Формирование функциональной грамотности .Читательская грамотность

Пояснительная записка
Обоснование актуальности программы
Поиск того, чему учить и как учить, вели и ведут педагоги всего мира. Мы используем новые
образовательные технологии, цитируем классиков образования, но, к сожалению, это практических
результатов приносит мало. С каждым годом печально констатируем, что грамотность падает.
Все чаще в современном образовательном мире звучат понятия: новые образовательные
технологии, новые образовательные стандарты ит.д., и т.п. Только спустя какое-то время, апробируя
их на практике, мы можем оценить, насколько та или иная технология, тот или иной стандарт уместны,
хороши, продуктивны.
Так ученики 5-6 класса не все любят писать, сочинять, придумывать, так как их словарный
запас невелик, они не понимают многих слов и выражений, им порой легче зазубрить. Именно так
они, в большинстве случаев, работают с текстом: будь то природоведение, география или математика.
Именно на этом этапе важно грамотно научить читать, а помощниками выступают метапредметные
связи.
Ученики 7-8 класса относятся к слову уже серьезнее, но так как на уроках писать стали меньше,
все больше встречаются задания тестового характера, а письменные задания по-прежнему вызывают
трудность. Чаще всего на это сетуют учителя геометрии, для которых важно научить «грамотно»
оформлять доказательства.
К 10-11 классу ученики обращаются с языком по-разному:
 Показывают великолепное владение языком;
 пытаются скрыть свои чувства, эмоции;
 Некоторые бездумно списывают с различных источников, дабы не получить
неудовлетворительную оценку. Чаще мы слышим выражение: «Информация со мной, а не
во мне».
Русскому языку многие не уделяют должного внимания. Особенно, когда в среднем и старшем
звене на других предметах пишут с ошибками, читают медленно, допуская неточности. Мы слышим:
«Это же не русский ». Многие и не подозревают, что отсюда возникает сложность в изучении других
предметов. Так как в основе изучения любого материала по любому предмету лежит текст. Неверно
читают задачи, как следствие - задание, выполненное с ошибками.
Считается, что педагогу предстоит выполнить основную задачу – подготовить выпускника к
сдаче ГИА, ЕГЭ, а сегодня ОГЭ. Современный учитель, подготавливая выпускника, владеет
обширными знаниями в данной области образования, но зачастую, не обращает внимания на такие
очевидные вещи, что любое экзаменационное задание – это текст. Для того чтобы верно его
выполнить, надо правильно и быстро его прочитать. Казалось бы, все просто: читаем – выполняем получаем ожидаемый результат. То, что кажется простым и очевидным в младшей школе, в старшей
школе становится проблемой. Эта проблема (проблема чтения) становится ключевой не только в
российских школах, но и школах Европы, Америки. Так что же такое чтение? Это жизнехранящая
функция культуры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это
коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими.
«Зачем нужно человеку чтение, что оно даёт ему? Затем, что чтение — это созидательный
процесс, сотворение человеком в самом себе новых качеств. А человеческие качества и есть главная
проблема современного мира.

Человек читающий — Homo Legens — это другой человек, отличающийся в интеллектуальном
развитии от нечитающего. Проведённые исследования в последнее десятилетие в ряде стран
показали: читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категориях проблем, схватывать
целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и
быстрее находить правильные решения; они имеют больший объём памяти и активное творческое
воображение; лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;
точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении;
обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны,
самостоятельны в суждениях и поведении. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и
социально ценного человека.» С. Н. Павлов.
Поэтому программа «Интерпретация текста: основы грамотного чтения является актуальной на
сегодняшний день. Комплексному решению проблемы, на наш взгляд, может способствовать введение
единого режима работы ученика с тестовой информацией.
Цель программы: развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через работу над
смыслом текста; вызвав интереса к языковым средствам, которые используются авторами,
чтобы усилить действенность высказывания, помочь ученикам овладеть ими на практике: через
грамотное чтение к грамотному письму.
Содержание программы: Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций,
новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание
обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных
предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Это
возможно при использовании метапредметных связей на уроках.
Задача курса: воспитать грамотного читателя, а через грамотного читателя – к грамотному писателю.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на
них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов
текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные
изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Смысловое чтение – вид чтения,
которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. (Н. Н. Сметанникова). В
концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
выделены действия смыслового чтения, связанные с:
На первоначальном этапе были определены общеучебные навыки для каждой параллели с 5-го
по 9-й класс, а в дальнейшем и для 10-11 классов с учѐтом возрастных особенностей учащихся и
требований к содержанию образования. Такой подход объясняется необходимостью формирования
основных УУД уже в среднем звене, чтобы в предпрофильных классах учащиеся могли
самостоятельно использовать их, а у учителей была возможность работать над закреплением и
развитием навыков.
Особо хочется отметить, что, в отличие от существующих программ, цели и задачи курса не
ориентированы на взращивание профессиональных филологов. Программа носит интегрированный
метапредметный характер, так как проводятся параллели с другими предметами и видами искусства.
В программе заложен лишь базовый материал, что предполагает варьирование форм обучения,
методическая проработка которых зависит от учителя.
Программа состоит из самостоятельных подпрограмм, каждая из которых может существовать
самостоятельная дидактическая единица.
Годовой курс составляет 35 часов в 10 класс,, т.е. 1 час в неделю. Контроль за качеством знаний
и овладением программы предполагается осуществлять через творческие работы или отчеты, проекты,
презентации.

