Театральная студия «ГАЛЕРКА»

Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
2.Организационные условия реализации программы…………………………………………7
3.Учебный план…………………………………………………………………………………..9
4.Содержание учебного плана…………………………………………………………………..10
5.Планируемые результаты……………………………………………………………………..15
6.Методические условия реализации программы……………………………………………..17
7.Список литературы………………………………………………………………………….....20
Приложение 1. Календарный учебный график………………………………………………...22

2

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Театральная
студия
«ГАЛЕРКА»»
(далее - программа) разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(Задача № 5 (б) абзац 2);
Концепция развития дополнительного образования
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

детей

(Распоряжение

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Устав и другие локальные нормативные акты Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 66 г.
Екатеринбурга (далее – МАОУ СОШ № 66).
Программа разработана на основе методических рекомендаций Концепции
художественного образования в РФ, Федеральный компонент государственного стандарта
Искусство. М., 2005.
Направленность программы: художественная.
Дополнительная
образовательная
программа
относится
к
программам
художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей,
носит ярко выраженный креативный характер, предусматривает возможность творческого
самовыражения, импровизации.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы
Возникшая в XX в. и построенная на принципах коммерциализации, тиражирования,
стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без
успеха поглощает и выдаёт высшие образцы культурной деятельности человечества за
свои. Происходит постоянная подмена смыслов. Чтобы не потеряться в потоке этих
трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.

3

И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая
художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора:
высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.
Актуальность театра как неотъемлемой части художественносценического
творчества в культурной жизни детей и юношества заключается в следующем:
 При помощи театрализованных представлений, спектаклей, постановок,
происходит удовлетворение культурных потребностей.
 Путем разного рода театрализации может проводиться учебный процесс в том или
ином необходимом для получения знаний ракурсе с наибольшим положительным
результатом.
 В ходе просмотров театрализованных зрелищ возникает катарсис, необходимый
каждому человеку. Сопереживание зрителей заставляет на время забыть все, что их
угнетает и тревожит.
 Занятия театральным искусством помогают пополнять интеллектуальный багаж и
дают почву для реализации творческого потенциала.
Новизна программы. В рамках модернизации российского образования (в
частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические
установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и
неэффективности:
 смещение акцентов с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию
и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по
направлению деятельности;
 содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования;
 усовершенствование структуры образовательного процесса за счет внедрения комплекса
интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь,
сценическое движение, грим;
 изменение подходов к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом
возрастных особенностей).
Программа основывается на принципах природосообразности, коллективности,
культуросообразности, патриотической направленности, проектности, диалога культур,
поддержки самоопределения обучающихся.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного
творчества обучающихся должен основываться на научном понимании взаимосвязи
естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития
природы и человека, воспитывать обучающихся сообразно полу и возрасту, а также
формировать у них ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество
обучающихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и
строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур,
специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не
противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип коллективности в художественном творчестве предполагает, что
художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых коллективах
4

различного типа, даёт обучающимся опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с
окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания,
эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация
обучающихся и их развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и
обучающихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен
эстетическими ценностями; ценностями, свойственными субъектам образования как
представителям различных поколений и субкультур; совместное продуцирование
художественных ценностей. Диалогичность воспитания требует искренности и взаимного
понимания, признания и принятия.
Принцип
патриотической
направленности предусматривает
обеспечение
субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами
России, российской культурой (в том числе художественной). Реализация принципа
патриотической направленности в программе предполагает использование эмоционально
окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических
явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование
переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» обучающихся в самостоятельное
проектное действие. Он может программировать свои шаги, может составлять план
исполнения. Художественные проекты обучающихся реализуются в обстановке, близкой к
музыкальному или драматическому театру, и могут быть поняты благодаря следующим
ценностным аспектам: эстетизм, ориентированность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная
доминанта — соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия;
креативность, значимость порождения чего-то качественно нового, отличающегося
неповторимостью, оригинальностью (своеобразием, незаурядностью) и общественноисторической уникальностью.
Принцип диалога культур в программе в сфере художественного творчества
предполагает:
- понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур о
своей судьбе, своей жизни, о своём счастье в мире людей;
- рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных
подростков с поколениями предшествующих эпох;
- рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога
культур всех участников коллектива;
- рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества
как полилога между авторами и исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.
Принцип поддержки самоопределения обучающихся. Самоопределение в
художественном творчестве — процесс формирования личностью собственного
осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности.
5

Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у
обучающихся служат обострённость восприятия эстетического и возрастная
сензитивность к самоопределению. Приобретение обучающимися опыта самоопределения
происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия,
переживания, понимания, создания художественных текстов и реальности как
художественного текста.
Основная идея программы состоит в том, что художественная деятельность
обучающихся нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание
подростков, а уже потом — на развитие специальных предметных компетенций
художественного творчества (актёрское мастерство и т. д.).
Театр - позволяет вывести обучающихся на проблему управления социокультурным
пространством своего существования за счёт таких инструментов как сценирование,
режиссура социальных игр, осуществить испытания любого предположения при помощи
опытной проверки, подтверждающей очевидность фактов.
Использование этих синтетических видов самодеятельного творчества позволяет
обеспечить многофункциональность участия обучающихся в коллективной деятельности
(роли актёров, художников, режиссёров, операторов, осветителей, организаторов).
Цель программы — введение в мир театрального искусства, обучение элементам
актерского мастерства, развитие личности и раскрытие творческого потенциала
обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
- расширение общего и художественного кругозора обучающихся подростковых классов,
общей и специальной культуры;
- обогащение эстетических чувств и развитие у обучающихся художественного вкуса.
Развивающие:
- развитие умений ориентироваться в жизненных ситуациях;
- развитие у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности,
зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания,
находчивости, иных личностных качеств, способствующих формированию способности
«прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями
межличностного взаимодействия.
Воспитательные:
- воспитание дисциплины и ответственности за свое поведение в жизни;
- выработка культуры поведения и этикета;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с
другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного
взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.
Формы занятий.
 Базовые формы занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.
6

