ОДНКР

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу обучения учащиеся научатся:
 Воспроизводить полученную информацию: приводить примеры из прочитанных текстов, оценивать главную
мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
 Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
 Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными
ценностями.
 Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять,
приводить доказательства.
 Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
 Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
 Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
 Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
 Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
 Работать с историческими источниками и документами.
Требования к результатам обучения и освоения содержания предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как
знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных,
коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации
самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик
школьника:
Личностные результаты
 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия















народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем
взаимопонимания.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной
и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты
Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
- готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии
культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
российской государственности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовнонравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные
представления о морали. Поставлена цель нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с
опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям
новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
На изучение предмета в учебном плане отводится 35 часов – по 1 часу в неделю в 5 классе.
Введение.
Гражданин России. Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и
обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление
государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации.
Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам
государства.
Порядочность.
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость,

внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия.
Общественная ценность порядочности.
Совесть.
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести.
Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания,
совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с
эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Доверие и доверчивость.
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение
доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит
потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия.
Психологическая помощь.
Милосердие и сострадание.
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и
жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни
другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение
понять и простить.
Правда и ложь.
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное
искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из
истории лжи.
Традиции воспитания.
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России,
их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский
этикет.

Честь и достоинство.
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль —
способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные.
Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны
1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение.
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское
многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека,
проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила
толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Мужество.
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление
чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных
обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства,
благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества.
Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Равнодушие и жестокость.
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и
жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред
сквернословия.
Самовоспитание.
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная
дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки
и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование
предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства
самоуважения.

Учись учиться.
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в
себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять
внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и
физического.
Речевой этикет.
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение
беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к
незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть
эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова,
сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Мои права и обязанности.
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися
школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий
классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1.

Тема урока
Введение в предмет

Кол-во
часов

Виды учебной деятельности

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«духовно-нравственная

Планируемы результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные

Метапредметные

Личностные

Ознакомление с
основными
общечеловеческими
нормами поведения,
правилами, принятыми в
обществе

Регулятивные: при
помощи учителя
определить
последовательность
анализа параграфа.
Познавательные:

Дружелюбное
отношение к друг
другу; знание
практической пользы
этики и этикета

культура», «этика»,
«этикет», «светский»,
«народ», «националь-ность»,
«мораль»,
«нравственность». Фиксация
информации в различных
знаковых системах

2.

Гражданин России

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий ,
«государственные
символы». Обучение
алгоритмизации
деятельности. Извлечение
информации из различных
знаковых систем

3.

Государственные
символы России

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«государственные

анализировать по
плану иллюстрации
учебника,
выразительно читать;
осуществлять
словарную работу.
Коммуникативные:
знать правила
коллективной работы;
уметь читать по
ролям и обсуждать
прочитанное
Расширение
Регулятивные:
представлений о Родине,
определение
родном крае,
алгоритма ответа по
патриотизме. Знакомство
плану.
с Основным законом
Познавательные:
страны.
Работа с отдельными
статьями
Конституции РФ,
текстами и
иллюстрации,
плакатами, ответы на
вопросы викторины.
Коммуникативные:
взаимопомощь и
доброжелательность
общения среди детей
разных
национальностей
Расширение
Регулятивные:
представлений о Родине,
определение
родном крае,
алгоритма ответа по
патриотизме.
плану.
Знакомство с
Познавательные:
государственной
Работа с текстами и
символикой.
иллюстрации,

Интерес к познанию
родной страны,
усвоению понятий:
государство,
Конституция, права,
обязанности.

Интерес к познанию
родной страны,
государственным
символам

4.

Порядочность

1

5.

