Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Чудесные
превращения в химии» (далее - программа) разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (Задача № 5 (б) абзац 2).
Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы».
Устав и другие локальные нормативные акты Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 66 г. Екатеринбурга (далее – МАОУ СОШ №
66).
Направленность программы: естественно-научная.
Актуальность программы. Практически каждый шклльник с
интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство
с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания
окружающего мира. Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными
понятиями и моделями, без перегрузки, программа позволяет занимательно и
ненавязчиво внедрить в сознание обучающихся представления о
возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на
знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту,
свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические
термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное
явление. С целью повышения эффективности образовательного процесса
используются современные педагогические технологии: метод проектов,
исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в
кабинетах химии и информатике. Программа пробуждает у обучающихся
любознательность, предоставляет возможность обучающимся участвовать в
2
полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования
знаний до их применения, обеспечивает решение познавательных и
практических задач.
Программа направлена на получение обучающимися знаний и
осознанный выбор профессии.
Цель программы: создание условий для развития технических
способностей обучающихся через обучение и ознакомление основам
конструирования моделей с принципами моделирования, развития их
аналитических и синтетических способностей.
Задачи:
Образовательные (предметные):
● формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к
миру веществ и химических превращений;
● приобретение необходимых практических умений и навыков в
исследовательской деятельности;
● познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с
веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую
посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки,
шпатели, химические стаканы, воронки и др.);
развивающие (метапредметные):
● создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки
естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое
значение;
● демонстрация единства микро- и макромира через количественные
отношения в химии, единство неорганической и органической химии и
единство неживой и живой природы;
● создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие»;
● формирование представления о качественной стороне химической
реакции, описание простейших физических свойств знакомых веществ
(агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химической
реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа);
● выполнение простейших химических опытов по словесной и текстовой
инструкции;
● ознакомление с исследовательской деятельностью;
воспитательные (личностные):
● приобретение обучающимися интереса самостоятельно приобретать и
применять знания посредством исследовательского метода обучения и
выполнения творческих заданий;
● формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы;
● пропагандировать здоровый образ жизни, осуществлять профилактику
различных зависимостей;
● развитие наблюдательности, умения рассуждать, анализировать,
доказывать, решать поставленную задачу;
● выбор дальнейшей образовательной траектории обучающихся;
3
●
воспитание
чувства
ответственности,
дисциплинированности,
взаимопомощи;
●формировать умения самостоятельно работать над творческим проектом.
В процессе прохождения программы у обучающихся формируются
следующие компетенции:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, основанная на усвоении способов приобретения
знаний из различных источников информации;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том
числе: умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать
собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах
и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного
здоровья, семейного бытия и проч.);
компетентность в сфере кулътурно-досуговой деятельности, (включая
выбор путей и способов использования свободного времени, культурно
и духовно обогащающих личность).
Основополагающими принципами построения программы являются:
научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность,
метапредметность и межпредметность.
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей и подростков 11-13 лет.
Продолжительность
реализации
дополнительной
образовательной
программы два года.
В группу принимаются обучающиеся с 11 лет по интересу, без
предъявления специальных требований.
Зачисление в группу производится по заявлению родителей, лиц их
заменяющих, с представлением медицинской справки о возможности занятий
данным видом деятельности.
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям,
подгруппам, индивидуально.
Формы проведения учебных занятий – всем составом объединения.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся один раз в неделю по
1 академическому часу. Численный состав учебных групп -15 человек.
Объем программы:
1 год обучения – 35 часов;
2 год обучения – 35 часов.
Программа разноуровневая, т.е.
программа предоставляет всем
обучающимся возможность занятий независимо от способностей и уровня
общего развития,
предполагает реализацию параллельных процессов
освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности,
доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых
возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
4
Программа носит развивающий характер. Эффективность реализации
программы оценивается по показателям сравнительного личностного роста
ребенка:
интеллектуального,
эмоционального,
социального,
психологического, творческого. Педагогическая диагностика проводится два
раза в год – в начале и в конце обучения.