 Репетиционные занятия— основная форма подготовки (под руководством или с
участием педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен
путём многократных повторений (целиком и частями).
 Постановочные занятия — творческий процесс создания эстрадного
представления, который осуществляется педагогом совместно с художником,
хореографом.
 Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа —
специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом
мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция — представление,
демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.
Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какойлибо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
 Художественное образовательное событие — акт художественного творчества,
выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и
воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен
встречей с читателем (зрителем), с отношением последнего к авторскому произведению.
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей и подростков 8-17 лет. Продолжительность
реализации дополнительной образовательной программы три года.
В театральную студию принимаются дети с 8 лет по интересу, без предъявления
специальных требований.
Зачисление в кружок производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих, с
представлением медицинской справки о возможности занятий данным видом
деятельности.
На первом году обучения формируется две возрастные группы (младшего возраста 8
–9 лет, старшего возраста 10-12 лет).
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам,
индивидуально.
Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий
проведения образовательного процесса, согласно требованиям СанПиНа и составляет:
1 год обучения – 12-15 человек;
2 год обучения – 12 –15 человек;
3 год обучения – 12 –15 человек.
Программа прописана на три года. Последующие годы обучение ведется по
программе третьего года с углублением и расширением полученных знаний.
Программа разноуровневая, т.е. программа предоставляет всем обучающимся
возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития, предполагает
реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных
уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и
стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы:
1-ый год обучения – стартовый уровень;
2-ой годы обучения – стартовый уровень;
3-ий год обучения – базовый уровень.
7

Программа носит развивающий характер. Эффективность реализации программы
оценивается
по
показателям
сравнительного
личностного
роста
ребенка:
интеллектуального, эмоционального, социального, психологического, творческого.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год – в начале и в конце обучения.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими
принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее
обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и
активности, доступности, прочности, наглядности.
Организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые,
индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных
праздниках и конкурсах.
На
теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются
теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического
наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются
практическим показом самим педагогом, даются основы актерского мастерства, культуры
речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время
занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все
участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
С первого года занятий необходимо проведения индивидуальной работы с
обучающимися различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов,
устранение дефектов речи и т.п.; для других – дальнейшее развитие природных задатков.
На индивидуальных занятиях работа проводиться с обучающимися в количестве от
1 до 3 человек.
Сводные занятия. Для успешной реализации программы предусматриваются также
проведение сводных занятий, преследующих своей целью объединение в совместной
деятельности групп разного года обучения.
Педагогический мониторинг. Методами мониторинга являются анкетирование,
интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия. Программой предусмотрены
наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляемые в ходе
проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные
позволяют педагогу лучше узнать обучающихся, проанализировать межличностные
отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению
коллектива, пробудить желание организовать взаимопомощь друг другу. Основные
формы контроля: педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности, психологопедагогическая диагностика (творческие и коммуникативные способности обучающихся,
самооценка, социальнопсихологический климат в коллективе).

8

Учебный план
(1-ый год обучения)
№
п\п

Название раздела, темы
всего

Кол-во часов
теория практика

1.
2.

Вводное занятие
Театральная игра

3
69

3
6

63

3.
4.

Культура и техника речи
Ритмопластика

48
42

6
-

42
42

5.

Основы театральной культуры

24

4

20

6.

Индивидуальная работа

12

1

11

7.

Просмотрово-информационный
раздел

9

3

6

207

23

184

Итого:

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.
Творческий отчет
Взаимоконтроль
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль
Самоконтроль.
Творческий отчет
Педагогическое
наблюдение.
Самостоятельное
задание
Анализ
деятельности.
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
(1-ый год обучения)
1. Вводное занятие



Решение организационных вопросов.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Театральная игра





Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного
внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов.
Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды
на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Диагностика творческих способностей обучающихся.

3. Культура и техника речи

9



Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг
правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в
движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над
стихотворением и басней.

4. Ритмопластика


Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Развитие свободы и выразительности телодвижений.

5. Основы театральной культуры


Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре

6. Индивидуальная работа


Работа над словом. Отработка отдельных этюдов.
недостатков.

Устранение дикционных

7. Просмотрово-информационный



Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
Подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ
обучающегося.

успехов

каждого

* Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов
деятельности программы.
Учебный план
(2-ой год обучения)
№
п\п

Название раздела, темы
всего

Кол-во часов
теория практика

1.
2.

Вводное занятие
Театральная игра

3
69

3
9

60

3.
4.

Культура и техника речи
Ритмопластика

36
33

8
5

28
28

5.

Основы театральной культуры

24

10

14

6.

