РОБОТОТЕХНИКА

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
«Робототехника» (далее Программа) разработана на основании
нормативноправовых документов:

программа
следующих

•
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
•
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Методическими рекомендациями по проектированию
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;

дополнительных
разноуровневые

•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
•
Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 года;
•
Государственной программой Российской Федерации «Информационное
общество» (2011-2020 годы);
•
Комплексной программой «Развитие образовательной робототехники и
ITобразования в Российской Федерации», срок реализации программы 2014- 2020 гг.
первый этап: 2014-2016 гг.
•
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 20 мая 2003 г. N
28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях
дополнительного образования детей»;
•
Уставом МАОУ СОШ № 66.
Направленность программы: техническая.
Новизна
и актуальность программы заключается в инженерной
направленности обучения через изучение моделей, применяемых в настоящее время в
промышленности и в быту роботов, которое к тому же базируется на изучении новых
информационных технологий. Это способствует развитию информационной
культуры и взаимодействию с миром научно-технического творчества. Воплощение
инженерного замысла в автоматизированные модели и проекты из конструктора Lego
EV3 важно для школьников, у которых наиболее выражена исследовательская
компетенция.
Отличительной особенностью данной программы дополнительного образования
детей от других подобных программ является использование образовательных
конструкторов Lego EV3 (вместо Lego NXT) как инструмента для обучения
школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на
занятиях робототехники. Простота построения модели в сочетании с большими
конструктивными возможностями конструктора позволяет детям в конце занятия

увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими
же самими задачу.
Педагогическая целесообразность программы «робототехника» заключается в
следующем. В
современных
условиях
конструктивно-техническая
грамотность становится необходимостью, так как настоящий этап развития
общества харак теризуется интенсивным внедрением во все сферы человеческой

деятельности наукоемких технологий. Следовательно, раннее привлечение детей
к техническому творчеству в процессе конструирования движущихся моделей
из конструкторов Lego является актуальным, отвечает интересам детей данной
возрастной группы и может помочь им подготовится к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
Цель программы: создание условий для формирования у подростков
теоретических знаний и практических навыков в области начального технического
конструирования и основ программирования, развитие научно-технического и
творческого потенциала
личности ребенка, формирование ранней профориентации.
Задачи программы:
развивающие:
 формирование культуры мышления, развитие умения аргументированно и ясно
строить устную и письменную речь в ходе составления технического паспорта
модели;
 развитие умения применять методы моделирования и экспериментального
исследования;
 развитие творческой инициативы и самостоятельности в поиске решения
развитие мелкой моторики;
 развитие логического мышления;
образовательные:
 формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее достижения, умения осуществлять
целенаправленный поиск информации;
 изучение основ механики;
 изучение основ проектирования и конструирования в ходе построения моделей из
деталей конструктора;
 изучение основ алгоритмизации и программирования в ходе разработки алгоритма
поведения робота/модели;
 реализация межпредметных связей с физикой, информатикой, технологией и
математикой;
воспитывающие:
 развитие умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей
цели;
 воспитание настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия,
ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
Организационные условия реализации программы
Программа «робототехника» рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 лет.
Режим занятий: 1,5 часа х 3 раза в неделю, для каждой группы. Курс

рассчитан на 1 год занятий, объем занятий - 160 часов в год.
Основные формы проведения занятий - беседы, обсуждения, практические
занятия, метод проектов, соревновательные элементы.
Основной формой является комбинированное занятие, включающее в себя
организационный момент, повторение пройденного материала, введение нового
материала, подведение итогов занятия. Так же программа курса включает групповые и
индивидуальные формы обучения (в зависимости от темы занятия).
Формы обучения
Содержание программы выстроено таким образом, чтобы помочь подросткам
постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться
в современном мире.
В процессе конструирования статических конструкций и
программирования управляемых моделей, учащиеся получат дополнительные знания в
области физики, технологии и информатики, что, в конечном итоге, изменит картину
восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в
разряд прикладных.
С другой стороны, основные принципы конструирования
простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования
под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для
последующего освоения более сложного теоретического материала на занятиях.
Возможность самостоятельной разработки и конструирования управляемых
моделей для подростков в современном мире является очень мощным стимулом к
познанию нового и формированию стремления к самостоятельному созиданию,
способствует развитию уверенности в своих силах и расширению горизонтов познания.
Занятия по программе позволяют заложить фундамент для подготовки будущих
специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в
современной науке и технике.
Занятия проводятся с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных
возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной программы и
возраста воспитанников:
 Рассказ;
 беседа;
 дискуссия;
 учебная познавательная игра;
 конструирование и программирование;
 практическая работа;
 исследовательская работа;
 конкурсы между группами и др.
Выполнение образовательной программы предполагает активное участие в
олимпиадах, конкурсах, выставках ученического технического творчества.
Срок освоения программы: 1 год обучения (5-6 классы). Занятия проводятся с
сентября по май. Объем программы: 160 часов аудиторных и внеаудиторных занятий – 4.5
часа в неделю.
Режим занятий. Занятия проходят 3 раза в неделю, по 1,5 академических часа.
Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий
проведения образовательного процесса, согласно требованиям СанПиНа и составляет:15
человек.

