БАСКЕТБОЛ

Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
2. Организационные условия реализации программы…………………………………..5
3. Учебный план …………………………………………………………………………...6
4. Планирование результата ………………………………………………………...……12
5. Методическое техническое обеспечение программы ...………………...…………...14
6. Список литературы ……………………………………………………………...……..15
Приложение 1. Календарный учебный график………….. ……………………………..16
Приложение 2. Таблицы контрольных нормативов…………………………………….28

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Баскетбол» (далее - программа)
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(Задача № 5 (б) абзац 2);
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Устав и другие локальные нормативные акты Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 66 г.
Екатеринбурга (далее – МАОУ СОШ № 66).
При разработке программы использованы:
Программа «Внеклассная работа. Спортивные секции. Баскетбол». (Авторы
программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А.
Зданевич);
пособия А.И. Каинова «Организация работы спортивных секций в школе:
программы, рекомендации».
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы
На сегодняшний день реализация программы восполняет недостаток двигательной
активности, имеющийся у обучающихся.В играх и действиях с мячом совершенствуются
навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная
гимнастика, обучающиеся упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании
его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках.
Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует
формированию у обучающихся умений самостоятельно двигаться в зависимости от условий
игры. Игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют
на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного
веса и диаметра
развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность
суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча обучающийся действует обеими
3

руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего
организма. Занятия баскетболом развивают скоростно-силовые качества, выносливость,
координацию, ориентировку в пространстве. На
занятиях баскетболом проявляются
положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить, воспитывается
чувство ответственности, коллективизма. Благодаря своей эмоциональности, игра в
баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного
отдыха.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее
количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что
позволит обучающимся повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе.
Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для
мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап
обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и
т. д.
Цель программы: Организация спортивной подготовки обучающихся по баскетболу
в соответствии с главной функцией дополнительного образования: массового
общефизического оздоровления учащихся школьного возраста с различными физическими
способностями, с предоставлением им равных возможностей.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
- знакомство с техническими приёмами и правилами занятий по легкой атлетике;
- знакомство с тактическими приемами бега;
- знакомство с приёмами и методами контроля физической нагрузки на занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие (метапредметные):
- развитие у обучающихся основных физических качеств, важных двигательных умений и
навыков (ловкости, выносливости, гибкости, координации, быстроты реакции и движений);
- развитие у обучающихся специальных психофизических качеств (оперативного мышления,
умения концентрировать и переключать внимание);
- формирование у обучающихся навыков занятий физическими упражнениями во время
игрового досуга.
Воспитательные (личностные):
- развитие организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол»..
Особенностью программы является упор на изучение новейших тактических действий
и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого
результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической
подготовки. Эти занятия позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу.
Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить
отбор для перехода на следующий этап обучения.
4

Организационные условия реализации программы
Понятие «подготовка баскетболистов» включает совокупность мероприятий,
обеспечивающих подведение баскетболиста к высшим спортивным результатам, с одной
стороны, и массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа
занимающихся, с другой.
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на
три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательнотренировочной направленностью:






образовательно-познавательной направленности знакомят с знаниями, обучают
навыкам и умениям по организации и проведению занятий, с использованием ранее
изученного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования
обучения практическому материалу разделов баскетбола, подвижных игр, спортивных
игр;
образовательно-тренировочной
направленности
используются
для
преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на
этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических
качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки

Формы организации образовательного процесса: программа предусматривает
групповую тренировочную форму занятий, как основную, также занятия проводятся в форме
спортивных соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов,
мониторинга, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий, просмотра
видеоматериалов.
Срок освоения программы: 3 года. Занятия проводятся с сентября по май,
рассчитана на 210 часов. Программа делится на три года обучения:
- Первый год обучения – начальная подготовка;
- второй, третий года обучения – углубленное обучение технике игры, обучение тактической
подготовке.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю, по 1 академическому часу.
Количество человек в группе 15-20 человек, к занятиям допускаются обучающиеся
независимо от их одаренности, способностей, уровня физического развития и
подготовленности по заявлению родителей на согласие заниматься баскетболом и
медицинского заключения о состоянии здоровья обучающихся.
Программа разноуровневая, т.е. программа предоставляет всем обучающимся
возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития, предполагает
реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных
уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и
стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

5

Учебный план
(1-ый год обучения, 70 час)
№
п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов
всего теория практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Техническая подготовка

24

6

18

2.1

Имитационные упражнения без
мяча

2

1

1

2.2

Ловля и передача мяча

8

2

6

2.3

Ведение мяча

4

1

3

2.4

Броски мяча

10

2

8

3
3.1
3.2

Тактическая подготовка
Действия игрока в защите
Действия игрока в нападении

12
8
4

3
2
1

9
6
3

4
4.1
4.2

Физическая подготовка
Общая подготовка
Специальная

20
16
4

3
2
1

17
14
3

5

Участие в соревнованиях по
баскетболу

8

1

7

6

Тестирование

4

1

3

Итого

70

16

54

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Беседа
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Проведение
подвижных игр
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Открытый урок.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование

6

Содержание учебного плана
(1-ый год обучения)
Работа по программе «Баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных
конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале.
1.Вводное занятие:
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и индивидуальное
развитие человека. Физкультурно-спортивная этика.
2.Техническая подготовка
Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке
приставными шагами, правым, левым боком; остановка прыжком после ускорения;
остановка в шаге.
Упражнения с мячом: ведение мяча на месте и в движении (по прямой, по кругу,
«змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и передача мяча одной рукой от
плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении, передача мяча двумя
руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину
двумя руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение
«штрафного» броска.
3.Тактическая подготовка
Тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении (быстрый
прорыв); индивидуальные – выбивание и вырывание мяча, вбрасывание мяча с лицевой
линии, персональная защита.
4.Физическая подготовка
Развитие силовых способностей: комплексы общеразвивающих и локально
воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели,
эспандер, набивные мячи, штанги и т.д.); прыжковые упражнения со скакалкой с
дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине;
преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой
направленностью.
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный
бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с
ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной
направленностью.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой
интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной интенсивности;
«кроссовый» бег.
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие
координации.
5.Участие в соревнованиях по баскетболу. Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол
по упрощенным правилам, баскетбол по правилам. Соревнования выполняют важную
подготовительную функцию, поскольку участие баскетболиста в соревнованиях является
7

