ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. Цели и задачи изучения факультативного курса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА». Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе. Задачи курса: 1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку. 2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом. 3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку. 4. Научить выпускников правильному оформлению бланков. 5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке. 6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету. 7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ. Данный факультативный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Планируемые результаты В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ. Будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. Обучающиеся повторят и систематизируют изученный по русскому языку, повысят процент качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Предметные: знать трудные случаи правописания; понимать их роль в общекультурном развитии человека; объяснять языковое явление; уметь применять знания при тестировании; формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала; формировать научный типа мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами; активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение; определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены; работать над расширением словарного запаса; 2 опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте; работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; выполнять различные типы тестовых заданий; самостоятельно распределять время на выполнение заданий; четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке; хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка; правильно отмечать в бланке вариант ответа; вносить исправления в бланк экзаменационной работы; определять синтаксические конструкции. СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА. Подготовка к написанию изложения (6 ч) 1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. 2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. 4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 5. Написание изложения. Подготовка к выполнению тестовых заданий (15 ч) Задание 2. Синтаксический анализ Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Задание 3. Пунктуационный анализ Знаки препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложном предложениях. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения. Обособленные приложения. Вводные конструкции. Обращения. Предложения с прямой речью. Тире между подлежащим и сказуемым. Задание 4. Синтаксический анализ Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Задание 5. Орфографический анализ. Морфологические признаки разных частей речи и их правописание. Задание 6. Анализ содержания текста. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Задание 7. Анализ средств выразительности. . Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Задание 8. Лексический анализ. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ( 9 ч) 1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 3 4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. 5. Корректировка текста. Контроль знаний-4 ч Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 № п/п 1-2 3 4 5 6 7-8 9-11 12 13-15 16-17 18-19 20-21 22 23 24 25 26-27 28-29 30 31-34 Тема Подготовка к написанию изложения Подготовка к выполнению тестовых заданий Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Контроль знаний Количество часов 6 15 9 4 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема Подготовка к написанию изложения-6 ч Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Количество часов 2 1 1 1 1 Сжатое изложение. Подготовка к выполнению тестовых заданий (15 ч) Синтаксический анализ Пунктуационный анализ Синтаксический анализ Орфографический анализ Анализ содержания текста Анализ средств выразительности Лексический анализ Подготовка к написанию сочинения-рассуждения-9 ч Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1) Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2) Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.3) Анализ написанного сочинения по выбору учащихся .Классификация речевых и грамматических ошибок. Контроль знаний- 4 ч Репетиционный экзамен в формате ОГЭ 4 2 3 1 3 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 4 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)