Программа разноуровневая, т.е. программа предоставляет всем обучающимся
возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития,
предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на
его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из
диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой
программы.
Для проведения занятий
используется работа в парах и групповая форма
организации деятельности учащихся на занятии. Количество обучающихся в группах и
количество групп зависит от спроса на данную образовательную услугу и пропускной
способности кабинета. При организации практических занятий и творческих проектов
формируются малые группы, состоящие из 2-3 учащихся. Для каждой группы выделяется
отдельное рабочее место, состоящее из компьютера и конструктора.
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория
Практика
I РАЗДЕЛ. «Я КОНСТРУИРУЮ»

Форма аттестации,
контроля

1

Введение

4

2

2

Анкетирование

2

Мотор и ось

3

1

2

3

Зубчатые колеса

8

2

6

4

Коронное зубчатое колесо

9

3

6

Сборка и анализ
работ
Сборка и анализ
работ
Защита работ

5

Шкивы и ремни

9

2

7

6

Червячная зубчатая передача

20

5

15

7

Кулачковый механизм

21

6

15

8

Датчик расстояния

15

3

12

9

Датчик наклона

15

3

12

Сборка и анализ
работ
Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний.
Анализ
результатов
испытаний.
Анализ
результатов
испытаний.

II РАЗДЕЛ. «Я ПРОГРАММИРУЮ»
1

Алгоритм. Блок "Цикл"

6

1

5

2

Блок "Прибавить к экрану"

3

1

2

3

Блок "Вычесть из Экрана"

3

1

2

4

Блок "Начать при получении
письма"

3

1

2

Анализ
алгоритма
Результат
программирования
Результат
программирования
Результат
программирования

III РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ»

3

Разработка модели
«Танцующие птицы»
Творческая работа
«Непотопляемый парусник»
Свободная сборка

4
5

1
2

6
7
8
9

3

0.5

1.5

3

1

2

12

2

10

Творческая работа «Футбол»

3

1

2

Творческая работа
«Непотопляемый парусник»
Творческая работа
«Умный Дом»
Разработка модели «Машина с
двумя моторами»
Разработка модели «Колесо
обозрения»
Конкурс конструкторских идей

3

1

2

4,5

1

3.5

3,5

1

2.5

3

1

2

3,5

1

2.5

Резерв

2,5

ВСЕГО:

160

Демонстрация
модели и сюжет

Конкурс по
защите работ
Футбольный
турнир
Демонстрация
модели и сюжет
Конкурс по
защите работ
Конкурс по
защите работ
Выставка
работ
Конкурс по
защите работ

2.5
40,5

119,5

Содержание учебного плана
I РАЗДЕЛ. «Я конструирую» (1 04 час)
В ходе изучения тема раздела «Я конструирую» учащиеся приобретают необходимые
знания, умения, навыки по основам конструирования, развивают навыки общения и
взаимодействия в малой группе/паре.
Тема 1.
Введение в робототехнику. Мотор и ось.
безопасности

Техника

Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных
научных исследовательских разработок. Знакомство с конструктором LEGO: с
основными составляющими частями среды конструктора, названиями и назначениями, с
правилами организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с понятиями мотор и ось, исследование основных функций и
параметров работы мотора. Знакомство со средой программирования, с основными
этапами разработки модели. Сборка модели робота по инструкции «Майло, научный
вездеход»: создание и программирование научного вездехода, составление сценарий и
вывод по работе. Знакомство с понятиями технологической карты модели и технического
паспорта модели.
Тема 2. Зубчатые колеса
Знакомство с элементом модели зубчатые колеса, понятиями ведущего и ведомого
зубчатых колес. Изучение видов соединения мотора и зубчатых колес. Знакомство и
исследование элементов модели промежуточное зубчатое колесо, понижающая зубчатая