мощным фактором совершенствования специфических физических качеств, технической,
тактической и психической подготовленности.
6.Тестирование: Проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по
выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Учебный план
(2-ой год обучения, 70 час)
№
п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов
всего теория практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Техническая подготовка

24

6

18

2.1

Имитационные упражнения без
мяча

2

1

1

2.2

Ловля и передача мяча

4

2

2

2.3

Ведение мяча

8

2

6

2.4

Броски мяча

10

2

8

3
3.1
3.2

Тактическая подготовка
Действия игрока в защите
Действия игрока в нападении

16
8
8

3
2
1

12
6
7

4
4.1
4.2

Физическая подготовка
Общая подготовка
Специальная

16
12
4

3
2
1

13
10
3

5

Участие в соревнованиях по
баскетболу

8

1

7

6

Тестирование

4

1

3

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Беседа
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Проведение
подвижных игр
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Открытый урок.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
8

контрольных
упражнений.
Тестирование
Итого

70

16

54

Содержание учебного плана
(2-ой год обучения)
Работа по программе «Баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных
конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале.
1.Вводное занятие:
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и индивидуальное
развитие человека. Физкультурно-спортивная этика.
2.Техническая подготовка
Действия без мяча: прыжок вверх толчком одной ноги и приземлением на другую;
передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости и
направления движения.
Ловля мяча: от пола (с отскока и полуотскока), катящегося (стоя на месте и в
движении), высоко летящего, с шагом.
Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу (на месте, в движении), с шагом, в
прыжке.
Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой»).
Бросок мяча в корзину: «штрафной» бросок; броски в движении после двух шагов; в
прыжке с места.
3.Тактическая подготовка
Тактические действия: индивидуальные действия в защите (перехват мяча; борьба за
мяч); командные действия в нападении («быстрый прорыв»);
4.Физическая подготовка
Развитие силовых способностей: бег с максимальной скоростью в режиме повторноинтервального упражнения; специальные прыжковые упражнения с дополнительными
отягощениями; прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов; прыжки в
полуприсяде (на месте, с продвижением в разные стороны).
Развитие скоростных способностей: бег с максимальной скоростью на дистанции 3060 метров; прыжки через скакалку в максимальном темпе; ускорения переходящие в
многоскоки; баскетбол и мини-футбол по упрощённым правилам.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой
интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной интенсивности;
«кроссовый» бег;
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие
координации.
5.Участие в соревнованиях по баскетболу. Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол
по упрощенным правилам, баскетбол по правилам. Соревнования выполняют важную
подготовительную функцию, поскольку участие баскетболиста в соревнованиях является
9

мощным фактором совершенствования специфических физических качеств, технической,
тактической и психической подготовленности.
6.Тестирование. Проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по
выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Учебный план
(3-ий год обучения, 70 час)
№
п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов
всего теория практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Техническая подготовка

24

6

18

2.1

Имитационные упражнения без
мяча

2

1

1

2.2

Ловля и передача мяча

2

1

1

2.3

Ведение мяча

10

1

9

2.4

Броски мяча

10

2

8

3
3.1
3.2

Тактическая подготовка
Действия игрока в защите
Действия игрока в нападении

18
8
10

4
2
2

14
6
8

4
4.1
4.2

Физическая подготовка
Общая подготовка
Специальная

14
10
4

2
2
1

12
10
3

Участие в соревнованиях по
баскетболу

8

1

7

5

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование.
Беседа
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Проведение
подвижных игр
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Открытый урок.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
10

6

Тестирование

4

1

3

Итого

70

16

54

Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование

Содержание учебного плана
(3-ий год обучения)
Работа по программе «Баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных
конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале.
1.Вводное занятие:
Правила техники безопасности, страховка и
подводящих и подготовительных упражнений.

самостраховка,

использование

2.Технические действия
Действия без мяча: прыжок вверх толчком одной ноги и приземлением на другую;
передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости и
направления движения; перевод с передвижения правым боком на передвижение левым
боком; передвижение в основной стойке; остановка в шаге;
Ловля мяча: от пола (с отскока и полуотскока), катящегося (стоя на месте и в
движении), высоко летящего, с шагом.
Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу (на месте, в движении), с шагом, в
прыжке.
Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой»); с изменением
направления и скорости передвижения, высоты отскока от пола.
Бросок мяча в корзину: двумя руками снизу (выполнение штрафного броска) и от
груди в движении после двух шагов; одной рукой после ловли мяча и после ведения.
3.Тактическая подготовка
Наведение – прием, при котором нападающий может использовать любого из своих
партнеров, находящихся в данный момент в статическом положении, как заслон на пути
опекающего защитника. Пробегая на большой скорости вплотную мимо партнера,
нападающий вынуждает опекуна натолкнуться на этого партнера, либо защитника.
Наведение может осуществляться игроками с мячом и без мяча.
Варианты наведения: нападающий проходит мимо партнера с ведением мяча;
нападающий без мяча выходит между партнером и опекающим его защитником. Во всех
вариантах наведения главное – быстрый пробег вплотную к партнеру, на которого наводят
соперника.
Тактические действия: индивидуальные действия в защите (перехват мяча; борьба за
мяч); командные действия в нападении («быстрый прорыв»).
4.Общая физическая подготовка (ОФП)

