Финансовая грамотность (математика) (2)

I. Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение
вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск
информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания:
– осознание роли основ финансовой грамотности в познании окружающего мира;
– освоение системы знаний о доходах, расходах, рисках, личных финансах, на основе которых формируется экономический образ
мышления учащихся;
– использование полученных умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем.

Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология
оценивания образовательных достижений.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог),
организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.

II. Содержание курса внеурочной деятельности
6 класс (35 часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (12 часов).
Введение. «Финансовая грамотность в современном мире»; Эвристическая беседа «Насколько важны деньги»; Познавательная беседа
«История денег – история человечества». Творческое задание «Виды денег». Практикум «Денежные расчеты. Составление и решениезадач по
теме». «Почему деньги теряют свою покупательную способность?»; «Доходы семьи». Творческое задание «Описывать и сравниватьдоходы
семьи»; «Расходы семьи». Практикум «Расчет расходов семьи на условных примерах»; Творческое задание «Что позволяет семье снизить
расходы»; Познавательная беседа «Семейный бюджет»; Практикум «Составление бюджета семьи на условных примерах».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 часа).
Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Принципы работы страховой компании.
Страхование имущества, здоровья, жизни»; Дискуссия «Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?». Деловая игра
«Страхование».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов»; Мини-исследование «Налоги в моей семье». Познавательная беседа «Социальные
выплаты». Мини-исследование «Социальные пособия в моей семье». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Познавательная беседа «Банки. Виды банков. Банковские услуги»; Практикум «Вклады (депозиты)». Практикум «Кредит». Деловая
игра «Сохранение вашего богатства»; Мини-исследование «Профессии банковской сферы». Мини-исследование «Банковская карта: плюсы и
минусы»; Дискуссия «Значение работы банков для потребителей»; Интерактивная беседа «Собственный бизнес»; Мозговой штурм
«Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Практикум «Разработка бизнес-плана». Познавательная беседа «Валюта разных стран».
Дискуссия «Благотворительность. Кому нужна благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (2 часа)
Защита проектов по курсу «Финансовая грамотность». Подведение итогов.

Тематическое планирование по разделам программы, 6 класс
№

Разделы

1

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

12

2

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и
как человек может от этого защититься
Раздел 3. Семья и государство: как они
взаимодействуют
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может
помочь семье
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность

4

3
4
5

Итого

№
Тема урока,

1

Финансовая
грамотность
в современном мире

Кол-во часов

5
12
2
35

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
Основы финансовой грамотности. 6 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)
Планируемые
результаты
Тип урока
Предметные
Метапредметные:
познавательные УУД (П);
коммуникативные УУД (К);
регулятивные УУД (Р)
Вводный
урок с
изучением
нового
материала

Личностные
результаты

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (12 часов).
Финансовая грамотность в
К: осуществление планирования учебного
современном мире. Чему вы сотрудничества, взаимодействие учащихся
можете научиться на уроках Р: осуществление учащимися учебных действий,
финансовой грамотности?
умение прогнозировать свои результаты,
осуществление контроля и само регуляции
учебной деятельности.
П: : поиск и выделение необходимой
информации, выбор наиболее эффективных
способов решения задач.

осознание себя
какчлена семьи,
общества и
государства

Насколько важны
деньги

Урок
новых
знаний

Роль денег для
каждогочеловека.
Психология
«богатого» и «бедного».

История денег –
история
человечества

Урок

Деньги. Обмен. Товарные

К: управлять своим поведением, оценивать свои
действия
Р: умение планировать пути достижения цели,
соотносить свои действия в процессе
достижениярезультата
П: выделение и формулирование
познавательнойцели, структурирование знаний.
К: управлять своим поведением, оценивать свои

новых
знаний

деньги. Символические
деньги. Драгоценные
металлы. Монеты. Купюры.

действия
Р: Формировать способность к мобилизации сил
и энергии, к волевому усилию – выбору в

4

Виды денег

Урок
новых
знаний

Наличные деньги.
Безналичные деньги.
Гознак.Центральный банк.
Банки.
Фальшивые деньги

5

Денежные расчеты.
Составление и
решениезадач по
теме

Практикум

Составление задач с
денежными расчётами.