передача и повышающая зубчатая передача, их сравнение. Сборка модели по инструкции
«Колебания». Разработка модели «Мельница» по видеофрагменту.
Тема 3. Коронное зубчатое колесо
Знакомство с элементом модели коронное зубчатое колесо. Сравнение
коронного зубчатого колеса с зубчатыми колесами. Разработка модели
«Вентилятор» (без использования датчиков) на примере видеофрагмента.
Тема 4. Шкивы и ремни
Знакомство с элементом модели шкивы и ремни, изучение понятий ведущий шкив и
ведомый шкив. Знакомство с элементом модели перекрестная переменная передача.
Сравнение ременной передачи и зубчатых колес, сравнений простой ременной передачи и
перекрестной передачи. Исследование вариантов конструирования ременной передачи
для снижения и увеличения скорости. Сборка по инструкции модели «Гоночного
автомобиля». Соревнования роботов «Кто быстрее». Прогнозирование результатов
различных испытаний. Разработка модели «Крокодил» (без использования датчиков).
Тема 5. Червячная зубчатая передача
Знакомство с элементом модели червячная зубчатая передача, исследование
механизма, выявление функций червячного колеса. Сборка по инструкции модели
«Моста». Прогнозирование результатов различных испытаний. Сравнение элементов
модели червячная зубчатая передача и зубчатые колеса, ременная передача, коронное
зубчатое колесо. Разработка модели по видеофрагменту «Робот перемещает предметы».
Тема 6. Кулачковый механизм
Знакомство с элементом модели кулачок (кулачковый механизм), выявление
особенностей кулачкового механизма. Прогнозирование результатов различных
испытаний. Способы применения кулачковых механизмов в разных моделях: разработка
моделей «Обезьянкабарабанщица», организация оркестра обезьян-барабанщиц, изучение
возможности записи звука. Закрепление умения использования кулачкового механизма в
ходе разработки моделей «Пушка» и “Птица в гнезде” по видеофрагментам.
Тема 7. Датчик расстояния
Знакомство с понятием датчика. Сборка по инструкции модели «вездехода Майло с
датчиком перемещения», изучение датчика расстояния. Сборка по инструкции модели
«Измерение», выполнение измерений в стандартных единицах измерения, исследование
чувствительности датчика расстояния. Сборка по инструкции модели «Змея».
Модификация уже собранных моделей с использованием датчика расстояния, изменение
поведения модели. Разработка моделей по видеофрагментам «Крокодил» и «Умная
вертушка» с использованием датчика расстояния, сравнение моделей.
Тема 8. Датчик наклона
Знакомство с датчиком наклона. Сборка по инструкции модели «вездехода Майло с
датчиком наклона». Исследование основных характеристик датчика наклона, выполнение
измерений в стандартных единицах измерения. Разработка моделей по видеофрагменту с
использованием датчика наклона: «Самолет», «Кран».
II РАЗДЕЛ. «Я программирую» (15 час)
В ходе изучения тем раздела «Я программирую» полученные знания, умения, навыки
закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет

сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное
внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления
моделью.
Тема 1. Алгоритм. Блок "Цикл"
Знакомство с понятием алгоритма, изучение основных свойств алгоритма.
Знакомство с понятием исполнителя. Изучение блок-схемы как способа записи
алгоритма. Знакомство с понятием линейного алгоритма, с понятием команды, анализ
составленных ранее алгоритмов поведения моделей, их сравнение. Знакомство с
понятием цикла. Варианты организации цикла в среде программирования LEGO.
Изображение команд в программе и на схеме. Сравнение работы блока Цикл со Входом и
без него. Разработка модели «Карусель», разработка и модификация алгоритмов
управляющих поведением модели.
Тема 2. Блок "Прибавить к экрану"
Знакомство с блоком «Прибавить к экрану», обсуждение возможных вариантов
применения. Разработка программы «Плейлист». Модификация модели «Карусель» с
изменение мощности мотора и применением блока «прибавить к экрану».
Тема 3. Блок "Вычесть из Экрана"
Знакомство с блоком «Вычесть из экрана», обсуждение возможных вариантов
применения. Разработка модели «Ракета».
Тема 4. Блок "Начать при получении письма"
Знакомство с блоками «Отправить сообщение» и «Начать при получении письма»,
исследование допустимых вариантов сообщений, прогнозирование результатов
различных испытаний, обсуждение возможных вариантов применения этих блоков.
Разработка модели «Кодовый замок». Заполнение технического паспорта модели.
III РАЗДЕЛ. «Я создаю» (41 час)
В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического
творчества учащихся посредством проектирования и создания учащимися собственных
моделей, участия в выставках творческих проектов.
Тема 1. Разработка модели «Танцующие птицы
Обсуждение элементов модели, конструирование,
управляющего алгоритма.