Совесть

1

символы».
Обучение алгоритмизации
деятельности. Извлечение
информации из различных
знаковых систем.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
соответствующего
отношения к
государственным символам
России.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«нормы морали»,
«тактичность»,
«порядочность»,
«благородство»,
«достоинство»,
«справедливость».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Моделирование поведения,
требующего проявления
тактичности, порядочности,
благородства, достоинства.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«совесть», «стыд»,
«сострадание»,
«правдивость», «эгоизм»,
«корысть». Освоение

плакатами, ответы на
вопросы викторины.
Коммуникативные:
взаимопомощь и
доброжелательность
общения среди детей
разных
национальностей

Овладение
навыками
культурного поведения,
формирование
нравственной культуры
учащихся;
отработка
практических ситуаций
проявления
порядочности
в
повседневной жизни.
Пробуждать стремление
к
самосовершенствованию
и благородству

Регулятивные:
усвоение правил
работы с учебником
Познавательные:
чтение текстов;
ответы на вопросы;
выполнение заданий.
Коммуникативные:
культурное и
вежливое общение в
коллективе

Компетентность в
разрешении
элементов
практических
ситуаций в
повседневной жизни.
Пробуждение
стремления
совершать добрые
дела, быть
порядочным
человеком.

Воспитание вежливого
поведения,
доброжелательного
отношения к
окружающим,
потребность оценивать
свои поступки,
осознавать обязанности,
оценивать их

Регулятивные:
определение правил
отработки терминов и
понятий
Познавательные:
ответы на вопросы и
задания к текстам;
выполнение
практических

Выявлять элементы
общечеловеческих
ценностей,
сострадания и
милосердия;
соблюдать правила
дружбы; дружески
общаться в
коллективе;

навыков составления схем.
Моделирование поведения,
требующего проявления
вежливости,
доброжелательности.
Обучение навыкам
самоконтроля.

выполнение,
контролировать себя

6.

Ответственность за
свои дела

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятия
«ответственность».

Воспитание вежливого
поведения,
доброжелательного
отношения к
окружающим,
потребность оценивать
свои поступки,
осознавать обязанности,
оценивать их
выполнение,
контролировать себя

7.

Доверие и
доверчивость

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«доверие», «самодоверие»,
«доверчивость». Обучение
составлению сложного
плана и работе по нему.
Извлечение информации из
различных знаковых систем.

Формирование
Представлений о
нравственности человека
за свои
поступки.
Отличие
доверия от
доверчивости.
Воспитание
доброты и милосердия,
доброжелательности,

заданий; работа с
условно-графической
наглядностью,
объяснение пословиц.
Коммуникативные:
работа в парах на
основе правил
соревнования команд
Регулятивные:
определение правил
отработки терминов и
понятий
Познавательные:
ответы на вопросы и
задания к текстам;
выполнение
практических
заданий; работа с
условно-графической
наглядностью,
объяснение пословиц.
Коммуникативные:
неформальное
общение, соблюдение
правил вежливости и
этикета
Регулятивные:
выявление алго
ритма
сложного
плана изучения
нового, работа по
этому плану.
Познавательные:
работа со словарём
по определению
терминов и

проявлять
взаимопомощь в
классном коллективе

Компетентность в
оценивании своих
поступков,
определении
обязанностей и
оценивание их
выполнение

Выявлять
элементы
общечеловече
ских
ценностей;
Объяснять смысл
пословиц и
поговорок;
определять
значения
слов;

8.

Милосердие и
сострадание

1

Развитие навыков
художественного чтения.
Развитие навыков работы в
парах. Моделирование
поведения, требующего
проявления доверия

уважения
друг к другу и
окружающим,
стремление
совершать
добрые дела.

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«милосердие»,
«сострадание»,
«бескорыстие»,
«человеколюбие». Освоение
навыков алгоритмизации
деятельности. Развитие
навыков поведения в
ситуации командного
соперничества. Извлечение
информации из различных
знаковых систем.
Осознанное формирование
групповых норм.
Моделирование поведения,
требующего проявления
милосердия и сострадания.

