Формирование функциональнойграмотности. Русский язык

1

. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на
базовом уровне являются: 1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской
культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; 2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения; 4) осознание своего места в поликультурном мире; 5)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур; 6) потребность саморазвития, в том
числе речевого, понимание роли языка в процессах познания; 7) готовность к самостоятельной
творческой и ответственной деятельности; 8) готовность и способность вести диалог с другими
людьми; сформированность навыков сотрудничества; 9) эстетическое отношение к языку и речи,
осознание их выразительных возможностей; 10) нравственное сознание и поведение на основе
общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка
на углублённом уровне являются: 1) умение эффективно общаться в процессе совместной
деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов; 2) владение навыками
познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных
методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения; 3) способность к
самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими
словарями; 4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; 5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием,
чтением и письмом; 3 6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и
письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели,
условий общения, адресата и т. д.); 7) свободное владение устной и письменной формой речи,
диалогом и монологом; 8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать
и корректировать деятельность; 9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и
нравственных позиций; 10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь
максимального эффекта.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета на уровне среднего общего образования: Выпускник на
базовом уровне научится: – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение)
и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации,
рефераты, доклады, сочинения); – правильно использовать лексические и грамматические средства
связи предложений при построении текста; – создавать устные и письменные тексты разных жанров
в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; – анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников
и переводить ее в текстовый формат; – преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– соблюдать культуру публичной речи; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом
уровне получит возможность научиться: – – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления; 4 – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка); – использовать синонимические ресурсы русского
2

языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – иметь представление
об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; – выражать согласие или
несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; –
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов – соблюдать нормы речевого
поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; –
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах
русского литературного языка; – использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; – оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Планируемые результаты
Поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять
назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед
собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать
темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения
и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной
информации и ее осмысления.
Преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
3

проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых
тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении
автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться
выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на
основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Оценка информации
Выпускник научится
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в
целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной
ситуации.
Рабочая программа учебного курса «Формирование навыков функциональной
грамотнос
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от
элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые
короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная
грамотность есть суммарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения
4

и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать
инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности,
который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально
быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности
свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в
целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других
сообщений.
Основная задача по формированию функциональной грамотности - способность
человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать.
Необходимость выбора данного элективного курса определена следующими факторами:
обучающиеся МАОУ СОШ №66 в своем большинстве:


не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать,
прогнозировать;



не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;



не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;
не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный),
поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;





не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с
целью получить из него дополнительную информацию;



не могут учесть точку зрения или знания адресата;



не могут определить замысел и цели автора текста.
Актуальность вопроса:
Функциональная грамотность
1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2. направлена на решение бытовых проблем;
3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в
определенной ситуации;
4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
С функциональной грамотностью связана
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.

Цель курса:
обучать не только извлечению информации, но и пониманию прочитанного, включению в
личный опыт. Умение читать и писать уже не может считаться способностью, приобретенной в
младших классах, теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и
навыков, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей жизни в разных
ситуациях деятельности и общения.
5

Задачи курса:
• осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных
типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
• уметь извлекать информацию из разных источников;
• учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
• уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
• уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их
при подготовке собственных текстов;
• реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.


Работать с официально-деловыми документами и грамотно составлять их.
Содержание программы:

1) Функциональное чтение.

Это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой,
адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость
чтения); Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения
конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении
применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения
(выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:
поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий
уровень);
поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками
информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
поиск и установление последовательности или комбинации отрывков,
содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том,
какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез
относительно содержания текста.
2) Диалог с текстом

Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является
способность понимания текста как важнейшей из тех, которыми должны владеть
выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших
способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции;
различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.
6

В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного
чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению,
абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры
текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план,
тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода
решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с
текстом (автором), задавая вопросы.
Работа с текстом позволяет:
Выделять главную мысль текста или его частей
Понимать информацию, содержащуюся в тексте
Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования
Применять информацию из текста в изменённой ситуации
Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации
Ключевые умения работы с текстом:
-умение найти связь предложений в тексте;
- умение анализировать структуру текста;
- умение вычленить главную информацию в тексте;
- умение работать с неявно заданной информацией;
- умение проанализировать информацию или условия задачи;
- умение оценивать достаточность представленной информации;
- умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
- умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию.
3) Креативное и критическое мышление

Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология,
которая решает задачи:
-активизации познавательной деятельности обучающегося;
-развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных
жанров;
-информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической
и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и
ответственности за знание.
7

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств
и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и
педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не
конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется
на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и
методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных
областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных
результатов, как:
-умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным
потоком в разных областях знаний;
-умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей
и представлений;
-умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением
(академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
4) Составление официально-деловых документов
В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью
составления бумаг разного рода, писать объяснительные записки, доверенности, расписки,
различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко,
коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов. Данный раздел программы
посвящен различным видам деловых бумаг, а также рассматривает структуру и
составление различных документов.
Благодаря формированию функциональной грамотности обучение русскому языку в
средней школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в
дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средних
специальных и высших учебных заведениях.
Предметный результат, формируемый при изучении курса:
 потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации,
дальнейшего образования, саморазвития;
 готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу,
оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
 способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в
соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой
информации в жизненных ситуациях.
 уровень усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения обучения в
этой области и определения определенного класса проблем в социальной практике.

Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:




сформированность ценностного отношения к чтению;
совершенствование читательского навыка;
развитие эстетического вкуса;
8



формирование развивающего круга чтения;
воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;




использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
текстов (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им;



Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:






умении эффективно использовать различные стратегии работы с текстом;
обращении к различным информационным источникам;
объективно оценивать достоверность и значимость информации;
освоить опыт проектной ( исследовательской) деятельности;
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;



умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;
умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы;
сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько
существенных признаков;
представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько
существенных признаков,





Тематическое планирование
№
урока

1

2-3

4

Тема урока

Количество
часов

Функциональное чтение

4

Что такое функциональное чтение? Трехфазовый процесс чтения:
раскрытие содержания, интерпретация текста, созданиесобственного
смысла. Исследования PISA (читательская
грамотность), PIRLS (чтение и понимание текстов)
Виды и типы чтения: ( Ознакомительное чтение; Изучающеечтение;
Аналитическое чтение; Просмотровое чтение;
Поисковое чтение; Выборочное чтение; Рефлексивное чтение)

1

Скорочтение.

1

Диалог с текстом

11

2

9

5

Текст ка речевое произведение. Смысловая и композиционнаяцелостность,
связность текста.

1

6

Средства связи предложений в тексте. Основная и
дополнительная информация микротекста.

1

7-8

Три уровня информации в тексте (фактуальная, подтекстовая,
концептуальная). Информационная обработка письменных текстов.

2

9

Форматы текста (сплошной, несплошной, смешанный,
гипертекст). Типы текстов.

1

10

Стиль текста. Стилевые особенности.

1

11

Приемы осмысления текста (вопросы к тексту, составлениесводной
таблицы, тезисов, графической схемы, плана, комментированное
чтение).

1

12

Речеведческий анализ текста. Овладение приемами
совершенствования и редактирования текста.

1

13

Комплексный анализ текста.

1

14

10

Создание устного или письменного текста разных
функционально- смысловых типов, стилей и жанров.

1

15

11

Работа с различными источниками информации ( учебники,
словари, справочники, научно-популярная, художественная
литература)

1

Креативное и критическое мышление

5

16

1

Что такое критическое мышление?
Ключевая позиция креативного и критического мышления в
современной жизни.

1

1718

2-3

Поиск и осмысление информации (Инсерт, Двойной дневник,
Сюжетная таблица, Таблица-синтез)

2

1920

4-5

Обобщение и систематизация информации (Кластер, Денотатный
граф, Интеллект-карта)

2

Составление официально-деловых документов.

14

Составление текста объявления, текста заявления и
объяснительной записки. Структура служебной записки,
докладной записки.

2

2122

1-2

10

23

3

Составление доверенности, расписки. Структура доверенности

1

24

4

Структура протокола. Структура выписки из протокола.

1

25

5

Характеристика. Структура характеристики.

1

26

6

Написание апелляции. Особенности оформления.

1

27

7

Написание автобиографии

1

28

8

Написание резюме.Структура резюме

1

29

9

Общие сведения о других видах деловых бумаг: протокол,
договор. Структура документов

1

30

10

Составление кассационной жалобы

1

31

11

Написание письма: сопроводительное письмо, письмоподтверждение, письмо-сообщение, письмо-приглашение.

1

32

12

Реклама. План рекламы.

1

33-

13-14

Практическая работа по составлению официально-деловых
документов.

2

34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».