разработка

и

запись

Тема 2. Свободная сборка
Составление собственной модели, составление технологической карты. Разработка
одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита
модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.
Тема 3. Творческая работа «Футбол»
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма модели «Нападающий». Обсуждение элементов модели,
конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма модели «Вратарь».
Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели).
Организация футбольного турнира – соревнования в сборке моделей «Нападающий» и
«Болельщики», конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, модели
«Ликующие болельщики». Подведение итогов.

Тема 4. Творческая работа «Непотопляемый парусник»
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма модели «Непотопляемый парусник». Развитие модели:
создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели,
создание и программирование модели с более сложным поведением.
Тема 5. Творческая работа «Дом».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма моделей «Дом», «Машина». Знакомство с понятием
маркировка. Разработка и программирование моделей с использованием двух и более
моторов. Придумывание сюжета, создание презентации для представления
комбинированной модели «Дом» и «Машина».
Тема 6. Маркировка: разработка модели «Машина с двумя моторами»
Повторение понятия маркировка, обсуждение элементов модели, конструирование,
разработка и запись управляющего алгоритма модели «Машина с двумя моторами».
Тема 7. Разработка модели «Колесо обозрения»
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и
управляющего алгоритма модели «Колесо обозрения».

запись

8. Конкурс конструкторских идей
Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью
набора LEGO, составление технологической карты модели, демонстрация и защита
модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.

Планируемый результат
Личностные:


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий
и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете.
 В результате изучения курса учащиеся должны:
 знать/понимать:
 роль и место робототехники в жизни современного общества;
 основные сведение из истории развития робототехники в России и мире;
 основных понятия робототехники, основные технические термины, связанные с
процессами конструирования и программирования роботов;
 правила и меры безопасности при работе с электроинструментами;
 общее устройство и принципы действия роботов;
 основные характеристики основных классов роботов;
 общую методику расчета основных кинематических схем;
 порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных системах;
 методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;
 основы популярных языков программирования;
 правила техники безопасности при работе в кабинете оснащенным
электрооборудованием;
 основные законы электрических цепей, правила безопасности при работе с
электрическими цепями, основные радиоэлектронные компоненты;
 определения робототехнического устройства, наиболее распространенные
ситуации, в которых применяются роботы;
 иметь представления о перспективах развития робототехники, основные
компоненты программных сред;
 основные принципы компьютерного управления, назначение и принципы работы
цветового, ультразвукового датчика, датчика касания, различных исполнительных
устройств;
 различные способы передачи механического воздействия, различные виды шасси,
виды и назначение механических захватов; уметь
 собирать простейшие модели;
 самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и
роботов различного назначения;
 владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования,
программировать собранные конструкции под задачи начального уровня
сложности;
 разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования типовые
управления роботом; пользоваться компьютером, программными продуктами,
необходимыми для обучения программе;







подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства, собирать
простейшие устройства с одним или несколькими датчиками, собирать и
отлаживать конструкции базовых роботов;
правильно выбирать вид передачи механического воздействия для различных
технических ситуаций, собирать действующие модели роботов, а также их
основные узлы и системы;
вести индивидуальные и групповые исследовательские работы.
Формы контроля






Демонстрация и защита модели;
конкурсы между группами;
выставка ученического технического творчества;
участие в олимпиадах, конкурсах.
Методическое обеспечение

Описание периодов обучения
Программа состоит из трех основных разделов:




«Я конструирую».
«Я программирую».
«Я создаю».
Каждый раздел соответствует определенному этапу в развитии учащихся.
На первом этапе обучения необходимо:



познакомить учащихся с различными видами соединения деталей;
познакомить учащихся с принципами работы простейших механизмов и
примерами их использования в простейших моделях;
 выработать умение читать технологическую карту заданной модели;
 выработать умение для готовой модели составлять технический паспорт,
включающий в себя описание работы механизма;
 взаимодействовать в команде;
 познакомить учащихся с понятием программы и принципом программного
управления моделью.
На этом уровне учащиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по
основам конструирования, развивают навыки общения и взаимодействия в малой
группе/паре.
На следующем этапе обучения полученные знания, умения, навыки закрепляются и
расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания
нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное внимание
уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью. На
этом этапе обучения:


учащиеся сочетают в одной модели сразу несколько изученных простейших
механизмов; исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение
ее конструкции: заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки
возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают
сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои
модели;



происходит закрепление навыков чтения и составления технического паспорта и
технологической карты, включающие в себя описание работы механизма;
 учащиеся знакомятся с основами алгоритмизации, изучают способы реализации
основных алгоритмических конструкций в среде программирования LEGO.
На последнем этапе обучения упор делается на развитие технического творчества
учащихся посредством проектирования и создания учащимися собственных моделей,
участия в выставках творческих проектов. При разработке проектов у школьников
формируются следующие умения:



умение составлять технологическую карту своей модели;
умение продумать модель поведения робота, составить алгоритм и реализовать его
в среде программирования LEGO;
 умение анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и программе
и устранять их;
 умение искать перспективы развития и практического применения модели.
Вышеперечисленные этапы соответствуют концентрическому способу изложения
материала, который предполагает периодическое возвращение учащихся к одному и тому
же учебному материалу для все более детального и глубокого его освоения.
Учебные пособия
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов
продукции:





инструкции по сборке (в электронном виде CD);
книга для учителя (в электронном виде CD);
экранные видео лекции, видео ролики;
информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной
образовательной программе;
 мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на
каждом занятии.
По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное
интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве
отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп
обучающихся.
Материально-техническое обеспечение

1. Компьютер (процессор 2 ГГц или более мощный, оперативная память Гб
и более, 2 ГБ свободного места на жестком диске, 1 свободный USB порт)
2. Операционная система (Windows ХР (32 бит), Vista (32/64 бит), за исклю­
чением StartedEdition, все с последними пакетами обновлений, MacOS X
10.6, 10.7 и 10.8 (только Intel) - с последними пакетами обновлений);
3. Базовый набор LEGO MINDSTORMS EV3 45544 - 4 набора.
В комплект входят:
• EV3 программируемый блок (арт. 45500);
•

2 больших двигателя (арт. 45502);

•

1 средний двигатель (арт. 45503);

•

2 датчика касания (арт. 45507);

•

1 датчик цвета (арт. 45506);

•

1 ультразвуковой датчик (арт. 45504);

•

1 датчик гироскопа (арг. 45505).

4. Ресурсный набор LEGO® MINDSTORMS® Education EV3
В комплект входит 853 компонента, среди которых:
• колёса (малые, средние, большие);
•

шестерёнки и элементы сцепления;

•

соединительные детали;

•

поворотные элементы;

•

резинки и прокладки;

•

детали для оформления;

•

разные крепёжные элементы;

•

пластиковый контейнер и планшеты для деталей.

5. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3 EDU;
6. Проектор;
7.Боксы для хранения собранных и разобранных конструкций
8.Поля для соревнований.

Список использованной литературы
1.

Модуль «LEGO простые механизмы https://roboproject.ru/ru

2.

Государство заинтересовано в развитии робототехники

http://www.iksmedia.ru/news/5079059-Gosudarstvo-zainteresovano-v-razvit.html
3.

Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов Д. Г.

Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.
4.

Лабораторные практикумы по программированию

http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view=
category&layout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru
5.

Блог-сообщество любителей роботов Лего с примерами программ

http://nnxt.blogspot.com/2010/11/blog-post_21.html
6.

Примеры конструкторов и программ к ним

http://www.nxtprograms.com/index2.html
7.

Робототехника http://www.239.ru/robot

8.

Журнал LEGO урок https://legourok.ru/руководство-для-учителя-перворобот-

legowedo/
9.