11

Задачи ОФП связаны с обучением технике и тактике игры в баскетбол. Основными
ОФП являются: специальные подготовительные упражнения, тренировочные формы
соревновательных упражнений и игры. Одни упражнения развивают качества, необходимые
для овладения техникой – укрепление кистей рук.
Развитие силовых способностей: подтягивание в висе на перекладине; отжимание в
упоре на низких брусьях; лазание по канату; комплексы атлетической гимнастики на
основные мышечные группы; комплексы упражнений с локальным отягощением на
отдельные мышечные группы; сгибание туловища в положении лежа на спине и животе;
Развитие скоростных способностей: ходьба и бег в различных направлениях в
максимальном темпе с внезапными остановками и выполнением различных заданий;
кувырки вперед, назад, боком с последующим рывком на 3-5 метров; выполнение освоенных
тактических действий и технических приемов в быстром темпе;
Развитие выносливости: повторное пробегание скоростных дистанций 100-150
метров с изменяющимся интервалом отдыха; «кроссовый» бег; игра в баскетбол с
увеличивающимся временем игры;
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие
координации. Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет
процесс обучения техническим приёмам баскетбола и создаёт предпосылки для
формирования более прочных двигательных навыков.
5.Участие в соревнованиях по баскетболу. Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол
по упрощенным правилам, баскетбол по правилам. Соревнования выполняют важную
подготовительную функцию, поскольку участие баскетболиста в соревнованиях является
мощным фактором совершенствования специфических физических качеств, технической,
тактической и психической подготовленности.
6.Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по
выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий. Процесс обучения
предусматривает следующие виды контроля:
 вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления
знаний, умений и навыков по пройденным темам;
 итоговый, проводимый после завершения программы.
Планирование результата
После изучения данной программы, обучающиеся должны приобрести следующие
знания, умения и навыки:
Знать:
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи
при занятиях физическими упражнениями;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и
оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры;

12

- историческое развитие физической культуры в России, особенности развития избранного
вида спорта.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования
физических кондиции;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
основами судейства игры в баскетбол
Формой подведения итогов реализации программы являются:
1-ый год обучения:
- мониторинг – на начало и на окончание первого года обучения;
- тестирование на знание теоретического материала – в процессе занятий;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы – 2 раза в год;
- сдача контрольных нормативов по ОФП (прыгучесть, быстрота перемещений, метание
набивных мячей) - в январе (промежуточная аттестация), в конце года.
2-ой год обучения:
- мониторинг – на начало и на окончание второго года обучения;
- тестирование на знание правил соревнований и терминологии – в процессе занятий;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы – в январе
(промежуточная аттестация), в конце года;
- сдача контрольных нормативов по ОФП (прыгучесть, быстрота перемещений, метание
набивных мячей) – в январе (промежуточная аттестация), в конце учебного года;
- результаты соревнований разного уровня, матчевых и товарищеских встреч – в течении
года.
3-ий год обучения:
- мониторинг – на начало и на окончание третьего года обучения;
- тестирование на знание правил соревнований и терминологии – в процессе занятий;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы – в январе
(промежуточная аттестация), в конце года;
- сдача контрольных нормативов по ОФП (прыгучесть, быстрота перемещений, метание
набивных мячей) – в январе (промежуточная аттестация), в конце года;
- результаты соревнований разного уровня, матчевых и товарищеских встреч – в течении
трех лет обучения.

13

Методическое техническое обеспечение программы
№
п/п
1.

Набивные мячи

20

2.

Баскетбольные мячи «5»

30

3.

Скакалки

20

4.

Секундомер

1

5.-

Комплект для занятий по общей физической подготовке

1

6.

Тренажеры
и
устройства
физических качеств

7.
8.

Количество

Перечень снаряжения и инвентаря

для

воспитания

и

развития

Комплект оборудования для занятий спортивными и подвижными
играми
Вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения
спортивного инвентаря и оборудования

1
1

9.

Наглядные и методические пособия: модели; пособия печатные;
кинофрагменты;
видеозаписи;
кинофильмы,
учебники
по
физической культуре, по баскетболу; методические пособия по
баскетболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок.
Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности.
Нормативные документы по дополнительному образованию

10

Щит с кольцом

11

Гимнастическая стенка - 6 – 8 пролётов

12

Гимнастические скамейки

13

Гимнастические маты

3

14

Компрессор для накачивания мячей

1

15

Комплекты баскетбольной формы (6 мужских и 6 женских)

12

16

Рулетка
Компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение,
экраны, проекторы, компакт-диски с учебным материалом.
Хорошо оборудованный спортзал и школьный стадион

1

17
18

4

3-4

2
1/1

14

Список литературы
1. Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе. М: Просвешение, 2006
2. Вуден Д. Р. Современный баскетбол. М: ФиС, 2007
3. Гомельский А. Я. Тактика баскетбола. М: ФиС, 2007
4. Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М: ФиС, 2006
5. Грасис А.С. Специальные упражнения баскетболиста. М: ФиС, 2007
6. Кузнецов В. С., Колодницкий Т. А. Методика обучения основным видам движений на
уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002
7. Коузи П., Поуэр Ф. Баскетбол, концепции и анализ (перевод с англ.) М: ФиС, 2005
8. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.М. Технические приемы в баскетболе. Минск:
«Беларусь», 2007
9. Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12
10. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС,
еменной школе: Методические рекомендации. Вып. 1. М: Советский спорт, 2012
11. Уикс Г. Стратегия баскетбола. М: ФиС, 2008
13. Яхонтов Е. Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов. М: ФиС, 2005
16. Яхонтов Е. Р., Генкин З. А. Баскетбол. М: ФиС, 2008
17. Яхонтов Е. Р., Кит Л. С. Индивидуальные упражнения баскетболиста. М: ФиС, 2007
18. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания– Москва:
Просвещение, 2014. – 168 с.
19. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов / Лях В.И.,
Зданевич Л.А. / “Просвещение”. М., 2008.
Интернет ресурсы:
http://fiz-ra.vladimirschool36.edusite.ru/p5aa1.html - Учебные нормативы по освоению навыков,
умений, развитию двигательных качеств спортсмена;
https://www.pravda.ru/sport/1410533-sport/ - Интересные факты о спорте и спортсменах.

