Родная литература (русская)

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)»
составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения предмета «Родная литература (русская)»
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания

аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Выпускник научится:
• понимать значимость родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое
пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей
родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;
• проявлять ценностное отношение к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
• понимать наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и
культуры произведения русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
• осмыслять ключевые для национального сознания культурные и нравственные смыслы,
проявляющиеся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога
с культурами народов России и мира;
• развивать представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимать их сходство и различие с
русскими традициями и укладом; развивать способность понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• различным способам постижения смыслов, заложенных в произведениях родной
русской литературы, и создавать собственные тексты, содержащие суждения и оценки по
поводу прочитанного;
• применять опыт общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; уметь
формировать и обогащать собственный круг чтения;
• накоплению опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной
русской литературы, определению и обоснованию своих читательских предпочтений;
формированию потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект);
- выбирать произведения родной литературы для самостоятельного чтения,
руководствуясь конкретными целевыми установками;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами
других искусств;
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой
выбор.
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно
(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу,
былину и сказание), определять черты русского национального характера;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ Л
ИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Первый год обучения (9 ч) 5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 ч)
Преданья старины глубокой (1 ч) Пословицы и поговорки о Родине, России, русском
народе.
Города земли русской (1 ч) Москва в произведениях русских писателей А. С. Пушкин.
«На тихих берегах Москвы…» А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы (1 ч) Русский лес в произведениях русских писателей. И. С. СоколовМикитов. «Русский лес». А. В. Кольцов. «Лес». В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без
перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 ч)
Праздники русского мира (1 ч) Рождество А. И. Куприн. «Бедный принц».
Тепло родного дома (1 ч) Семейные ценности И. А. Бунин. «Снежный бык».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч) Отечественная война 1812 года Ф. Н. Глинка.
«Авангардная песнь». Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души (1 ч) Чувства добрые Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках (1 ч) Школьные контрольные К. И. Чуковский. «Серебряный герб»
(фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч) Родная речь. В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Второй год обучения (9 ч) 6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 ч)
Преданья старины глубокой (1 ч). Былинные сюжеты и герои в русской литературе И. А.
Бунин. «Святогор и Илья».
Города земли русской (1 ч). Русский Север: Архангельск в русской литературе. Б. В.
Шергин. «Детство в Архангельске».
Родные просторы (1 ч). По мотивам русских сказок о зиме Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2ч)
Праздники русского мира (1 ч) Масленица М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
Тепло родного дома (1 ч) Всюду родимую Русь узнаю. К. Г. Паустовский. «Заботливый

цветок».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч) Оборона Севастополя А. Н. Апухтин. «Солдатская
песня о Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Загадки русской души (1 ч) Чудеса нужно делать своими руками. Н. С. Лесков.
«Неразменный рубль».
О ваших ровесниках (1 ч) Реальность и мечты Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч) На русском дышим языке. Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык
не русский…»
Третий год обучения (9 ч) 7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 ч)
Преданья старины глубокой (1 ч) Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А.
С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
Города земли русской (1 ч) Сибирский край В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
«Тобольск»).
Родные просторы (3 ч) Русское поле. Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 ч)
Праздники русского мира (1 ч) Пасха К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. С.
Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
Тепло родного дома (1 ч) Русские мастера С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). Ф.
А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч) На Первой мировой войне. М. М. Пришвин.
«Голубая стрекоза».
Загадки русской души (1 ч) Долюшка женская Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А.
Некрасов. «Внимая ужасам войны…» Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки». В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (1 ч) Взрослые детские проблемы А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Лишь слову жизнь дана (1 ч) Такого языка на свете не бывало Вс. Рождественский. «В
родной поэзии совсем не старовер…»
Четвёртый год обучения (9 ч) 8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 ч)
Преданья старины глубокой (1 ч) Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н.
Марков. «Сусанин».
Города земли русской (1 ч) По Золотому кольцу Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва
заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в
Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (1 ч) Волга – русская река «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»
(русская народная песня). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 ч) Праздники русского мира (1 ч) Троица И. А.
Бунин. «Троица».
Тепло родного дома (1 ч) Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч) Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк»
(главы).
Загадки русской души (1 ч) Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М.
Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (1 ч) 29 Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
(главы).

Лишь слову жизнь дана (1 ч) Язык поэзии Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф.
Анненский. «Третий мучительный сонет».