Реализация программы проводится в соответствии в основными
педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к
неизвестному, воспитывающего обучения, научности, систематизации и
последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности,
наглядности.
Организационные формы: теоретические и практические занятия
(групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные
выступления на всевозможных конкурсах.
Формы проведения занятий: эксперимент, защита проекта, беседа,
соревнование, активные и пассивные (настольные) химические игры.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются
теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные
исторического наследия и передового опыта в области новейших технологий
и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений
сопровождаются практическим показом самим педагогом, проводятся
игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий
происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы
все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
Педагогический мониторинг. Методами мониторинга являются
анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности
обучающихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и
диагностики. Результативность работы по программе определяется в виде
наблюдения педагога за выполнением практического задания и оценивается
по трехбалльной системе – «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Способы определения результативности работы по программе: опрос,
наблюдение, диагностика создаваемых проектов. Входной контроль
осуществляется в начале учебного года в виде наблюдения педагога за
простейшей практической работой обучающегося. Текущий контроль
осуществляется в середине учебного года в виде наблюдения педагога за
выполнением практического задания. Итоговый контроль проводится в конце
учебного год в виде самостоятельного изготовления фигуры, модели,
конструкции. Формы оценки качества знаний – устные опросы, наблюдения
педагога за выполнением практического задания. Итоги обучения по данной
программе проводятся в форме конкурсов, выставок, мастер-классов.
5
Учебный план
(1-ый год обучения, 35 час)
№
п/п
Темы программы
Количество часов
всего теория практика
Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
3
1
2
2
1
1
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль
3
Введение. Занимательная
химия. Оборудование и
вещества для опытов.
Правила безопасности при
проведении опытов
Как устроены вещества?
Опыты, доказывающие
движение и взаимодействие
частиц
«Чудеса для разминки»
5
2
3
4
«Разноцветные чудеса»
9
3
6
5
Полезные чудеса
8
2
6
6
Поучительные чудеса
3
1
2
7
Летние чудеса
5
1
4
Педагогическое
наблюдение.
Взаимоконтроль
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль
Самоконтроль.
Творческий отчет
Анализ
деятельности.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.
Творческий отчет
35
11
24
1
2
Итого:
Содержание учебного плана
(1-ый год обучения)
1.Введение
Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила
безопасности при проведении опытов.
Практическая работа: Демонстрация оборудования для опытов.
2.Как устроены вещества?
Движение и взаимодействие частиц.
6
Практическая работа:
Наблюдения за каплями воды.
Наблюдения за каплями валерианы.
Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде.
3.«Чудеса для разминки»
Признаки химических реакций. Природные индикаторы.
Знакомство с углекислым газом.
Практическая работа:
Определение крахмала в продуктах питания.
Проектная работа «Природные индикаторы».
Крахмал.
4.«Разноцветные чудеса»
Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах
нашатырного спирта. Получение меди. Окрашивание пламени.
Практическая работа:
Обесцвеченные чернила.
Получение красителей.
Получение хлорофилла.
Химические картинки.
Секрет тайнописи.
5.Полезные чудеса
Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Понятие: жесткость воды.
Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить
накипь? Кукурузная палочка – адсорбент.
Практическая работа:
Определение жесткости воды
Чистим посуду.
Удаляем ржавчину.
6.Поучительные чудеса
Кристаллы. Каучук.
Практическая работа:
Опыты с желатином.
7.Летние чудеса
Акварельные краски. Катализаторы и природные ингибиторы.
Практическая работа:
Игра – квест «Путешествие в страну Химию»
Окрашиваем нити.
7
Учебный план
(2-ой год обучения, 35 час)
№
п/п
Темы программы
Количество часов
всего теория практика
1
Сладкие чудеса на кухне
6
2
4
2
Чудеса Интернета
2
1
1
3
Исследовательские чудеса
18
5
13
4
Экологические чудеса
4
1
3
5
Интеллектуальные чудеса
5
2
3
Итого:
35
11
24
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение.