15

Приложение 1
Календарный учебный график
(1-ый год обучения, 70 час)
№
п/п

1

2
3
4
5
6
7

Сроки
Форма
провезанятия
дения
занятий
2 неделя
Просмотр
сентября учебного фильма
вводное занятие
2 неделя
Практическая
сентября
часть
3 неделя
Практическая
сентября
часть
3 неделя
Практическая
сентября
часть
4 неделя
Практическая
сентября
часть
4 неделя
сентября
1 неделя
октября

Часы

Тема

Форма
контроля

1

Введение. Инструктаж по
технике безопасности

Анкетирование

1

История развития баскетбола.
Прыжки с толчком с двух ног
Техника передвижения
приставными шагами
Передача мяча двумя руками
от груди
Техника передвижения при
нападении

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности
Практическая часть

1
1
1

Практикум

1

Способы ловли мяча

Практикум

1

Выбор способа ловли мяча в
зависимости от направления и
силы полета мяча
Бросок мяча двумя руками от
груди
Физическая подготовка юного
спортсмена. СФП
Взаимодействие трех игроков
«треугольник»
Техника ведения мяча

1 неделя
Практикум
октября
2 неделя
Просмотр
октября учебного фильма
2 неделя
Практикум
октября
2 неделя
Практикум
октября
3 неделя
Практическая
октября
часть
3 неделя
Практическая
октября
часть
4 неделя
Практическая
октября
часть

1

15

4 неделя
октября

Практическая
часть

1

16

5 неделя
октября
5 неделя
октября

Практикум

1

Практическая
часть

1

8
9
10
11
12
13
14

17
18
19

2 неделя
Просмотр
ноября учебного фильма
2 неделя
Практическая

1
1
1
1
1
1

Ведение мяча с переводом на
другую руку
Взаимодействие двух игроков
«передай мяч и выходи»
Применение изученных
способов ведения
мяча на площадке
Ловля двумя руками «низкого
мяча»

Беседа.
Практическая часть
Беседа.
Практическая часть
Беседа.
Практическая часть
Беседа.
Практическая часть
Беседа.
Практическая часть
Тестирование
Беседа.
Практическая часть
Тестирование

1

Контрольные испытания

Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Беседа.
Практическая часть
Оценка
технической
подготовленности
Практическая часть

1

Командные действия в

Тестирование

Ведение мяча с высоким и
низким отскоком
Закаливание организма
спортсмена. Учебная игра

16

20
21

ноября
часть
3 неделя
Практическая
ноября
часть
3 неделя
Просмотр
ноября учебного фильма

1
1

22

4 неделя
ноября

Практическая
часть

1

23

4 неделя
ноября

Практическая
часть

1

24

5 неделя
ноября
5 неделя
ноября
1 неделя
декабря
1 неделя
декабря

Практикум

1

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

28

2 неделя
декабря

Практическая
часть

1

29

2 неделя
декабря
2 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть

1

3 неделя
января
3 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть

1

25
26
27

30
31
32
33
34

35
36

37
38

39
40

1
1

1

1

4 неделя
Практическая
января
часть
4 неделя
Просмотр
января учебного фильма

1

5 неделя
января
5 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть

1

1 неделя
февраля
1 неделя
февраля

Практикум

1

Практическая
часть

1

2 неделя
февраля
2 неделя

Практическая
часть
Практическая

1

1

1

1

нападении
Ведение мяча с изменением
скорости передвижения
Гигиенические требования к
питанию юных спортсменов.
ОФП
Применение изученных
способов ведения
мяча на площадке
Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний. СФП
Командные действия в
нападении
Командные действия в
нападении
Выбор места по отношению к
нападающему с мячом
Противодействие выходу в
свободное место для
получения мяча
Применение изученных
способов ведения
мяча на площадке
Психологическая подготовка
в процессе тренировки
Индивидуальные действия
при нападении
Самоконтроль в процессе
занятий спортом. СФП
Бросок мяча одной рукой от
плеча
Выбор способа передачи в
зависимости от расстояния
Общая характеристика
спортивной тренировки.
Учебная игра
Взаимодействие двух игроков
«подстраховка»
Методы спортивной
тренировки. ОФП
Совершенствование техники
передачи мяча
Учет в процессе тренировки.
Бросок мяча одной рукой от
плеча
Совершенствование техники
передачи мяча
Техническая подготовка

Практическая часть
Практическая часть
Тестирование
Практическая часть
Практическая часть
Практическая часть
Тестирование
Практическая часть
Практическая часть
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
17

41
42
43

февраля
часть
3 неделя
Просмотр
февраля учебного фильма
3 неделя
Практическая
февраля
часть
4 неделя
Практикум
февраля

1
1
1

юного спортсмена
Тактика защиты

наблюдение

Стойка защитника с
выставленной ногой вперед
Совершенствование техники
ведения, ловли и передачи
мяча
Действия одного защитника
против двух нападающих
Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий
Ведение мяча с изменением
направления с обводкой
препятствия
Применение изученных
способов ведения
мяча на площадке
Совершенствование техники
ведения, ловли и передачи
мяча
Взаимодействие двух игроков
«подстраховка»

Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа

4 неделя
февраля
1 неделя
марта

Практическая
часть
Практическая
часть

1

46

1 неделя
марта

Практикум

1

47

2 неделя
марта

Практическая
часть

1

48

2 неделя
марта

Практическая
часть

1

49

3 неделя
марта

Практическая
часть

1

50

3 неделя
Просмотр
марта
учебного фильма
4 неделя
Просмотр
марта
учебного фильма

1

52

4 неделя
марта

Практическая
часть

1

53

1 неделя
апреля
1 неделя
апреля
2 неделя
апреля

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

Выбор места по отношению к
нападающему с мячом
Переключение от действий в
нападении к действиям в
защите
Тактическая подготовка
юного спортсмена. Учебная
игра
Защитные стойки

1

Защитные передвижения

1

Применение
защитных
передвижений в зависимости
от действий нападающих
Выбор места и способа
противодействия
нападающему
Чередование
упражнений
развитие физических качеств
Ведение мяча с изменением
высоты отскока
Правила игры и методика
судейства. Учебная игра
Организация командных
действий
Бросок мяча одной рукой

44
45

51

54
55

1

1

56

2 неделя
Просмотр
апреля учебного фильма

1

57

3 неделя
Практическая
апреля
часть
3 неделя
Практическая
апреля
часть
3 неделя
Просмотр
апреля учебного фильма
4 неделя
Практическая
апреля
часть
4 неделя
Практическая

1

58
59
60
61

1
1
1
1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая часть
Открытый урок
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Практическая часть
Практическая часть
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
ек
наблюдение
Практическая часть
Педагогическое
на
наблюдение
Тестирование
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
18

апреля
5 неделя
апреля

часть
Практическая
часть

1 неделя
мая
1 неделя
мая
2 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