ПервоРобот LEGO® WeDo™. Книга для учителя

https://wiki.soiro.ru/images/Lego_wedo_pervorobot_kniga_uchitelya.pdf
10. Машины и механизмы https://www.exoforce.ru/About_LEGO_Education_Part_4.pdf

Приложение 1
Календарный учебный график на 2021 -2022 учебный год
№
п/п

Сроки
проведения
занятий

Форма
занятия

Часы

Тема

Форма
контроля

1

2 неделя
сентября
2 неделя
сентября
2 неделя
сентября

Беседа и практика

1,5

Анкетирование

Беседа и практика

1,5

Вводное занятие. Игры на
знакомство
Инструктаж по ТБ

Беседа и практика

1,5

Краткий обзор развития
«робототехники» в России и
за рубежом

3 неделя
сентября
3 неделя
сентября
3 неделя
сентября

Игра соревнование
Исследование
механизмов
Исследование
вариантов

1,5

Мотор и ось

Защита работ

1,5

Мотор и ось

Результат
программирования

1,5

Зубчатые колеса

4 неделя
сентября
4 неделя
сентября

Исследование
механизмов
Исследование
вариантов

1,5

Зубчатые колеса

1,5

Модель
«Мельница»

9

4 неделя
сентября

Исследование
вариантов

1,5

Модель
«Мельница»

10

5 неделя
сентября

Дискуссия –
сравнение
элементов

1,5

Модель
«Мельница»

11

5 неделя
сентября

1,5

Коронное зубчатое колесо

12

5 неделя
сентября

Исследование
датчика
расстояния
Исследование
механизмов

Анализ
результатов
испытаний
Демонстрация и
защита модели
Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Демонстрация
и защита модели

1,5

Коронное зубчатое колесо

13

1 неделя
октября

Игра

1,5

Модель
«Вентилятор»

14

1 неделя
октября
1 неделя
октября
2 неделя
октября

Игра

1,5

Исследование
датчика наклона
Исследование
механизмов

1,5

Модель
«Вентилятор»
Модель
«Вентилятор»
Модель
«Вентилятор»

Игра

1,5

2
3

4
5
6

7
8

15
16

17

2 неделя
октября

1,5

Шкивы и ремни

Сборка и анализ
работ
Сборка и анализ
работ

Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Демонстрация
и защита модели
Демонстрация
и защита модели
Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний

2 неделя
октября
3 неделя
октября
3 неделя
октября
3 неделя
октября
4 неделя
октября
4 неделя
октября
4 неделя
октября

Дискуссия и
программиро вание

1,5

Шкивы и ремни

Защита моделей

Беседа- практика

1,5

Дискуссия и
программирование

1,5

Демонстрация и
защита модели
Анализ
алгоритма

Дискуссия и
программирование

1,5

Дискуссия и
программирование

1,5

Практическая
работа
Игра

1,5

Модель «Гоночного
автомобиля»
Модель «Гоночного
автомобиля»
Модель «Гоночного
автомобиля»
Модель «Гоночного
автомобиля»
Червячная зубчатая
передача
Червячная зубчатая
передача

25

5 неделя
октября

Практическая
работа

1,5

Червячная зубчатая
передача

26

5 неделя
октября
5 неделя
октября
2 неделя
ноября

Практическая
работа
Игра

1,5

Модель
«Моста»

1,5

Дискуссия и
конструирование

1,5

Модель
«Моста»
Модель
«Моста»

18
19
20
21
22
23
24

27
28

1,5

Результат
программирования
Результат
программирования
Результат
программирования

Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Демонстрация и
защита модели
Демонстрация и
защита модели
Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Защита моделей

29

2 неделя
ноября

Конструирование и
программирование

1,5

Модель
«Моста»

30

2 неделя
ноября

Конструирование и
программирование

1,5

Червячная зубчатая
передача

31

3 неделя
ноября
3 неделя
ноября
3 неделя
ноября
4 неделя
ноября
4 неделя
ноября
4 неделя
ноября

Конструирование и
программирование

1,5

Практическая
работа
Беседа и практика

1,5

Червячная зубчатая
передача
Разработка собственной модели

Демонстрация и
защита модели
Анализ
алгоритма

1,5

Разработка собственной модели

Беседа и практика

1,5

Разработка собственной модели

Игра

1,5

Разработка собственной модели

Игра соревнование

1,5

Кулачковый механизм

Результат
программирования
Результат
программирования
Результат
программирования
Оценка
технической
подготовленности

