ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ (1)

ПРОГРАММА
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ
1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государстваучастники признают, что неполноценный в умственном или физическом
отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые
обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и
облегчают его участие в жизни общества».
В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к
человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и
достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные
проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной
комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает
как равный партнёр со специалистами в решении проблем медикопедагогической,
социально-психологической
реабилитации
и
профессионального становления своего ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая
социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от
родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации,
подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами
всегда даёт положительный результат.
В процессе работы по сопровождению детей с ОВЗ и непосредственном
общении с их родителями обозначились основные проблемы, возникающие в
семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают
круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда
ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно
сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом
самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто
окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность,
становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка,
настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые
только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о
безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо
знаков внимания.
4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не
позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия
для ребёнка дома.
Это не только трудность взрослых, но и, зачастую, причина низкой
эффективности психологического сопровождения ребенка с ОВЗ. Очевидно, что
1

при сложившихся обстоятельствах помощь требуется как детям, так и их
родителям. Педагоги, психологи и родители должны стать соратниками в
решении воспитательных и развивающих задач для особенных детей. Именно в
условиях партнерских отношений между участниками образовательного
процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного
воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «Создание оптимальных условий для гармоничного
развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через
повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности
родителей (лиц, их замещающих)»
ЗАДАЧИ:
1.
Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и
воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
2.
Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно:
исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у
ребенка.
3.
Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на
продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
4.
Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
3. Ожидаемый результат:
- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности
родителей (лиц, их замещающих).
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и
родителей;
- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.

2

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Психологическая работа (групповая и индивидуальная)
Целенаправленное,
специально
организованное
психологопедагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ способствует процессу их
эффективной адаптации.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных
института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности
ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой.
Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена
обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети
своевременно получали образование и профессиональную подготовку.
Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях
воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их
обретению.
Цель: психологического сопровождения родителей обучающихся:
создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение
психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их
замещающих).
Задачи:
психолого-педагогического
сопровождения
семей,
воспитывающих детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
обучающихся:
• создание условий для социально-психологической адаптации детей (создание
сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и
последовательных требований, установление норм взаимоотношений со
сверстниками и педагогами и др.);
• повышение уровня психологической готовности родителей и детейинвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному
развитию;
• выработка
стратегии
индивидуального
(личностноориентированного) подхода к учащимся;
•
формирование комфортной образовательной среды;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех
вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми
периода развития;
• создание доброжелательного климата, доверительных отношений с
родителями;
• развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для
установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих
ролевых отношений с родителями.
3

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери»
определенную сумму знаний, которая является основой формирования в
детском сознании понимания особенностей окружающего пространства,
навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная
работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание.
Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться
принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять
взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют
весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни
семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не
понимают,
зачем
это
нужно.
Во
всех случаях необходима
квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении
верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи
и педагога является необходимым условием успешного коррекционновоспитательного воздействия на развитие ребенка.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую
следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи,
наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания
педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей
на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической
работы использую следующие организационные формы:
- индивидуальное консультирование (по запросам родителей) – по
договоренности с родителями в дни консультаций;
- обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной
программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация
коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений) – 1 раз в месяц;
- этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции,
сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи») –
три раза в год (сентябрь, январь, май).
Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с
родителями является индивидуальная работа, которая включает в
себя: индивидуальное консультирование.
Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений с
родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества).
С этой целью использую беседу.
Второй этап - подробное обсуждение общего состояния психического
развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом
структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к
трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения
динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На
4

этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального
воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является –
формирование у родителей «воспитательной компетентности» через
расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к
конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее
эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются:
совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной
работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и
совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций
в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей
совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную
направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение
артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения,
формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком,
режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам
совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для
ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация
интеграционных мероприятий и совместное участие в них).
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе
является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена
демонстрация удачных результатов деятельности родителей. Создание
фотоальбома с запечатленными в нем моментами деятельности ребенка
(родителей). Художественное творчество родителей с детьми – пособие,
изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют
важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение
совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных
мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и
навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки
осознания необходимости занятий со взрослыми.
Система направленной работы с родителями по повышению их
компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего
ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного
воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить
пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем,
повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит
активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
2.Правовое просвещение родителей.
В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, возникла
настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по
правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в
5

неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий
возникла особенно остро. На базе школы организована консультативная работа
с привлечением специалистов ТПМПК, ГорОНО. Они должны помочь
родителям, имеющим детей с ОВЗ, сориентироваться в нашем непростом мире,
научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью
работы по данному направлению является защита прав и интересов детей,
имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и
интеграция в современном обществе.
Родители познакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации», узнают об специализированных
учреждениях Новосибирской области, получат интересную и полезную
информацию от профессионалов - педагогов, врачей, социальных работников.
3.Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционнопедагогических знаний и их практического применения в занятиях с
детьми.
Реабилитация, социализация, будет проходить наиболее плодотворно
и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и
преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистам
образовательных организаций и родителями. Поэтому целью данного
направления
работы является
необходимость
повышения
у
родителей компетентности в вопросах проведения специальных коррекционно
- педагогических занятий с детьми.
Для того чтобы родители стали активными сторонниками и участниками
образовательного процесса у них необходимо сформировать:
представления о специфике работы с детьми;
понимание
задач
специальной
коррекционной
работы
и
понимание необходимости взаимодействия со специалистами различного
профиля для их решения;
Для оптимизации сотрудничества образовательной организации и
родителей
в
области коррекционно-педагогических
занятий
с
детьми используются следующие формы работ:
- родительские собрания (где родители получают теоретические знания)
-индивидуальное консультирование родителей,
-открытые уроки,
- информация на сайте МАОУ «Лицей №7» в разделе для «Родителей»
- викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами
своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной
деятельности «педагог – родитель – дети»).
Повышение компетентности родителей в области коррекционнопедагогических знаний, становление их полноправными участниками
образовательной и воспитательной работы – ожидаемый результат выполнения
работы по данному направлению программы.
6

4.Воспитание в семье и досуговая деятельность.
Часто рождение особенного ребенка ведёт к изоляции ребёнка и его
семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.
Образовательная организация должна стать центром поддержки, где
человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения
ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения
- сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя
полноценными членами общества.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
-Досуговая программа – это составляющая часть образовательной
программы.
-Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение
содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру
личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально –
психологического
климата,
оказывают
позитивное
влияние
на
индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и
наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Чем интереснее будет досуг, тем ближе будут взаимоотношения
родителей, детей и учителей
Задачи:
- формирование культуры свободного времени;
- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через
познание, просвещение и общение;
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и
родителей;
- реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и
социализации;
- формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых
норм;
- раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.
Направления досуговых мероприятий:
- познавательные;
- общеразвивающие;
- патриотические;
- оздоровительные;
- праздничные;
- развлекательные.
В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и школы должны лежать
принципы:
- взаимного доверия и уважения;
- поддержки и помощи;
- терпения и терпимости по отношению друг к другу.
7

Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации
представлены в следующей таблице.
НАПРАВЛЕНИЯ
Психологокоррекционная
работа

ЗАДАЧИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ
-оказание
психологической Групповая
и
помощи родителям
индивидуальная работа
-коррекция
неадекватных
поведенческих
и
эмоциональных
реакций
родителей детей с ОВЗ