2 неделя
мая
3 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть

1

68

3 неделя
мая

Практическая
часть

1

69

4 неделя
мая
4 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Итого

1

Контрольные испытания.
СФП
Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий
Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий
Учебная игра

1

Учебная игра

62

63
64
65

66
67

70

1

1
1

1

сверху
Передвижения в защитной
стойке назад, вперед и в
сторону
Техника овладения мячом
Техника броска мяча одной
рукой от плеча
Совершенствование техники
ведения мяча

Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Открытый урок
Тестирование
Тестирование

70

Календарный учебный график
(2-ый год обучения, 70 час)
№
п/п

1

2
3
4
5

6
7
8

Сроки
Форма
провезанятия
дения
занятий
2 неделя
Просмотр
сентября учебного фильма
вводное занятие
2 неделя
Практическая
сентября
часть
3 неделя
Практическая
сентября
часть
3 неделя
Практическая
сентября
часть
4 неделя
Практическая
сентября
часть
4 неделя
сентября
1 неделя
октября
1 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

Часы

Тема

Форма
контроля

1

Введение. Инструктаж по
технике безопасности

Анкетирование

1

Техника передвижения при
нападении
Тактика нападения

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Беседа.
Тестирование
Беседа.
Тестирование

1

1

Индивидуальные действия без
мяча
Контрольные испытания

1

Учебная игра. ОФП

1

Техника передвижения
приставными шагами
Индивидуальные действия
при нападении с мячом

1

1

19

9
10
11
12
13
14

15
16

2 неделя
Просмотр
октября учебного фильма
2 неделя
Практическая
октября
часть
2 неделя
Просмотр
октября учебного фильма
3 неделя
Практическая
октября
часть
3 неделя
Практическая
октября
часть
4 неделя
Практическая
октября
часть

1

4 неделя
октября
5 неделя
октября
5 неделя
октября

1

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1
1
1
1
1

1

Индивидуальные действия
при нападении
Учебная игра
Единая спортивная
классификация. ОФП
Прыжки толчком с двух ног
Специальная физическая
подготовка
Выбор способа ловли в
зависимости от направления и
силы полета мяча
Взаимодействие двух игроков
«передай мяч и выходи»
Учебная игра

1

Личная и общественная
гигиена. ОФП

2 неделя
Просмотр
ноября учебного фильма
2 неделя
Практическая
ноября
часть
3 неделя
Практическая
ноября
часть

1

3 неделя
Просмотр
ноября учебного фильма
4 неделя
Практическая
ноября
часть
4 неделя
Практическая
ноября
часть
5 неделя
Просмотр
ноября учебного фильма

1

Передача мяча двумя руками
от груди. ОФП
Взаимодействие трех игроков
«треугольник»
Чередование упражнений на
развитие специальных
физических качеств
Учебная игра

25

5 неделя
ноября

Практическая
часть

1

26

1 неделя
декабря

Практическая
часть

1

27

1 неделя
декабря
2 неделя
декабря

Практическая
часть
Практическая
часть

1

17
18
19
20

21
22
23
24

28

1
1

1
1
1

1

Закаливание организма
спортсмена. ОФП
Бросок мяча двумя руками от
груди. ОФП
Организация командных
действий по принципу выбора
свободного места с
использованием изученных
групповых взаимодействий
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков в
зависимости от ситуации на
площадке
Чередование изученных
технических приемов и их
способов в различных
сочетаниях
Контрольные испытания
Систематический врачебный
контроль за юными

Беседа
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Практическая
часть
Практическая
часть

Практическая
часть

Тестирование

Практическая
часть
Практическая
часть
20

29
30

31
32

2 неделя
декабря
2 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть

1

3 неделя
января
3 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть

1

1

1

4 неделя
Практическая
января
часть
4 неделя
Просмотр
января учебного фильма
5 неделя
Практическая
января
часть

1

36

5 неделя
января

1

37

1 неделя
Просмотр
февраля учебного фильма

1

38

1 неделя
февраля

1

39

2 неделя
Практическая
февраля
часть
2 неделя
Практическая
февраля
часть
3 неделя
Просмотр
февраля учебного фильма

1

3 неделя
Практическая
февраля
часть
4 неделя
Просмотр
февраля учебного фильма
4 неделя
Практическая
февраля
часть

1

45

1 неделя
марта

Практическая
часть

1

46

1 неделя
марта

Практическая
часть

1

33
34
35

40
41

42
43
44

Практическая
часть

Практическая
часть

1
1

1
1

1
1

спортсменами. ОФП
Ловля двумя руками
«низкого» мяча
Командные действия в
нападении
Многократное выполнение
технических приемов
Самоконтроль в процессе
занятий спортом. Ведение
мяча с высоким и низким
отскоком
Ведение мяча с изменением
скорости передвижения
Выбор места по отношению к
нападающему с мячом
Противодействие выходу на
свободное место для
получения мяча
ОФП
Травматизм и заболеваемость
в процессе занятий спортом,
оказание первой помощи при
несчастных случаях
ОФП
Бросок мяча одной рукой от
плеча
Выбор способа передачи в
зависимости от расстояния
Взаимодействие двух игроков
«подстраховка».
Многократное выполнение
технических приемов
Общая характеристика
спортивной тренировки. ОФП
Стойка защитника с
выставленной ногой вперед
Действия одного защитника
против двух нападающих.
ОФП
Средства спортивной
тренировки. Ведение мяча с
изменением направления
движения с обводкой
препятствия
Применение изученных
защитных стоек и
передвижений в зависимости

Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Практическая
часть
21

47

2 неделя
марта

Практическая
часть

1

48

2 неделя
марта
3 неделя
марта

Практическая
часть
Практическая
часть

1

49

1

3 неделя
Просмотр
марта
учебного фильма
4 неделя
Просмотр
марта
учебного фильма

1

52

4 неделя
марта

Практическая
часть

1

53

1 неделя
апреля
1 неделя
апреля

Практическая
часть
Практическая
часть

1

50
51

54

1

1

2 неделя
Практическая
апреля
часть
2 неделя
Просмотр
апреля учебного фильма
3 неделя
Практическая
апреля
часть

1

58

3 неделя
апреля

1

59

3 неделя
Просмотр
апреля учебного фильма

1

60

4 неделя
апреля

Практическая
часть

1

61

4 неделя
апреля
5 неделя
апреля
1 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