Взаимоконтроль
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль
Анализ
деятельности.
Педагогическое
наблюдение
Анализ
деятельности.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.
Творческий отчет
Содержание учебного плана
(2-ой год обучения)
1.Сладкие чудеса на кухне
Сахара. Получение искусственного меда. Домашние леденцы. Определение
глюкозы в овощах и фруктах. Почему неспелые яблоки кислые? Получение
крахмала и опыты с ним. Съедобный клей.
Практическая работа:
Изготовление леденцов;
Получение крахмала.
2.Чудеса Интернета
Подборка материала для проектной работы.
Практическая работа:
Алхимия-магия или наука?
Атом и его строение.
Белок в организме человека.
8
Великий русский гений-Михаил Васильевич Ломоносов.
3.Исследовательские чудеса
Понятия: проект, проблема проекта. Структура проекта. Презентация
проекта.
Практическая работа:
Практикумы – исследования: «Чипсы», «Мороженое», «Шоколад»,
«Жевательная резинка», «Газированные напитки», «Чай», «Молоко»
Тайны воды. (презентация)
Защита проектов:
«Пагубное влияние чипсов на здоровье человека».
«О пользе и вреде мороженого».
«О пользе и вреде шоколада».
«История жевательной резинки».
«Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».
«Влияние газированных напитков на здоровье человека».
«Полезные свойства чая».
«Полезные свойства чая».
«Моющие средства для посуды».
4.Экологические чудеса
Изучаем пыль. Определение нитратов в овощах. Фильтруем загрязненную воду.
Кислотные дожди.
Практическая работа:
Вредна ли губная помада?
Вредные химические вещества.
Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов.
5.Интеллектуальные чудеса
Химические ребусы, шарады. Занимательные опыты и их объяснение. Игра –квест
«Путешествие «Умелки» в мир веществ».
Практическая работа:
Выращивание кристаллов в домашней лаборатории.
Графит и алмаз: сходства и различия
Планируемые результаты
Образовательные (предметные) результаты
Результатами освоения программы являются следующие знания и умения:
- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления»,
«индикаторы»;
- знание химической посуды и простейшего химического оборудования;
- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;
- умение определять признаки химических реакций;
9
- умения и навыки при проведении химического эксперимента;
- умение проводить наблюдение за химическим явлением.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме;
• повысить интерес к предмету «химия».
В конце первого года занятий обучающийся должен:
Знать:
- что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из
веществ;
- о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел,
сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос,
железный купорос, крахмал, сахар и др.);
- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например,
кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция,
адсорбция и др.);
- ответы на многие бытовые вопросы (Что такое накипь и как с ней бороться? Как
удалять пятна? Что такое тайнопись? и др.);
Уметь:
- приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной
жизни;
– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы
(методы познания: наблюдение и эксперимент);
- искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например,
изменение цвета пищевых продуктов);
- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например,
определение крахмала, определение реакции среды);
- проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний
и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции,
уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей, и др.);
– проводить несложные опыты и наблюдения за ними.
В конце второго года занятий обучающийся должен:
Знать:
10
- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например,
кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция,
адсорбция, индикаторы и др.);
- ответы на многие бытовые вопросы (Почему неспелые яблоки кислые? Почему
чай светлеет от лимона? Почему чернеют ножи от фруктов? Почему мыло плохо
мылится в жесткой воде? и др.);
- агрегатные состояния веществ, их физические свойства;
Уметь:
- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например,
осуществлять качественную реакцию на крахмал с йодом, качественную реакцию
на белки, жиры, углеводы и др.);
- проводить исследования по определению содержания глюкозы в соках
различных овощей и фруктов, содержание нитратов в овощах и др.;
- проводить исследование продуктов питания (например, чипсы, шоколад,
газированные напитки, молоко, мороженое, чай и др.);
– проводить несложные опыты и наблюдения за ними;
- отбирать информацию и создавать проекты по темам исследования;
- создавать презентации по темам исследования.