32
33
34
35
36
37

5 неделя
ноября

Исследование
механизмов

1,5

Кулачковый механизм

38

5 неделя
ноября

Исследование
вариантов

1,5

«Обезьянка - барабанщица»

39

5 неделя

Исследование

1,5

«Обезьянка - барабанщица»

Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Демонстрация и

ноября
1 неделя
декабря
1 неделя
декабря

механизмов
Исследование
вариантов
Исследование
вариантов

42

1 неделя
декабря

43

2 неделя
декабря

44

2 неделя
декабря
2 неделя
декабря
3 неделя
декабря
3 неделя
декабря

40
41

45
46
47
48
49

3 неделя
декабря
4 неделя
декабря

1,5

«Обезьянка - барабанщица»

1,5

Кулачковый механизм

Дискуссия –
сравнение
элементов

1,5

Модель
«Пушка»

Исследование
датчика
расстояния
Исследование
механизмов
Игра

1,5

Модель
«Пушка»

1,5

Игра

1,5

Исследование
характеристи к
датчика наклона
Исследование
механизмов
Игра

1,5

Кулачковый механизм.
Модель «Птица в гнезде»
Кулачковый механизм.
Модель «Птица в гнезде»
Кулачковый механизм.
Модель «Птица в гнезде»
Кулачковый механизм.
Разработка собственной модели

1,5

1,5
1,5

Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Демонстрация и
защита модели
Демонстрация и
защита модели
Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Защита моделей

Дискуссия и
программиро вание

1,5

Кулачковый механизм.
Разработка собственной модели

51

4 неделя
декабря

Беседа- практика

1,5

Датчик расстояния.
Модель «Умная вертушка»

52

2 неделя
января
2 неделя
января
2 неделя
января

Дискуссия и
программирование

1,5

Дискуссия и
программирование

1,5

Дискуссия и
программирование

1,5

Датчик расстояния.
Модель «Умная вертушка»
Датчик расстояния.
Модель «Умная вертушка»
Датчик расстояния Модель
«Вездеход Майло»

55

3 неделя
января

Практическая
работа

1,5

Датчик расстояния Модель
«Вездеход Майло»

56

3 неделя
января
3 неделя
января
4 неделя
января
4 неделя
января
4 неделя

Игра

1,5

Практическая
работа
Практическая
работа

1,5

Датчик расстояния Модель
«Вездеход Майло»
Датчик расстояния.
Разработка собственной модели
Датчик расстояния.
Разработка собственной модели

Игра

1,5

Дискуссия и
конструирование

1,5

57
58
59
60

1,5

Результат
программирования
Результат
программирования
Результат
программирования
Оценка
технической
подготовленности

4 неделя
декабря

54

Демонстрац ия и
защита модели
Анализ
алгоритма

Кулачковый механизм.
Разработка собственной модели
Кулачковый механизм.
Разработка собственной модели

50

53

защита модели
Демонстрация и
защита модели
Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Защита моделей

Датчик расстояния.
Разработка собственной модели
Датчик расстояния.
Разработка собственной модели

Демонстрация и
защита модели
Анализ
алгоритма
Результат
программирования
Результат
программирования

61

января
1 неделя
февраля

Конструирование и
программирование

1,5

Датчик наклона. Модель
«Вездехода Майло»

62

1 неделя
февраля

Конструирование и
программирование

1,5

Датчик наклона. Модель
«Вездехода Майло»

63

1 неделя
февраля
2 неделя
февраля
2 неделя
февраля

Конструирование и
программирование

1,5

Практическая
часть

1,5

Беседа и практика

1,5

Датчик наклона. Модель
«Вездехода Майло»
Датчик наклона.
Модель «Кран»
Датчик наклона.
Модель «Кран»

64
65

Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Демонстрация и
защита модели
Демонстрация и
защита модели
Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Защита моделей

66

2 неделя
февраля

Беседа и практика

1,5

Датчик наклона.
Модель «Кран»

67

3 неделя
февраля
3 неделя
февраля
3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля

Игра

1,5

Игра соревнование
Исследование
механизмов
Исследование
вариантов
Исследование
механизмов
Исследование
вариантов

1,5

Датчик наклона. Модель
«Самолета»
Датчик наклона. Модель
«Самолета»
Датчик наклона. Модель
«Самолета»
Датчик наклона.
Разработка собственной модели
Датчик наклона.
Разработка собственной модели
Датчик наклона.
Разработка собственной модели

