Русский язык (базовый уровень)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования сформулированы в основной образовательной программе среднего
общего образования в п. 1.2.1.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования сформулированы в основной образовательной программе
среднего общего образования в п. 1.2.2.
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и
литература» сформулированы в основной образовательной программе среднего общего
образования в п. 1.2.3.
Изучение предметной области «Русский язык и литература» – языка как
знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской
гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть
понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных
средств коммуникации, обеспечивает:
 сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
 включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения
народов России;
 сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
 сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому
литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой
культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям,
традициям и осознание исторической преемственности поколений;
 свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения
русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
 сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
«Русский язык» (базовый уровень) – требования к предметным результатам
освоения базового курса русского языка:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
6) сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с

полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной
и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее
в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать
основные нормативные
словари и справочники
для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).

Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Единицы и уровни языковой системы. Формы
речи и речевое общение. Монологическая и диалогическая речь.
Текст как результат речевой деятельности
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте.
Функционально-смысловые типы речи.
Виды речевой деятельности и способы информационной переработки
текста
Виды речевой деятельности. Способы информационной переработки текста.
Сочинение.
Функциональные стили речи
Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Публицистический стиль
речи. Особенности языка художественной литературы. Разговорный стиль речи.
Русский речевой этикет
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
Основные качества хорошей речи
Правильность речи. Богатство речи. Чистота речи. Логичность речи. Точность речи.
Уместность речи. Выразительность речи.
Нормы русского литературного языка
Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы.
Употребление форм имен существительных. Склонение имен существительныхгеографических названий на –о. Особенности склонения имен и фамилий.
Правильность речи: варианты форм полных и кратких прилагательных;
употребление форм степеней сравнения качественных имен прилагательных.
Употребление форм имен числительных.
Особенности употребления личных местоимений; употребление форм возвратного
местоимения себя и притяжательных местоимений; разграничение оттенков значений
определительных местоимений; особенности употребления неопределенных местоимений.
Употребление форм глаголов, варианты форм глагола; синонимия возвратных и
невозвратных форм глагола. Употребление форм причастий:

варианты форм причастий. Употребление форм деепричастий; варианты форм
деепричастий.
Орфография
Правописание сложных слов. Употребление
прописных и строчных букв.
Правописание н и нн в суффиксах слов разных частей речи.
Правописание
приставок при-/пре-. Правописание
приставок на з-/с.
Правописание букв и и ы в корне слова после приставок на согласную.
Употребление ь после шипящих согласных. Правописание разделительных ъ и ь
знаков.
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание о / е после шипящих
и ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание и / ы после ц в корнях,
суффиксах и окончаниях слов.
Правописание -не со словами разных частей речи.
Правописание предлогов. Правописание союзов и союзных слов. Правописание
частиц (кроме –не, -ни). Различение частиц –не, -ни. Употребление предлогов.
Употребление союзов.
Правописание окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен
существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Правописание количественных и порядковых числительных. Правописание
числительных, входящих в состав сложных имен прилагательных.
Правописание отрицательных и неопределенных местоимений.
Правописание безударных личных окончаний глагола; употребление ь в глаголах.
Правописание суффиксов глагола. Правописание гласных в суффиксах причастий.
Правописание суффиксов деепричастий;
обобщающее повторение правописания
суффиксов глаголов и причастий.
Нормы образования и употребления формы сравнительной степени наречий;
трудности формообразования наречий; трудности ударения в наречиях.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание как
синтаксическая
единица.
Синтаксический
анализ
словосочетания.
Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Главные
члены двусоставного предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
Неполные предложения. Нечленимые предложения.
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения
(ССП). Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненные
предложения
(СПП).
Знаки
препинания
в
сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания между главным и придаточным
предложениями. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях.
Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными

видами связи.
Знаки препинания при междометиях.
Знаки препинания в предложениях, осложненных обращением.
Вводные компоненты. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Вставные конструкции.
Синтаксическая функция имен существительных. Однородные
члены предложения.
Основные синтаксические функции имен прилагательных. Однородные и
неоднородные определения и знаки препинания при них. Знаки препинания при
обособленных приложениях. Знаки препинания в предложениях при обособленных
согласованных и несогласованных определениях.
Синтаксические функции имен числительных.
Обособленные
уточняющие
дополнения.
Пунктуационное
оформление
предложений с обособленными уточняющими дополнениями.
Синтаксические функции местоимений; понятие сравнительного оборота. Знаки
препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом - как.
Синтаксические функции глаголов, функции инфинитива глагола. Синтаксические
функции причастий; нормативные принципы употребления причастных оборотов.
Синтаксические функции деепричастий;
знаки препинания при обособленных
обстоятельствах.
Синтаксические функции наречий.
Уточняющие обособленные члены предложения; пунктуационное оформление
предложений, осложненных уточняющими обособленными членами.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.

