ВОЛЕЙБОЛ

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» (далее программа) разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года» (Задача № 5 (б) абзац 2);
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»);
Устав и другие локальные нормативные акты Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 66 г.
Екатеринбурга (далее – МАОУ СОШ № 66).
При разработке программы использованы:
Программа «Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол». (Авторы
программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических
наук А.А. Зданевич), пособия А.И. Каинова «Организация работы спортивных
секций в школе: программы, рекомендации».
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы.
На сегодняшний день реализация
программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у
обучающихся. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки
большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная
гимнастика, обучающиеся упражняются не только в бросании и ловле мяча,
метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются
эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует
формированию у обучающихся умений самостоятельно двигаться в зависимости
от условий игры. Игры с мячом при соответствующей организации их проведения
благоприятно влияют на работоспособность обучающегося. Упражнения с
мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие
мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При
ловле и бросании мяча обучающийся действует обеими руками. Это способствует
гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
2

Занятия волейболом развивают скоростно-силовые качества, выносливость,
координацию, ориентировку в пространстве. На
занятиях волейболом
проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание
победить, воспитывается чувство ответственности, коллективизма. Благодаря
своей эмоциональности, игра в волейбол представляет собой средство не только
физического развития, но и активного отдыха.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено
уделить большее количество часов на разучивание и совершенствование
тактических приёмов, что позволит обучающимся повысить уровень
соревновательной деятельности в волейболе. Кроме этого, по ходу реализации
программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих
результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска
информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Цель программы: Организация спортивной подготовки обучающихся
по волейболу в соответствии с главной функцией дополнительного образования:
массового общефизического оздоровления обучающихся школьного возраста с
различными физическими способностями, с предоставлением им равных
возможностей.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомство с техническими приёмами и правилами игры по волейболу;
- знакомство с тактическими приемами игры;
- знакомство с приёмами и методами контроля физической нагрузки на занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие:
- развитие у обучающихся основных физических качеств, важных двигательных
умений и навыков (ловкости, выносливости, гибкости, координации, быстроты
реакции и движений);
- развитие у обучающихся специальных психофизических качеств (оперативного
мышления, умения концентрировать и переключать внимание);
- формирование у обучающихся навыков занятий физическими упражнениями во
время игрового досуга.
Воспитательные:
- развитие организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного
взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «волейбол».
Особенностью программы является упор на изучение новейших
тактических действий и современных методических приёмов, что позволяет
достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс
обучения активной психологической подготовки. Эти занятия позволяют
3

объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает
более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода
на следующий этап обучения.







Организационные условия реализации программы
Понятие «подготовка волейболистов» включает совокупность
мероприятий, обеспечивающих подведение волейболиста к высшим спортивным
результатам, с одной стороны, и массовый охват систематическими занятиями
как можно большего числа занимающихся, с другой.
Для более качественного освоения предметного содержания занятия
подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательнопредметной и образовательно-тренировочной направленностью:
образовательно-познавательной направленности знакомят с знаниями,
обучают навыкам и умениям по организации и проведению
занятий, с
использованием ранее изученного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования
обучения практическому материалу разделов волейбола, подвижных игр,
спортивных игр;
образовательно-тренировочной
направленности
используются
для
преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих
задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и
физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки
Формы
организации
образовательного
процесса: программа
предусматривает групповую тренировочную форму занятий, как основную, также
занятия проводятся в форме спортивных соревнований, товарищеских встреч,
сдачи контрольных нормативов, мониторинга, самостоятельных подготовок,
индивидуальных занятий, просмотра видеоматериалов.
Срок освоения программы: 2 года. Занятия проводятся с сентября по
май. Программа рассчитана на 210 часов, делится на два года обучения:
- Первый год обучения - «Стартовый уровень» - начальная подготовка,
предполагающая использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы, является первой ступенью для перехода к
базовой общеразвивающей программе обучения.
- Второй год обучения – «Базовый уровень», углубленное обучение технике
игры, обучение тактической подготовке, предполагает реализацию материала,
обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и
целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического
направления программы. Программа базового уровня реализуется в течение двух
лет, направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и
предполагает занятия с основным составом детского объединения. При этом
сохранность контингента составляет до 75 % от поступивших на обучение.
Способы отслеживания уровневых результатов используются такие же, как и в
программах «стартового» уровня.
4

Режим занятий. Занятия проходят 3 раза в неделю, по 1 академическому
часу.
Количество человек в группе: 15-20 человек, к занятиям допускаются
обучающиеся независимо от их одаренности, способностей, уровня физического
развития и подготовленности по заявлению родителей на согласие заниматься
баскетболом и медицинского заключения о состоянии здоровья обучающихся.
Программа разноуровневая, т.е.
программа предоставляет всем
обучающимся возможность занятий независимо от способностей и уровня общего
развития,
предполагает реализацию параллельных процессов освоения
содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и
степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из
участников рассматриваемой программы.
Учебный план
(1-ый год обучения, 105 час)
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Вводное занятие

2

Техническая
подготовка

3

4

Кол-во часов

Форма аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

3

3

-

30

6

24

27

6

21

30

5

25

18

1

17

12

2

10

Тактическая
подготовка

Физическая
подготовка

4.1. Общая подготовка

4.2. Специальная
подготовка

Анкетирование. Беседа
Оценка технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Педагогическое
наблюдение.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка технической
подготовленности.
Выполнение
5

5

6

Двусторонняя игра в
волейбол

15

3

12

Итого

105

7

98

контрольных
упражнений
Открытый урок. Беседа.
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
(1-ый год обучения, 105 час)
1.Вводное занятие:
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и
индивидуальное развитие человека. Физкультурно-спортивная этика.
Правила поведения и безопасности на занятиях по волейболу. Эксплуатация
инвентаря и оборудования.
2.Техническая подготовка
Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке
приставными шагами, правым, левым боком; остановка прыжком после
ускорения; остановка в шаге.
Упражнения с мячом: ведение мяча на месте и в движении (по прямой, по
кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и передача
мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и
встречном движении, передача мяча двумя руками от груди (с места, с
шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя
руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение
«штрафного» броска.
3.Тактическая подготовка
Тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении
(быстрый прорыв); индивидуальные – выбивание и вырывание мяча,
вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита.
Тактическая подготовка включает в себя:
- изучение общих положений тактики волейбола, приёмов судейства,
тактического опыта спортсменов;
- моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных
соревнованиях для практического овладения тактическими действиями;
- освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях.
Тактические упражнения используются:
- в облегчённых условиях;
- в усложнённых условиях;
6