Работа над спектаклем

42

6

36

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.
Творческий отчет
Взаимоконтроль
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль
Самоконтроль.
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчет
Самостоятельное
задание
10

Итого:

207

41

156

Содержание учебного плана
(2-ой год обучения)
1. Вводное занятие



Решение организационных вопросов.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Театральная игра

Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на
сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры.
Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом.
Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие
внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.
3. Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг
правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в
движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок.
Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
4. Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации.
Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения,
направленные на освоение пространства и создание образа.
5. Основы театральной культуры
Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды
театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии.
Правила поведения в театре.
6. Работа над спектаклем
Репетиционные занятия - работа над спектаклем:
1 этап – Ознакомительный
Задачи:
1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
3. Распределить роли персонажей между детьми
11

2 этап - Репетиционный
Задачи:
1. Научить детей репетировать сказку по частям
2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать
их последовательность.
3. Развить навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Задачи:
1.
2.
3.

Научить обучающихся соединять мизансцены спектакля воедино и чувствовать ритм
спектакля
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой обучающихся.

4 этап - Генеральная репетиция
Задача: Определить временные характеристики спектакля, выполнить художественное
редактирование спектакля.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
Подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося.
Учебный план
(3-ий год обучения)
№
п\п

Название раздела, темы
всего

Кол-во часов
теория практика

1.
2.

Вводное занятие
Основы актерского мастерства

3
48

3
6

42

3.
4.

Театральный словарь
Сценическая речь

12
30

6
3

6
227

5.

Пластика

18

6.

Работа над спектаклем

69

7.

Творческие сюрпризы

9

18

6

63

9

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Самоконтроль
Творческий отчет
Взаимоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Самоконтроль
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчет
Самостоятельное
задание
Анализ
12

8.

Индивидуальная работа

9

9.

Просмотрово-информационный
раздел

9

Итого:

207

9

3

41

6

деятельности
Педагогическое
наблюдение
Анализ
деятельности
Педагогическое
наблюдение
Анализ
деятельности
Педагогическое
наблюдение

156

Содержание учебного плана
(3-ий год обучения)
1. Вводное занятие
 Решение организационных вопросов.
 Инструктаж по технике безопасности.

2. Театральный словарь
 Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.

3. Основы актерского мастерства


Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и
групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные
и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.

4. Сценическая речь
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг
правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над
диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая
работа над стихотворением, басней.



5. Пластика
Система упражнений включает в себя:
 Яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным

телом.
 Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие.
 Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.

6.

Творческий сюрприз

• Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором
заложено фантазирование на свободную тему. В этом упражнении наиболее полно
13

проявляются личностные качества обучающихся, творческая индивидуальность каждого из
них.
Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки,
наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает обучающимся толчок к
самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного,
жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.
7. Работа над спектаклем
Репетиционные занятия - работа над спектаклем:
1 этап – Ознакомительный
Задачи:
1. Ознакомить обучающихся с содержанием произведения (пьесы).
2. Выявить персонажи произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
3. Распределить роли персонажей между обучающимися.
2 этап - Репетиционный
Задачи:
1. Ознакомить с репетицией сказки по частям.
2. Ознакомить с
понятием «Мизансцена», научить обучающихся работать над
мизансценами и запоминать их последовательность.
3. Развить навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Задачи:
1.
2.
3.
4.

Научить обучающихся соединять мизансцены спектакля воедино.
Научить обучающихся чувствовать ритм спектакля.
Воспитать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой обучающихся.

4 этап - Генеральная репетиция
Задачи: Выверить
отредактировать.

временные

характеристики

спектакля,

художественно

его

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
8. Индивидуальная работа с обучающимися


Подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам

9. Заключительное занятие

14

Летние задания, например: сюрприз на свободную тему; наблюдение; выбор басни или
литературного фрагмента для последующей работы с ним.
10. Просмотрово-информационный


Просмотр кинофильмов и их обсуждение, подведение итогов этапа обучения,
обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося.
Планируемые результаты

Определение степени творческого развития обучающихся проводится посредством
выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность,
фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх
раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.
К концу первого года занятий обучающийся должен:
Знать:










Что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств;
с чего зародился театр;
какие виды театров существуют;
кто создаёт театральные полотна (спектакли);
основные компоненты театра;
стили речи;
жанры;
виды памяти.

Иметь представление:




Об элементарных технических средствах сцены;
об оформлении сцены;
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Уметь:











Образно мыслить;
концентрировать внимание;
ощущать себя в сценическом пространстве;
показать индивидуальный или групповой этюд;
описать картины, возникающие перед внутренним взором;
построить цепочку из 3 – 5 ассоциаций на предложенную тему;
показать свои наблюдения за миром людей, животных, предметов;
описать эмоции, которые испытывает герой этюда или художественного
произведения;
обнаружить внутренние зажимы и помехи на пути к созданию и воплощению образа;
самостоятельно находить способы к устранению вышеуказанных помех и зажимов;
15





различать компоненты актерской выразительности;
фантазировать на заданную тему;
выполнять дыхательные и речевые упражнения.