2

3

Осознание себя
какчлена семьи,
общества и
государства
Формирование

ответственного
отношения к
учению,
готовности
ситуации мотивационного конфликта и к
к осознанному
преодолению препятствий.
выбору с учетом
П: произвольно и осознанно владеть общим
познавательных
приемом решения проблемных ситуаций
интересов
Формирование
К: воспринимать текст с учетом поставленной
ответственного
учебной задачи, находить в тексте
отношения к
информацию,необходимую для ее решения
учению,
Р: самостоятельно находить и формулировать
готовности к
учебную проблему, составлять план
саморазвитию,
выполненияработы
осознанному
П: объяснять явления, процессы, выявляемые
выбору с учетом
входе исследования учебного материала
познавательных
интересов
К: слушать других, пытаться принимать другую Планировать свои
точку зрения, быть готовым изменить свою
действия в
точкузрения
соответствии
Р: проводить контроль в форме сравнения
с
способа действия и его результата с
поставленной
заданным эталоном с целью обнаружения
задачей и
отклонений отэталона и внесения
условиями её
необходимых коррективов.П: выделять
реализации
существенную информацию из текстов
разных видов

6

Почему деньги
теряютсвою
покупательную
способность

Урок
новых
знаний

7

Доходы семьи

Урок новых Источники доходов
знаний
семьи.Виды заработной
платы.

8

Расходы семьи

Урок новых Расходы семьи:
знаний
обязательные,
желательныеи лишние.

9

Расчет расходов семьи
наусловных примерах

Практикум

Инфляция, как
уберечьденьги от
инфляции

Предметы первой
необходимости.
Товарытекущего
потребления. Товары
длительного
пользования. Услуги.
Коммунальные услуги.

К: управлять своим поведением, оценивать свои
действия
Р: Формировать способность к мобилизации
сили энергии, к волевому усилию – выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
П: произвольно и осознанно владеть
общимприемом решения проблемных
ситуаций
К: воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи, находить в тексте
информацию,необходимую для ее решения
Р: самостоятельно находить и формулировать
учебную проблему, составлять план
выполненияработы
П: объяснять явления, процессы, выявляемые
входе исследования учебного материала
К: формировать навыки самостоятельной
работы
Р: применять методы информационного поиска,
втом числе с помощью компьютерных средств
П: постановка и формулирование
проблемы,самостоятельное создание
алгоритмов
деятельности при решении проблем
творческогои поискового характера
К: осуществление планирования учебного
сотрудничества, взаимодействие учащихся
впарах и группах.
Р: осуществление учащимися учебных
действий,умение прогнозировать свои
результаты, осуществление контроля и
саморегуляции
учебной деятельности П: поиск и
выделениенеобходимой информации,
выбор наиболее эффективных способов

Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовностик
саморазвитию,
осознанному
выбору с учетом
познавательных
интересов
Формирование
ответственного
отношения к
учебе.Развитие
речи.

Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовностик
саморазвитию,
осознанному
выбору с учетом
познавательных
интересов
планировать
своидействия в
соответствии
с
поставленно
йзадачей и
условиями её
реализации

решения задач.

10 Что позволяет
семьеснизить
расходы

Урок
новых
знаний

воздействие рекламы и
промоакций на принятие
решений о покупке.

К: управлять своим поведением, оценивать свои
действия
Р: Формировать способность к мобилизации
сили энергии, к волевому усилию – выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
П: произвольно и осознанно владеть
общимприемом решения проблемных
ситуаций

11 Семейный бюджет

Урок
новых
знаний

Бюджет - план доходов
ирасходов. Долги

К: воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи, находить в тексте
информацию,необходимую для ее решения
Р: самостоятельно находить и формулировать
учебную проблему, составлять план
выполненияработы
П: объяснять явления, процессы, выявляемые
входе исследования учебного материала

12 Составление
бюджетасемьи на
условных примерах

Практикум

Бюджет - план доходов
ирасходов.

К: осуществление планирования учебного
сотрудничества, взаимодействие учащихся
впарах и группах.
Р: осуществление учащимися учебных
действий,умение прогнозировать свои
результаты, осуществление контроля и
саморегуляции учебной деятельности
П: поиск и выделениенеобходимой
информации, выбор наиболее эффективных
способов решения задач.

Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовностик
саморазвитию,
осознанному
выбору с учетом
познавательных
интересов
Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовностик
осознанному
выбору с учетом
познавательных
интересов
Планировать свои
действия в
соответствии
с поставленной
задачей и
условиями её
реализации