Педагогическое
правовое
просвещение
родителей

и расширение
знаний
родителей
по
правовым
вопросам социальной защиты
детей с нарушенным слухом;
формирование
ответственного
отношения
семьи
к
воспитанию
и
обучению детей с ОВЗ
Формирование
- повышение педагогической
компетентности
грамотности родителей;
родителей
в демонстрация
вопросах
положительного
опыта
специальных
обучения и воспитания детей в
коррекционносемье;
педагогических
- создание условий для
знаний
и
их дальнейшей
социальной
применение
в адаптации и интеграции детей
занятиях с детьми
в общество
- знакомство родителей с
возможностями современного
образовательного процесса.
Воспитание
в - создание условий для
семье и досуговая духовного
общения
и
деятельность
совместного взаимодействия
детей с ОВЗ.
- освоение традиционного и
инновационного
опыта
организации досуга через
познание,
просвещение
и
общение
раскрытие
творческого
потенциала семьи;
8

Тематические
родительские собрания.
Круглые столы с участием
специалистов.

Районные семинары для
родителей и с участием
родителей
Дни открытых дверей.
Семинары – практикумы
для родителей и с участием
родителей по запросам
Информация на сайте ОО в
разделе для «Родителей».
Индивидуальное
консультирование
по
вопросам обучения.
Участие
родителей
внеклассных
мероприятиях.

во

Включение
родителей
деятельность
учреждения

Профилактика
семейного
неблагополучия

- объединение воспитательных
усилий родителей.
- создание условий для
в активного
и
полезного
взаимодействия
школы
и
семьи по вопросам обучения и
воспитания;
- организация совместной
деятельности по укреплению
здоровья
детей
и
ЗОЖ, социализация
и
интеграции детей с ОВЗ.
- включение родителей в
решение ключевых вопросов
организации
деятельности
школы.
- выявление семей и детей,
находящихся
в
трудной
жизненной ситуации;

9

Педагогический совет.
Субботники,
туристические
походы, летние
спортивные лагеря.
Оздоровительные
мероприятия, спартакиады,
дни здоровья.

Создание банка данных о
неблагополучных семьях.

ПРИЛОЖЕНИТЯ К ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ:
1.
Определение цели и задач работы с родителями ребенка с ОВЗ
Изучение ребенка и его семьи позволит определить цели и задачи работы с
родителями ребенка с ОВЗ.В процессе коррекционной работы с детьми,
страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь в области
эмоционально-личностной сферы детей может появиться позитивная
динамика. Поэтому важно в данный момент изучить эмоциональноличностную сферу ребенка. Опросник позволяет раскрыть особенности
контакта между детьми и значимыми для них взрослыми, а также дает
возможность определения перспективы развития ребенка по ряду
параметров. Особенности личности и эмоциональных контактов детей
изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым
подсчетом баллов.
Опросник
1.
Отношение к пребыванию в школе и к обучению
0 баллов — отказ идти в школу;
1 балл — согласие идти в школу только потому, что этого требует взрослый;
2 балла — желание идти в школу для того, чтобы там играть;
3 балла — желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими
детьми и взрослыми.
2.
Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)
0 баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого
установить контакт;
1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого
установить с ребенком положительный контакт;
2 балла — проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при
появлении конкретного взрослого;
3 балла — проявление желания идти на урок заниматься с конкретным
взрослым (учителем, воспитателем, психологом).
3.
Принятие доступной пониманию инструкции
0 баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);
1 балл — проявление упрямства;
2 балла — частичное выполнение инструкции;
1 балла — полное выполнение инструкции.
4.
Соблюдение доступных правил поведения
0 баллов — нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы,
возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания
в школе;
1 балл — нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать
педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и
необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на
другие объекты и др.);