5

класс
Блок Тема

Тематическое планирование

Раздел 1. Россия – Родина моя
Преданья старины
Пословицы и поговорки о Родине, России,
глубокой
русском народе
Города русской земли Москва в произведениях русских писателей. А.С.
Пушкин «На тихих берегах Москвы…», А.П.
Чехов «В Москве на Трубной площади»
Родные просторы Русский лес в произведениях писателей. И.С.
Соколов-Микитов «Русский лес», А.В. Кольцов
«Лес», В.А. Солоухин «Седьмую ночь без
перерыва»
Раздел 2. Русские традиции
Рождество. А.И. Куприн «Бедный принц»
Праздники русского
мира
Тепло родного дома Семейные ценности. И.А. Б
унин «Снежный бык»
Раздел 3. Русский характер – русская душа
Не до ордена – была бы Отечественная война 1812 года. Ф.Н. Глинка
Родина
«Авангардная песнь» (фрагмент), Д.В. Давыдов
«Партизан» (отрывок)
Загадки русской души Чувства добрые. Ю.Я. Яковлев «Сыновья
Пешеходовы»
О ваших ровесниках Шк ольные кон
трольные. К.И. Чуковский 1
«Серебряный герб» (фрагменты)
Лишь слову жизнь дана Родна я речь. В.Г. Гордейчев «Родная речь».

6 класс
Блок Тема
Раздел 1. Россия – Родина моя
Преданья старины
Былинные сюжеты и герои в русской литературе.
глубокой
И.А. Бунин «Святогор и Илья»
Города русской земли Русский Север – Архангельск в русской
литературе. Б.В. Шергин «Детство в
Архангельске»
Родные просторы По мотивам русских сказок о зиме. Е. Шварц
«Два брата»
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского
Масленица. М.Ю, Лермонтов «Посреди небесных
мира
тел…», А.Д. Дементьев «Прощеное воскресенье»
Тепло родного дома Всюду родимую Русь узнаю. К.Г. Паустовский
«Заботливый цветок»
Раздел 3. Русский характер – русская душа

Количество
часов
1
1

1

1
1
1

1

1

Количество
часов
1
1

1

1
1

Не до ордена – была бы Оборона Севастополя. А.НН. Апухтин
Родина
«Солдатская песня о Севастополе», А.А. Фет
«Севастопольское братское кладбище»
Загадки русской души Чудеса нужно делать своими руками. Н.С.
Лесков. «Неразменный рубль»
О ваших ровесниках Реальность и мечты. Р.П. Погодин «Кирпичные
острова»
Лишь слову жизнь дана На русском дышим языке. Ю.П. Мориц «Язык
обид – язык не русский»
7 класс
Блок Тема
Раздел 1. Россия – Родина моя
Преданья старины
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
глубокой
литературе. А.С. Пушкин «Песни о Стеньке
Разине» (песня 1)
Города русской земли Сибирский край. В.Г. Распутин «Сибирь,
Сибирь…» (глава «Тобольск»)
Родные просторы Русское поле. Д.В. Григорович «Пахарь» (главы
из повести)
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского
Пасха. К.Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»,
мира
А.С. Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху»
Тепло родного дома Русские мастера. С.А. Есенин «Ключи Марии»
(фрагмент), Ф.А. Абрамов «Дом» (фрагмент)
Раздел 3. Русский характер – русская душа
Не до ордена – была бы На Первой мировой войне. М.М. Пришвин
«Голубая стрекоза»
Родина
Загадки русской души Долюшка женская. Ф.И. Тютчев «Русской
женщине», Н.А. Некрасов «Внимая ужасам
войны»
О ваших ровесниках Взрослые детские проблемы. А.С. Игнатова
«Джинн Сева»
Лишь слову жизнь дана Такого языка на свете не бывало. Вс.
Рождественский «В родной поэзии совсем не
старовер…»
8 класс
Блок Тема
Раздел 1. Россия – Родина моя
Преданья старины
Легендарный герой земли русской. С.Н. Марков
«Сусанин»
глубокой
Города русской земли По Золотому кольцу. Ф.К. Сологуб «Сквозь
туман едва заметный», И.И. Кобзев «Поездка в
Суздаль» и др
Родные просторы Волга – русская река. «Ух ты, Волга-река, Волгаматушка!..», В.С. Высоцкий «Песня о Волге»,
В.В. Розанов «Русский Нил»
Раздел 2. Русские традиции

1

1
1
1

Количество
часов
1

1
1

1
1

1
1

1
1

Количество
часов
1
1

1

Троица. И.А. Бунин «Троица»
Праздники русского
мира
Тепло родного дома Родс
тво душ. Ф.А. Абрамов «Валенки»
Раздел 3. Русский характер – русская душа
Не до ордена – была бы Дети на войне. Э.Н. Веркин «Облачный полк»
Родина
(главы)
Загадки русской души Сеятель твой и хранитель. И.С. Тургенев
«Сфинкс», Ф.М. Достоевский «Мужик Марей»
О ваших ровесниках Пора взросления. Б.Л. Васильев «Завтра была
война»
Лишь слову жизнь дана Язык поэзии. Дон Аминадо «Наука
стихосложеия», И.Ф. Анненский «Третий
мучительный сонет»

1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».