13 Особые жизненные
ситуации и как с
нимисправиться

14 Принципы работы
страховой компании.
Страхование
имущества,здоровья,
жизни

15 Страхование –
непременный
атрибут
сегодняшней
жизни?
16

Страхование

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 часа).
Урок
Экономические
К: формировать навыки самостоятельной
новых
последствия
работы
Формирование
знаний
непредвиденных событий:
Р: применять методы информационного поиска,
ответственного
болезней, аварий,
втом числе с помощью компьютерных средств
отношения к
природныхкатаклизмов.
П: постановка и формулирование
учебе.Развитие
проблемы,самостоятельное создание
речи.
алгоритмов деятельности при решении
проблем творческогои поискового
характера
Урок
Страхование.
К: управлять своим поведением, оценивать свои
Планировать
новых
Страховая
действия
своидействия в
знаний
компания.
Р: Формировать способность к мобилизации
соответствии
Страховой полис.
сили энергии, к волевому усилию – выбору в
с
ситуации мотивационного конфликта и к
поставленно
преодолению препятствий.
йзадачей и
П: произвольно и осознанно владеть
условиями её
приемом решения проблемных ситуаций
реализации
Дискуссия Страхование.
К: владеть навыками диалогической речи
Уметь работать в
Страховая
Р: формировать целевые установки учебной
коллективе,
компания.
деятельности; выстраивать алгоритм
вести
Страховой полис.
действийП: выделять существенную
диалог
информацию из текста; решать тестовые
вырабатываяобщее
задания
решение
Деловая
Страхование.
К: осуществление планирования учебного
Обладать
игра
Страховая
сотрудничества, взаимодействие учащихся
коммуникативной
компания.
впарах и группах.
компетентностью
Страховой полис.
Р: осуществление учащимися учебных
вобщении
действий,умение прогнозировать свои
со сверстниками
результаты, осуществление контроля и
впроцессе
саморегуляции
образовательной
учебной деятельности
деятельности.
П: поиск и выделениенеобходимой
информации, выбор наиболее
эффективных способов решения задач.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

17 Налоги. Виды налогов

Урок
новых
знаний

Налоги — обязательные
платежи, собираемые
государством. Виды
налогов.
Организация
сбораналогов.

К: управлять своим поведением, оценивать свои
действия
Р: Формировать способность к мобилизации
сили энергии, к волевому усилию – выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
П: произвольно и осознанно владеть
общимприемом решения проблемных
ситуаций

18 Налоги в моей семье

Защита
проектов

Подоходный налог.
К: владеть навыками диалогической речи
Налоговая ставка.
Р: формировать целевые установки учебной
Налог на прибыль.
деятельности; выстраивать алгоритм
Физические лица.
действий
Пеня.
П: выделять существенную информацию из
Налоговые льготы. Налог
текста; решать тестовые задания
надобавленную стоимость.
Акциз.

19 Социальные выплаты

Урок
новых
знаний

Пособие. Пенсия.
Стипендия.
Больничныйлист.
Пособие по
безработице.

К: формировать навыки самостоятельной
работы Р: применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств
П: постановка и формулирование
проблемы,самостоятельное создание
алгоритмов
деятельности при решении проблем
творческогои поискового характера

Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовностик
саморазвитию,
осознанному
выбору
с
учетом
познавательных
интересов
планировать
своидействия в
соответствии
с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации
Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовностик
саморазвитию,
осознанному
выбору
с
учетом
познавательных
интересов

20 Социальные
пособия вмоей
семье

Защита
проектов

21 Государство – это мы

Защита
проектов

22 Банки. Виды
банков.Банковские
услуги

Урок
новых
знаний

Пособие. Пенсия.
Стипендия.
Больничныйлист.
Пособие по
безработице.

К: осуществление планирования учебного
сотрудничества, взаимодействие учащихся
впарах и группах.
Р: осуществление учащимися учебных
действий,умение прогнозировать свои
результаты, осуществление контроля и
саморегуляции
учебной деятельности
П: поиск и выделениенеобходимой
информации, выбор наиболее
эффективных способов решения задач.
Направления
К: владеть навыками диалогической речи
государственных
Р: формировать целевые установки учебной
расходов.
деятельности; выстраивать алгоритм
действийП: выделять существенную
информацию из текста; решать тестовые
задания
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Банки. Виды
К: управлять своим поведением, оценивать свои
банков.Банковские
действия
услуги
Р: Формировать способность к мобилизации
сили энергии, к волевому усилию – выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
П: произвольно и осознанно владеть общим
приемом решения проблемных ситуаций

23 Вклады (депозиты)

Практикум

Зависимость процентной
ставки от размера вклада и
его срока. При
прекращениидеятельности
банка
вкладчикам
гарантируетсявозврат
средств.

К: осуществление планирования учебного
сотрудничества, взаимодействие учащихся
впарах и группах.
Р: осуществление учащимися учебных
действий,умение прогнозировать свои
результаты, осуществление контроля и
саморегуляции
учебной деятельности
П: поиск и выделениенеобходимой
информации, выбор наиболее

Обладать
коммуникативной
компетентностью
вобщении
со сверстниками
впроцессе
образовательной
деятельности.

Обладать
коммуникативной
компетентностью
в общении
со сверстниками

Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовности к
саморазвитию,
осознанному
выбору с учетом
познавательны
хинтересов

уметь
использовать
знания в реальной
жизни.

эффективных способов решения задач.