- в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
1. Упражнения с резиновым (пружинным) «амортизатором».
2. Упражнения с набивным мячом (1-2 кг). Бросок мяча через сетку из-за
лицевой линии – в опорном положении. Броски набивного, гандбольного
мяча через сетку определённым способом на точность в зоны. То же, но
после перемещения от сетки. Упражнения с волейбольным мячом
(выполняются многократно подряд).
3. Совершенствования ударного движения подачи по мячу на резиновых
(пружинных амортизаторах). Подачи с максимальной силой у
тренировочной сетки (в сетку) в опорном положении. Подачи мяча
слабейшей рукой.
4. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
нападающих ударов. Разнообразные броски набивного мяча из-за головы
двумя руками с активным движением кистей сверху вниз – сидя на месте,
броски набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками через сетку,
броски набивного мяча (1 кг) одной рукой – в парах и через сетку.
5. Метание теннисного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене
(высота 2,5 – 3 м) или на полу (расстояние от 5 до 10 м).
Метание выполняется с места, после поворота, через сетку. Соревнование
на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения
нападающих ударов по мячу на резиновых (пружинных) амортизаторах. То
же, но у тренировочной стенки.
Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой. Удары
по мячу на амортизаторах – с отягощением на кисти, предплечье, ногах
или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Многократное выполнение
нападающих ударов с собственного подбрасывания; направленного
мячемётом.
Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на
амортизаторах. То же, но броски и удары через сетку (с собственного
подбрасывания).
В парах. С набивным мячом в руках (1 кг), замах из-за головы двумя
руками и в ответ на сигнал бросок с сильным заключительным движением
кистей вниз-вперёд или вверх-вперёд плавно. То же, но бросок через сетку.
То же но бросок вниз одной рукой, вверх двумя и одной. В ответ на сигнал
бросок набивного мяча двумя руками «по ходу» или с «переводом»
(вправо, влево).
Тактика нападения, индивидуальные действия
Выбор места:
- выбор места для выполнения второй передачи в зоне 3 (стоя лицом и
спиной по направлению передачи);
- для выполнения подачи;
- для выполнения нападающего удара (из зон 4,2).
Действия с мячом

7

- выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя
руками, кулаком (стоя на площадке и в прыжке), снизу стоя боком и
спиной к сетке;
- вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий обращен
лицом, спиной;
- чередование способов подач;
- подача на игрока слабо владеющего навыками приема мяча.
Групповые действия
Взаимодействие игроков передней линии:
- игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при
первой и второй передачи).
Взаимодействие игроков передней и задней линии (при первой передаче):
- игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(в условиях чередования подач в
зоны);
- игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 2 (при приёме от передач и несложных
подач).
Командные действия
Система игры со второй передачи игроком передней линии:
- приём подачи, передача в зону 3, затем игроку, к которому передающий
стоит лицом в зоны 2,4 (чередование);
- вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий стоит спиной;
- прием подачи и передача игроку зоны 2, вторая передача в зону 3.
Тактика защиты
1.Индивидуальные действия
Выбор места
- при приеме мяча после подачи;
- при страховке партнера, принимающего мяч от верхней подачи,
обманной передачи;
- определение места и времени для отталкивания при блокировании,
своевременность выноса рук над сеткой.
Действия с мячом
- выбор способа приема от подачи (сверху и снизу);
- выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником.
2.Групповые действия
Взаимодействие игроков внутри линии при приёме подач и передач.
- игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6;
- игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1;
- игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2;
- игроков зон 5,1,6 с игроками зон 4 и 2 при приёме подач и обманных
передач;
- игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
4. Физическая подготовка
Развитие силовых способностей: комплексы общеразвивающих и
локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса
8

собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанги и т.д.);
прыжковые упражнения со скакалкой с дополнительным отягощением;
подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление
комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой
направленностью.
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе;
«челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с
максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных
положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и
большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и
субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег.
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на
развитие координации.
5. Двусторонняя игра в волейбол
Командные действия. Интегральная подготовка;
- Чередование различных упражнений на быстроту (между собой).
- Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств с
различными способами перемещений, приёма и передачи, подачи,
нападающего
удара,
блокирования
(имитации
подводящими
упражнениями).
- Чередование изученных технических приёмов и их способов в различных
сочетаниях.
- Многократное выполнение технических приёмов подряд, то же
тактических действий.
- Подготовительные игры к волейболу, игра в волейбол без подачи.
- Учебные игры. Задания в игре по технике и тактике на основе изученного
материала.
Спортивные игры: мини-волейбол, волейбол по упрощенным правилам,
волейбол
по
правилам.
Соревнования
выполняют
важную
подготовительную функцию, поскольку участие волейболиста в
соревнованиях
является
мощным
фактором
совершенствования
специфических физических качеств, технической, тактической и
психической подготовленности. Тестирование. Проводится с целью
определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога.
Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Участие в соревнованиях. Соревнования выполняют важную
подготовительную функцию, поскольку участие волейболиста в
соревнованиях
является
мощным
фактором
совершенствования
специфических физических качеств, технической, тактической и
психической подготовленности.

9

Учебный план
(2-ой год обучения, 105 час)

№
п/п

Название раздела, темы

1

Введение

2

Техническая подготовка

3

4

Кол-во часов
Всего

Теория

Практика

2

2

-

32

6

26

28

5

23

26

5

21

10

2

8

16

3

13

17

3

17

105

21

84

Тактическая подготовка

Физическая подготовка

4.1. Общая подготовка

4.2. Специальная подготовка

5
6

Двусторонняя игра в
волейбол
Итого

Форма аттестации/
контроля
Анкетирование
Беседа
Оценка технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Педагогическое
наблюдение.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Творческий отчет

Содержание учебного плана
(2-ой год обучения, 105 час)
Работа по программе «Баскетбол» предполагает проведение игр,
спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале.
10