73

1 неделя
марта

Исследование
вариантов

1,5

Датчик наклона.
Разработка собственной модели

74

1 неделя
марта

1,5

Алгоритм. Блок "Цикл"

75

1 неделя
марта

1,5

Алгоритм. Блок "Цикл"

Демонстрация и
защита модели

76

2 неделя
марта

Дискуссия –
сравнение
элементов
Исследование
датчика
расстояния.
Исследование
механизмов

1,5

Алгоритм. Блок "Цикл"

77

2 неделя
марта

Игра

1,5

Блок
"Прибавить к экрану"

78

2 неделя
марта
3 неделя
марта

Игра

1,5

Исследование
характеристик
датчика наклона
Исследование
механизмов

1,5

Блок
"Прибавить к экрану"
Блок "Вычесть из экрана"

Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Защита моделей

1,5

Блок "Вычесть из экрана"

68
69
70
71
72

79
80

3 неделя
марта

1,5
1,5
1,5
1,5

Демонстрация и
защита модели.
Анализ
алгоритма
Результат
программирования
Результат
программирования

Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Демонстрация и
защита модели

Демонстрация и
защита модели
Анализ
алгоритма

3 неделя
марта
1 неделя
апреля
1 неделя
апреля

Игра

1,5

Дискуссия и
программиро вание

1,5

Беседа- практика

1,5

84

1 неделя
апреля

Дискуссия и
программирование

1,5

Разработка модели
«Танцующие птицы»

85

2 неделя
апреля
2 неделя
апреля
2 неделя
апреля

Дискуссия и
программирование

1,5

Дискуссия и
программирование

1,5

Творческая работа
«Непотопляемый парусник»
Творческая работа
«Непотопляемый парусник»

Практическая
работа.

1,5

Сборка на свободную тему

88

3 неделя
апреля

Игра

1,5

Сборка на свободную тему

89

3 неделя
апреля
3 неделя
апреля
4 неделя
апреля
4 неделя
апреля

Практическая
работа
Практическая
работа

1,5

Сборка на свободную тему

1,5

Творческая работа
«Футбол»

Игра

1,5

Дискуссия и
конструирование

1,5

Творческая работа
«Футбол»
Свободная сборка

93

4 неделя
апреля

Конструирование и
программирование

1,5

Творческая работа
«Умный Дом»

94

1 неделя
мая
1 неделя
мая
1 неделя
мая
2 неделя
мая

Конструирование и
программирование

1,5

Конструирование и
программирование

1,5

Дискуссия и
конструирование

1,5

Конструирование и
программирование

1,5

Творческая работа
«Умный Дом»
Творческая работа
«Умный Дом»
Разработка модели
«Машина с двумя моторами»
Разработка модели
«Машина с двумя моторами»

2 неделя
мая
2 неделя
мая
3 неделя
мая
3 неделя
мая
3 неделя
мая
4 неделя

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая

1,5

81
82
83

86
87

90
91
92

95
96
97
98
99
100
101
102
103

Блок "Начать при получении
письма"
Блок "Начать при получении
письма"
Разработка модели
«Танцующие птицы»

1,5

Разработка модели
«Машина с двумя моторами»
Разработка модели
«Колесо обозрения»
Разработка модели
«Колесо обозрения»
Свободная сборка

1,5

Свободная сборка

1,5

Конкурс конструкторских идей

1,5
1,5

Результат
программирования
Результат
программирования

Анализ
результатов
испытаний.
Анализ
результатов
испытаний
Демонстрация и
защита модели
Демонстрация и
защита модели
Анализ
результатов
испытаний
Анализ
результатов
испытаний
Защита моделей
Демонстрация и
защита модели
Анализ
алгоритма
Анализ
результатов
испытаний.
Анализ
результатов
испытаний
Демонстрац ия и
защита модели.
Демонстрация
и защита модели
Результат
программирования
Анализ
результатов
испытаний
Защита моделей
Демонстрац ия и
защита модели.
Анализ алгоритма
Результат
программирования
Результат
программирования
Результат

104
105

мая
4 неделя
мая
4 неделя
мая

часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Резерв
Итого:

1,5

Конкурс конструкторских идей

1,5

Конкурс конструкторских идей

2.5
160

программирования
Результат
программирования
Результат
программирования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».