Приобрести навыки:






Общения с партнером;
элементарного актёрского мастерства;
образного восприятия окружающего мира;
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители;
коллективного творчества.
В конце второго года занятий обучающийся должен:
Знать:










Что такое выразительные средства;
фрагмент как составная часть сюжета;
действенную формулу: исходное событие, конфликтная ситуация, финал;
приемы безопасности при работе с партнером, предметами;
жанры художественного слова;
типы внимания;
основные голосовые резонаторы;
звуковые образы.
Уметь:











Применять выразительные средства для выражения характера сцены;
фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать;
определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет;
понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса;
различить компоненты актерской выразительности;
раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
находить элементы характерного поведения персонажа;
сочинять и воплощать пластический образ в этюде;
производить действенный анализ текста.
Иметь понятие:






о рождении сюжета произведения;
о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния;
о сверхзадаче и морали в произведении;
о применении знаний, навыков и умений, полученных на занятиях по сценической
речи в самостоятельной работе над ролью.
Приобрести навыки:
16






Свободного общения с аудиторией, обучающимися;
выражения своей мысли в широком кругу оппонентов;
анализа последовательности поступков;
составлять логическую цепочку жизненного событийного ряда.
В конце третьего года занятий обучающийся должен:
Знать:















Историю театра;
жанры театра;
виды искусства;
основные театральные понятия;
основы гримировального искусства;
основы создания сценической постановки;
основы создания сценического образа с помощью грима;
штампы общения;
стили речи;
основные параметры анализа пьесы;
оценку факта и сценического действия;
основные принципы создания театральных декораций;
особенности звуковой и световой партитуры спектакля.
Уметь:













Снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную
систему при интенсивном обучении;
свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
свободно владеть своим телом как инструментом самовыражения;
работать над «белыми стихами»;
свободно владеть импровизационным конферансом;
моделировать и разрешать жизненные ситуации;
реализовывать себя в создании сценической постановки;
выявлять актерскую задачу;
самостоятельно работать над ролью;
самостоятельно проводить занятие и репетицию в группе;
отбирать простейшие физические действия при работе над ролью.
Приобрести навыки:







Освоения основ актерского мастерства на уровне своих индивидуальных
возможностей;
освоения культуры речи и движения на сцене и в жизни;
владения совместной деятельностью, установления эмоциональных контактов,
свободного общения,
использования сценической речи в публичных выступлениях;
изготовления реквизита и декораций;
17




владения организаторской работой в процессе создания сценической постановки;
владения творческими умениями, навыками памяти, внимания, образного мышления

Методические условия реализации программы
Типы занятий:







Комбинированный;
первичного ознакомления материала;
усвоение новых знаний;
применение полученных знаний на практике;
закрепления, повторения;
итоговое.

Формы организации учебного занятия:














Кружковое занятие;
Соревнование;
концерт;
экскурсия;
диспут;
творческий отчет;
круглый стол;
урок-лекция;
урок-репортаж;
урок-путешествие;
заочная экскурсия;
творческая мастерская;
урок-игра.
Программой предусматривается также:







Совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
посещение музеев, выставок;
творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
творческие конкурсы;
дни именинника т.п.
Формы работы с родителями:






Совместные праздники, творческие конкурсы;
родительские собрания;
консультации;
беседы;
18



открытые занятия.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем,
дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Образовательный процесс включает в себя:
Методы обучения:





репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее
решения):
Методы воспитания:






убеждение;
упражнение;
личный пример;
поощрение.
Все методы обучения реализуются различными средствами:

предметными - для полноты восприятия учебная
использованием наглядных пособий и технических средств;

работа

проводиться

с

практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание;
эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает
эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка
начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное
требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы
дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых,
желательно, чтобы они носили игровой характер.
Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературнохудожественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей,
театрализованных представлений.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы



театральные постановки;
игры;
19








открытые занятия;
концерты;
анкеты;
тесты;
фестивали;
конкурсы.
Материально - техническое обеспечение

Помещение для занятий:
1. Зал со сценой для проведения репетиций и показа творческих работ.
2. Учебный кабинет.
Приборы и оборудование:
1. Одежда для сцены
2. Элементы декораций: ширмы, кубы 50X50, столы, стулья, ткани.
3. Технические средства: музыкальный центр, усилительная аппаратура, микрофоны, свет,
компьютер, мультимедийная установка.
Костюмы:
Реквизит для этюдов, тренингов: гапитные и перчаточные куклы ,мячи, обручи, мягкие
игрушки и т.д
Список литературы
Для педагога:
1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.:
Речь, 2010. – 125 с.
2. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического
произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ “Я вхожу в мир
искусств”, 2012. - 144с.
3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,2009. –176 с.
4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.:
Баласс, 2014. – 48 с.
5. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.:
Просвещение. – 2008. – 176 с.
6. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2013. – 256 с.
7. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
8. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2008-2009 гг
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2009.-208
с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2012. – 168 с.
11. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного
возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 280 с.

20

12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.:
Литература, 2008. – 816 с.
13. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. –
2010. – 96 с.
14. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу
в мир искусств”), 2013. – 128 с.
15. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А. Ладыженская.
- М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2013. – 160 с.
16. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 2008. – 576 с.
17. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.:
ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2010. – 56 с.
18. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и
юношеских театров”), 2010. – 160 с.
19. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в
мир искусств”), 2008. - 192 с.
20. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и
юношеских театров”), 2008. – 160 с.
21. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008.
– 144 с.
22. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ
(“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
23. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2010.
– 144с.
24. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2017. – 224 с.
25. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и
подростками. - Спб.: Речь, 2017. – 144 с.
26. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2015. – 221 с.
30. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению
сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
31. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008.
– 176 с.
32. Холл Д. Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
33. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и
репертуар. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 160 с.
34. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 240с.
35. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2012. – 445с.
Для родителей:

1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. –
2010. – 96 с.
2. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 2008. – 576 с.