Формировать
нравственные качества
личности:
быть
милосердным, уметь
сострадать,
прийти на помощь друг
другу в трудную
минуту.
Воспитывать среди
учащихся
доброжелательность,
уважение
друг к другу.

понятий;
Практические
задания.
Коммуникативные:
художественное
чтение и
обсуждение
стихов; работа
в парах;
применение
правил
межличностного
общения.
Регулятивные:
разработка
правил
поведения в
классе, в
школе.
Познавательные:
ответы на вопросы и
задания к
текстам;
выполнение
практических
заданий; работа
с условнографической
наглядностью,
объяснение
пословиц.
Коммуникативные:
работа в парах
на основе
правил
соревнования
команд.

соотносить
понятия с
определения
ми;
соотносить
текст с
рисунком;
выявлять
различие
между
доверием и
доверчивост
ью.
Выявлять
элементы
общечеловеч
еских
ценностей,
сострадания
и
милосердия;
соблюдать
правила
дружбы;
дружески
общаться в
коллективе;
проявлять
взаимопомо
щь в
классном
коллективе

9.

Милосердие в
блокадном
Ленинграде

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий:
сердечное участие, Великая
Отечественная Война.
Разработка правил
поведения в экстремальных
ситуациях. Развитие
навыков работы в группах с
раздаточным материалом.

Формировать
нравственные качества
личности:
быть
милосердным, уметь
сострадать,
прийти на помощь друг
другу в трудную
минуту.

10.

Правда и ложь

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«правда», «ложь»,
«полуправда», «честность»,
«искренность»,
«правдивость». Освоение
навыков работы в группах.
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Развитие навыков
художественного чтения.
Обучение анализу
различных высказываний по
одной теме. Моделирование
ситуаций, требующих
проявления правдивости.

Формирование умения
критически
осмысливать свои
поступки, учиться
быть искренним и
правдивым.
Вырабатывать
потребность
быть честным и
объективным в оценке
своих
действий и
поступков.
Воспитание
нравственных
принципов
собственного развития.

Регулятивные:
разработка правил
поведения в
эстремальных
ситуациях.
Познавательные:
Ответы на вопросы и
задания к текстам,
выполнение
практических
заданий, работа с
наглядностью.
Коммуникативные:
работа в группах с
блок-пакетами.
Регулятивные:
при помощи учителя
определять
нравственные
принципы
собственного
развития.
Познавательные:
составление
схемы;
отработка
терминов и
понятий;
выполнение
практических
заданий;
этическая
беседа по теме
сказки;
соотнесение
иллюстрации с
текстом,

Выявлять элементы
общечеловеческих
ценностей,
сострадания и
милосердия.

11.

Традиции
воспитания

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«традиция», «поколение»,
«сословие». Освоение
навыков составления схем и
планов. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Развитие
навыков командной
деятельности. Обучение
составлению кроссвордов.
Моделирование ситуаций,
требующих соблюдения
обычаев и традиций.

Формирование
эмоционально
Положительной
концепции
Развития личности на
примерах
положительных
Традиций
своего
народа, реализация
Межпредмедных связей
с литературой,
Русским языком.

определение
заголовка
иллюстрации;
работа с
пословицами и
поговорками.
Коммуникативные:
художественное
чтение и
обсуждение
стихов; работа
в парах;
сравнение с
сопоставление
различных
высказываний.
Регулятивные:
определение
правил
составления
схемы,
сложного
плана.
Познавательные:
отработка
терминов и
понятий;
выполнение
заданий, работа по
составлению
схем;
составление
кроссворда;
ответы на
вопросы;
работа с
иллюстрациями

Концепции
по
проявлению
порядочности и
скромности,
гордости за
поступки
наших
предков;
умение
раскрывать
авторский
замысел
художествен
ного
произведения,
выявлять
в нём
этические
понятия.

Воспитание дворян

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование и
определение понятий
сословие, дворяне.
Освоение навыков
составления схем и планов.
Обучение составлению
кроссвордов.
Моделирование ситуаций,
требующих соблюдения
обычаев и традиций,
свойственных дворянам.