Тематическое планирование
10-11 класс
1 час в неделю
№
1

1

всего за 2 года 69 часов
Кол-во
Название раздела, главы, модуля, тематического блока
часов
10 класс
Русский язык. 10 класс
35
Итого:
35
11 класс
Русский язык. 11 класс
34
Итого:
34
ИТОГО:
69

Тематическое планирование
10 класс (естественнонаучный)
1 час в неделю
№
1

2
3
4
5
6
7

8
9
10

11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24

всего за год 35 часов
Название темы урока

Инструкция по технике безопасности для обучающихся
(вводный инструктаж). Общие сведения о языке. Язык как
знаковая система. Единицы и уровни языковой системы
Формы речи и речевое общение
Монологическая и диалогическая речь
Орфография. Правописание сложных слов
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как синтаксическая
единица. Синтаксический анализ словосочетания
Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в
предложении
Текст как результат речевой деятельности. Основные
признаки текста. Способы и средства связи предложений в
тексте
Функционально-смысловые типы речи
Орфография. Употребление прописных и строчных букв
Синтаксис и пунктуация. Главные члены двусоставного
предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире
между подлежащим и сказуемым
Проверочная работа на тему: Текст
Виды речевой деятельности и способы информационной
переработки текста. Виды речевой деятельности. Способы
информационной переработки текста. Сочинение
Орфография. Правописание н и нн в суффиксах слов разных
частей речи
Синтаксис и пунктуация. Второстепенные члены
предложения
Неполные предложения. Нечленимые предложения
Функциональные стили речи. Научный стиль речи.
Официально-деловой стиль речи
Публицистический стиль речи
Особенности языка художественной литературы
Разговорный стиль речи
Орфография. Правописание приставок при-/преСинтаксис и пунктуация. Общая характеристика сложных
предложений. Сложносочиненные предложения (ССП). Знаки
препинания в сложносочиненных предложениях
Нормы русского литературного языка. Понятие языковой
нормы. Орфоэпические нормы
Орфография. Употребление ь после шипящих согласных.
Правописание разделительных ъ и ь знаков
Правописание приставок на з-/с. Правописание букв и и ы в

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

25
26

27
28
29
30

31
32-33
35

корне слова после приставок на согласную
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в
корне слова
Синтаксис и пунктуация. Сложноподчиненные предложения
(СПП). Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями

1

1

Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными
Проверочная работа на тему: Сложное предложение
Русский речевой этикет. Национальная специфика этикета.
Правила и нормы речевого этикета
Орфография. Правописание чередующихся гласных в корнях
слов. Правописание о / е после шипящих и ц в корнях, суффиксах
и окончаниях слов. Правописание и / ы после ц в корнях,
суффиксах и окончаниях слов
Синтаксис и пунктуация. Бессоюзные сложные предложения.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с
разными видами связи
Систематизация и обобщение изученного
Итого:
из них проверочных работ – 2
сочинение – 1

1
1
1

1

1
2
2
35

Тематическое планирование
11 класс (естественнонаучный
профиль)
1 час в неделю
№
1

2
3
4

5
6
7

всего за год 34 часа
Название темы урока

Инструкция по технике безопасности для обучающихся
(вводный инструктаж). Орфография. Правописание не со
словами разных частей речи
Основные качества хорошей речи. Правильность речи.
Богатство речи. Чистота речи
Логичность речи. Точность речи. Уместность речи.
Выразительность речи
Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при
междометиях. Знаки препинания в предложениях,
осложненных обращением
Орфография. Правописание предлогов. Правописание союзов и
союзных слов
Правописание частиц (кроме –не, -ни). Различение частиц –не, ни
Употребление предлогов. Употребление союзов