21

3. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –
Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
4. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2015. – 221 с.
6. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: УФактория, 2008. – 192 с.
Для детей:
1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.:
Баласс, 2014. – 48 с.
2. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл. / И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство
АСТ». –2012. – 445с.
Интернет ресурсы:
http://www.art-education.ru/AE-magazine/index.htm - Педагогика искусства;
http://vk.com/protheatre - Современный театр;
http://www.theatre-library.ru/ - Театральная библиотека Сергея Ефимова;
http://www.teatrbaby.ru/ - Театр – детям;
http://ssp.ioso.ru - Сам себе писатель;
http://www.klass-teatr.ru - Класс – ТЕАТР;
http://www.stihi.ru/ - Стихи;
http://biblioteka.portal-etud.ru - Театральный Этюд;
http://www.tabakovschool.ru - Московская театральная школа Олега Табакова

22

Приложение 1
Календарный учебный график
(1-ый год обучения)
№
п/п

Сроки
проведения
занятий

Форма
занятия

Часы

Тема

Форма
контроля

1.Вводное занятие (3 час)
1

2 неделя
сентября

Беседа

2

2 неделя
сентября

Практикум

3

3

3 неделя
сентября

Практикум

3

4

3 неделя
сентября
4 неделя
сентября
4 неделя
сентября
1 неделя
октября
1 неделя
октября
2 неделя
октября
2 неделя
октября
3 неделя
октября

Практикум

5
6
7
8
9
10
11

Введение. Знакомство.
Инструктаж по технике
безопасности. Решение
организационных вопросов
2.Театральная игра (69 час)
3

Анкетирование.
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

3

Знакомство с особенностями
любительских занятий
театром
Знакомство с особенностями
любительских занятий
театром
Игры на знакомство

Практикум

3

Игры на знакомство

Взаимоконтроль

Театральные
игры
Театральные
игры
Практикум

3

Массовые игры

3

Игры на развитие памяти

3

Игры на развитие памяти

Театральные
игры
Практикум

3

Практикум

3

Игры на развитие памяти
произвольного внимания
Игры на развитие памяти
произвольного внимания
Игры на развитие памяти
воображения

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

3

Педагогическое
наблюдение
Самоконтороль

23

Практикум

3

Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Практикум

3

Практикум

3

1 неделя
декабря
1 неделя
декабря

Упражнения

3

Артикуляционная гимнастика

Упражнения

3

Устранение дикционных
недостатков

27

2 неделя
декабря

3

Тренинг правильной дикции

28

2 неделя
декабря
2 неделя
января
3 неделя
января

Тренинг на
постановку
голоса
Упражнения

3

Дыхательные упражнения

Упражнения

3

Тренинг на
постановку
голоса
Тренинг на
постановку
голоса
Тренинг на
постановку
голоса

3

Развитие правильного
дыхания
Постановка речевого голоса

12
13
14

15
16

17
18

19
20
21

22
23
24

25
26

29
30

3 неделя
октября
4 неделя
октября
4 неделя
октября
5 неделя
октября
5 неделя
октября
2 неделя
ноября
2 неделя
ноября
3 неделя
ноября
3 неделя
ноября
4 неделя
ноября
4 неделя
ноября
5 неделя
ноября
5 неделя
ноября

31

3 неделя
января

32

4 неделя
января

3

3

3

3

Игры на развитие памяти
воображения
Игры на развитие
наблюдательности
Этюды на выразительность
жестов

Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

Этюды с воображаемыми
предметами
Этюды с заданными
обстоятельствами

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

Этюды с заданными
обстоятельствами
Этюды на эмоции и вежливое
поведение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Этюды на эмоции и вежливое
поведение
Знакомство с особенностями
сказки
Импровизация сказки по
заданным обстоятельствам

Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

Импровизация сказки по
заданным обстоятельствам
Сказкотерапия

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа

Диагностика творческих
способностей обучающихся
3.Культура и техника речи (48 час)

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа

3

Речевые приемы и их
применение

Практическая
работа

3

Речь в движении

Практическая
работа
24

33

4 неделя
января

34

5 неделя
января

35

5 неделя
января

36

1 неделя
февраля

37

1 неделя
февраля
2 неделя
февраля
2 неделя
февраля

38
39

40

3 неделя
февраля

Тренинг на
постановку
голоса
Тренинг на
постановку
голоса
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг на
постановку
голоса
Практикум

3

Искусство диалога

Педагогическое
наблюдение

3

Ролевое чтение

Педагогическое
наблюдение

3

Искусство монолога

Педагогическое
наблюдение

3

Техника чтения монологов

Педагогическое
наблюдение

3

Работа над стихотворением

Практикум

3

Работа над басней

Тренинг на
постановку
голоса
Практикум

3

Работа над прозой

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

3

Работа над прозой

Практическая
работа

4.Ритмопластика (42 час)
41
42
43

3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля

44

1 неделя
марта

45

1 неделя
марта
2 неделя
марта
2 неделя
марта

46
47

48
49

3 неделя
марта
3 неделя
марта

Семинарпрактикум
Этюды

3

Понятие ритмопластики

3

Коммуникативные игры

Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Самостоятельная работа
Театральные
игры
Тренинг
актерского
мастерства
Самостоятельная работа
Театральные
игры

3

Коммуникативные
упражнения

3

Ритмические игры

3

Ритмические упражнения

3

Музыкальные игры

3

Музыкальные игры

3

Музыкальные упражнения

3

Коммуникативные,
ритмические, музыкальные,
пластические игры и
упражнения
Коммуникативные,
ритмические, музыкальные,
пластические игры и
упражнения
Развитие свободы и
выразительности
телодвижений

50

4 неделя
марта

Тренинг
актерского
мастерства

3

51

4 неделя
марта

Тренинг
актерского
мастерства

3

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Самоконтроль
Практическая
работа
Практическая
работа
Самоконтроль
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
25