13. Честь и достоинство

1

Актуализация и
формализация знаний

12.

учебника.
Коммуникативные:
применение
правил
соревнования
команд; чтение
и обсуждение
дополнительных
текстов;
работа с
пословицами.
Формирование
Регулятивные:
эмоционально
определение
Положительной
Правил составления
концепции
схемы, сложного
Развития личности на
плана.
примерах
Познавательные:
положительных
отработка терминов и
Традиций
своего понятий; выполнение
народа, реализация
заданий, работа по
Межпредмедных связей
составлению
с литературой,
схем; составление
Русским языком
кроссворда;
ответы на вопросы;
работа с
иллюстрациями
учебника.
Коммуникативные:
Применение правил
соревнования
команд; чтение
и обсуждение
дополнительных
текстов; работа с
пословицами
Раскрытие
Регулятивные:
межпредмет
определение с

Компетенции по
проявлению

14. Честь и достоинство
Александра
Невского

1

учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«честь», «достоинство»,
«доблесть», «благородство»,
«патриотизм». Обучение
навыкам составления
сообщения, ведение беседы,
диспута, выступление с
сообщением.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
достойного, благородного
поведения.

ных связей с
литературой,
историей.
Пробуждение у
учащихся
интереса к
вопросам
нравственности.
Воспитание
уважения к
традициям
своего
народа.

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Обучение
навыкам составления
сообщения, ведение беседы,
диспута, выступление с
сообщением.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
достойного, благородного
поведения.

Раскрытие
межпредмет
ных связей с
литературой,
историей.
Пробуждение у
учащихся
интереса к
вопросам
нравственности в
русской истории

помощью
Учителя принципов
выявления
межпредметных
связей.
Познавательные:
работа с
учебником;
чтение стихов,
текстов
дополнительного
чтения,
применение
схем; проведение
беседы; составление
плана изучение
нового.
Коммуникативные:
правила
общения во
время беседы и
диспута;
выступления
учеников с
сообщениями.
Регулятивные:
определение с
помощью учителя
Принципов
выявления
межпредметных
связей.
Познавательные:
работа с
учебником;
чтение стихов,
текстов

порядочности и
скромности,
гордости за поступки
наших предков;
умение раскрывать
авторский замысел
художественного
произведения,
выявлять в нем
этические понятия.

Проявление чувства
гордости за поступки
наших предков

( А как бы я поступил на
месте Александра Невского)

15.

Терпимость и
терпение

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«культура», «религия»,
«терпимость»,
«толерантность», «мигрант»,
«индивидуальность»,
«национальность»,
«бескорыстие»,
«гуманность»,
«ксенофобия». Освоение
навыков работы с
карточками, заполнения
таблиц и схем. Освоение
навыков работы с анкетами.
Развитие навыков чтения по
ролям. Моделирование
ситуаций, требующих
проявления терпимости и
коммуникабельности.

Реализация
межпредметных связей с
литературой,
историей.
Воспитание
уважительного
отношения к
людям другой
национальности,
ответственности за свои
дела и
поступки,
целеустремлённости

дополнительного
чтения,
Применение схем;
проведение
беседы; составление
плана изучение
нового.
Коммуникативные:
правила
общения во
время беседы и
диспута;
выступления
учеников с
сообщениями.
Регулятивные:
определение
принципов
применения
блок – пакетов
на уроках этики.
Познавательные:
использование
блок – пакетов
с заданиями,
работа на карточках;
заполнение
схем и таблиц.
Коммуникативные:
основы
анкетирования
(заполнение
анкеты); сообщение
учащихся;
чтение текстов
по ролям;
аргументирование

Знать основы
поведения в
многонациональном
коллективе;
выполнять
поручения
по работе с
детьми другой
национально
сти; давать
определения
понятий,
пользуясь
словарём
учебника

16.

