Читательская грамотность

Программа факультативного курса «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения
и работы с текстом) адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является
необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков
смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату,
заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса
личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников
адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации
своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в
ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся
информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно
показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий
учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в
процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому
от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит
успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому
умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно
является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать
чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию
прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и
развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной
самостоятельности.
Основы читательской грамотности и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение
всех лет обучения.
Цель программы
формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной
потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению
результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать
духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать
потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения

(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и
текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления
текстов.
Программа факультатива реализуется на уроках, отличающихся общей практической
направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются
дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит
формирование основ читательской грамотности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению.
Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые,
исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через
чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и
приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие
познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков
самоконтроля.
Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный
вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю). Время проведения занятия – 40 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе реализации модуля «Читательская
грамотность», характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью.
Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные
в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения
учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы».
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных
интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования
собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют

элементарными навыками работы с книгой;
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую
и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной
форме главное в содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать
выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным
замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации
(опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность,
направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими
представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных
причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
использовать базовые умения и навыки читательской грамотности на уроках разных
предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.

Учебно-тематический план
(5 класс)
№
п/п

Кол-во часов
Тема раздела

1

Работа с текстом:
поиск
информации и
понимание
прочитанного

2

Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
информации

3

Работа с текстом:
оценка
информации

Итого

Содержание раздела

Теория

Умеем ли мы читать? Текст. Тема текста.
15
Знакомство с научным текстом (текст учебника).
Главное и неглавное в тексте (Виды информации
в учебном тексте). Главная мысль текста.
Деление текста на смысловые части. Ключевые
слова и их назначение. «Сцепления» в тексте
(Смысловые связи в тексте) Составление
простого и сложного плана текста.
Различные виды чтения: ознакомительное,
поисковое, инсценированное, комментированное.
Изобразительно-выразительные средства.
Формулирование несложны выводов,
10
основываясь на тексте. Нахождение аргументов,
подтверждающих вывод. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания. Высказывание
оценочного
суждения и своей точки зрения о прочитанном
тексте. Информация, представленная разными
способами в тексте. Словари и справочники.
Работа с дополнительными источниками.
Определение места и роли иллюстративного ряда
в тексте.Учебный диалог. Аннотация.
Обобщение.
Источники получения информации: газеты,
журналы, Интернет-ресурсы. Анализ полученной
информации, оценка информации.
Формулирование выводов на основе текста,
нахождение аргументов. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания – ответа на вопрос. Комплексный
анализ текста.

Пр.
р.,
КР
3

1

10

2

35

6

Тематическое планирование 5 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1011
12

13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27

Тема

Кол-во
часов
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (15 ч.)
Вводное занятие. Умеем ли мы читать? Текст. Тема текста.
1
Знакомство с научным текстом (текст учебника). Главное и неглавное в 1
тексте (Виды информации в учебном тексте).
Главная мысль текста.
1
Деление текста на смысловые части.
1
Ключевые слова и их назначение.
1
«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
1
Составление сложного плана текста.
1
Различные виды чтения: ознакомительное изучение.
1
Различные виды чтения: поисковое изучение.
1
Инсценированное чтение. Чтение по ролям басен И.А.
2
Крылова.
Комментированное чтение.
1
Комментированное чтение рассказа Дж. Лондона «Любовь
к жизни»
Практикум «Выразительное чтение стихотворений русских поэтов»
1
Изобразительно-выразительные средства.
1
Практикум. Изображение природы в стихах А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. 1
Сопоставительный анализ Чтение и анализ сказки А. Платонова
«Неизвестный цветок». Контрольная работа
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (10 ч.)
Структура текста.
1
Работа со словарной статьей. Извлечение необходимой информации
1
Практикум. Работа со словарной статьей. Извлечение необходимой
информации
Словари и справочники. Работа с дополнительными источниками.

1

Разные способы представления информации в тексте. Работа с
преобразованием информации
Информация, представленная разными способами в тексте: таблицы.

1

Информация, представленная разными способами в тексте: схемы.
Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте.
Использование в тексте графических средств.
Учебный диалог. Участие в нем при обсуждении прочитанного
или прослушанного текста.
Высказывание
оценочного суждения и своей точки зрения о
прочитанном тексте.
Работа с текстом: оценка информации (10 ч.)
Источники получения информации: газеты, журналы, Интернетресурсы. Анализ полученной информации
Обсуждение прочитанного или прослушанного текста: оценка
информации.

1
1

1

1

1
1

1
1

2829
3031
33
34
35

Формулирование выводов на основе текста.

2

Нахождение аргументов, подтверждающих вывод.

2

Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания – ответа на вопрос.
Контрольная работа.
Заключительный урок. Чему я научился? Анализ учебной деятельности.

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».