Текущий
контроль
усвоения
материала
осуществляется
путем
устного/письменного опроса или выполнением практических заданий.
Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением
практических работ. Итоговая аттестация обучающихся проходит в форме защиты
выпускной проектной работы.
Материально-техническое обеспечение программы
Технические средства обучения:
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога
(СПАК):
персональный компьютер;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
колонки;
DVD – комплекс.
Наглядные пособия:
видеоуроки по темам;
ЭОРы по темам;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий;
раздаточный материал для освоения разделов;
диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по
химии;
химическое оборудование для проведения опытов;
химические реактивы.
11
Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом,
мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой
медицинской помощи.
Методическое обеспечение программы
Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет
использоваться национальный компонент.
Например:
- проектная работа «Природные индикаторы» (получение индикаторов из
растений, произрастающих на территории Свердловской области);
- определение жесткости воды в г. Екатеринбурге;
-приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению
ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея
лекарственного, чистотела);
- опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского
щавеля);
- опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);
- опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и
стеблей манжетки);
- опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичьей
гречишки);
- опыт по приготовлению коричневого красителя (шелуха репчатого лука);
-в разделе «Исследовательские чудеса» объектом исследования является
продукция предприятий г. Екатеринбурга: чипсы, газированные напитки, молоко,
мороженое, моющие средства, определение нитратов в овощах, произрастающих
в Свердловской области.
Список литературы
для педагога:
1. Груздева Н.В, Лаврова В.Н., Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные
опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников,
изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.
2. Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,2006.- 147с
3. Ольгин О.М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.:
«Детская литература», 2007.- 175с
4. Пак М. С. Внеурочная работа по химии в современной школе: Учебнометодическое пособие / М. С. Пак. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
4. Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. СанктПетербург, "МиМ-экспресс", 2005.- 201с
5.Химия в пищевой промышленности: Опытная программа химического кружка /
Разр. М. С. Пак. – М.: ВНМЦентр ПТОМ, 2008.
6. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие
для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Чернобельская
Г.М., Дементьев А.И. – М.: ВЛАДОС, 2008-256 с.
12
для обучающихся:
1. Ола Ф., Дюпре Ж.П., Жибер А.М, Леба П., Лебьом. Дж. Внимание: дети!
Занимательные опыты и эксперименты.- М.: Айрис Пресс, 2007.- 125с
2. Рюмин В.А. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.М.: Центрполиграф, 2011.- 221с.
Интернет- ресурсы:
http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm - Занимательные опыты по химии;
http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/ - Интересные опыты по химии;
http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html
- Словарь химических
терминов;
http://znamus.ru/page/etertainingchemistry - От алхимии к научной химии.
Приложение 1.
Календарный учебный график
на учебный год
(1-ый год обучения, 35 часов)
№
Сроки
п/п проведения
занятий
Форма
занятия
Часы
Тема
Форма
контроля
1.Введение (3 час)
1
2 неделя
сентября
2
3 неделя
сентября
3
4 неделя
сентября
Беседа.
Просмотр
учебного
фильма
Практикум
1
Занимательная химия
Анкетирование.
Педагогическое
наблюдение
1
Оборудование и
вещества для опытов
Педагогическое
наблюдение
Практикум
1
Правила безопасности
при проведении опытов
Педагогическое
наблюдение
2.Как устроены вещества? (2 час)
4
1 неделя
октября
Практикум
5
2 неделя
октября
Практикум.