52

1 неделя
апреля

53

1 неделя
апреля

54

2 неделя
апреля

55

2 неделя
апреля

Семинарпрактикум

3

56

3 неделя
апреля

57

3 неделя
апреля
3 неделя
апреля
4 неделя
апреля
4 неделя
апреля
5 неделя
апреля
1 неделя
мая

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

58
59
60
61
62

63
64
65
66

1 неделя
мая
2 неделя
мая
2 неделя
мая
3 неделя
мая

Тренинг
актерского
мастерства
Самостоятельная работа

Развитие свободы и
выразительности
телодвижений
3
Развитие свободы и
выразительности
телодвижений
Самостоя3
Развитие свободы и
тельная работа
выразительности
телодвижений
5.Основы театральной культуры (24 час)
3

Практическая
работа
Самоконтроль

Самоконтроль

3

Зарождение театрального
искусства на заре
человечества
Театральная игра

3

Театральная игра

Взаимоконтроль

Семинарпрактикум
Семинарпрактикум
Практическая
работа
Семинарпрактикум
Практикум

3

Искусство декорации

Беседа

3

Изготовление декораций

3

Изготовление декораций

Этюды

3

Отработка отдельных этюдов

Этюды

3

Отработка отдельных этюдов

Этюды

3

Репетиция миниатюры
«Воспитание»
Репетиция миниатюры
«Воспитание»

Искусство музыкального
оформления
3
Искусство музыкального
оформления
6. Индивидуальная работа (12 час)
3

Тренинг
3
актерского
мастерства
7. Просмотрово-информационный раздел (9 час)

67

3 неделя
мая

Поход в театр

3

68

4 неделя
мая
4 неделя
мая

Поход в театр

3

Самостоятельн
ая работа

3

Всего:

207

69

Практическая
работа

Посещение премьеры пьесы
(драматического
произведения)
Просмотр профессионального
театрального спектакля
Подведение итогов,
обсуждение и анализ успехов
каждого обучающегося

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Творческий
отчет

Обсуждение
спектаклей
Обсуждение
спектаклей
Творческий
отчет

26

Календарный учебный график
(2-ой год обучения)
№
п/п

Сроки
проведения
занятий

Форма
занятия

Часы

Тема

Форма
контроля

1.Вводное занятие (3 час)
1

2 неделя
сентября

Беседа

2

2 неделя
сентября
3 неделя
сентября
3 неделя
сентября
4 неделя
сентября

Практикум

3

Практикум

3

Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Прктикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3
4
5

6
7

8
9

10
11
12

4 неделя
сентября
1 неделя
октября
1 неделя
октября
2 неделя
октября
2 неделя
октября
3 неделя
октября
3 неделя
октября

Введение. Знакомство.
Инструктаж по технике
безопасности. Решение
организационных вопросов
2.Театральная игра (69 час)
3

Игры на развитие памяти,
внимания
Игры на развитие памяти,
внимания
Игры на развитие памяти,
внимания
Этюды на сопоставление
жестов

Анкетирование.
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самоконтороль
Взаимоконтроль

Этюды на сопоставление
жестов
Этюды на выразительность
характеров

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

3

Этюды на выразительность
характеров
Этюды на развитие эмоций

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

3

Этюды на развитие эмоций

Практикум

3

Мимические игры

Практикум

3

Упражнения с помощью
жестов и мимики

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа

3

3

27

13
14

15
16

17
18

19
20
21
22
23

4 неделя
октября
4 неделя
октября
5 неделя
октября
5 неделя
октября
2 неделя
ноября
2 неделя
ноября
3 неделя
ноября
3 неделя
ноября
4 неделя
ноября
4 неделя
ноября
5 неделя
ноября

Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Практикум

3

Этюды на эмоции и вежливое
поведение
Этюды по сказкам

Театральные
игры
Практикум

3

Разыгрывание мини-сценок

3

Разыгрывание мини-сценок

Практикум

3

3

3

3

Упражнения с помощью
жестов и мимики
Этюды на выразительность
жестов

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

Этюды на выразительность
жестов
Этюды с воображаемыми
предметами

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

Этюды с воображаемыми
предметами
Этюды с заданными
обстоятельствами

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Упражнения на развитие
внимания, воображения,
фантазии
Практикум
3
Диагностика творческих
способностей обучающихся
3.Культура и техника речи (36 час)

24

5 неделя
ноября

25

1 неделя
декабря
1 неделя
декабря

Упражнения

3

Артикуляционная гимнастика

Упражнения

3

Устранение дикционных
недостатков

27

2 неделя
декабря

3

Тренинг правильной дикции

28

2 неделя
декабря
2 неделя
января
3 неделя
января

Тренинг на
постановку
голоса
Упражнения

3

Дыхательные упражнения

Упражнения

3

Тренинг на
постановку
голоса
Тренинг на
постановку
голоса
Тренинг на
постановку
голоса
Тренинг на
постановку

3

Развитие правильного
дыхания
Постановка речевого голоса

26

29
30

31

3 неделя
января

32

4 неделя
января

33

4 неделя
января

Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчет

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа

3

Речевые приемы и их
применение

Практическая
работа

3

Речь в движении

Практическая
работа

3

Активное использование
междометий, слов, фраз

Педагогическое
наблюдение
28

34

5 неделя
января

35

5 неделя
января
1 неделя
февраля

36

голоса
Тренинг на
постановку
голоса
Пркатикум
практикум

3

Активное использование
стихов, сказок

Индивидуальное сочинение
сказок, стихов, загадок
3
Коллективное сочинение
сказок, стихов, загадок
4.Ритмопластика (33 час)
3