10

2 балла — частичное нарушение правил поведения (нарушение правил
поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если
интерес возобновился);
3 балла — нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.
5.
Эмоциональные реакции
0 баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение страха или
напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном
учреждении);
1 балл — общая замкнутость и заторможенность;
2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;
3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положительных реакций.
6.
Продолжительность занятий
0 баллов — отсутствие способности выполнять посильное задание на
фронтальном занятии;
1 балл — выполнение посильных заданий в течение 5 мин;
2 балла — выполнение посильных заданий в течение 5—10 мин;
3 балла — выполнение посильных заданий в течение 10—15 мин.
7. Установление доступных контактов с другими детьми
0 баллов — отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки
из-за игрушек, пособий и др.);
1 балл — демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится
в руках другого ребенка;
2 балла — проявление способности подождать, пока другой ребенок занят
интересующим первого ребенка предметом;
3 балла — демонстрация просьбы дать игрушку.
8. Приобретение новых навыков (в течение учебн. года)
0 баллов — отсутствие навыков;
1 балл — приобретение одного навыка;
2 балла — приобретение двух навыков;
3 балла — приобретение трех и более навыков.
9.
Взаимодействие с матерью
0 баллов — отвержение матери (откровенная агрессия);
1 балл — отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней
требовательности для удовлетворения собственных желаний;
2 балла — проявление послушания как стремление установить связь с
матерью;
3 балла — проявление ласки и нежности по отношению к матери.
Подсчет баллов:
Высокий уровень
24—27 баллов
Средний уровень
16—23 балла
Низкий уровень 8—15 баллов
Очень низкий уровень Ниже 8 баллов
Исходя
из результата анкеты, исходя из ближайшей зоны развития
определяем цели развития эмоционально-личностной сферы ребенка и
11

развития ребенка в целом. И цель работы с родителями –добиться
сглаженной совместной работы по развитию ребенка.
2.
Для успеха реализации программы
являются следующие данные о родителе:

наиболее

значимыми

- оценка эмоционального состояния, в котором находится родитель;
- выявление выраженности некоторых свойств личности родителя;
- изучение родительского отношения к ребенку-инвалиду.
Данные психологических особенностей родителей позволяют привлечь
родителей к активному и плодотворному участию в коррекционноразвивающем процессе , сглаживанию
положения
психологической
травмированности родителей и других членов семейного сообщества с
появлением в семье особенного ребенка, которые проявляются наличием
личностных деформаций у родителей, проявляются в виде поведенческих
дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром,
включая и ребенка. Преставляю некоторые из них.
«Колесо баланса»
Методика является удобным инструментом для анализа ценностнопотребностной сферы человека, проблемного поля его жизненного
пространства и привычных способов решения имеющихся проблем. Кроме
того, методика позволяет оценить имеющиеся в распоряжении человека
ресурсы, что помогает сделать вывод о его адаптивном потенциале вообще
и состоянии на настоящий момент.
Исследование проводится в виде консультативной беседы.
1.
Вспомните и перечислите 5-8 областей жизни, которые вам
действительно важны.
2.
На подготовленном заранее рисунке « колеса баланса» расположите
важные области своей жизни.
3.
Подумайте и ответьте: Какая область больше других обделена
вниманием? Что можно сделать в этой области прямо сегодня?
4.
Каждая значимая сфера вашей жизни представляется на рисунке в виде
осей колеса баланса. Подумайте (это потребует времени), что такое для вас
«один» и «десять» из 10-ти возможных баллов в каждой из областей.
Здесь не может быть универсальных ответов. Например, «отдых на десять»
- для кого-то это фантастическая поездка, а для другого - возможность
просто выспаться.
5.
Отметьте на своем колесе баланса, насколько от 1 до 10 вы
удовлетворены каждой из областей.
6.
Соедините линии. Похож ли получившийся рисунок на колесо?
7.
Что вы хотите и можете сделать прямо сегодня, чтобы колесо стало
более ровным?
12

