СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………….….......................................3
2. Организационные условия реализации программы …………………………………………….5
3. Учебный план……………………………...…................................................................................7
4. Содержание учебного плана ……………………………………………………………………..7
5. Планирование результата ……………………………………………………………………….10
6. Материально-техническое обеспечение ………………………………………………………..12
7. Список литературы ………………………………………………………………………………13
8. Приложение 1. Календарный учебный график ………………………………….......................14
9. Приложение 2. Таблицы контрольных нормативов …………………………………………...18
..

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивное ориентирование»: (далее программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(Задача № 5 (б) абзац 2);
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Устав и другие локальные нормативные акты Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 66 г.
Екатеринбурга (далее – МАОУ СОШ № 66).
Программа разработана на основе методических рекомендаций программы по
«Спортивному ориентированию» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В.
Маслова
(Просвещение, 2015год), на основе комплексной программы физического
воспитания обучающихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях,
кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012. Допущено
Министерством образования и науки РФ).
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. На сегодняшний день спортивное ориентирование – это
отдельный вид спорта, занятие которым способствует гармоничному развитию. Сегодня оно
всё шире используется в мире как средство активного отдыха, укрепления здоровья,
повышения культурного уровня человека, эффективного использования свободного времени.
Спортивное ориентирование способствует получению положительных эмоций за счёт
постоянно меняющихся внешних условий во время соревнований и тренировок. В этих
условиях от подростков требуется быстрая и точная оценка сложившейся ситуации, умение
принимать правильное решение в условиях больших физических нагрузок.
Спортивное ориентирование, одно из основных и наиболее массовых видов спорта.
Занятия спортивным ориентированием компенсируют недостаточную двигательную
активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих
заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается
работоспособность. Продуманная учебно-тренировочная работа способствует успешной
подготовке юных спортсменов.
3

Спортивное ориентирование имеет большое прикладное значение: с его помощью
развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что
является
необходимостью в повседневной жизни, в трудовой деятельности. Во время
занятий лыжной подготовкой приобретаются навыки координации движений, быстрого и
экономичного передвижения и рационального выполнения сложных физических
упражнений, специальные знания относительно техники исполнения физических
упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных
занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха.
Спортивное ориентирование имеет воспитательное значение, способствуя
популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения
занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека,
развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных
способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное), требуют от
подростков
развития физических качеств,
специфических антропометрических
особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти
потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных
упражнений.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее
количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что
позволит детям и подросткам повысить уровень соревновательной деятельности в
спортивном ориентировании. По ходу реализации программы предполагается использование
ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап
обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и
т. д.
Цель программы: формирование стойкого интереса обучающихся к занятиям
спортивным ориентированием, организация спортивной подготовки обучающихся для
массового общефизического оздоровления детей с различными физическими способностями,
с предоставлением им равных возможностей через обучение приемам спортивного
мастерства.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
- знакомство с правилами занятий по спортивному ориентированию;
- знакомство с тактическими приемами правильной техники по спортивному
ориентированию для достижения высоких спортивных результатов.;
- знакомство с приёмами и методами контроля физической нагрузки на занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие (метапредметные):
- развитие у детей основных физических качеств, важных двигательных умений и навыков
(ловкости, выносливости, гибкости, координации, быстроты реакции и движений);
- развитие у детей специальных психофизических качеств (оперативного мышления, умения
концентрировать и переключать внимание);
4

- формирование у детей навыков занятий физическими упражнениями во время игрового
досуга.
Воспитательные (личностные):
- развитие организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивных соревнований.
Прикладные задачи способствуют развитию практических навыков поведения в
нестандартных ситуациях во время соревнований по спортивному ориентированию;
формированию межличностных отношений, доброжелательности, морально-волевых и
нравственных качеств, памяти, логического мышления, наблюдательности и внимания
подростков.
Программа предполагает развитие знаний, умений и навыков по спортивному
ориентированию, основам туризма, которые необходимы для организации быта при
проживании в полевых условиях в период участия в соревнованиях и учебно-тренировочных
сборах.
Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы спортивного
оринтирования дети и подростки. Правильные и рациональные правила поведения
сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебнотренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов.
Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических
действий и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого
результата, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки.
Эти занятия позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ
помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода
на следующий этап обучения.
Организационные условия реализации программы
Понятие «подготовка спортсменов» включает совокупность мероприятий,
обеспечивающих подведение их к высшим спортивным результатам, с одной стороны, и
массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с
другой. Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются
на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и
образовательно-тренировочной направленностью:






образовательно-познавательной направленности знакомят с знаниями, обучают
навыкам и умениям по организации и проведению занятий, с использованием ранее
изученного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования
обучения практическому материалу разделов спортивного ориентирования, подвижных
игр, спортивных игр;
образовательно-тренировочной
направленности
используются
для
преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на
этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических
качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки, направленные на
5

улучшение техники спортивного ориентирования, изучают тактические действия
спортсменов, воспитывают волевые качества и выполняют контрольные нормативы.
Основными формами подведения итогов программы являются:




Оценка технической подготовленности;
тестирование;
уровень освоения основ техники спортивного ориентирования способность применения
их на практике;
 выполнение индивидуальных и коллективных действий на занятиях спортивным
ориентированием.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по
выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий. Процесс обучения
предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления
знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- итоговый, проводимый после завершения программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
 выполнение контрольных нормативов;
 овладение теоретическими знаниями;
 знание и выполнение правил передвижений классическими лыжными ходами и
способность применения их на практике при выполнении упражнений;
 применение основных приёмов самоконтроля;
 знание основ истории развития спортивного ориентирования;
 знание основ топографии и ориентирования;
 умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
 умение определять опасные и ядовитые растения края;
 умение преодолевать различные естественные препятствия;
 умение самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие
физических качеств.
Формы организации образовательного процесс: данная программа предусматривает
групповую тренировочную форму занятий, как основную. Также занятия в рамках
программы проводятся в форме спортивных соревнований, товарищеских встреч, сдачи
контрольных нормативов, мониторинга, самостоятельных подготовок, индивидуальных
занятий, просмотра видеоматериалов.
Срок освоения программы: 1 год. Занятия проводятся с сентября по май, рассчитана
на 160 часов.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю, по 2,25 академических часа.
Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий
проведения образовательного процесса, согласно требованиям СанПиНа и составляет:15
человек.
Программа разноуровневая, т.е. программа предоставляет всем обучающимся
возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития, предполагает
реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных
6

уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и
стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего теория практика

1

Введение

4

3

1

2

Основы спортивного
ориентирования

20

6

14

3

Топографическая подготовка

26

6

20

4

Техника ориентирования

20

6

14

5

Тактическая подготовка

16

4

12

6

Медицинская подготовка

10

2

8

7

Групповое снаряжение для
нахождения на местности

20

6

14

8

Краеведение

18

6

12

9

Общая и специальная физическая
подготовка

26

6

16

итого

160

45

115

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Проведение
подвижных игр
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Проведение
подвижных игр

Содержание учебного плана
Работа по программе предполагает проведение игр, спортивных
состязаний на площадках, в спортивном зале, на природе.

конкурсов и
7

Вводное занятие
Правила поведения, цели и задачи индивидуальных и коллективных занятий по
спортивному ориентированию.
Тема 1. Основы спортивного ориентирования
История развития спортивного ориентирования в России и за рубежом. Спортивное
ориентирование в настоящее время. Прикладное значение спортивного ориентирования.
Влияние занятий спортивным ориентированием на организм человека.
Безопасность занятий. Техника безопасности при проведении занятий, соревнований,
походов. Дисциплина во время соревнований, на занятиях. Меры безопасности при
проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения в общественном транспорте,
правила дорожного движения. Меры безопасности при преодолении естественных
препятствий во время тренировок и соревнований на местности. Правила поведения в
незнакомом населённом пункте, общения с местным населением в период соревнований на
местности.
Ориентирование – важный навык в жизни человека. Роль государства и общественных
организаций в развитии спортивного ориентирования.
Практические занятия. Организация соревнований по спортивному ориентированию:
главная судейская коллегия, судейские бригады, судья-контролер КП. Оборудование
дистанции, старта и финиша.
Основные правила соревнований: контрольное время во время соревнований,
контрольный азимут, отметка участника на контрольном пункте (далее – КП), действия
участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после
финиша, при опоздании на старт.
Тема 2. Топографическая подготовка
2.1. Ориентирование в классе. План, план класса, школы, пришкольной территории.
Условные знаки предметов.
Практические занятия. Сравнение и сопоставление плана с помещением. Определение
направления по предметам, находящимся в классе, определение своего местоположения на
плане. Составление плана класса, школы, пришкольной территории.
2.2. Карта. Спортивная карта. Топографические, спортивные карты. Общие черты и
отличия.
Практические занятия. Умение держать карту правильно относительно предметов,
находящихся на местности.
2.3. Масштаб. Масштаб карты.
Практические занятия. Определение расстояния между объектами на карте.
2.4. Условные знаки спортивных карт. Виды условных знаков: масштабные,
внемасштабные, линейные, пространственные. Деление знаков на группы: рельеф, скалы и
камни, гидрография и болота, растительность, искусственные сооружения. Цвета условных
знаков. Дополнительные знаки (знаки обозначения дистанции). Рельеф местности, его
изображение на карте с помощью горизонталей. Высота сечения. Условные знаки
спортивных карт: легенды, цветовое обозначение. Рельеф местности, его изображение на
карте с помощью горизонталей.
Практические занятия. Топографические диктанты, решение тестовых заданий.
Графическое изображение рельефа. Изготовление макета рельефа из пластилина, его
изображение на бумаге.