1.Вводное занятие:
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и
индивидуальное развитие человека. Физкультурно-спортивная этика.
Правила поведения и безопасности на занятиях по волейболу. Эксплуатация
инвентаря и оборудования.
2.Техническая подготовка
Действия без мяча: прыжок вверх толчком одной ноги и
приземлением на другую; передвижение приставными шагами правым и
левым боком с чередованием скорости и направления движения.
Ловля мяча: от пола (с отскока и полуотскока), катящегося (стоя на
месте и в движении), высоко летящего, с шагом.
Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу (на месте, в движении),
с шагом, в прыжке.
Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу,
«змейкой»).
Бросок мяча в корзину: «штрафной» бросок; броски в движении
после двух шагов; в прыжке с места.
3.Тактическая подготовка
Тактические действия: индивидуальные действия в защите
(перехват мяча; борьба за мяч); командные действия в нападении («быстрый
прорыв»).
Тактическая подготовка включает в себя:
- изучение общих положений тактики волейбола, приёмов судейства,
тактического опыта спортсменов;
- моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных
соревнованиях для практического овладения тактическими действиями;
- освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях.
тактические упражнения используются:
- в облегчённых условиях;
- в усложнённых условиях;
- в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
Наибольший объём средств и методов тактической подготовки
приходится на конец подготовительного и соревновательный периоды. На
этапе непосредственной подготовки к главному соревнованию методика
11

тактической подготовки должна обеспечивать возможно более полное
моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в
данном состязании. Цель моделирования при этом – апробировать
выработанный тактический замысел и план.
Упражнения с резиновым (пружинным) «амортизатором». Стоя
спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплён на уровне плеч),
руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперёд. То же
одной рукой (правой и левой). То же, но амортизатор укреплён за нижнюю
рейку , а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх,
затем вперёд. Стоя на амортизаторе, руки внизу – поднимание рук через
стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но
круги руками. Стоя правым боком к стенке, (амортизатор укреплён на
уровне плеч) - движение правой рукой как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом (1-2 кг). Броски двумя руками изза головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча одной
рукой на дальность в опорном положении и в прыжке с места и с разбега;
то же, броски мяча (1 кг) через сетку. Стоя лицом и боком по направлению.
Бросок мяча через сетку из-за лицевой линии – в опорном положении.
Броски набивного, гандбольного мяча через сетку определённым способом
на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки. Упражнения с
волейбольным мячом (выполняются многократно подряд).
Совершенствования ударного движения подачи по мячу на
резиновых (пружинных амортизаторах). Подачи с максимальной силой у
тренировочной сетки (в сетку) в опорном положении. Подачи мяча
слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при
выполнении нападающих ударов.
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным
движением кистей сверху вниз – сидя на месте (бросать перед собой в
площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) из-за
головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча (1 кг) одной
рукой – в парах и через сетку. Имитация прямого и бокового нападающих
ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного
мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 2,5 – 3 м) или на полу
(расстояние от 5 до 10 м).
Метание выполняется с места, после поворота, через сетку.
Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование
ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых
(пружинных) амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки.
12

Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой.
Удары по мячу на амортизаторах – с отягощением на кисти, предплечье,
ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Многократное
выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания;
направленного мячемётом.
Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по
мячу на амортизаторах. То же, но броски и удары через сетку (с
собственного подбрасывания).
В парах. С набивным мячом в руках (1 кг), замах из-за головы
двумя руками и в ответ на сигнал бросок с сильным заключительным
движением кистей вниз-вперёд или вверх-вперёд плавно. То же, но бросок
через сетку. То же но бросок вниз одной рукой, вверх двумя и одной. В
ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками «по ходу» или с
«переводом» (вправо, влево).
Тактика нападения, индивидуальные действия
Выбор места:
- выбор места для выполнения второй передачи в зоне 3 (стоя лицом и
спиной по направлению передачи);
- для выполнения подачи;
- для выполнения нападающего удара (из зон 4,2).
Действия с мячом:
- выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя
руками, кулаком (стоя на площадке и в прыжке), снизу стоя боком и
спиной к сетке;
- вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий обращен
лицом, спиной;
- чередование способов подач;
- подача на игрока слабо владеющего навыками приема мяча.
Групповые действия:
Взаимодействие игроков передней линии:
- игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при
первой и второй передачи).
Взаимодействие игроков передней и задней линии (при первой передаче):
- игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(в условиях чередования подач в
зоны);
- игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 2 (при приёме от передач и несложных
подач).
Командные действия
Система игры со второй передачи игроком передней линии:
13

- приём подачи, передача в зону 3, затем игроку, к которому передающий
стоит лицом в зоны 2,4 (чередование);
- вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий стоит спиной;
- прием подачи и передача игроку зоны 2, вторая передача в зону 3.
Тактика защиты
1.Индивидуальные действия
Выбор места
- при приеме мяча после подачи;
- при страховке партнера, принимающего мяч от верхней подачи,
обманной передачи;
- определение места и времени для отталкивания при блокировании,
своевременность выноса рук над сеткой.
Действия с мячом
- выбор способа приема от подачи (сверху и снизу);
- выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником.
2.Групповые действия
Взаимодействие игроков внутри линии при приёме подач и передач.
- игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6;
- игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1;
- игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2;
- игроков зон 5,1,6 с игроками зон 4 и 2 при приёме подач и обманных
передач;
- игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
4.Физическая подготовка
Развитие силовых способностей: бег с максимальной скоростью в режиме
повторно-интервального упражнения; специальные прыжковые упражнения
с дополнительными отягощениями; прыжки вверх с доставанием
подвешенных предметов; прыжки в полуприсяде (на месте, с продвижением
в разные стороны).
Развитие скоростных способностей: бег с максимальной скоростью на
дистанции 30-60 метров; прыжки через скакалку в максимальном темпе;
ускорения переходящие в многоскоки; баскетбол и мини-футбол по
упрощённым правилам.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и
большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и
субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег;
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на
развитие координации.
14

5. Участие в соревнованиях по волейболу
Командные действия. Интегральная подготовка;
- Чередование различных упражнений на быстроту (между собой).
- Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств с
различными способами перемещений, приёма и передачи, подачи,
нападающего
удара,
блокирования
(имитации
подводящими
упражнениями).
- Чередование изученных технических приёмов и их способов в различных
сочетаниях.
- Многократное выполнение технических приёмов подряд, то же
тактических действий.
- Подготовительные игры к волейболу, игра в волейбол без подачи.
- Учебные игры. Задания в игре по технике и тактике на основе изученного
материала.
Спортивные игры: мини-волейбол, волейбол по упрощенным правилам,
волейбол
по
правилам.
Соревнования
выполняют
важную
подготовительную функцию, поскольку участие волейболиста в
соревнованиях
является
мощным
фактором
совершенствования
специфических физических качеств, технической, тактической и
психической подготовленности. Тестирование. Проводится с целью
определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога.
Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Участие в соревнованиях. Соревнования выполняют важную
подготовительную функцию, поскольку участие волейболиста в
соревнованиях
является
мощным
фактором
совершенствования
специфических физических качеств, технической, тактической и
психической подготовленности.
Планирование результата
После изучения данной программы, обучающиеся должны
приобрести следующие знания, умения и навыки:
Знать:
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до
врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- способы организации самостоятельных занятий физическими
упражнениями с разной функциональной направленностью, правила
использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания
простейших спортивных сооружений и площадок;
15