8.
Составьте хит-парад больших целей – определите три сферы, в
которых изменений необходимо достичь прямо сейчас. Обоснуйте, почему
именно эти сферы имеют для вас первостепенное значение.
9.
К каждой из сфер сформулируйте цели и продумайте шаги для ее
достижения.
10.
Какие из сфер могут стать ресурсными для достижения
задуманного? Что из имеющегося в вашем распоряжении может
рассматриваться как помощь, а что может стать препятствием в
достижении задуманного?
11.
Что позволит вам убедиться, что вы двигаетесь в нужном
направлении? Как вы узнаете, что достигли желаемого?
Являясь диагностической, процедура «Колесо баланса» одновременно с
этим имеет и значительный терапевтический потенциал,человек в ходе
опросника меняется, что справедлив принцип: «Система меняется, если
изменился хотя бы один из ее элементов».
«Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера.
Представлет собой тест изучения трех этапов жизни семьи: до рождения
ребенка-инвалида, сразу после его рождения и в настоящий момент.
Такой подход позволяет определить характер динамики в
развитии
конкретной семьи (позитивный или деструктивный). Родителя просят
обозначить членов своей семьи в каждом круге поочередно. Никаких других
пояснений к выполнению задания не дают. Такая инструкция обязывает
испытуемого кроме выбора значимых для себя лиц, которых он относит к
членам семьи, указать еще и связи между ними.
Критериями оценки служат:
- определение членов семьи, т. е. тех лиц, которых родитель относит к
данной категории, и очередность их изображения (например, себя рисует
первым или последним);
- пространственное расположение кружков — характер взаимоотношений
между членами семьи;
- размер кружков — значимость данного члена семьи для испытуемого.
Инструкция: Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу
семью на определенном этапе ее жизни. Нарисуйте в каждом из кругов себя
самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.
Как правило, испытуемые располагают кружки, указывая членов семьи, в
трех вариантах:
1.
в линейном порядке, что свидетельствует о формальном подходе к
испытанию или отсутствии теплых отношений;
2.
в виде матрешки или круга в круге, что на практике сопровождается
тенденцией к симбиотическим связям между членами семьи;
3.
в свободном расположении кружков в различной удаленности друг от
друга, что свидетельствует об определенной степени близости между
членами семьи.
13

Размер кружков указывает на иерархию отношений и степень значимости
членов семьи: взрослый — ребенок; старейший член семьи — другие лица.
Изображение членов семьи на трех этапах ее жизни позволяет определить
структуру семьи и тех лиц, которые не выдержали трудностей, связанных с
уходом за больным ребенком.
Важным преимуществом этой методики также является то короткое
время, в течение которого можно получить результат и составить
представление об изучаемой семье.
3. Система оценки достижения возможных личностных и
предметных результатов осуществляется: по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной
помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной
помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4
– выполняет самостоятельно по словесной по операциональной
инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
4. Перспективный план работы с родителями ребенка на учебный
год включает:
Направления работ

Организационные
формы
обследование ребенка Углубленное
в процессе школьного обследование
сопровождения
оценку ресурсов семьи опрос
в
организации
коррекционноразвивающего
пространства
для
ребенка с ОВЗ
составление
Совместное
индивидуального
составление
образовательного
и программы
всеми
развивающего
участниками
маршрута
(ИОМ) образовательного
ребенка с ОВЗ
пространства
консультацию
Консультация
14

Дата проведения
Сентябрь, май
сентябрь

В начале года

1четверть, 2 четверть,

родителей по вопросам
реализации ИОМ
профилактика
трудностей
в
социальнопсихологической
адаптации
Участие
детей
и
подростков с ОВЗ,
членов их семей в
мероприятиях
(праздничных,
досуговых,
спортивных и пр.)
мониторинг
достижений ребенка с
ОВЗ в ходе реализации
ИОМ, корректировка
ИОМ
дистанционное
сопровождение семей,
воспитывающих
ребенка с ОВЗ;

3 чатверть, 4 четверть
Беседа

1четверть, 2 четверть,
3 чатверть, 4 четверть

Мероприятия в школе, Каждая
конкурсы, олимпиады месяца

неделя

Консультация, опрос

1четверть, 2 четверть,
3 чатверть, 4 четверть

Консультация

Каждый месяц

5. Примерное тематическое планирование работы с родителями
№ Тема
1

«Школа
здоровья»

Форма работы
1.Мини – лекция с проведением практической работы:
«Здоровьесберегающее пространство дома»
2.Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»
«Здоровый образ жизни ребенка – все о здоровье»;
3. Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»
4. Беседа: «Немного о режиме».
Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка», «Игры для здоровья»;
5. Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»
6. Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и
крепким».
Изготовление
папки
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»;
7. Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»
«Составляющие здоровья»;
15