1
Просмотр
учебного
фильма
3.«Чудеса для разминки» (5 час)
6
3 неделя
Практическая
1
1
Самоконтороль
Практическая
работа
Взаимоконтроль
Растворение
перманганата калия и Самостоятельная
поваренной соли в воде работа
Наблюдения за каплями
воды и валерианы
Признаки химических
Практическая
13
октября
часть
реакций
работа
4 неделя
октября
2 неделя
ноября
Практическая
часть
Практическая
часть
1
Природные индикаторы
1
Крахмал. Определение
крахмала в продуктах
питания
Педагогическое
наблюдение
Взаимоконтроль.
Самостоятельная
работа
9
3 неделя
ноября
Практическая
часть
1
Знакомство с
углекислым газом
Педагогическое
наблюдение
10
4 неделя
ноября
Практикум.
1
Проектная работа
Просмотр
«Природные
учебного
индикаторы»
фильма
4.«Разноцветные чудеса» (9 час)
Педагогическое
наблюдение
11
1 неделя
декабря
Практикум
1
Химическая радуга
(Определение реакции
среды)
Педагогическое
наблюдение
12
2 неделя
декабря
Практикум
1
Знакомый запах
нашатырного спирта
13
3 неделя
декабря
4 неделя
декабря
5
неделя
декабря
Практикум
1
Получение меди
Практическая
часть
Практикум
1
Окрашивание пламени
1
Обесцвеченные
чернила
Практическая
часть
Практикум.
Просмотр
учебного
фильма
Практическая
часть
Практикум
1
Получение красителей
1
Получение хлорофилла
1
Химические картинки
1
Секрет тайнописи
7
8
14
15
16
17
2 неделя
января
3 неделя
января
18
19
4 неделя
января
1 неделя
февраля
Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Взаимоконтроль.
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
5. Полезные чудеса (8 час)
20
2 неделя
февраля
Практикум
1
Друзья Мойдодыра.
Почему мыло моет?
21
3 неделя
Практическая
1
Определение жесткости
Практическая
работа
Педагогическое
14
февраля
часть
22
4 неделя
февраля
Практикум
1
Домашняя химчистка.
Как удалить пятна?
Практическая
работа
23
1 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
Практикум
1
Как удалить накипь?
Практикум
1
Чистим посуду
Упражнения
1
Кукурузная палочка адсорбент
Упражнения
1
Удаляем ржавчину
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
Работа
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Практическая
часть
1
Домашняя химчистка.
Как удалить пятна?
24
25
воды
марта
26
4 неделя
27
марта
1 неделя
апреля
наблюдение
Практическая
работа
6. Поучительные чудеса (3 час)
28
2 неделя
Упражнения
1
Кристаллы
29
апреля
3 неделя
Упражнения
1
Опыты с желатином
30
апреля
4 неделя
апреля
Практическая
1
Каучук
часть
7. Летние чудеса (5 час)
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
5 неделя
апреля
1 неделя
мая
Практическая
часть
Практическая
часть
1
Акварельные краски
1
Окрашиваем нити
33
2 неделя
мая
Практическая
часть
1
Катализаторы и
природные ингибиторы
34
3 неделя
мая
Практическая
часть
1
Игра – квест
«Путешествие в страну
Химию»
Творческий отчет
35
4 неделя
мая
Практическая
часть
1
Игра – квест
«Путешествие в страну
Химию»
Творческий отчет
Всего:
35
31
32
Практическая
работа
Практическая
Работа.
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
15
Календарный учебный график
на учебный год
(2-ой год обучения, 35 час)
№
Сроки
п/п проведения
занятий
Форма
занятия
Часы
Тема
Форма
контроля
Сладкие чудеса на кухне (6 час)
1
2 неделя
сентября
2
3 неделя
сентября
4 неделя
сентября
3
Беседа.
Просмотр
учебного фильма
Практикум
1
Сахара. Получение
искусственного меда
1
Домашние леденцы
Практикум
1
Определение глюкозы
в овощах и фруктах
Практикум
1
Почему неспелые
яблоки кислые?
Анкетирование.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
4
1 неделя
октября
5
2 неделя
октября
6
3 неделя
октября
7
4 неделя
октября
Практическая
часть
1
Сбор материала для
проектной работы
Педагогическое
наблюдение
8
2 неделя
ноября
Практическая
часть
1
Сбор материала для
проектной работы
Взаимоконтроль.
