Программа факультативного курса «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения. В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности. Основы читательской грамотности и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения. Цель программы формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении; формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы; формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Задачи развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности; вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе углубления базовых знаний по теории текста; использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся; использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования; использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов. Программа факультатива реализуется на уроках, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской грамотности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля. Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю). Время проведения занятия – 40 мин. Результативность освоения программы Задания для выполнения, предлагаемые в процессе реализации модуля «Читательская грамотность», характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: учащиеся научатся осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности; использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов. Метапредметные результаты: учащиеся овладеют элементарными навыками работы с книгой; умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический); элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений: определять главную тему, общую цель или назначение текста; предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; выделять термины, обозначающие основные понятия текста. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений: понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; прогнозировать содержание текста; находить скрытую информацию в тексте; использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений: составлять план к тексту и структурировать текст, используя план; делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом; приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте; преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире; оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте; использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов; оценивать не только содержание текста, но и его форму. Предметные результаты: Учащиеся получат возможность использовать базовые умения и навыки читательской грамотности на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования; обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях. Учебно-тематический план (5 класс) № п/п Кол-во часов Тема раздела 1 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 3 Работа с текстом: оценка информации Итого Содержание раздела Теория Умеем ли мы читать? Текст. Тема текста. 15 Знакомство с научным текстом (текст учебника). Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте). Главная мысль текста. Деление текста на смысловые части. Ключевые слова и их назначение. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) Составление простого и сложного плана текста. Различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, инсценированное, комментированное. Изобразительно-выразительные средства. Формулирование несложны выводов, 10 основываясь на тексте. Нахождение аргументов, подтверждающих вывод. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания. Высказывание оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте. Информация, представленная разными способами в тексте. Словари и справочники. Работа с дополнительными источниками. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте.Учебный диалог. Аннотация. Обобщение. Источники получения информации: газеты, журналы, Интернет-ресурсы. Анализ полученной информации, оценка информации. Формулирование выводов на основе текста, нахождение аргументов. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания – ответа на вопрос. Комплексный анализ текста. Пр. р., КР 3 1 10 2 35 6 Тематическое планирование 5 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема Кол-во часов Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (15 ч.) Вводное занятие. Умеем ли мы читать? Текст. Тема текста. 1 Знакомство с научным текстом (текст учебника). Главное и неглавное в 1 тексте (Виды информации в учебном тексте). Главная мысль текста. 1 Деление текста на смысловые части. 1 Ключевые слова и их назначение. 1 «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) 1 Составление сложного плана текста. 1 Различные виды чтения: ознакомительное изучение. 1 Различные виды чтения: поисковое изучение. 1 Инсценированное чтение. Чтение по ролям басен И.А. 2 Крылова. Комментированное чтение. 1 Комментированное чтение рассказа Дж. Лондона «Любовь к жизни» Практикум «Выразительное чтение стихотворений русских поэтов» 1 Изобразительно-выразительные средства. 1 Практикум. Изображение природы в стихах А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. 1 Сопоставительный анализ Чтение и анализ сказки А. Платонова «Неизвестный цветок». Контрольная работа Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (10 ч.) Структура текста. 1 Работа со словарной статьей. Извлечение необходимой информации 1 Практикум. Работа со словарной статьей. Извлечение необходимой информации Словари и справочники. Работа с дополнительными источниками. 1 Разные способы представления информации в тексте. Работа с преобразованием информации Информация, представленная разными способами в тексте: таблицы. 1 Информация, представленная разными способами в тексте: схемы. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Использование в тексте графических средств. Учебный диалог. Участие в нем при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Высказывание оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте. Работа с текстом: оценка информации (10 ч.) Источники получения информации: газеты, журналы, Интернетресурсы. Анализ полученной информации Обсуждение прочитанного или прослушанного текста: оценка информации. 1 1 1 1 1 1 1 1 2829 3031 33 34 35 Формулирование выводов на основе текста. 2 Нахождение аргументов, подтверждающих вывод. 2 Составление на основании текста небольшого монологического высказывания – ответа на вопрос. Контрольная работа. Заключительный урок. Чему я научился? Анализ учебной деятельности. 1 1 1