2

3

8. Семинар – практикум: «Организация здорового образа
жизни в семье»
9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья
детей).
«Игра – это 1.Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»
серьезно»
2.Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны
вашему ребенку?»
3. Консультация – практикум: «Играйте вместе с
ребенком»
4. Консультация – практикум: «Семейный Новый год»;
семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу
родилась елочка»; участие родителей в проведении
зимних игр;
5. Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»
6. Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка».
Семейное развлечение «Наши мальчики»
7. Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное
развлечение : «Любимые, милые, родные»
8. Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»
9. Консультация – практикум: «Движение – это жизнь»
(подвижные игры).
«Научите
1.Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»
меня
(знакомство с упражнениями, обучение выполнению
говорить
упражнений по развитию артикуляционной моторики)
правильно» «Речевое дыхание»;
2.Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка»
(обучение выполнению упражнений для развития
артикуляционного
аппарата)
«Артикуляционная
гимнастика»;
3. Практическое занятие: «Игры и упражнения для
развития дыхания»
«Комплекс упражнений для глаз»;
4. Консультация: «Азбука общения с малышом»
обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»
5. Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении
потешек, чистоговорок для развития речевой активности
детей
6. Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку,
дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с
использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание –
чтение)
7. Практическое занятие «Речевое развитие детей в
общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен
опытом.
8.Консультация: «Взрослые и дети»
16

4

9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого
развития детей).
«Мастерская 1.Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук
добрых дел; для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и
ручная
фруктов «Дары осени») «Мелкая моторика»
умелость»
2.Консультация
–
практикум:
«Использование
пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с
показом упражнений, выставкой литературы.
3. Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!»
(пальчиковый театр на руках детей и родителей»
4. Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза»
(изготовление поделок к новому году)
5. Практическая работа: «Кормушка своими руками»
(дома с папой).
Оформление выставки «Мой папа – солдат»
6. Практическая работа: «Печенье для бабушки».
7.
Практическая
работа:
«Коврик
для
мамы»
(изготовление поделок с использованием пластилина,
крупы).
Оформление
выставки
«Самые
обаятельные
и
привлекательные»
8. «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и
родителями самодельной книги.
9. Семейный кукольный театр: «Три медведя».

6. Программа просвещения родителей по вопросам развития,
обучения
и
воспитания
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
Рекомендовано: Приказ Министерства образования и науки РА № 448 от
11.04.2017 года.
Модуль 1 Общие вопросы психолого-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
образовательных организаций.
1.1. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и его
статус
1.2. Понятие психолого-педагогического сопровождения
1.3. Специалисты сопровождения
17

1.4. Потребности детей с ОВЗ и принципы их сопровождения
1.5. Психолого-медико-педагогическая комиссия
1.6. Специальные образовательные условия и особенности обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья
1.7. Адаптированная образовательная программа
адаптированная образовательная программа

и

индивидуальная

Модуль 2 Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями
здоровья
2.1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье
2.2. Психологические особенности детей с ОВЗ
2.3. Особенности личностного развития детей с ОВЗ и их отношений с
родителями
2.4. Модели семейного воспитания детей с ОВЗ
2.5. Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоровья
2.6. Ошибки, которые не стоит повторять родителям при воспитании ребенка
с особыми потребностями
2.7. Рекомендации родителям по воспитанию детей с ограниченными
возможностями здоровья
Модуль 3 Особенности развития речи у детей с ограниченными
возможностями здоровья
3.1. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
3.2. Причины речевых нарушений у детей
3.3. Принципы работы с детьми с речевыми нарушениями
3.4. Рекомендации родителями по развитию речи у детей с ограниченными
возможностями здоровья
3.5. Рекомендации по преодолению заикания у детей
3.6. Речевая готовность детей к школе и профилактика нарушений письма и
чтени
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».