24 Кредит

Практикум

Процентная
ставка по кредитам.
Условиявыдачи кредита

25 Сохранение
вашегобогатства

Делова
яигра

Виды инвестиций семьи

26 Профессии
банковскойсферы

Защита
проектов

Профессии
банковскойсферы

К: формировать навыки самостоятельной
работы Р: применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств
П: постановка и формулирование
проблемы,самостоятельное создание
алгоритмов
деятельности при решении проблем
творческогои поискового характера
К: слушать других, пытаться принимать
другуюточку зрения, быть готовым её
изменить
Р: проводить контроль в форме сравнения
способа действия и его результата с
заданным эталоном П: выделять
существенную информацию из текстов
разных видов
К: осуществление планирования учебного
сотрудничества, взаимодействие учащихся
впарах и группах.
Р: умение прогнозировать свои результаты,
осуществление контроля и саморегуляции
учебной деятельности
П: поиск и выделениенеобходимой
информации, выбор наиболее

Уметь использовать
знания в реальной
жизни..

Обладать
коммуникативной
компетентностью
вобщении
со сверстниками
впроцессе
образовательной
деятельности.
планировать свои
действия в
соответствии
с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации

эффективных способов решения задач.
27 Банковская карта:
плюсыи минусы

Защита
проектов

Принцип работы
пластиковой
карты.

28 Значение работы
банковдля
потребителей

Урок
новых
знаний

Значение работы банков
дляпотребителей

29 Собственный бизнес

Урок
новых
знаний

Бизнес. Малый бизнес.

30 Примеры бизнеса,
которым
занимаются
подростки.
Разработкабизнесплана

Практикум

Разработка бизнесплана.Стартовый
капитал.
Организации по
поддержкемалого
бизнеса.

К: формировать навыки самостоятельной
работыР: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель; искать и
выделять необходимую информацию
П: объяснять явления, процессы, выявляемые
входе исследования учебного материала

уметь
использовать
знания в реальной
жизни..

31 Валюта разных стран

Урок

Валюта. Валютный курс.

К: управлять своим поведением, оценивать свои

Формирование

К: владеть навыками диалогической речи
Р: формировать целевые установки учебной
деятельности; выстраивать алгоритм
действий
П: выделять существенную информацию из
текста; решать тестовые задания
К: управлять своим поведением, оценивать свои
действия
Р: Формировать способность к мобилизации
сили энергии, к волевому усилию – выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
П: произвольно и осознанно владеть
общимприемом решения проблемных
ситуаций

К: формировать навыки самостоятельной
работы Р: применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств
П: постановка и формулирование
проблемы,самостоятельное создание
алгоритмов
деятельности при решении проблем
творческогои поискового характера

Формирование
ответственного
отношения к учебе.
Развитие речи.
Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовностик
саморазвитию,
осознанному
выбору
с
учетом
познавательных
интересов
Формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовностик
саморазвитию,
осознанному
выбору
с
учетом
познавательных
интересов

новых
знаний

32 Благотворительность.
Кому нужна
благотворительность

Дискуссия

33 Личный
финансовый план

Практикум

34 Финансовая
грамотность

Защита
проектов

Обменный пункт.
Валютныйвклад.

действия
Р: Формировать способность к мобилизации
сили энергии, к волевому усилию – выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
П: произвольно и осознанно владеть
общимприемом решения проблемных
ситуаций
К: умение общаться и взаимодействовать
Благотворительность.
друг сдругом
Р: планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в
соответствии спредложенным планом
П: выделять главное, существенные признаки
понятий; высказывать суждения, подтверждая
ихфактами
Личный финансовый план К: умение участвовать в
коллективномобсуждении проблем
Р: сравнивать полученные результаты с
ожидаемыми результатами; оценивать
работуодноклассников
П: классифицировать информацию по
заданным признакам
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (2 часа)
К: умение общаться и взаимодействовать
Презентация проектов
друг сдругом
Р: планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в
соответствии спредложенным планом
П: выделять главное, существенные признаки
понятий; высказывать суждения, подтверждая
их фактами

ответственного
отношения к
учению, готовности
к саморазвитию,
осознанному
выбору с учетом
познавательных
интересов
Обладать
коммуникативной
компетентностью в
общении
со сверстниками

уметь использовать
знания в реальной
жизни..
Обладать
коммуникативной
компетентностью в
общении
со сверстниками в
процессе
образовательной
деятельности.

35 Подведение итогов

Итоговая
работа

Итоговая работа по курсу

К: умение общаться и взаимодействовать
друг сдругом
Р: планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в
соответствии спредложенным планом
П: выделять главное, существенные признаки
понятий; высказывать суждения, подтверждая
их фактами

Обладать
коммуникативной
компетентностью в
общении
со сверстниками в
процессе
образовательной
деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».