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

37

1 неделя
февраля

Театральные
игры

3

38

2 неделя
февраля

Практикум

3

39

2 неделя
февраля
3 неделя
февраля
3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля

Практикум

3

Коммуникативные,
ритмические, музыкальные,
пластические игры и
упражнения
Коммуникативные,
ритмические, музыкальные,
пластические игры и
упражнения
Игры с имитацией движения

Практикум

3

Игры с имитацией движения

Постановка
танца
Этюды

3

Танцы-фантазии

3

Танцы-фантазии

Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Самостоятельная работа

3

Музыкально-пластические
импровизации

Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

3

Музыкально-пластические
импровизации

Практическая
работа

40
41
42
43

44

1 неделя
марта

45

1 неделя
марта

46

2 неделя
марта

47

2 неделя
марта

48

3 неделя
марта
3 неделя
марта
4 неделя
марта
4 неделя
марта
1 неделя
апреля

49
50
51
52

Упражнения, направленные на
координацию движений и
равновесие
Практикум
3
Упражнения, направленные на
освоение пространства и
создание образа
Тренинг
3
Упражнения, направленные на
актерского
освоение пространства и
мастерства
создание образа
5.Основы театральной культуры (24 час)
3

Самостоятельная работа
Беседа

3

Практикум

3

Беседа

3

Знакомство с театральной
терминологией
Особенности театрального
искусства
Особенности театрального
искусства
Виды театрального искусства

Практикум

3

Устройство зрительного зала

3

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

Самоконтроль
Практическая
работа
Практическая
работа

Самоконтроль
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
29

53
54
55

1 неделя
апреля
2 неделя
апреля
2 неделя
апреля

Беседа

3

Театральные профессии

Практикум

3

Театральные профессии

Практическая
работа
Самоконтроль

Семинарпрактикум

3

Правила поведения в театре

Самоконтроль

6.Работа над спектаклем (42 час)
56
57
58
59
60

3 неделя
апреля
3 неделя
апреля
3 неделя
апреля
4 неделя
апреля
4 неделя
апреля

61

5 неделя
апреля

62

1 неделя
мая

63

1 неделя
мая

64

2 неделя
мая

65

2 неделя
мая

66

3 неделя
мая

67

3 неделя
мая

68

4 неделя
мая
4 неделя
мая

69

Беседа

3

Семинарпрактикум
Беседа

3
3

Знакомство с персонажами
произведения
Обсуждение характеров
персонажей произведения
Понятие «Мизансцена»

Семинарпрактикум
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Творческая
работа
Самостоятельн
ая работа

3

Работа над мизансценами

3

Работа над мизансценами

3

Работа над
последовательностью
мизансцен
Работа над
последовательностью
мизансцен
Соединение мизансцен
спектакля воедино

Самостоятельная
работа

3

Соединение мизансцен
спектакля воедино

Самостоятельная
работа

3

Понятие о ритме спектакля

Самостоятельная
работа

3

Работа над ритмом спектакля

Репетиция

3

Работа над ритмом спектакля

Репетиция

3

Демонстрация спектакля

3

Подведение итогов работы над
спектаклем, обсуждение и
анализ
успехов
каждого
обучающегося

Итого:

3

3

Практическая
работа
Взаимоконтроль
Беседа
Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

Творческий
отчет
Обсуждение
спектакля.
Творческий
отчет

207

30

Календарный учебный график
(3-ий год обучения)
№
п/п

Сроки
проведения
занятий

Форма
занятия

Часы

Тема

Форма
контроля

1.Вводное занятие (3 час)
1

2 неделя
сентября

Беседа

3

2

2 неделя
сентября
3 неделя
сентября
3 неделя
сентября
4 неделя
сентября

Практикум

3

Практикум

3

Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Практикум

3

Практикум

3

Практикум

3

3
4
5

6
7

8
9

10
11
12
13

4 неделя
сентября
1 неделя
октября
1 неделя
октября
2 неделя
октября
2 неделя
октября
3 неделя
октября
3 неделя
октября
4 неделя

Введение. Знакомство.
Инструктаж по технике
безопасности. Решение
организационных вопросов
2. Основы актерского мастерства (48 час)

3

3

3

Упражнения
на
развитие
внимания
Упражнения на развитие
воображения
Упражнения на развитие
воображения
Упражнения на развитие
эмоциональной памяти

Анкетирование.
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самоконтороль
Взаимоконтроль

Упражнения на развитие
эмоциональной памяти
Одиночные и групповые
этюды

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

Одиночные и групповые
этюды
Этюды на беспредметное
действие

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Этюды на беспредметное
действие
Этюды парные, место
действия
Этюды парные, место
действия
Этюды парные и

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
31

14

15
16

октября
4 неделя
октября
5 неделя
октября
5 неделя
октября

17

2 неделя
ноября

18

2 неделя
ноября

19

3 неделя
ноября
3 неделя
ноября
4 неделя
ноября

20
21

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

групповые, место действия
Этюды парные и групповые,
место действия

3

Этюды по картине

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Этюды по картине

Диагностика творческих
способностей обучающихся
3.Театральный словарь (12 час)
3

работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Тренинг
актерского
мастерства
Практикум