- физиологические
основы
деятельности
систем
дыхания,
кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках,
возможности их развития и совершенствования средствами физической
культуры;
- историческое развитие физической культуры в России, особенности
развития избранного вида спорта.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия
избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных
физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма
при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного
эффекта и совершенствования физических кондиции;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на
занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при
травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием,
специальными основами судейства игры в волейбол
Формой подведения итогов реализации программы являются:
1-ый год обучения:
- мониторинг – на начало и на окончание первого года обучения;
- тестирование на знание теоретического материала – в процессе занятий;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы – 2
раза в год;
- сдача контрольных нормативов по ОФП (прыгучесть, быстрота
перемещений, метание набивных мячей) - в январе (промежуточная
аттестация), в конце года.
2-ой год обучения:
- мониторинг – на начало и на окончание второго года обучения;
- тестирование на знание правил соревнований и терминологии – в
процессе занятий;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы – в
январе (промежуточная аттестация), в конце года;

16

- сдача контрольных нормативов по ОФП (прыгучесть, быстрота
перемещений, метание набивных мячей) – в январе (промежуточная
аттестация), в конце учебного года;
- результаты соревнований разного уровня, матчевых и товарищеских
встреч – в течении года.
Методическое и техническое обеспечение программы
№
Перечень снаряжения и инвентаря
п/п
1 Мячи волейбольные

Количество
25

2

Набивные мячи, вес – 1 кг

10

3

Резиновые амортизаторы

10

4

Скакалки

20

5

1

6

Секундомер
Комплект для
подготовке

7

Тренажеры и устройства для воспитания и развития
физических качеств

занятий

по

общей

физической

1
1

9

Комплект оборудования для занятий спортивными и
подвижными играми
Вспомогательное оборудование для оснащения мест
хранения спортивного инвентаря и оборудования

10

Сетка для волейбола

6

11

Гимнастическая стенка - 6 – 8 пролётов

1

12

Гимнастические скамейки

13

Гимнастические маты

3

14

Компрессор для накачивания мячей
Комплекты волейбольной формы (6 мужских и 6
женских)
Рулетка
Компьютеры с выходом в Интернет, программное
обеспечение, экраны, проекторы, компакт-диски с
учебным материалом
Хорошо оборудованный спортзал и школьный стадион

1

8

15
16
17
18

1
1

3-4

12
1
2
1/1

17

Наглядные и методические пособия: модели; пособия печатные;
кинофрагменты; видеозаписи; кинофильмы, учебники по физической
культуре, по волейболу; методические пособия по волейболу, спортивным
играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции
по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному
образованию
Список литературы
1. Голомазов В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г.
Мельников. – Москва: Просвещение, 2006. – 111с.
2. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе: Пособие для учителей
3. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н.. – Москва: Просвещение,2000. – 128 с.
4. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учебное пособие для
начинающих
5. Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П.. – Москва: Советский
спорт, 2005. – 112 с .
6. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка / А.В. Ивойлов. –
Минск: Высшая школа, 2002. – 192 с.
7. А.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-методическое пособие
8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического
воспитания– Москва: Просвещение, 2014. – 168 с.
Интернет ресурсы:
http://fiz-ra.vladimirschool36.edusite.ru/p5aa1.html - Учебные нормативы по
освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств спортсмена;
https://www.pravda.ru/sport/1410533-sport/ - Интересные факты о спорте и
спортсменах.
Приложение 1
Календарный учебный график
на учебный год
(1-ый год обучения, 105 час)
№
п/п

1

2

Сроки
проведения
занятий
2 неделя
сентября
2 неделя

Форма
занятия

Часы

Тема

Форма
контроля

Просмотр
учебного
фильма
Просмотр

1

ТБ на занятиях по
волейболу

Анкетирование

1

Физическая культура

Тестирование
18

сентября
3

2 неделя
сентября

учебного
фильма
Практическая
часть

4

3 неделя
сентября

Практическая
часть

1

5

3 неделя
сентября

Практическая
часть

1

6

3 неделя
сентября

Практическая
часть

1

7

4 неделя
сентября

1

8

4 неделя
сентября

Просмотр
учебного
фильма,
практикум
Практическая
часть

9

4 неделя
сентября

1

10

5 неделя
сентября

Просмотр
учебного
фильма,
практикум
Практическая
часть

11

5 неделя
сентября

Практическая
часть

1

12

5 неделя
сентября
1 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть

1

1 неделя
октября

Практическая
часть

1

13

14

и спорт в России
1

1

1

1

Строевые
упражнения. Бег на
30 м. Развитие
быстроты
Прыжок в длину с
места.
Бег на 30 м
Упражнения для
развития навыков
быстроты,
прыгучести
Стойки и
перемещения.
Основная и низкая,
ходьба, бег
Перемещения и
стойки.
Прием сверху двумя
руками
Перемещения и
стойки.
Прием сверху двумя
руками
Выполнение
упражнений
для мышц рук,
плечевого пояса
Развитие скоростносиловой
выносливости
Перемещения и
стойки. Прием
сверху двумя руками
Прием снизу двумя
руками
Развитие скоростносиловых качеств.
Развитие гибкости
Стойки,
перемещения
волейболиста
Челночный бег Зх10

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Тестирование
Педагогическо
е наблюдение,
тестирование
Тестирование

19

15

1 неделя
октября

Практическая
часть

1

16

2 неделя
октября

1

17

2 неделя
октября

Просмотр
учебного
фильма,
практикум
Практическая
часть

18

2 неделя
октября

Практическая
часть

1

19

3 неделя
октября

Практикум

1

20

3 неделя
октября

Практическая
часть

1

21

3 неделя
октября

Практическая
часть

1

22

4 неделя
октября

Практическая
часть

1

23

4 неделя
октября

Практическая
часть

1

24

4 неделя
октября

Практическая
часть

1

25

5 неделя
октября

Практическая
часть

1

26

5 неделя

Практическая

1

1

м 5x10 м
Прием снизу двумя
руками. Прием
наброшенного мяча
партнером
Бросок набивного
мяча (1 кг) из
положения сидя на
полу
Кувырок вперед,
назад, в сторону.
Развитие гибкости
Бег вдоль границ
площадки, выполняя
различные
упражнения
Передачи мяча
сверху двумя
руками, над собой.
Подачи мяча:
нижняя прямая
подача
Кувырок вперед,
назад, в сторону
Упражнения для
развития навыков
быстроты ответных
действий,
прыгучести
Передачи мяча
сверху двумя
руками, над собой –
на месте.
В парах, тройках, со
стенкой
Передачи мяча
сверху двумя
руками, над собой.
Комплекс ОРУ на
развитие гибкости
Упражнения для