При составлении данной программы использовались материалы программ и учебных пособий
гуманитарного цикла различных авторов: И. Н. Сухих, Е. С. Абелюк, К. М. Поливанова, М. Г.
Павловца, Н. А. Шапиро.
Прежде всего необходимо создать такие условия, чтобы школьник хотел читать, понимал
прочитанное, постепенно постигая более сложные литературные тексты, чтобы сформировалась его
читательская компетентность, чтобы в итоге он стал человеком читающим, личностью, владеющей
культурой чтения, испытывающей потребность в чтении. Это возможно через обучение стратегиям
чтения, стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. Стратегия чтения
означает путь, программу действий читателя по обработке различной информации текста.
10 класс. Чтение художественной классической литературы (35 часов)
Этот курс посвящен, казалось бы, самому изученному аспекту школьной программы. Однако,
это далеко не так. Как современного школьника научить, понимать, а, следовательно, полюбить
художественную литературу – вопрос сложный. Поэтому изучение художественной классической
литературы в нашем курсе построено через призму классиков литературоведения. Таким образом,
художественная классическая литература будет ближе современному школьнику.
Отсюда вытекают следующие задачи:
-совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям современной литературы;
-продемонстрировать возможности литературно - критических жанров (аннотация, рецензия,
обзор литературных журналов) и помочь учащимся овладеть ими;
-показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной
русской литературы;
-приготовить выпускников к аттестационному сочинению.
Цели и задачи курса определили и его структуру: 35 часов (из них примерно треть практических
и семинарских занятий, где идет непосредственный анализ литературных произведений).
Жесткого "хронологического" подхода в организации материала авторы не
придерживались. Весь учебный материал сгруппирован в следующих разделах:
1. За пределы соцреализма.
2. "Деревенская проза" и художники, творчество которых вышло за ее пределы.
3. Интеллектуальная тенденция в литературе.
4. Рождение русского постмодернизма.
5. Взаимодействие русской и национальной литератур.
6. Современная поэзия.
7. Русское литературное зарубежье.
8. Постмодернизм 90-х.
В то же время программа предусматривает творческий подход к ее изучению: в зависимости
от интересов и заявок учащихся материал может корректироваться, вводиться новый, интересующий
учащихся.

10 класс. Чтение художественной классической литературы (34 часа)
№
1

Кол - во
часов
1

Тема
Кто такой классик и что понимать под классической
литературой?

2

1

По каким критериям произведение относят к классическому?

3-4

3

Литература XIX века: русская и зарубежная.

5-6

2

Политическая история и литературный процесс XIX века.

7-8

2

Жанры художественной литературы XIX века.

9-10

2

Рассказ, новелла: особенности построения

11-12

2

Повесть

13- 14

2

Роман, роман в стихах, роман-эпопея.

15-16

2

Сказ

17-18

2

Литературная сказка

19-20-21

3

Практикум: В. Белинский, Добролюбов, Дружинин и др.
Знакомство с их литературоведческими трудами.
Интерпретация и анализ произведений.

22-23

2

Течения и направления в художественной литературе XIX
века.

24-25

2

Лирика

26-27

2

Жанры лирики, поэма «Мертвые души»

28-29

2

Автор и его присутствие в произведении

30-31

2

Критика – составная часть литературного процесса.

33-35

3

Практикум: Ю.Тынянов, М. Бахтин, Ю. Лотман, М.
Гаспаров знакомство с их литературоведческими трудами.
Интерпретация и анализ произведений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».