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

8

9
10
11

12
13
14

15

16

17
18

19
20

21

22

23

Синтаксис и пунктуация. Вводные компоненты. Знаки
препинания при вводных словах и предложениях. Вставные
конструкции
Сочинение-рассуждение на тему: Основные качества хорошей
речи
Правописание окончаний имен существительных.
Правописание суффиксов имен существительных
Нормы языка и культура речи. Употребление форм имен
существительных. Склонение имен существительныхгеографических названий на –о. Особенности склонения имен и
фамилий
Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая функция имен
существительных. Однородные члены предложения
Орфография. Правописание суффиксов прилагательных
Нормы языка и культура речи. Правильность речи: варианты
форм полных и кратких прилагательных; употребление форм
степеней сравнения качественных имен прилагательных
Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические функции
имен прилагательных. Однородные и неоднородные определения
и знаки препинания при них. Знаки препинания при
обособленных приложениях
Орфография. Правописание количественных и порядковых
числительных. Правописание числительных, входящих в состав
сложных имен прилагательных
Нормы языка и культура речи. Употребление форм имен
числительных
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические функции имен
числительных. Обособленные уточняющие дополнения.
Пунктуационное оформление предложений с обособленными
уточняющими дополнениями
Орфография. Правописание отрицательных и
неопределенных местоимений
Нормы языка и культура речи. Особенности употребления
личных местоимений; употребление форм возвратного
местоимения себя и притяжательных местоимений;
разграничение оттенков значений определительных
местоимений; особенности употребления неопределенных
местоимений
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические функции
местоимений; понятие сравнительного оборота. Знаки
препинания при сравнительных оборотах и других
конструкциях с союзом как. Проверочная работа
Орфография. Правописание безударных личных окончаний
глагола; употребление ь в глаголах. Правописание суффиксов
глагола
Нормы языка и культура речи. Употребление форм глаголов,

1

1
1

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1
1

24
25
26
27

28

29
30

31

32

33-34

варианты форм глагола; синонимия возвратных и
невозвратных форм глагола
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические функции глаголов,
функции инфинитива глагола
Орфография. Правописание гласных в суффиксах причастий
Нормы языка и культура речи. Употребление форм
причастий: варианты форм причастий
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические функции причастий;
нормативные принципы употребления причастных оборотов.
Знаки препинания в предложениях при обособленных
согласованных и несогласованных определениях
Орфография. Правописание суффиксов деепричастий;
обобщающее повторение правописания суффиксов глаголов и
причастий
Нормы языка и культура речи. Употребление форм
деепричастий; варианты форм деепричастий
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические функции
деепричастий; знаки препинания при обособленных
обстоятельствах. Проверочная работа
Орфография. Нормы образования и употребления формы
сравнительной степени наречий; трудности формообразования
наречий; трудности ударения в наречиях
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические функции наречий.
Уточняющие обособленные члены предложения;
пунктуационное оформление предложений, осложненных
уточняющими обособленными членами
Систематизация и обобщение изученного
Итого:
из них проверочных работ – 2
сочинение – 1

1
1
1

1

1
1
1

1

1
2
34

Прило
жение Перечень тем для организации проектно-исследовательской
деятельности

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Примерные темы проектных и исследовательских работ
10-11 класс
Предпочтительные ударения в «Орфоэпическом словаре русского языка»
и практика употребления слов в устной речи.
Нормы произношения заимствованных слов в «Орфоэпическом
словаре русского языка».
Экология языка как проблема современного общества.
Молодежный сленг современности.
Фразеология диалектная и литературная.
Фразеологический минимум современного ученика средней школы (на
примере анализа содержания учебников русского языка для 5-11 классов).
Фразеологизмы в СМИ.
Речевые варианты фразеологизмов.
Речевые ошибки в СМИ.
Анализ языковых особенности авторского стиля (на примере одного
из поэтов или писателей).
Сравнительный анализ русских и английских (французских) идиом.
Роль стилистических фигур в поэтическом, прозаическом тексте (на
примере произведений одного из авторов).
Из истории слов и выражений.
История происхождения названия улиц микрорайона нашей школы.
Двойное название улиц современного Великого Новгорода.
Происхождение фамилий моих одноклассников.
Предпочитаемые имена современности.
Язык современных рекламных текстов.
Изменения орфографии и грамматики в языке интернета.
Языковые особенности современных SMS.
Школьный жаргон (происхождение, употребление).
Детское словотворчество.
Сочетание ЧТО ЛИ: значение и употребление.
Сравнительные обороты в речи.
Изменения в лексике современного русского литературного языка:
устаревшие и новые слова.
Английские заимствования в современном русском языке.
Жизнь и творчество известных языковедов (на примере одного из них).
Сравнительный анализ грамматики русского и иностранного языка (на
примере одного из изучаемых иностранных языков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».