Родной язык (русский)

I. Планируемые результаты освоения программы «Родной язык (русский)»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения курса «родной язык (русский)»
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Ученик научится:
1) взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и

неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4) проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы
речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
6) осознавать значимость чтения и изучения родного языка для своего дальнейшего
развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
7) воспринимать родной язык (русский) как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.
Ученик получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Школьный курс родного языка (русского) опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы)
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры
русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение
нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и
специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение
культурой межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах

жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи (навыками сознательного использования норм современного русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний
в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты,
богатства и выразительности); а также на понимание вариантов норм, развитие потребности
обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры
устной и письменной речи, а также на развитие базовых умений и навыков использования языка
в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации,
понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.
Содержание учебного предмета
«Родной язык (русский)»
5 класс (8 ч)
Раздел 1. Язык и культура (2 ч)
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта, слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.),
народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты, прецедентные имена.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Национальная специфика слов
с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые
и художественные, их национально-культурная специфика. Названия общеизвестных старинных
русских городов. Их происхождение.
Раздел 2. Культура речи (3 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. Обращение как показатель
степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания,
повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
6 класс (8 ч)

Раздел 1. Язык и культура (3 ч)
Краткая
история
русского
литературного
языка.
Роль
церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры.
Диалектизмы и их национально-культурное своеобразие. Использование диалектной лексики в
произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Причины
заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль
заимствованной лексики в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи (3 ч)
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы.
Публицистический стиль. Устное выступление.
7 класс (8 ч)
Раздел 1. Язык и культура (3 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Устаревшие слова как живые свидетели
истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох,
вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими
предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие
в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация
устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный
пункт, большевик, колхоз и т. п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как
проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (2 ч)
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего
и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы
глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные
особенности.

8 класс (8 ч)
Раздел 1. Язык и культура (2 ч)
Исконно
русская
лексика:
слова
общеиндоевропейского
фонда,
слова
праславянского(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова,
собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития
лексики русского литературного языка.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Раздел 2. Культура речи (2 ч)
Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы
построения словосочетаний по типу согласования. Отражение вариантов грамматической нормы
в современных грамматических словарях и справочниках.
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания,
возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка. Речевая
агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять
речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной
аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов,
критика демонстрации.
Тематическое планирование 5 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема

Примечания

Язык и культура
Наш родной русский язык – зеркало мира и национальной культуры.
Из итории русской письменности. История слов и названий
Культура речи
Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия.
Речь точная и выразительная. Основные лексические и грамматические
нормы
Речевой этикет: нормы и традиции
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи.
Текст и его строение
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь
Резервный урок
Тематическое планирование 6 класс

№
урока
1С
2
3

Тема
Язык и культура
Из истории русского литературного языка
Диалекты как часть народной культуры
Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур

Примечания

Культура речи

Синнимы и точность речи
Антонимы и точность речи
Лексические омонимы и точность речи
Речь. Речевая деятельность. Текст
Эффективные приёмы чтения
Публицистический стиль. Устное выступление.
Резервный урок

4
5
6
7
8
9

Тематическое планирование 7 класс
№
урока

Тема

Примечания

Язык и культура
1 Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы и архаизмы.
2 Употребление устаревшей лексики в новом контексте
3 Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи
Культура речи
4 Трудные случаи употребления паронимов
5 Типичные грамматические ошибки
Речь. Речевая деятельность. Текст
6 Традиции русского речевого общения
7 Разговорная речь. Спор и дискуссия
8 Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности
9 Резервный урок
Тематическое планирование 8 класс

№
урока
1
2

3
4
5
6
7
8
9

Тема
Язык и культура
Исконно русская лексика и её особенности
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах,
современной публицистике
Культура речи
Трудные случаи согласования в русском языке
Особенности современного речевого этикета
Речь. Речевая деятельность. Текст
Информация: способы и средства её получения и переработки
Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы
слушания
Аргументация. Правила эффективной аргументации
Доказательство и его структура. Виды доказательств
Резервный урок

Примечания

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».