1 неделя

Просмотр

1

55
56
57

62
63

64

Практическая
часть

1
1

1
1

от действий и расположения
нападающих
Переключение от действия в
нападении к действиям в
защите. Учебная игра
Методы спортивной
тренировки. ОФП
Психологическая подготовка
в процессе тренировки. ОФП
Ведение мяча с переводом на
другую руку
Выбор места и способа
противодействия
нападающему без мяча в
зависимости от места
нахождения мяча
Чередование упражнений на
развитие качеств
применительно к изучению
технических приемов
Передача мяча двумя руками
с отскоком от пола
Чередование упражнений на
развитие специальных
физических качеств
Бросок мяча одной рукой
сверху. Учебная игра
Взаимодействие двух
игроков «подстраховка»
Тактическая подготовка
юного спортсмена. Учебная
игра
Передвижения в защитной
стойке назад, вперед и в
сторону. Техника овладения
мячом
Чередование изученных
тактических действий
(индивидуальных, групповых,
командных)
Характеристика особенностей
периодов спортивной
тренировки. Учебная игра
Учет в процессе спортивной
тренировки. ОФП
Правила игры и методика
судейства. Учебная игра
Переключения от действий в
нападении к действиям в
защите. СФП
История развития баскетбола.

Открытый урок
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Практическая
часть
Практическая
часть

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
часть
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Тестирование
22

65

66
67
68
69
70

мая
учебного фильма
2 неделя
Практическая
мая
часть
2 неделя
мая
3 неделя
мая
3 неделя
мая
4 неделя
мая
4 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
итого

1

1
1

Контрольные испытания
Избранный вид спорта
Специальная физическая
подготовка. ИВС
Избранный вид спорта

1

Общая физическая
подготовка. ИВС
Интегральная подготовка

1

Учебная игра

1

Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Открытый урок
Тестирование
Тестирование

70

Календарный учебный график
(3-ый год обучения, 70 час)
№
п/п

Форма
занятия

Часы

Тема

Форма
контроля

1

Инструктаж по технике
безопасности. Вводное
занятие

Анкетирование

2 неделя
сентября
3 неделя
сентября

Просмотр
учебного
фильма, вводное
занятие
Практическая
часть.
Практическая
часть

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

3 неделя
сентября
4 неделя
сентября

Практическая
часть
Практическая
часть

1

6

4 неделя
сентября

Практическая
часть

1

7

1 неделя
Практическая
октября
часть
1 неделя
Просмотр
октября учебного фильма

1

9

2 неделя
октября

Практическая
часть

1

10

2 неделя
октября

Практическая
часть

1

Совершенствование техники
передвижения при нападении
Тактика нападения.
Индивидуальные действия с
мячом и без мяча
Контрольные испытания.
Учебная игра
Костно – мышечная система,
ее строение, функции.
Техника передвижения
приставными шагами
Индивидуальные действия
при нападении с мячом и без
мяча
Индивидуальные действия
при нападении. Учебная игра
Гигиенические основы
режима труда и отдыха юных
спортсменов.
Совершенствование техники
передвижений. Специальная
физическая подготовка
Выбор способа ловли в
зависимости от направления и

1

2
3

4
5

8

Сроки
проведения
занятий
2 неделя
сентября

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Беседа.
Тестирование
Беседа.
Тестирование
Беседа
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
23

11

2 неделя
Просмотр
октября учебного фильма

1

12

3 неделя
октября

Практическая
часть

1

13

3 неделя
октября
4 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть

1

14

1

15

4 неделя
Просмотр
октября учебного фильма

1

16

5 неделя
октября

Практическая
часть

1

17

5 неделя
октября

Практическая
часть

1

18

2 неделя
ноября

Практическая
часть

1

19

2 неделя
ноября

Практическая
часть

1

20

3 неделя
ноября

Практическая
часть

1

21

3 неделя
Просмотр
ноября учебного фильма

1

22

4 неделя
ноября

Практическая
часть

1

23

4 неделя
ноября

Практическая
часть

1

24

5 неделя
Просмотр
ноября учебного фильма

1

силы полета мяча
Взаимодействие двух игроков
- «заслон в движении».
Учебная игра
Сочетание выполнения
различных способов ловли
мяча в условиях жесткого
сопротивления
Взаимодействие трех игроков
- «крестный выход»
Чередование упражнений на
развитие специальных
физических качеств. Учебная
игра
Гигиенические требования к
питанию юных спортсменов.
ОФП
Скрытые передачи мяча под
рукой, из-за спины, из-за
спины в пол. ОФП
Применение изученных
взаимодействий в условиях
позиционного нападения
Применение изученных
взаимодействий в условиях
личного прессинга
Восстановительные
мероприятия в спорте.
Инструкторская и судейская
практика. Учебная игра
Контрольные испытания.
Бросок мяча над головой
(полукрюк, крюк). ОФП
Систематический врачебный
контроль за юными
спортсменами. ОФП.
Командные действия в
нападении
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков в
зависимости от ситуации на
площадке. Инструкторская и
судейская практика
Самоконтроль в процессе
занятий спортом. Ведение
мяча с поворотом кругом.
ОФП
Сочетание выполнения
бросков мяча из различных
точек в условиях жесткого
сопротивления