Дети разных
народов

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Освоение навыков работы с
карточками, заполнения
таблиц и схем. Освоение
навыков работы с анкетами.
Развитие навыков чтения по
ролям. Моделирование
ситуаций, требующих
проявления терпимости и
коммуникабельности в
общении со сверстниками
разных национальностей и
рас.

Реализация
межпредметных связей с
литературой,
историей.
Воспитание
уважительного
отношения к
людям другой
национальности,
ответственности за свои
дела и
поступки,
целеустремлённости

17.

Столовый этикет

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Развитие навыков
в организации и участии в
ролевых играх.

Умение использовать
столовые приборы,
накрывать на стол. Знать
названия блюд.

18.

Повторительнообобщающий урок

1

Проверка знаний и навыков,
полученных на уроках.

Выявление основных
знаний и умений

своего ответа
Регулятивные:
определение
принципов
применения
блок – пакетов
на уроках этики.
Познавательные:
использование
блок – пакетов
с заданиями,
работа на карточках;
заполнение
схем и таблиц.
Коммуникативные:
основы
анкетирования
(заполнение
анкеты); сообщение
учащихся;
чтение текстов
по ролям;
аргументирование
своего ответа
Регулятивные:
определение
принципов столового
этикета
Познавательные:
Использование
приборов во время
застолья.
Коммуникативные:
правила общения во
время беседы
Регулятивные:
составление

Знать основы
поведения в
многонациональном
коллективе;
выполнять
поручения
по работе с
детьми другой
национально
сти; давать
определения
понятий,
пользуясь
словарём
учебника

Владеть этикетом
общения за столом

Владение основами
этики и этикета:

учащихся по курсу,
проведение их
актуализации.
Обобщение и
систематизация знаний
по курсу этики и этикета

19.

Мужество

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«мужество», «отвага»,
«смелость», «дружба»,
«герой», «героизм».
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Освоение
навыков групповой
деятельности.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
мужества, отваги, смелости,
дружелюбия, героизма.

Формирование умения
соизмерять
свои слова и
дела,
Разыгрывая жизненные
ситуации, усваивать
образцы
Поведения их героев.
Уважительно относится
к героям
прошлого и
настоящего.

тестового задания.
знание понятий и
Познавательные:
определений,
Выполнение
соотнесение
заданий тестового
определения с
характера, ответы на понятиями, пословиц
вопросы, соотнесение
с изученными
пословицы с темой.
темами, выполнение
Коммуникативные:
тестовых заданий
основы работы в
парах и группах.
Регулятивные:
Проявлять
правила
взаимопомощь,
анализа текстов
стремиться
по выявлению
совершать
основ для
добрые дела;
принятия
соизмерять
решений в
свои
конкретных
потребности с
ситуациях.
потребностями
Познавательные:
других
ответы на
людей,
вопросы,
уметь
выполнение
жертвовать
заданий;
своими
отгадывание
интересами
ребуса; анализ
во имя
пословиц;
общественных
подбор
народных
сказок, былин,
пословиц,
воспевающих
красоту и
мужество
героев.
Коммуникативные:
дружеское

20.

Мужество наших
современников

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Освоение
навыков групповой
деятельности.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
мужества, отваги, смелости,
дружелюбия, героизма.

Усваивать образцы
поведения героев.
Уважительно относиться
к героям прошлого и
настоящего.

общение,
взаимопомощь
учеников входе
подготовки
классных и
общешкольных
воспитательных
мероприятий.
Регулятивные:
правила
анализа текстов
по выявлению
основ для принятия
решений в
конкретных
ситуациях.
Познавательные:
ответы на вопросы,
Выполнение заданий;
Отгадывание ребуса;
анализ пословиц;
Подбор народных
сказок, былин,
пословиц,
Воспевающих
красоту и
Мужество героев.
Коммуникативные:
дружеское
общение,
взаимопомощь
учеников входе
подготовки
классных и
общешкольных
воспитательных
мероприятий

Проявлять
взаимопомощь,
стремиться
совершать
добрые дела;
соизмерять
свои
потребности с
потребностями
других
людей,
уметь
жертвовать
своими
интересами

21.

