Русский язык (углубленный уровень)

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Планируемые личностные результаты
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности
к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной
культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения
и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной
жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,

общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
 Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и
за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и
письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): создание устных монологических
высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую
речь, участие в диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и
содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия,
оценивать средства аргументации и выразительности; овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);понимание, интерпретация и комментирование текстов
различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка,
осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение
характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; умение оценивать
письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных
неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления; выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; умение создавать
различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос,
изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в
процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной
речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых норм в устной и
письменной речи; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка,
оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных
видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развѐрнутая и скрытая метафоры,
гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместное
использование
фразеологических оборотов в речи; корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных
формул; использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и
единиц; освоение базовых понятий лингвистики: идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм
по значению и основным грамматическим признакам; распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных,
наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; распознавание
глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов,
определение смысловых оттенков частиц; распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей
междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектного анализа текста: проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как
взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар
и словообразовательных цепочек слов; проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли
самостоятельных частей речи в предложении; анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему,
основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; определение
звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; определение лексического значения слова,
значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; деление слова на
морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; умение различать словообразовательные и
формообразующие морфемы, способы словообразования; проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных
частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи,
определение их синтаксической функции; опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его
вида; определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение грамматической основы
предложения; распознавание распространѐнных и нераспространѐнных предложений, предложений осложнѐнной и неосложнѐнной
структуры, полных и неполных; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных
членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций; опознавание сложного предложения, типов сложного
предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частямисложного
предложения; определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной
разновидности
языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; определение видов связи, смысловых,
лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических
языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: умение использовать
словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять
эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования
информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для
определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов,
определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими
словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для
определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных,
этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам
синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых
норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания
слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение
правильного переноса слов; применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном
предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге; соблюдение основных орфоэпических правил современного русского
литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового,
стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учѐтом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических
норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при
употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесѐнности глаголов-сказуемых в связном тексте;
В результате изучения учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления при оценке собственной и чужой речи;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности
речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

–
–

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном

тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную
информацию;
– оценивать стилистические ресурсы языка;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах
общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых
языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
– выделять и описывать социальные функции русского языка;
– проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в
практической речевой деятельности;
– анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
– характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
– проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
–
проводить
комплексный
лингвистический анализ
текста в
соответствии
с
его
функционально-стилевой
и жанровой принадлежностью;
– критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
– выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
– использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
– проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
– редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного

языка;
–

определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Углубленный уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные.
Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.
Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии
русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический
эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды
речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной
форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор
речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой
ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.
Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского
языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного
выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка,
самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического
(выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства
языка. Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера
текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов
разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы;
фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и
эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного
выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой,
научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных
коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования
языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в
соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о
нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и
выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны
Тематическое планирование
Тематическое планирование 10 класс
№
урок
а
п/п
1.

Тема урока

Количество часов

Роль языка в жизни общества. Разделы науки о языке.

1

Комплексный анализ текста.
Комплексный анализ текста В. Сухомлинского (упр.1, стр.174).
Вспомним изученное. Фонетика. Графика.

1

Вспомним изученное. Морфемика и словообразование. Морфология. Самостоятельные
части речи.
Вспомним изученное. Служебные части речи.

1

6

Вспомним изученное. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксис
сложного предложения

1

7

Вспомним изученное. Предложения с прямой речью.

1

8

Контрольная работа №1 по теме "Фонетика и орфоэпия".

1

2
3
4
5

1

1

9

Функции языка.

1

10

Тренинг по орфографии. Правописание гласных в корне.

1

11

1

12

Р.р. Сочинение «Три главных слова в моей жизни».
Подготовка к написанию и написание сочинения.
Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.

13

Тренинг по синтаксису и пунктуации.

1

14

Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Русский язык как
национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. Русский
язык среди других языков мира. Русистика на современном этапе.

1

1

17

Р.р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту (в формате
ЕГЭ).
Р.р. Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту (в формате ЕГЭ).

18

Р.р. Анализ сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

1

19

Состав современного русского языка.

1

20

Текст. Понятие о тексте.

1

21

Тренинг по орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

1

22

Способы выражения темы. Заглавие. Начало и конец текста. Ключевые слова.

1

15
16

1

1

1

23

Контрольная работа №2 по теме "Лексикология и фразеология".

1

24

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ).

1

25

Синтаксис текста. Предложение в составе текста.

1

26

Количество и характер предложений в тексте. Способы связи предложений в тексте.

1

27

1

28

Тренинг по орфографии. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и
прилагательных.
Средства связи частей текста. Лексический повтор. Однокоренные слова.

29

Средства связи частей текста. Местоименные слова. Союзы и частицы-союзы.

1

30

Р.р. Сжатое изложение по тексту Д. Лихачёва «Память культуры» (с дополнительным
заданием).

1

31

Типы речи. Повествование.

1

32

Типы речи. Описание.

1

33

Р.р. Построение собственного текста-описания на заданную тему (упр.98).

1

34

Типы речи. Рассуждение.

1

35

Контрольная работа №3 по теме «Морфемика. Словообразование».

1

36

Особенности текстов-рассуждений в художественной речи.
Комплексный анализ фрагмента текста К.Г. Паустовского «Золотая роза».
Р.р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту (в формате ЕГЭ) №1.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1

37

1

1

1

39

Р.р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту (в формате ЕГЭ) №1.
Написание сочинения-рассуждения.
Специфика устной и письменной форм речи.

40

Тренинг по орфографии. Правописание согласных в корне.

1

41

Литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы.

1

42

Лексические нормы.

1

43

Морфологические нормы.

1

44

Синтаксические нормы.

1

45

Тренинг по орфографии. Правописание приставок.

1

46

Контрольная работа №4 по теме «Орфография».

1

47

Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль.

1

48

Научный стиль.

1

49

1

50

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение по исходному тексту (в формате ЕГЭ).
Подготовка к написанию и написание сочинения-рассуждения.
Р.р. Анализ сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

51

Деловой стиль. Резюме. Публицистический стиль.

1

52

Художественный стиль.

1

53

Тренинг по орфографии. Правописание суффиксов и окончаний.

1

54

Комплексный анализ текста.

1

38

1

1

55

Контрольная работа №5 по теме «Пунктуация».

1

56

Синонимика русского языка. Лексические синонимы.

1

57

Морфемные синонимы. Морфологические синонимы.

1

58

Тренинг по орфографии. Правописание частиц НЕ и НИ.

1

59

Синтаксические синонимы.

1

60

Культура речи. Качества хорошей речи. Речевой этикет.

1

61
62

Контрольная работа №6 по теме «Грамматика».
Р.р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту (в формате ЕГЭ) №2.
Написание сочинения-рассуждения.

1
1

63

Тренинг по орфографии. Правописание гласных после шипящих.

1

64

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.
Пушкина. А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава. Словообразование. Появление у слов новых
лексических значений.
Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов.

1

Термины науки. Религиозная лексика. Периферийная лексика. Просторечие. Диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы. Заимствования.
Типы речи. Типы речи. Устная и письменная формы речи. Русский литературный язык и
его нормы.
Источники расширения словарного состава современного литературного языка. Культура
речи.
Контрольная работа №7. Административный контроль по итогам года.

1

65
66
67
68
69
70

1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».