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Тестирование

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Тестирование
20

октября

часть

27

5 неделя
октября

Практическая
часть

1

28

2 неделя
ноября
2 неделя
ноября

Практическая
часть
Практическая
часть

1

30

2 неделя
ноября

Практическая
часть

1

31

3 неделя
ноября

Практическая
часть

1

32

3 неделя
ноября

1

33

3 неделя
ноября

Просмотр
учебного
фильма,
практикум
Практическая
часть

34

4 неделя
ноября

Практическая
часть

1

35

4 неделя
ноября

1

36

4 неделя
ноября

Просмотр
учебного
фильма
Практическая
часть

37

5 неделя
ноября

Практическая
часть

1

38

5 неделя

Практическая

1

29

1

1

1

развития навыков
быстроты ответных
действий,
прыгучести
Подачи мяча: нижняя
прямая подача,
верхняя прямая
подача
Прием снизу, сверху.
Прием мяча с подачи
Круговая тренировка
на развитие силовых
качеств

Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
тестирование

Подвижная игра
Педагогическое
«Волейбольная
наблюдение
лапта»
Челночный бег с
Педагогическое
изменением
наблюдение
направления
Подачи мяча: нижняя
Оценка
прямая подача,
технической
верхняя прямая
подготовленности
подача
Тестирование
Подвижные игры с
Педагогическое
элементами
наблюдение
волейбола
Развитие
Педагогическое
скоростно-силовых
наблюдение,
качеств. Минитестирование
футбол
Верхняя прямая
Педагогическое
подача. Прямой
наблюдение,
нападающий удар
тестирование
Чередование
Оценка
упражнений на
технической
развитие
подготовленности
выносливости
Тестирование
Группировка,
Педагогическое
перекаты в
наблюдение,
группировке из
тестирование
различных
положений
Прыжковая и
Тестирование
21

ноября

часть

39

5 неделя
ноября

1

40

1 неделя
декабря

Просмотр
учебного
фильма
Практическая
часть

41

1 неделя
декабря

Практическая
часть

1

42

1 неделя
декабря

Практическая
часть

1

43

2 неделя
декабря

Практическая
часть

1

44

2 неделя
декабря

Практическая
часть

1

45

2 неделя
декабря

Практическая
часть

1

46

3 неделя
декабря

Практическая
часть

1

47

3 неделя
декабря

Практическая
часть

1

48

3 неделя
декабря

Практическая
часть

1

49

4 неделя
декабря

Практическая
часть

1

50

4 неделя
декабря

Практическая
часть

1

1

силовая работа на
развитее точных
приемов и
передач
Ритм разбега в три
шага, ударное
движение кистью
Прием снизу двумя
руками на месте и
после перемещения
Основы техники и
тактики игры в
волейбол
Метание малого
мяча с места в стенку
или щит
Передачи мяча.
Прямой нападающий
удар
Освоение
терминологии
принятой в
волейболе
Прыжки в высоту с
прямого разбега
Прыжковая и
силовая работа на
развитее точных
приемов и передач
Нижняя и верхняя
прямая подача
Прием подачи и
первая передача в
зону нападения
«Эстафета с
прыжками», игра
«Перестрелка»
Прыжковая и
силовая работа на
развитее точных
приемов и
передач

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Открытый урок

Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение,
тестирование

22

51

4 неделя
декабря

Практическая
часть

1

52

2 неделя
января

Практическая
часть

1

53

2 неделя
января

Практическая
часть

1

54

2 неделя
января

Практическая
часть

1

55

3 неделя
января

Практическая
часть

1

56

3 неделя
января

Практическая
часть

1

57

3 неделя
января

Практическая
часть

1

58

4 неделя
января
4 неделя
января
4 неделя
января
1 неделя
февраля

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

62

1 неделя
февраля

Практическая
часть

1

63

1 неделя

Практическая

1

59
60
61

1
1
1

Прямой нападающий
удар.
Подача мяча.
Передачи мяча
Прием подачи и
первая передача в
зону нападения
Упражнения для
овладения навыками
быстрых ответных
действий
Прыжковая и
силовая работа на
развитее точных
приемов и
передач
Чередование
технических приемов
в различных
сочетаниях
Прием подачи и
первая передача в
зону нападения
Чередование
технических приемов
в различных
сочетаниях
Челночный бег
3x10 м, 5x10 м
Встречная эстафета с
мячом
Верхняя прямая
подача
Прыжки в высоту с
прямого разбега.
Развитие
скоростно-силовых
качеств
Упражнения для
развития навыков
быстроты ответных
действий,
прыгучести
Тестирование по

Педагогическое
наблюдение
Открытый урок
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Педагогическое
наблюдение

Тестирование
23

февраля

часть

64

2 неделя
февраля

Практическая
часть

1

65

2 неделя
февраля

Практическая
часть

1

66

2 неделя
февраля

Практическая
часть

1

67

3 неделя
февраля

Практическая
часть

1

68

3 неделя
февраля

Практическая
часть

1

69

3 неделя
февраля

Практическая
часть

1

70

4 неделя
февраля

Практическая
часть

1

71

4 неделя
февраля

Практическая
часть

1

72

4 неделя
февраля

Практическая
часть

1

73

1 неделя
марта
1 неделя
марта

Практическая
часть
Практическая
часть

1

74

1

ОФП. Передача мяча
в парах, над собой
Прием подачи и
Тестирование
первая передача в
зону нападения
Развитие общей
Оценка
выносливости.
технической
Подвижные игры
подготовленности
Тестирование
Упражнения для
Тестирование
развития качеств,
необходимых при
выполнении приема
и передач
Совершенствование
Педагогическое
передачи мяча
наблюдение
сверху в парах,
тройках, со стенкой
Чередование
Открытый урок
тактических
действий
в нападении и защите
Развитие
Тестирование
выносливости.
Подвижные игры
Упражнения для
Оценка
развития качеств,
технической
необходимых при
подготовленности
выполнении приема
Тестирование
и передач.
Отбивание мяча
Педагогическое
кулаком через сетку
наблюдение
в прыжке, после
перемещения
Многократное
Педагогическое
выполнение
наблюдение
технических приемов
Нагрузка и отдых
Тестирование
Прыжки в высоту с
прямого разбега.
Развитие
скоростно-силовых
качеств

