терминология и символика. Закономерности
наследования, установленные Г. Менделем.

1

26. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя
— закон независимого комбинирования признаков..

1

27. Хромосомная теория наследственности. Современные
представления о гене и геноме.

1

28. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственная и
ненаследственная изменчивость.

1

29. Влияние мутагенов на организм человека.

1

30. Генетическая структура половых хромосом.

1

31. Наследование признаков.

1

32. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация,
искусственный отбор.

1

33. Применение знаний о наследственности и изменчивости,
искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

1

34. Биотехнология, ее достижения.

1

35. Этические аспекты развития некоторых исследований в
биотехнологии (клонирование человека).

1

ИТОГО – 35 часов

Тематическое планирование
11 класс
Содержание учебного предмета
Теория эволюции 21 ч.
1

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира.

2

2

История эволюционных идей.

1

3

Значение работ К.Линнея

1

4

Значение учения Ж.Б.Ламарка.

1

5

Значение эволюционной теории Ч.Дарвина.

1

6

Вид, его критерии.

1

7

Проведение биологических исследований: описание особей вида по
морфологическому критерию

1

8

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

2

9

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

2

10 Результаты эволюции.

1

11 Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития
биосферы.

1

12 Проведение биологических исследований: выявление
приспособлений организмов к среде обитания.

1

13 Данные сравнительной анатомии, эмбриологии.

1

14 Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

1

15 Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

1

16 Гипотезы происхождения человека.

1

17 Эволюция человека.

2

Организмы и окружающая среда 13 часрв
18

Среда обитания и экологические факторы

1

19

Закономерности влияния экологических факторов на организм.

1

20

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

1

21

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах.

2

22

Причины устойчивости и смены экосистем.

1

23

Проведение биологических исследований: сравнительная
характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей
местности; исследование изменений в экосистемах на
биологических моделях (аквариум);

3

24

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира.

1

25

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о
биосфере.

1

26

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

1

27

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила
поведения в природной среде.

1

28

Правила поведения в природной среде.

1

ИТОГО – 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».