Основы проектно-исследовательской деятельности

2

Настоящая программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» разработана на
основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми
результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и
преемственна по отношению к начальному общему образованию.
В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования среди которых:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции
в деятельности;
- формирование социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить
жизненные планы;
- реализация способности использования в учебной, познавательной и социальной практике
межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
- реализация возможности самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- построение индивидуальной образовательной траектории;
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и
видах отношений;
- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Планируемые результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.

3

Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты
своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

4

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической
формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;

5

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность
исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ
учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок .
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки
зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на
внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения
на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

6

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.
Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.Практика: работа с источником информации. Работа с книгой.
Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и
делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи
материал в определенной последовательност
II. Практический блок.
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты

7

Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3

Наименование тем.
Введение
Игровые проекты
Работа над индивидуальными проектами
Итого

Количество
часов.
1
16
18
35

П/р

4
4

Календарно-тематическое планирование 7 класс (35 часов)
№ п/п

Наименование тем.

Введение (1ч)
1
Проект. Проектная деятельность.
Игровые проекты
Способы мыслительной деятельности (7 ч)
2
Тема учебного проекта.
3
Этапы работы над учебным проектом. Составление индивидуального
плана.
4
Проблема как основа проектной деятельность.
5
К вопросу определения проблематики исследования.
6
Учимся задавать вопросы.
7
Учимся выдвигать гипотезы
8
Источники информации
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч)
9
Выдвижение гипотезы проектной работы.
10
Цели и задачи исследования
11
Методы исследования. Мыслительные операции
12
Сбор материала для исследования
13
Анализ и синтез. Суждения. Умозаключения. Выводы
14
Обобщение полученных данных.
15
Распределение ролей в работе над проектом
16
Ролевое участие в проекте
17
Ролевое участие в проекте
Практический блок. Работа над индивидуальными проектами
Мы исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (6ч)
18
Планирование работы
19
Обучение Анкетированию, социальному опросу, интервьюированию
20-21
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы
по теме исследования.
22-23
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных.
Оформление теоретического материала.
Юный оратор (12ч)
24
Особенности ораторского искусства. Личность оратора.
25-26
Подготовка речи. Ее структура и композиция.
27-28
Техника речи. Постановка голоса. Дыхание.
29-30
Постановка на публике. Выразительные средства речи.
31-32
Отработка индивидуальной речи.
33-35
Подготовка к защите. Предзащита проектов.
Итого:

Количество
часов.
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
2
2

1
2
2
2
2
3
35 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».