Самостоятельная
работа
Практикум.
1
Получение крахмала и
Просмотр
опыты с ним
учебного фильма
Практическая
1
Съедобный клей
часть
Чудеса Интернета (2 час)
Самоконтороль.
Практическая
работа
Взаимоконтроль
Самостоятельная
работа
Практическая
работа
Исследовательские чудеса (18 час)
9
3 неделя
ноября
Практическая
часть
1
Практикум исследование
«Чипсы»
Педагогическое
наблюдение
10
4 неделя
ноября
Практикум.
Просмотр
учебного фильма
1
Защита проекта
«Пагубное влияние
чипсов на здоровье
человека»
Педагогическое
наблюдение
11
1 неделя
декабря
Практикум
1
Практикум исследование
Педагогическое
наблюдение
16
«Мороженое»
12
2 неделя
декабря
Практикум
1
Защита проекта «О
пользе и вреде
мороженого».
Практическая
работа
13
3 неделя
декабря
Практикум
1
Практикум исследование
«Шоколад»
Практическая
работа
Практическая
часть
1
Защита проекта «О
пользе и вреде
шоколада»
14
4 неделя
декабря
15
5
неделя
декабря
Практикум
1
Практикум исследование
«Жевательная
резинка»
16
2 неделя
января
Практическая
часть
1
Защита проектов
«История жевательной
резинки»,
«Жевательная
резинка: беда или
тренинг для зубов?»
Педагогическое
наблюдение
17
3 неделя
Практикум.
Просмотр
учебного фильма
Практическая
часть
1
Модуль «Химия
напитков»
1
Тайны воды
(презентация)
Взаимоконтроль.
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
января
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
18
4 неделя
января
19
1 неделя
февраля
Практикум
1
Практикумисследование
«Газированные
напитки»
Практическая
работа
20
2 неделя
февраля
Практикум
1
Защита проекта
«Влияние
газированных
напитков на здоровье
человека»
Практическая
работа
21
3 неделя
февраля
Практическая
часть
1
Практикум
исследование «Чай»
Педагогическое
наблюдение
22
4 неделя
февраля
Практикум
1
Защита проекта
«Полезные свойства
чая»
Практическая
работа
17
23
1 неделя
марта
Практикум
1
Практикум
исследование
«Молоко»
24
2 неделя
марта
Практикум
1
Модуль «Моющие
средства для посуды»
Практическая
работа
25
3 неделя
Упражнения
1
Практикум
исследование
«Моющие средства
для посуды»
Практическая
Работа
Тестирование
Упражнения
1
Занятие - игра
«Мыльные пузыри»
Педагогическое
наблюдение
марта
26
4 неделя
марта
Педагогическое
наблюдение
Экологические чудеса (4 час)
27
1 неделя
28
апреля
2 неделя
29
апреля
3 неделя
Практическая
часть
1
Изучаем пыль
Практическая
работа
Упражнения
1
Определение нитратов
в овощах
Упражнения
1
Фильтруем
загрязненную воду
Практическая
работа
Практическая
1
Кислотные дожди
часть
Интеллектуальные чудеса (5 час)
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
30
апреля
4 неделя
апреля
31
5 неделя
апреля
Практическая
часть
1
Химические ребусы,
шарады
Практическая
работа
32
1 неделя
мая
Практическая
часть
1
Занимательные опыты
и их объяснение
33
2 неделя
мая
Практическая
часть
1
Занимательные опыты
и их объяснение
Практическая
Работа.
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
34
3 неделя
мая
Практическая
часть
1
Игра –квест
«Путешествие
«Умелки» в мир
веществ»
Творческий отчет
35
4 неделя
мая
Практическая
часть
1
Игра –квест
«Путешествие
«Умелки» в мир
веществ»
Творческий отчет
Всего:
35
18
19