Равнодушие и
жестокость

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«равнодушие»,
«жестокость», «жизненные
ценности», «нецензурные
слова», «философия».
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Освоение
навыков работы с
карточками. Освоение
правил ведения диспутов,
споров, дискуссий.
Освоение навыков
самопрезентации
(подготовки и выступления
с сообщением).

Подводить
учеников к мысли о
Важности сохранения
дружеских
взаимоотношений в
классе и в школе,
семье.
Продолжить работу по
Изучению особенности
Семей классного
коллектива.
Воспитание чувства
гордости за поступки
героев наших дней.

22.

Я люблю тебя,
жизнь

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий:
ценность жизни,
равнодушие, суицид.
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Освоение
навыков работы с

Подводить
учеников к мысли о
Важности сохранения
дружеских
взаимоотношений в
классе и в школе,
семье.
Продолжить работу по
Изучению особенности
Семей классного
коллектива.

Регулятивные:
Поддерживать
Определение задач по
дружеские
выявлению
и взаимоотношения в
сохранению лучших
классе и в школе;
традиций нашего
подготовить
общества
мини –сочинение;
Познавательные:
проанализировать
работа с табличками;
жизненные
выполнение заданий
ситуации, сделать
развивающегося
выводы
характера походу
объяснения;
работа с понятиями и
их значениями на
карточках
Коммуникативные:
выступление с
сообщениями; умение
отвечать на вопросы в
логической
последовательности
соблюдение правил
проведения
словесных споров
Регулятивные:
Поддерживать
Определение задач по
дружеские
выявлению
и взаимоотношения в
сохранению лучших
классе и школе,
традиций нашего
заботься друг о
общества
друге,
Познавательные:
проанализировать
выполнение заданий жизненные ситуации
развивающих
по охране жизни и
характера, работа с
здоровья детей,
понятиями и их
сделать выводы.
значениями.
Коммуникативные:

23.

Этикет посещения
массовых
мероприятий

1

24.

Самовоспитание

1

карточками. Освоение
правил ведения диспутов,
споров, дискуссий.
Освоение навыков
самопрезентации
(подготовки и выступления
с сообщением).
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«овации», «бис».
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
достойного поведения на
массовых мероприятий.

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«сознательная дисциплина»,
«самовоспитание»,
«самообразование»,
«самооценка». Развитие
навыков выработки
групповых норм, работа в
группах. Освоение навыков
работы с карточками.
Использование элементов

Эстетические мысли и
эмоциональные
переживания от
просмотра пьесы,
прослушивания
концерта, обзора
экспонатов музея.

Обучение детей ценить
и дорожить великим
Даром общения,
Определение роли и
Значения
самовоспитания в этом
процессе.

дружеское общение,
взаимопомощь
учеников в ходе
подготовки классных
и общешкольных
воспитательных
мероприятий.
Регулятивные:
определение задач по
посещению массовых
мероприятий.
Познавательные:
Выполнение
творческих заданий
по этике и этикету.
Коммуникативные:
дружеское общение
при посещении мест
развлечений,
обсуждение
увиденного, обмен
мнениями о
спектаклях и фильмах
Регулятивные:
определение
правил
самовоспитания,
самодисциплины.
Познавательные:
работа в
группах с
раздаточным
материалом; анализ
текста и выделение
основных идей;
работа с анкетой.
Коммуникативные:

Умение
воспринимать
художественное
произведение в
различных видах и
формах
руководствуясь
правилами этикета и
этики.

Проявлять
компетентность в
соблюдение
дисциплины
и самодисцип
лины;
анализировать
рассказы
для детей по
проблеме
урока

причинно – следственного
анализа. Моделирование
ситуаций самовоспитания
25.

Воспитание
полководца
Суворова

1

Актуализация и
Обучение детей ценить и
формализация знаний
дорожить великим
учащихся о социальных
прошлым нашего
явлениях.
Отечества, ценить
Формулирование
великие личности
определения понятия:
России.
военная дисциплина.
Развитие навыков выработки
групповых норм, работа в
группах. Освоение навыков
работы с карточками.
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Моделирование
ситуаций самовоспитания

26.