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Тестирование

Практическая
часть
Практическая
часть

24

25

5 неделя
ноября

Практическая
часть

1

26

1 неделя
декабря

Практическая
часть

1

27

1 неделя
декабря

Практическая
часть

1

28

2 неделя
декабря

Практическая
часть

1

29

2 неделя
декабря

Практическая
часть

1

30

2 неделя
января

Практическая
часть

1

31

3 неделя
января

Практическая
часть

1

32

3 неделя
января

Практическая
часть

1

33

4 неделя
Просмотр
января учебного фильма

1

34

4 неделя
января

Практическая
часть

1

35

5 неделя
января

Практическая
часть

1

36

5 неделя
января

Практическая
часть

1

37

1 неделя
Просмотр
февраля учебного фильма

1

38

1 неделя

1

Практическая

Выбор места и момента для
борьбы за отскочивший от
щита мяч при блокировке.
Учебная игра
Противодействие
взаимодействию двух игроков
– «заслону в движении». СФП
Травматизм и заболеваемость
в процессе занятий спортом,
оказание первой помощи при
несчастных случаях. ОФП.
Бросок мяча в движении с
одного шага
Блокировка при борьбе за
овладение мячом,
отскочившим от щита
Взаимодействие двух игроков
«подстраховка».
Многократное выполнение
технических приемов
Общая характеристика
спортивной тренировки.
ОФП. Совершенствование
техники передачи мяча
Сочетание способов
передвижения с выполнением
различных технических
приемов в усложненных
условиях. Учебная игра
Действия одного защитника
против двух нападающих.
ОФП
Средства и методы
спортивной тренировки.
Ведение мяча с изменением
направления движения
Применение изученных
защитных стоек и
передвижений в зависимости
от действий и расположения
нападающих
Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий
Система зонной защиты 2 – 3,
2 – 1 – 2. Учебная игра.
Формы организации занятий в
спортивной тренировке. ОФП.
Совершенствование техники
броска мяча
Сочетание личной и зонной

Практическая
часть
Тестирование
Практическая
часть

Практическая
часть
Тестирование

Оценка
технической
подготовленности
Тестирование

Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
25

февраля

часть

39

2 неделя
февраля

Практическая
часть

1

40

2 неделя
февраля

Практическая
часть

1

41

3 неделя
февраля
3 неделя
февраля

Практическая
часть ма
Практическая
часть

1

42

1

4 неделя
Просмотр
февраля учебного фильма
4 неделя
Практическая
февраля
часть
1 неделя
Практическая
марта
часть

1

46

1 неделя
марта

Просмотр
учебного филь

1

47

2 неделя
марта

Практическая
часть

1

48

2 неделя
марта

Практическая
часть

1

49

3 неделя
марта

Практическая
часть

1

50

3 неделя
Просмотр
марта
учебного фильма

1

51

4 неделя
Просмотр
марта
учебного фильма

1

52

4 неделя
марта

Практическая
часть

1

53

1 неделя

Практическая

1

43
44
45

1
1

системы защиты в процессе
игры
Применение изученных
взаимодействий в системе
быстрого прорыва. Учебная
игра
Психологическая подготовка
в процессе тренировки. ОФП.
Ведение мяча с переводом на
другую руку
Контрольные испытания.
Учебная игра
Противодействие игрокам
различных игровых функций
при разных системах игры в
нападении
Инструкторская и судейская
практика. Учебная игра
Ведение мяча с изменением
высоты отскока. ОФП
Физическая подготовка
спортсмена. ОФП. Передача
мяча двумя руками с отскоком
от пола
Организация командных
действий по принципу выбора
свободного места с
использованием изученных
групповых взаимодействий
Чередование упражнений на
развитие специальных
физических качеств
ОФП. Чередование изученных
технических приемов в
различных сочетаниях
Бросок мяча изученными
способами после выполнения
других технических приемов.
Учебная игра
Тактическая подготовка
юного спортсмена. Учебная
игра. Взаимодействие двух
игроков «подстраховка»
Передвижения в защитной
стойке назад, вперед и в
сторону. Техника овладения
мячом
Противодействия
взаимодействию трех игроков
– «сдвоенному заслону».
ОФП
Чередование изученных

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
часть

Открытый урок
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Практическая
часть
Практическая
часть
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
26

апреля

часть

54

1 неделя
апреля

Практическая
часть

1

55

2 неделя
апреля

Практическая
часть

1

56

2 неделя
Просмотр
апреля учебного фильма

1

57

3 неделя
Практическая
апреля
часть
3 неделя
Практическая
апреля
часть
3 неделя
Просмотр
апреля учебного фильма
4 неделя
Практическая
апреля
часть

1

4 неделя
апреля
5 неделя
апреля
1 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

64

1 неделя
мая

Практическая
часть

1

65

2 неделя
мая

Практическая
часть

1

66

2 неделя
мая

Практическая
часть

1

67

3 неделя
мая
3 неделя
мая
4 неделя
мая
4 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
итого

1

58
59
60

61
62
63

68
69
70

1
1
1

1
1

тактических действий
(индивидуальных, групповых,
командных)
Совершенствование техники
броска мяча изученными
способами
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков в
зависимости от ситуации на
площадке
Характерные особенности
периодов спортивной
тренировки. Учебная игра.
Совершенствование техники
ведения мяча
Учет в процессе спортивной
тренировки. ОФП
Правила игры и методика
судейства. Учебная игра
Переключения от действий в
нападении к действиям в
защите. ОФП
История развития баскетбола.
Контрольные испытания
Совершенствование техники
ловли и передачи мяча
Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий
Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий
Совершенствование техники
бросков мяча

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Практическая
часть
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование

1

Совершенствование
тактических действий в
нападении и защите. Учебная
игра
Совершенствование техники
ловли и передачи мяча
Интегральная подготовка

1

Интегральная подготовка

Тестирование

1

Учебная игра

Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Открытый урок

70

27

Приложение 2
Таблицы контрольных нормативов
№
1

Виды подготовки
Техническая подготовка
1.1.Имитационные упражнения без мяча
1.2.Ловля и передача баскетбольного мяча
1.3.Ведения мяча
1.4.Броски баскетбольного мяча по кольцу

2

Тактическая подготовка
2.1. Действия игрока в защите
2.2. Действия игрока в нападении
Физическая подготовка
3.1. Общая
3.2. Специальная
Игра в баскетбол

3

4

Время (мин.)
30
3
7
8
12
15
7
8
25
15
10
20

Контрольные тесты (требования к обучающимся)

№
1

2

Тесты
Ведение
мяча
с
обводкой
стоек
(через 3 м). Отрезок
15 м туда и обратно
Челночный
бег
3х10м с ведением
мяча (сек)

3

Штрафной бросок (из
10 бросков)

4

Бросок в кольцо
после ведения мяча
(из 10 попыток)

5

Броски мяча в стенку
с 3м и ловля после
отскока за 30 сек
(количество раз)