Педагогическое
наблюдение

24

1 неделя
марта
2 неделя
марта

Практическая
часть
Практическая
часть

1

77

2 неделя
марта

1

78

2 неделя
марта

Просмотр
учебного
фильма
Практическая
часть

79

3 неделя
марта

Практическая
часть

1

80

3 неделя
марта

Практическая
часть

1

81

3 неделя
марта

Практическая
часть

1

82

1 неделя
апреля

Практическая
часть

1

83

1 неделя
апреля

Практическая
часть

1

84

1 неделя
апреля

Практическая
часть

85

2 неделя
апреля

Практическая
часть

1

86

2 неделя
апреля

Практическая
часть

1

75
76

1

1

Подвижная игра
«Два капитана»
Отбивание мяча
кулаком через сетку
в прыжке,после
перемещения
Развитие
выносливости.
Подвижные игры
Прыжковая и
силовая работа на
развитее точных
приемов и
передач
Подачи мяча в стену
– расстояние 6-9 м,
через сетку
Прием подачи и
первая передача в
зону нападения
Развитие
выносливости.
Подвижные игры

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Тестирование

Упражнения для
Педагогическое
развития качеств,
наблюдение
необходимых при
выполнении приема
и передач
Подачи мяча в стену
Открытый урок
– расстояние 6-9 м,
через сетку
Многократное
Тестирование
выполнение
технических приемов
Метание малого
Оценка
мяча с места в стенку
технической
или щит в цель, на подготовленности
дальность
Отбивание мяча
Педагогическое
кулаком через сетку
наблюдение
в прыжке, после
перемещения
25

87

2 неделя
апреля

Практическая
часть

1

88

3 неделя
апреля

Практическая
часть

1

89

3 неделя
апреля

Практическая
часть

1

90

3 неделя
апреля

Практическая
часть

1

91

4 неделя
апреля

Практическая
часть

1

92

4 неделя
апреля

Практическая
часть

1

93

4 неделя
апреля

Практическая
часть

1

94

1 неделя
мая

Практическая
часть

1

95

1 неделя
мая

Практическая
часть

1

96

1 неделя
мая

Просмотр
учебного
фильма

1

97

2 неделя
мая

Практическая
часть

1

98

2 неделя
мая

Практическая
часть

1

99

2 неделя

Практическая

1

Выбор места для
выполнения
второй передачи у
сетки, для подачи
Блокирование
одиночное. Прием
сверху, снизу двумя
руками
Вторая передача из
зоны 3 на точность в
зоны по заданию
Индивидуальные
действия при
страховке партнера
Прыжки в высоту с
прямого разбега.
Развитие скоростносиловых качеств
Прыжковая и
силовая работа на
развитее точных
приемов и передач
Групповые
взаимодействия
игроков
Индивидуальные
действия: выбор
способа приема
мяча от соперника
Основы техники и
тактики игры
волейбол
Прыжки в высоту с
прямого разбега.
Развитие скоростносиловых качеств
Стойки и
перемещения –
совершенствование,
перекаты, падения
Взаимодействие
игроков при первой
и второй передачах
Прыжки в высоту с

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Тестирование

Оценка
технической
подготовленности
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Открытый урок
Тестирование
26

мая

часть

100

3 неделя
мая

Практическая
часть

1

101

3 неделя
мая

Практическая
часть

1

102

3 неделя
мая

Практическая
часть

1

103

4 неделя
мая

Практическая
часть

1

104

4 неделя
мая

Практическая
часть

1

105

4 неделя
мая

Практическая
часть

1

Итого:

105

прямого разбега.
Развитие скоростносиловых качеств
Групповые
Оценка
взаимодействия
технической
игроков
подготовленности
Взаимодействие
Беседа
игроков при приемах
подачи и передачи
Взаимодействия
Педагогическое
игроков задней и
наблюдение
передней линии при
первой передаче
Групповые действия:
Тестирование
взаимодействие
игроков при приеме
мяча
Подготовительные
Творческий
игры: «Два мяча
отчет
через сетку» с
различными
заданиями
Подготовительные
Творческий
игры:
отчет
эстафеты с
перемещениями и
передачами

Календарный учебный график
на учебный год
(2-ой год обучения, 105 час)
№
п/п

1

2

Сроки
проведения
занятий
2 неделя
сентября
2 неделя
сентября

Форма
занятия

Часы

Тема

Форма
контроля

Просмотр
учебного
фильма
Просмотр
учебного

1

Инструктаж по технике
безопасности при
занятиях на стадионе
Инструктаж по технике
безопасности при

Анкетирование

1

Тестирование
27

фильма
3

2 неделя
сентября

Практическая
часть

1

4

3 неделя
сентября

Практическая
часть

1

5

3 неделя
сентября

Практическая
часть

1

6

3 неделя
сентября

Практическая
часть

1

7

4 неделя
сентября

1

8

4 неделя
сентября

Просмотр
учебного
фильма,
практикум
Практическая
часть

9

4 неделя
сентября

Практикум

1

10

5 неделя
сентября
5 неделя
сентября
5 неделя
сентября

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

13

1 неделя
октября

Практическая
часть

1

14

1 неделя
октября
1 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть

1

2 неделя
октября

Практикум

1

11
12

15

16

1

1
1

1

занятиях в игровом
зале
Передачи мяча в парах
наброшенного
партнером
Сочетание
перемещений и
технических приемов
Передачи мяча в
треугольнике
Развитие скоростносиловых качеств
Нижняя прямая подача
в стену – расстояние
6-9 м
Прием мяча снизу
двумя руками
наброшенного
партнером
Прием мяча снизу
направленного ударом
(расстояние 3-6 м)
Встречная передача
мяча вдоль сетки и
через сетку
Развитие основных
физических качеств
Прием мяча снизу во
встречных колоннах
История развития
волейбола. Развитие
ловкости, координации
Взаимодействие
игроков при первой
передаче игроков зон
3, 4 и 2
Нижняя прямая подача.
Развитие силы
Прием сверху двумя
руками в парах
направленного ударом
Выбор места при
приеме нижней и
верхней подачи

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
28

2 неделя
октября
2 неделя
октября
3 неделя
октября
3 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть
Практикум

1

Практическая
часть

1

21

3 неделя
октября

Практическая
часть

1

22

4 неделя
октября
4 неделя
октября
4 неделя
октября
5 неделя
октября
5 неделя
октября
5 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