3

Беседы о театре

Педагогическое
наблюдение

3

Практикум

3

Расширение представлений о
театре
Театральные термины

Театральные
игры

3

Театральные термины

Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

4.Сценическая речь (30 час)
4 неделя
ноября
5 неделя
ноября
5 неделя
ноября

Практикум

3

Артикуляционная гимнастика

Практикум

3

Артикуляционная гимнастика

Практикум

3

25

1 неделя
декабря

Упражнения

3

26

1 неделя
декабря
2 неделя
декабря

Упражнения

3

Устранение дикционных
недостатков и тренинг
правильной дикции
Устранение дикционных
недостатков и тренинг
правильной дикции
Дыхательные упражнения

Тренинг на
постановку
голоса
Упражнения

3

Постановка речевого голоса

3

Упражнения

3

Тренинг на
постановку
голоса
Тренинг на
постановку
голоса

3

Работа над диалогом и
монологом
Чтение различных отрывков
из пьес по ролям
Чтение различных отрывков
из пьес по ролям

22
23
24

27

28
29
30

31

2 неделя
декабря
2 неделя
января
3 неделя
января
3 неделя
января

3

Практическая работа над
стихотворением, басней

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчет
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

5.Пластика (18 час)
32

4 неделя
января

Тренинг на
постановку

3

Игры, направленные на
оздоровление организма и

Практическая
работа
32

33

4 неделя
января

34

5 неделя
января

35

5 неделя
января

36

1 неделя
февраля

37

1 неделя
февраля

38

2 неделя
февраля
2 неделя
февраля
3 неделя
февраля
3 неделя
февраля
4 неделя
февраля

39
40
41
42

43

4 неделя
февраля

44

1 неделя
марта

45

1 неделя
марта

46

2 неделя
марта

47

2 неделя
марта

48

3 неделя
марта

49

3 неделя
марта

50

4 неделя
марта
4 неделя

51

голоса
Тренинг на
постановку
голоса
Тренинг на
постановку
голоса
Пркатикум

овладение собственным телом
3
Игры, направленные на
Педагогическое
оздоровление организма и
наблюдение
овладение собственным телом
3
Упражнения, направленные на Педагогическое
координацию движений и
наблюдение
равновесие
3
Упражнения, направленные на Педагогическое
координацию движений и
наблюдение
равновесие
практикум
3
Упражнения, направленные на Педагогическое
освоение пространства и
наблюдение
создание образа
Театральные
3
Упражнения, направленные на
Практическая
игры
освоение пространства и
работа
создание образа
6.Работа над спектаклем (69 час)
Беседа

3

Знакомство с персонажами
произведения
Обсуждение характеров
персонажей произведения
Обсуждение характеров
персонажей произведения
Работа над характероми
персонажей
Работа над характероми
персонажей

Практическая
работа
Беседа

Семинарпрактикум
Беседа

3

Семинарпрактикум
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства
Тренинг
актерского
мастерства

3

3

Индивидуальная работа с
ролью

Практическая
работа

3

Индивидуальная работа с
ролью

Практическая
работа

3

Работа над мизансценами

Самостоятельная
работа

3

Работа над мизансценами

Самостоятельная
работа

3

Работа над
последовательностью
мизансцен
Работа над
последовательностью
мизансцен
Соединение мизансцен
спектакля воедино

Самостоятельная
работа

3

3

3

3

3

Практическая
работа

Практическая
работа
Репетиция

Соединение мизансцен
спектакля воедино
Развитие навыков слаженной
33

марта

работы,
соблюдение
основных «законов сцены»
Развитие навыков слаженной
работы,
соблюдение
основных «законов сцены»
Ритм спектакля,
последовательность
мизансцен
Демонстрация спектакля

52

1 неделя
апреля

3

53

1 неделя
апреля

3

54

2 неделя
апреля
2 неделя
апреля
3 неделя
апреля
3 неделя
апреля

Творческая
работа
Семинарпрактикум
Беседа

3

Семинарпрактикум

3

3 неделя
апреля
4 неделя
апреля
4 неделя
апреля

Беседа

3

Что такое «Творческий
сюрприз»?
Театральное сочинение малой
формы
Творческое выражение
жизненной ситуации в
оригинальной форме
Понятие «Мизансцена»

Семинарпрактикум
Тренинг
актерского
мастерства

3

Работа над мизансценами

3

Работа над мизансценами

55
56
57

58
59
60

3
3

Творческий
Отчет17
Самоконтроль
Практическая
работа
Взаимоконтроль
Беседа
Практическая
работа

7.Творческие сюрпризы (9 час)
61
62
63

64
65
66

5 неделя
апреля
1 неделя
мая
1 неделя
мая

Семинарпрактикум
Беседа

3

2 неделя
мая
2 неделя
мая
3 неделя
мая

Беседа

3

67

3 неделя
мая

68

4 неделя
мая
4 неделя
мая

69

Что такое «Творческий
сюрприз»?
3
Театральное сочинение малой
формы
Семинар3
Творческое выражение
практикум
жизненной ситуации в
оригинальной форме
8.Индивидуальная работа (9 час)
Отработка отдельных этюдов

Семинар3
Отработка отдельных этюдов
практикум
Тренинг
3
Подготовка к мероприятиям,
актерского
творческим сюрпризам
мастерства
9.Просмотрово-информационный раздел (9 час)
Самостоятельн
ая работа

Самостоятельн
ая работа

3

3

Посещение премьеры пьесы
(драматического
произведения)
Просмотр профессионального
спектакля
Подведение итогов работы над
спектаклем, обсуждение и
анализ
успехов
каждого

Самоконтроль
Практическая
работа
Взаимоконтроль

Беседа
Практическая
работа

Обсуждение
спектакля.
Творческий
отчет
Обсуждение
спектакля.
Творческий
34

обучающегося
Итого:

отчет

207

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».