Класс
5-6
7
8
9
5-6
7
8
9
5-6
7
8
9
5-6
7
8
9
5-6
7
8
9

«5»
М
10
8,8
8,5
8,4
8,6
8,3
8,1
8,0
5
5
6
6
5
6
7
8
19
20
21
22

Д
11
9,8
9,5
9,4
9,0
8,6
8,5
8,4
5
5
6
6
5
6
7
8
18
19
20
20

Оценка
«4»
М
Д
10,5
11,5
9,0
10
8,8
9,7
8,7
9,6
8,9
9,2
8,5
8,8
8,4
8,7
8,3
8,6
4
4
4
4
5
5
5
5
4
4
5
5
6
6
7
7
18
17
19
18
19
18
20
19

«3»
М
11
9,3
9,0
9,0
9,2
8,8
8,7
8,6
3
3
4
4
3
4
5
6
17
18
18
19

Д
12
10,3
10
10
9,4
9,0
9,0
9,0
3
3
4
4
3
4
5
6
16
17
17
19

28

Контрольные нормативы по общефизической подготовке
Пол
Контрольные упражнения
Бег 60 м (с)
Челночный бег 4х10 м (с)
Прыжок в длину с места (см)

Показатели
5

м
ж
м
ж
м
ж

10,0
10,5
11,2
11,7
170
160

5-6 класс
4
10,6
11,0
12,0
12,2
160
150

3

7-8 класс
4

5

11,1
11,5
12,5
12,7
150
145

9,6
10,0
10,5
11,0
180
170

10,3
10,5
11,0
11,5
165
158

3
10,8
11,0
11,5
12,0
155
150

Контрольные упражнения

Пол

Бег 100 м (с)

м

14.0

14.5

15.1

ж
м
ж
м
ж

16.5
26.0
31.0
235
185

17.0
27.5
31.7
220
170

17.5
28.2
38.2
195
160

Челночный бег 10х10 м/с
Прыжок в длину с места

Показатели
8-9 класс

Нормативные требования по специально - физической подготовке
Учебные нормативы
11-12 лет
Выполнять остановку в два шага и прыжком
Броски мяча после ведения и остановки прыжком (5 попыток)
Броски с 2-й и 3-й точек 3-х секундной зоны площадки (5
попыток)
Ведение мяча по прямой и с изменением направления
Учебная игра по упрощенным правилам мини-баскетбола
Знание простейших правил игры
Учебные нормативы
13-14 лет
Выполнять челночный бег с ведением мяча
Передача мяча в движении в парах с броском в кольцо (5
попыток)
Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)
Вырывание и выбивание мяча
Учебная игра по правилам мини-баскетбола
Знание правил игры
15-16 лет
Ведение мяча без зрительного контроля

Мальчики

Девочки

По технике выполнения
1-3
1-3
1-3

1-3

По технике выполнения
+
+
+
+
Мальчики
Девочки
По технике выполнения
2-4
1-3
1-3
1-3
По технике выполнения
+
+
+
+
По технике выполнения
29

Передача мяча в движении в тройках – «восьмерка» с броском
в кольцо (5 попыток)
Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)
Быстрое нападении; перехват мяча; борьба за отскок
Участие в соревнованиях
Заполнение технического протокола на игру

2-4

2-4

2-4
2-4
По технике выполнения
+
+
+
+

Контрольные нормативы
Содержание и методика контрольных испытаний
№

1
2
3
4
5
6

7
8

Контрольные
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
нормативы
Предметная область «Общая физическая подготовка»
Длина тела
139
142
146
151
Бег 30 м/сек
6.6
6.4
6.2
6.0
Бег 5х6 сек
13.0
12.9
12.7
12.6
Прыжок в длину
135
140
143
153
Предметная область «Специальная физическая подготовка»
Прыжок вверх с
12
13
15
18
места
Метание
12
14
16
18
теннисного мяча
стоя
Предметная область «Избранный вид спорта»
Верхняя передача
2
4
6
8
мяча за 1 мин
Нижняя передача
2
4
6
8
мяча за 1 мин

5 баллов

157
5.9
12.2
165
20
20

10
10

1. Физическое развитие. Обследование физического развития производится по
общепринятой методике биометрических измерений.
2. Физическая подготовка.
Бег 30 м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий( «стойка
волейболиста»).
Бег 5Х6м. На расстоянии 6 м ставятся две фишки - стартовая и контрольная. По
звуковому сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении
движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Испытуемый должен коснуться фишки рукой.
Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами (блок). Для этой цели
применяется приспособление конструкции В. М. Абалакова «косой экран» или другие,
позволяющие измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя
отталкиваться приземляться за пределами квадрата 50 х 50см. Число попыток –две.
Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться
единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне. При прыжке с места - со
взмахом рук). Из двух попыток учитывается лучший результат.
30

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней
следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.
3.Баскетбол. Техническая подготовка
Верхняя передача мяча в ограниченном пространстве. Ориентировочными конусами
определяется квадрат 3х3. Испытуемый должен выполнить верхнюю передачу мяча высотой не
менее 1 метра в высоту за одну минуту. Засчитывается наибольшее количество передач без
потерь мяча, не выходя за пределы квадрата.
Нижняя передача мяча. Ориентировочными конусами определяется квадрат 3х3.
Испытуемый должен выполнить нижнюю передачу мяча высотой не менее 1 метра в высоту за
одну минуту. Засчитывается наибольшее количество передач без потерь мяча, не выходя за
пределы квадрата. При наличии места нижняя передача выполняется в стену (коридор 2х2).
Теория и методика физической культуры и спорта
При оценивании теоретических знаний по Теории и методике физической культуры и
спорта учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение
использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими
упражнениями.
С целью проверки знаний используются метод опроса обучающихся.
4.Вопросы к проверке знаний теории и методики физической культуры и спорта
История возникновения баскетбола.
Режим труда и отдыха баскетболиста.
Требования техники безопасности при занятиях баскетболом.
Особенности личной гигиены спортсмена.
5 баллов
За ответ, в
котором
обучающийся
демонстрирует
глубокое
понимание
сущности
материала;
логично
его излагает,
используя в
деятельности

4 балла
За тот же ответ,
если в нем
содержатся
небольшие
неточности и
незначительные
ошибки

3 балла
За ответ, в котором
отсутствует
логическая
последовательность,
имеются пробелы в
знании материала,
нет должной
аргументации и
умения
использовать знания
на практике

2 балла
За ответ,
В котором
имеются
значительные
пробелы в
знаниях

1 балл
За
незнание
материала
программы

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».