2 неделя
ноября
2 неделя
ноября

Практическая
часть
Практическая
часть

1

30

2 неделя
ноября

Практическая
часть

1

31

3 неделя
ноября
3 неделя
ноября

Практическая
часть
Просмотр
учебного
фильма,
практикум
Практическая
часть
Практическая

1

17
18
19
20

23
24
25
26
27

28
29

32

33
34

3 неделя
ноября
4 неделя

1
1

1
1
1
1
1

1

1

Прием нижней прямой
подачи
Развитие основных
физических качеств
Развитие основных
физических качеств
Выбор места для
второй передачи,
верхней прямой подачи
Гигиенические знания,
умения и навыки
Восстановительные
мероприятия
Круговая тренировка
Место и роль ФК в
современном обществе
Чередование верхней и
нижней подачи мяча
Чередование верхней и
нижней подачи мяча
Командная игра
Восстановительные
мероприятия
Круговая тренировка
Психологическая
подготовка.
Передачи мяча в парах
в сочетании с
перемещениями
Вводное тестирование
по ОФП
Вводное тестирование
по СФП

1

Командная игра

1

Прием мяча снизу во

тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Педагогическое
наблюдение

Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
29

ноября
4 неделя
ноября
4 неделя
ноября
5 неделя
ноября

часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

38

5 неделя
ноября

Практическая
часть

1

39

5 неделя
ноября

1

40

1 неделя
декабря

Просмотр
учебного
фильма
Практическая
часть

41

1 неделя
декабря

Практическая
часть

1

42

1 неделя
декабря

Практическая
часть

1

43

2 неделя
декабря
2 неделя
декабря
2 неделя
декабря
3 неделя
декабря

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

47

3 неделя
декабря

Практическая
часть

1

48

3 неделя
декабря

Практическая
часть

1

49

4 неделя
декабря

Практическая
часть

1

35
36
37

44
45
46

1
1
1

1

1
1
1

встречных колоннах
Прием мяча после
подачи
Развитие специальных
физических качеств
Прием подачи и первая
передача в зону
нападения
Развитие взрывной
силы ног. Отбивание
мяча кулаком в прыжке
«на сторону
соперника»
Развитие основных
физических качеств

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Прием снизу в стену и
Педагогическое
над собой поочередно и
наблюдение
многократно
Нападающий удар
Педагогическое
наброшенного
наблюдение
партнером
Подача в пределы
Педагогическое
площадки из-за
наблюдение
лицевой линии
Первенство школы по
Открытый урок
волейболу
Первенство школы по
Педагогическое
волейболу
наблюдение
Первенство школы по
Педагогическое
волейбол
наблюдение
Передачи мяча с
Педагогическое
изменением высоты и
наблюдение
направления
Строение и функции
Педагогическое
человека. Развитие
наблюдение,
скоростно-силовых
тестирование
качеств
Развитие быстроты.
Тестирование
Учебно-тренировочная
игра
Соревнование на
Оценка
большее количество
технической
подач без промаха
подготовленности
30

50

4 неделя
декабря

Практическая
часть

1

51

4 неделя
декабря

Практическая
часть

1

52

2 неделя
января
2 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть

1

2 неделя
января
3 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть

1

3 неделя
января
3 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть

1

58

4 неделя
января

Практическая
часть

1

59

4 неделя
января

Практическая
часть

1

60

4 неделя
января

Практическая
часть

1

61

1 неделя
февраля
1 неделя
февраля

Практическая
часть
Практическая
часть

1

63

1 неделя
февраля

Практическая
часть

1

64

2 неделя
февраля

Практическая
часть

1

53

54
55

56
57

62

1

1

1

1

Нападающий удар из
зоны 4 с передачей из
зоны 3
Вторая передача из
зоны 3 игроку, к
которому передающий
обращен спиной
Развитие основных
физических качеств
Подача на игрока слабо
владеющего приемом
подачи
Расстановка игроков
при приеме подачи
Выбор места для
приема нижней прямой
подачи
Верхняя прямая подача
мяча
Выбор места для
второй передачи при
верхней прямой подачи
мяча
Отбивание мяча
кулаком в прыжке «на
сторону соперника»
Развитие скоростносиловых качеств.
Восстановительные
мероприятия
Прием мяча после
подачи.
Развитие быстроты
Круговая тренировка

Педагогическое
наблюдение,
тестирование
Педагогическое
наблюдение

Нападающий удар из
зоны 4 с передачи из
зоны 3
Индивидуальные
действия при обманной
передаче
Командная игра.
Психологическая
подготовка

Педагогическое
наблюдение

Открытый урок
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Тестирование
Тестирование

31

65

2 неделя
февраля

Практическая
часть

1

66

2 неделя
февраля

Практическая
часть

1

67

3 неделя
февраля

Практическая
часть

1

68

3 неделя
февраля
3 неделя
февраля

Практическая
часть
Практическая
часть

1

70

4 неделя
февраля

Практическая
часть

1

71

4 неделя
февраля
4 неделя
февраля
1 неделя
марта
1 неделя
марта

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

75

1 неделя
марта

Практическая
часть

1

76

2 неделя
марта

Практическая
часть

1

77

2 неделя
марта

1

78

2 неделя
марта

Просмотр
учебного
фильма
Практическая
часть

69

72
73
74

1

1
1
1

1

Выбор способа приема
Оценка
мяча от подачи (сверху
технической
от нижней, снизу от
подготовленности
верхней)
Выбор способа приема
Тестирование
мяча, посланного через
сетку соперником
(сверху, снизу)
Нападающий удар из
Педагогическое
зоны 2 с передачи
наблюдение
зоны 3
Судейская практика
Открытый урок
Соревнование на
большее количество
подач без промаха, из
числа заданных
Круговая тренировка

Тестирование

Оценка
технической
подготовленности
Специальная
Педагогическое
физическая подготовка
наблюдение
Круговая тренировка
Педагогическое
наблюдение
Развитие силы.
Тестирование
Верхняя прямая подача
Развитие прыгучести.
Педагогическое
Передача в тройке на
наблюдение
одной линии в зонах 43-2
Развитие ловкости,
Педагогическое
координации.
наблюдение
Встречная передача
вдоль сетки и через
сетку
Основы спортивного
Тестирование
питания.
Развитие взрывной
силы
Развитие быстроты.
Педагогическое
Передачи мяча во
наблюдение
встречных колоннах
Развитие
Тестирование
выносливости.
32

Передача в тройке на
одной линии в зонах
2-3-4, 6-3-2
Развитие прыгучести.
Восстановительные
мероприятия
Развитие гибкости.
Судейская практика

