Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана
на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и
пунктуацией в пределах программы.
Цели и задачи изучения факультативного курса «Практикум по русскому языку.
Подготовка к ГИА».
Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков
логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в
работе.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.
3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.
4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.
5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими
сведения о русском языке.
6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.
Данный факультативный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по
русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать
навыки построения связной речи.
Планируемые результаты
В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ.
Будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА,
знать свои права и систему оценивания тестовых работ. Обучающиеся повторят и
систематизируют изученный по русскому языку, повысят процент качества знаний по русскому
языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные:


знать трудные случаи правописания;



понимать их роль в общекультурном развитии человека;



объяснять языковое явление;



уметь применять знания при тестировании;



формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;



формировать научный типа мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приёмами;



активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты,
структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст,
аргументировать, писать сжатое изложение;



определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных
слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической
замены;



работать над расширением словарного запаса;
2



опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;



работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её
смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);



четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;



выполнять различные типы тестовых заданий;



самостоятельно распределять время на выполнение заданий;



четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;



хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;



правильно отмечать в бланке вариант ответа;



вносить исправления в бланк экзаменационной работы;



определять синтаксические конструкции.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА.
Подготовка к написанию изложения (6 ч)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,
формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое
богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические,
логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению тестовых заданий (15 ч)
Задание 2. Синтаксический анализ
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные
предложения.
Задание 3. Пунктуационный анализ
Знаки препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложном предложениях.
Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.
Обособленные приложения. Вводные конструкции. Обращения. Предложения с прямой речью.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Задание 4. Синтаксический анализ
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Задание 5. Орфографический анализ. Морфологические признаки разных частей речи и их
правописание.
Задание 6. Анализ содержания текста.
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится
информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.
Задание 7. Анализ средств выразительности.
. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой
выразительности.
Задание 8. Лексический анализ.
Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы.
Стилистически и эмоционально окрашенные слова.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ( 9 ч)
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки
сочинения.
3

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний-4 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
№ п/п

1-2

3
4
5
6

7-8
9-11
12
13-15
16-17
18-19
20-21
22
23
24
25
26-27

28-29

30

31-34

Тема
Подготовка к написанию изложения
Подготовка к выполнению тестовых заданий
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Контроль знаний

Количество часов
6
15
9
4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Подготовка к написанию изложения-6 ч
Определение, признаки и характеристика текста как единицы
языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и
формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы
сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Количество
часов
2

1
1
1
1

Сжатое изложение.
Подготовка к выполнению тестовых заданий (15 ч)
Синтаксический анализ
Пунктуационный анализ
Синтаксический анализ
Орфографический анализ
Анализ содержания текста
Анализ средств выразительности
Лексический анализ
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения-9 ч
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения.
Тема, идея, проблема текста.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление
вступления и концовки сочинения.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
(Задание 15.1)
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
текста
(Задание 15.2)
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
текста
(Задание 15.3)
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся
.Классификация речевых и грамматических ошибок.
Контроль знаний- 4 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ
4

2
3
1
3
2
2
2
1
1
1
1
2

2

1

4

5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».