Учись учиться

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«учение», «воспитание».
Развитие навыков
групповых норм, работы в
группах. Развитие навыков
самопрезентации (работы у
доски). Использование
элементов анализа причинно
– следственных связей.
Развитие навыков участия в
игре. Моделирование

Анализ
вопросов и заданий,
ответы в логической
последовательности.
Определение
нравственных качеств
личности при анализе
Конкретного поступка.
Определение алгоритма
Подготовки урока,
ответа у доски..

конкретизация
и определение
правил работы
в группах.
Регулятивные:
определение
правил
самовоспитания,
самодисциплины.
Познавательные:
работа в
группах с
раздаточным
материалом; анализ
текста и выделение
основных идей;
работа с анкетой.
Коммуникативные:
конкретизация
и определение
правил работы
в группах.
Регулятивные:
Составление
практических
заданий по решению
жизненных
ситуаций.
Познавательные:
выполнение
Практических
заданий на
доске; работа с
Текстом учебника,
участие в игре,
Отработка
логических

Проявлять
компетентность в
вопросах
самовоспитания,
анализировать
рассказы из жизни
А.В. Суворова.

Компетенции по
выполнению
Учебных заданий в
классе и дома;
выполнению
Учебных заданий в
классе и дома;
выполнению
Правил учебного
труда; умение и
Желание соблюдать
распорядок
дня.

27.

Коллективизм и
справедливость

1

28.

Речевой этикет

2

ситуаций, требующих
проявления и развития
навыков учения и
самовоспитания.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий:
коллективизм,
взаимопомощь, общее дело.
Развитие навыков работы в
группе. Моделирование
ситуаций, требующих
слаженной групповой
работы
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«речевой этикет»,
«общение». Развитие
навыков художественного
чтения. Использование
элементов анализа причинно
– следственных связей.
Освоение навыков работы с
карточками. Извлечение
информации из различных
знаковых систем.
Моделирование ситуаций,
развивающих культуру речи.

Анализ
вопросов и заданий,
ответы в логической
последовательности.
Определение
нравственных качеств
личности при анализе
Конкретного поступка.
Определение алгоритма
Подготовки урока,
ответа у доски..

Активизация
Знаний речевого
этикета из
межпредметных связей.
Воспитание желания
Узнавать новое о
Жизни своего и
Других народов,
Уважительно к ним
относится.

операций.
Коммуникативные:
Определение правил
работ в команде.
Регулятивные:
Составление
алгоритма работы в
группах.
Познавательные:
работа в группах с
раздаточным
материалом; анализ
текста и выделение
основных идей.
Коммуникативные:
конкретизация и
определении правил
работы в группах.
Регулятивные:
усвоение основ
комплексной
работы с текстами, с
карточками и
схемами.
Познавательные:
анализ нового
материала;
чтение стихов,
Анализ пословиц;
разыгрывание
сценок; работа
в группах с
блок –пакетами;
выполнение заданий
в парах.
Коммуникативные:
развитие

Компетенции
по
выполнению
учебных заданий в
коллективе класса и
школы.

Компетенции:
выполнять
Правила речевого
этикета;
Проявлять чувство
уважительного,
терпимого
отношения к
людям иной
Национальности,
религии.

29.

День вежливости

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Развитие навыков
самопрезентации
(подготовка и выступление с
сообщением).
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Моделирование ситуаций,
развивающих культуру речи.

Активизация
Знаний речевого
этикета из
межпредметных связей.
Воспитание желания
Узнавать новое о
Жизни своего и
Других народов,
Уважительно к ним
относится.

30.