79

3 неделя
марта

Практическая
часть

1

80

3 неделя
марта

Практическая
часть

1

81

3 неделя
марта
1 неделя
апреля

Практическая
часть
Практическая
часть

1

Нижняя прямая подача

1

83

1 неделя
апреля

Практическая
часть

1

84

1 неделя
апреля

Практическая
часть

85

2 неделя
апреля

Практическая
часть

1

86

2 неделя
апреля

Практическая
часть

1

87

2 неделя
апреля

Практическая
часть

1

88

3 неделя
апреля

Практическая
часть

1

89

3 неделя
апреля

Практическая
часть

1

90

3 неделя
апреля

Практическая
часть

1

91

4 неделя
апреля

Практическая
часть

1

Развитие координации. Педагогическое
Прием мяча после
наблюдение
подачи
Развитие спец.силы
Педагогическое
Восстановительные
наблюдение
мероприятия
Развитие силы. Подача
Тестирование
в пределы площадки
из-за лицевой линии
Передачи мяча с
Оценка
изменением высоты и
технической
направления
подготовленности
Прием снизу в стену и
Педагогическое
над собой поочередно и
наблюдение
многократно
Строение и функции
Педагогическое
организма человека.
наблюдение
Развитие силы
Развитие прыгучести.
Тестирование
Нападающий удар по
мячу, подброшенному
партнером
Развитие
Педагогическое
выносливости.
наблюдение
Нижняя прямая подача
подряд 15-20 попыток
Требования к
Педагогическое
спортивной
наблюдение
экипировке. Командная
игра
Встречная передача в
Тестирование
прыжке в зонах
3-4; 3-2; 2-3

82

Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование

33

92

4 неделя
апреля

Практическая
часть

1

Развитие скоростносиловых качеств.
Восстановительные
мероприятия
Развитие координации.
Нападающий удар из
зоны 4 с передачи из
зоны 3
Верхняя прямая подача

Педагогическое
наблюдение

93

4 неделя
апреля

Практическая
часть

1

94

1 неделя
мая
1 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть

1
1

Медицинское
обследование

1

Развитие скоростносиловых качеств

2 неделя
мая

Просмотр
учебного
фильма
Практическая
часть

Оценка
технической
подготовленности
Тестирование

96

1 неделя
мая

97

1

2 неделя
мая
2 неделя
мая
3 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

1

Развитие гибкости.
Нападающий удар по
мячу, подброшенному
партнером
Командная игра

98

101

3 неделя
мая

Практическая
часть

1

102

3 неделя
мая
4 неделя
мая
4 неделя
мая
4 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Итого:

1

95

99
100

103
104
105

1
1

1
1
1

Восстановительные
мероприятия
Развитие скоростносиловых качеств
Развитие быстроты.
Прием мяча снизу в
парах, направленного
ударом
Развитие скоростносиловых качеств
Восстановительные
мероприятия
Итоговая игра в
волейбол
Подведение итогов

Тестирование

Тестирование

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Творческий
отчет
Творческий
отчет

105

Приложение 2
Контрольные нормативы для групп начальной подготовки
34

Минимальное количество баллов – из 4 предметных областей: ОФП-12;
СФП-6; ТиМФКиС-1.
Содержание и методика контрольных испытаний
№ Контрольные
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
нормативы
Предметная область «Общая физическая подготовка»
1
Длина тела
139
142
146
151
157
2
Бег 30 м/сек
6.6
6.4
6.2
6.0
5.9
3
Бег 5х6 сек
13.0
12.9
12.7
12.6
12.2
4
Прыжок в
135
140
143
153
165
длину
Предметная область «Специальная физическая подготовка»
5
Прыжок вверх с
12
13
15
18
20
места
6
Метание
12
14
16
18
20
теннисного
мяча стоя
Предметная область «Избранный вид спорта»
7
Верхняя
2
4
6
8
10
передача мяча
за 1 мин
8
Нижняя
2
4
6
8
10
передача мяча
за 1 мин
1. Физическое развитие. Обследование физического развития
производится по общепринятой методике биометрических измерений.
2. Физическая подготовка.
Бег 30 м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт
высокий( «стойка волейболиста»).
Бег 5Х6м. На расстоянии 6 м ставятся две фишки - стартовая и
контрольная. По звуковому сигналу учащийся бежит, преодолевая
расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении
обе ноги испытуемого должны пересечь линию. Испытуемый должен
коснуться фишки рукой.
Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами (блок). Для
этой цели применяется приспособление конструкции В. М. Абалакова
«косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего
центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться приземляться за
пределами квадрата 50 х 50см. Число попыток –две.
Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны
соблюдаться единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей
ступне. При прыжке с места - со взмахом рук). Из двух попыток
учитывается лучший результат.
35

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до
ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток
учитывается лучший результат.
Метание теннисного мяча.
Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди. Держа мяч в руке учащийся
выполняет замах и бросок мяча вверх-вперед. Две попытки. Поднимая мяч
вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед.
3.Волейбол. Техническая подготовка
Верхняя передача мяча в ограниченном пространстве.
Ориентировочными конусами определяется квадрат 3х3. Испытуемый
должен выполнить верхнюю передачу мяча высотой не менее 1 метра в
высоту за одну минуту. Засчитывается наибольшее количество передач без
потерь мяча, не выходя за пределы квадрата.
Нижняя передача мяча. Ориентировочными конусами определяется
квадрат 3х3. Испытуемый должен выполнить нижнюю передачу мяча
высотой не менее 1 метра в высоту за одну минуту. Засчитывается
наибольшее количество передач без потерь мяча, не выходя за пределы
квадрата. При наличии места нижняя передача выполняется в стену
(коридор 2х2).
Теория и методика физической культуры и спорта
При оценивании теоретических знаний по Теории и методике
физической культуры и спорта учитываются такие показатели: глубина,
полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к
конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются метод опроса обучающихся.
4.Вопросы к проверке знаний теории и методики физической
культуры и спорта
История возникновения волейбола.
Режим труда и отдыха волейболиста.
Требования техники безопасности при занятиях волейболом.
Особенности личной гигиены спортсмена.
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
За ответ, в
За тот же ответ, За ответ, в котором За ответ,
За незнание
котором
если в нем
отсутствует
В котором
материала
обучающийся содержатся
логическая
имеются
программы
демонстрирует небольшие
последовательность, значительные
глубокое
неточности и
имеются пробелы в пробелы в
понимание
незначительные знании материала,
знаниях
сущности
ошибки
нет должной
материала;
аргументации и
логично
умения
его излагает,
использовать
используя в
знания
деятельности
на практике
36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».