Мои права и
обязанности

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятия
«устав». Развитие навыков
составления простого и
сложного планов.
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Составление собственных
текстов. Развитие навыков
работы в группах.
Использование элементов

Реализация
межпредметных связей с
другими
дисциплинами. Развитие
Умения находить в
Тексте знания
Этического характера,
Знание основных
Правил этики.
Рассмотрение и анализ
Конкретных ситуаций из
Школьной жизни

культуры речи в
разных ситуациях
Регулятивные:
усвоение основ
комплексной
работы с текстами, с
карточками и
схемами.
Познавательные:
анализ нового
материала;
чтение стихов,
Анализ пословиц;
разыгрывание
сценок; работа
в группах с
блок –пакетами;
выполнение заданий
в парах.
Коммуникативные:
развитие
культуры речи в
разных ситуациях.
Регулятивные:
Основы составления
простого и сложного
планов
Познавательные:
анализ нового
материала; чтение
стихов, анализ
пословиц;
разыгрывание
сценок; работа
в группах с блок –
пакетами;
Выполнение заданий

Выполнять
Правила речевого
этикета;
проявлять чувство
уважительного,
терпимого
отношения к
людям иной
национальности,
религии

Знание
Основ школьного
Устава,
запрещающих
требований;
проявление
уважительного
отношения к
учителям,
Учащимся школы.
Умение подготовить
сообщение о
правах и
обязанностях

31.

Устав школы

1

32.
34

Этикет народов
мира

2

причинно – следственного
анализа. Развитие навыков
самопрезентации
(подготовка и выступление с
сообщением).
Моделирование ситуаций,
требующих осознанного
выполнения обязанностей,
осуществления и защиты
прав
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятия
«устав». Развитие навыков
составления простого и
сложного планов.
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Составление собственных
текстов. Развитие навыков
работы в группах.
Использование элементов
причинно – следственного
анализа.

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Развитие навыков
работы в группах.
Использование элементов
причинно – следственного
анализа.

Реализация
межпредметных связей с
другими
дисциплинами. Развитие
Умения находить в
Тексте знания
Этического характера,
Знание основных
Правил этики.
Рассмотрение и анализ
Конкретных ситуаций из
Школьной жизни

Активизация знаний
речевого этикета из
межпредметных связей.
Воспитание желания
узнавать новое о жизни
своего и других народов,
уважительно к ним
относиться.

в парах.
Коммуникативные:
развитие
речи в разных
ситуациях.

школьника.

Регулятивные:
Основы составления
простого и сложного
планов
Познавательные:
анализ нового
материала; чтение
стихов, анализ
пословиц;
разыгрывание
сценок; работа
в группах с блок –
пакетами;
Выполнение заданий
в парах.
Коммуникативные:
развитие
речи в разных
ситуация
Регулятивные:
Основы составления
простого и сложного
планов
Познавательные:
анализ нового
материала; чтение
стихов, анализ

Знание
Основ школьного
Устава,
запрещающих
требований;
проявление
уважительного
отношения к
учителям,
Учащимся школы.
Умение подготовить
сообщение о
правах и
обязанностях
школьника.

Выполнять правила
речевого этикета,
проявлять чувство
уважительного,
терпимого
отношения к людям
иной
национальности,

Моделирование ситуаций,
требующих применения
навыков взаимоотношений с
представителями разных
народов.

3

1

Проверка знаний и умений,
соответствующих
требованиям к освоению
курса

Выявление основных
знаний и умений
учащихся по курсу,
проведение
Их актуализации
и обобщений
и систематизация знаний
по курсу этики и этикета.
Подготовка к
восприятию и усвоению
курса обществозна
ия

пословиц;
разыгрывание
сценок; работа
в группах с блок –
пакетами;
Выполнение заданий
в парах.
Коммуникативные:
развитие
речи в разных
ситуация
Регулятивные:
составление
Тестового задания.
Познавательные:
выполнение
Заданий тестового
характера,
ответы на вопросы,
Коммуникативные:
основы
работы в парах
и группах

религии.

Компетенции
и владение основами
этики и этикета:
знание
понятий и
определений,
соотнесение
определения
с понятиями,
пословиц с
изученными


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».