8

Тема 3. Техника ориентирования
3.1. Ориентирование карты. Сравнение объектов местности, изображённых на карте, с
этими же объектами на местности. Ознакомление с оборудованием контрольного пункта, его
оформление и принципы установки на местности. Определение направления по объектам
местности.
Практические занятия. Ориентирование относительно тропинки, дороги, по чередованию
поворотов и перекрёстков. Распознавание объектов на местности и в движении. Сохранение
ориентации карты при изменении направления движения. Отметка на контрольном пункте
(КП).
3.2. Компас. Работа с компасом. Компас: типы, устройство. Компас для ориентирования
спортивного. Различные приёмы использования компаса. Азимут и его определение с
помощью компаса. Определение азимута на предмет. Определение азимута, прохождение
азимутальных отрезков. Приёмы обхода препятствий. Движение по дистанции с
использованием промежуточных ориентиров.
3.3. Технические приёмы. Ориентиры: опорные, тормозные, ограничивающие,
рассеивающие, линейные и площадные. «Грубый» азимут с контролем расстояния и
направления. Ориентирование по точечным и малым площадным объектам.
Практические занятия. Стороны горизонта. Определение направления с помощью компаса
на местности. Прохождение дистанции по ориентирам. Измерение расстояния на местности
во время бега. «Грубое» ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами.
Тема 4. Тактическая подготовка
Выбор вариантов пути движения по дистанции. Основные правила спортивного
ориентирования: сориентировать карту относительно объектов на местности, стать лицом в
сторону движения. Использование соперника при выходе на КП. Распределение сил на
дистанции. Особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию.
Практические занятия. Выбор наиболее рационального пути движения между
контрольными пунктами с учётом растительности и рельефа местности. Выбор пути
движения из нескольких предложенных вариантов и его осуществление. Выбор наиболее
рациональных приёмов и способов движения с учётом специфики местности. Анализ
принятого решения.
Тема 5. Медицинская подготовка
5.1. Понятие о личной гигиене и гигиене спорта. Требования к режиму дня, питанию,
отдыху, одежде и обуви, сну. Питание, понятие об основном обмене веществ и
энергетических тратах при физических нагрузках. Питьевой режим. Понятие об
инфекционных заболеваниях. Меры личной и общественной гигиенической профилактики.
Режим дня в период соревнований.
5.2. Сведения о двигательном аппарате человека. Пассивные и активные двигательные
аппараты. Динамическая, статическая и смешанная работа мышц. Работа мышц по
поддержанию устойчивой позы тела человека. Постановка дыхания в процессе занятий
ориентированием спортивным.
5.3. Краткие сведения о строении и функциях организма. Органы и системы
человеческого организма. Влияние на их развитие физических упражнений.
5.4. Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений, её значение и основные задачи.
Гигиенические основы режима занятий в учреждении образования, занятий физической
культурой, отдыхом. Личная гигиена. Общие требования к режиму дня, питанию, отдыху,
одежде и обуви, сну. Режим дня в период поведения соревнований
5.5. Первая медицинская помощь. Виды кровотечений. Содержание походной аптечки и
первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка
пострадавшего.
9

Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах.
Транспортировка пострадавшего.
Тема 6. Личное и групповое снаряжение для нахождения на местности
в период соревнований и учебно-тренировочных сборов
6.1. Снаряжение спортсмена-ориентировщика. Одежда и обувь при различных погодных
условиях. Правила укладки рюкзака. Требования к личному снаряжению при проведении
соревнований на местности и учебно-тренировочных сборов: прочность, лёгкость,
безопасность и удобство в эксплуатации, гигиеничность и эстетичность. Подготовка личного
снаряжения к соревнованиям с учётом сезона. Перечень основных предметов личного
снаряжения для ориентировщика при участии в соревнованиях на местности.
6.2. Групповое снаряжение. Туристская палатка, её устройство: необходимый инвентарь
для установки (стойки, колышки, тент). Уход за снаряжением и его ремонт.
6.3. Организация быта в условиях проведения соревнований на местности. Требование
к месту бивуака. Установка палатки в различных условиях. Разведение костра в условиях
сырой погоды, сильного ветра и тумана. Хранение кухонных и костровых принадлежностей
(топоры, пилы). Оборудование места для приёма пищи. Мытьё и хранение посуды в полевых
условиях. Обязанности дежурных по кухне.
Практические занятия. Комплектование личного снаряжения. Подгонка снаряжения.
Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения. Укладка рюкзака. Выбор места
для бивуака. Самостоятельное устройство лагеря. Установка палаток в различных условиях.
Заготовка дров с помощью пилы и топора. Проведение игры «Соберись на соревнования».
Тема 7. Краеведение
Экскурсионные возможности родного края, обзор краеведческий объектов. Климат,
растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки. Экономика и культура.
Памятники истории и культуры. Музеи народные и школьные. Охрана природы.
Законодательство по охране природы (Красная книга).
Тема 8. Общая физическая подготовка
8.1. Общая физическая подготовка.
Упражнения, направленные на развитие и воспитание основных физических качеств,
координации движений, укрепление мышц и связок. Упражнения для рук и плечевого пояса,
мышц шеи, ног и туловища, правильной осанки. Практические занятия. Подвижные игры и
эстафеты.
8.2. Специальная физическая подготовка. Значение специальной физической подготовки в
повышении мастерства спортсмена-ориентировщика. Место специальной физической
подготовки на различных этапах процесса тренировки.
Практические занятия. Упражнения на развитие выносливости, на развитие быстроты,
силы, гибкости, на растягивание и расслабление мышц. Упражнения для рук и плечевого
пояса, мышц шеи, туловища, ног. Упражнения с сопротивлением, со скакалкой, гантелями.
Подвижные игры: с мячом, на внимание, сообразительность, координацию. Эстафеты с
преодолением препятствий, с предметами, с прыжками и бегом в различной комбинации.
Планирование результата
В результате изучения программы обучающиеся должны:
Знать:
 История развития ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом;
 значение спортивного ориентирования для подростков;
 понятия о технике спортивного ориентирования;
 правила соревнований по ориентированию спортивному.
 разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);
10

 условные знаки спортивных карт;
 прикладное значение легкоатлетических упражнений в спортивном ориентировании;
 правила безопасного поведения во время занятий спортивным ориентированием;
 понятия технических приёмов: «грубый» азимут, точный азимут, ориентирование
линейное, ориентирование точечное;
 в совершенстве правила проведения соревнований, условные знаки, легенды карт;
 технику выполнения элементов упражнений, предусмотренных программой;
 типичные ошибки при выполнении упражнений;
 упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
 контрольные
упражнения
(двигательные тесты)
для
оценки
физической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
 правила поведения и техники безопасности во время соревнований;
 основы планирования тренировки в спортивном ориентировании;
 ведение дневника тренировок;
 правила предупреждения травматизма на занятиях и соревнованиях;
 правила соревнований: оформление и подача заявок, правила установки КП и
проектирование дистанции;
 игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами упражнений.
Уметь:
 Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по
спортивному ориентированию;
 технически правильно выполнять легкоатлетические и контрольные упражнения
(двигательные тесты);
 контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях
спортивным ориентированием;
 ориентироваться по карте относительно местности;
 пользоваться компасом, определять и контролировать направление движения на
местности по объектам местности;
 уметь выбирать наиболее рациональные способы движения на дистанции с учётом
специфики местности;
 считывать информацию с карты и сопоставлять её с местностью;
последовательно проходить выбранный путь движения;
 правильно выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса,
спины, живота, ног.
 двигаться в заданном направлении по азимуту по открытой и закрытой местности;
 выбирать пути движения между контрольными пунктами в зависимости от характера
растительности и рельефа местности;
 определять азимут по карте, на объекты на местности
 выполнять обязанности судьи на соревнованиях;
 оказывать доврачебную медицинскую помощь.
Демонстрировать/выполнять следующие нормативы:
11

Легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты)
Оценка

Высокий
Средний
Низкий

Прыжок
в длину с
места
(см)
мальчики

Бег 30
м (сек)
девочки

190
170
150

170
150
130

Подтягивание мальчики

4.9
5.4
6.0

Поднимание
туловища
из
положения
лежа на
спине за
30 сек
(девочки)

Бег
1000 м
(мин.)

5.0
5.6
6.3

9
6
2

Оценка

Высокий
Средний
Низкий

Прыжок
в длину с
места
(см)
мальчики

190
170
150

Бег
30 м
(сек)
девочки

170
150
130

Результат. Реализация данной программы будет способствовать
повышению
физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и
физической работоспособности, повышению интереса к занятиям физической культурой,
увеличению числа подростков стремящихся вести здоровый образ жизни.
Оценочные материалы
Программа считается освоенной если подросток по результатам тестирования набрал
минимальное количество баллов (Приложение 2). По окончании реализации программы
ожидается достижение следующих результатов:
- выполнение контрольных нормативов по специальной физической и технико-тактической
подготовке;
- участие в соревнованиях школьного и городского уровня;
- повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;
- устойчивое овладение умениями и навыками лыжного бега;
- развитие у обучающихся потребности в продолжение занятий спортом как
самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;
- формирование потребности к здоровому образу жизни, культуре общения;
- укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем
организма, сократить пропуски по болезням;
- умение контролировать психическое состояние.
Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза
в год (декабрь, май), обучающиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики – тестирование физических и технических качеств:
контрольные испытания. Перечень контрольных нормативов представлен в таблицах.
Описание методики приема-сдачи нормативных требований представлено (Приложении 2).
Материально-техническое обеспечение
№
п/п

Наименование объектов и средств материально-технического
оснащения

Количество

Демонстрационные учебные пособия
1

Комплекты плакатов по методике обучения спортивному

1 комплект
12

2

ориентированию
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической
культуры, спорта и олимпийского движения
Технические средства обучения

1 комплект

3
4
5
6
7

Мегафон
Мультимедийный компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Копировальный аппарат
Учебно-практическое оборудование

1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Стенка гимнастическая
Бревно гимнастическое напольное
Козел гимнастический
Перекладина гимнастическая
Канат для лазанья с механизмом крепления
Скамейка гимнастическая жесткая
Маты гимнастические
Мяч набивной (1 кг, 2 кг)
Гантели – 3-5 кг
Скакалка гимнастическая
Штанга тренировочная
Планка для прыжков в высоту
Стойка для прыжков в высоту
Лента финишная
Дорожка разметочная для прыжков в длину с места
Рулетка измерительная (10 м, 50 м)
Эспандер резиновый
Измерительные приборы

10
1
2
2
1
3
10
15
8
15
2
8
4
1
6
2
5

26
27

Секундомер
Шагомер электронный

7
2
Средства первой помощи

28

Аптечка медицинская

1
Спортивные сооружения

29
30
31

Спортивный зал с раздевалками для мальчиков и девочек
Кабинет учителя
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
Пришкольный стадион (площадка)

2
1
1

32
33
34
35

Легкоатлетическая дорожка
Сектор для прыжков в длину
Игровое поле для футбола
Гимнастический городок

3
1
1
2

Список литературы
1. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: Учебное пособие.- Волгоград: ВГИФК, 2003.
13

2. Волков В.Н. Восстановительные процессы в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 2007.
3. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учебное
пособие- Смоленск: СГИФК, 2008.
4. Воронов Ю.С., Николин М.В., Малахова Г.Ю. Методика обучения юных
ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: Учебное пособие.Смоленск, 2008.
5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. - М.: Физкультура и
спорт, 2007.
6. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. — М.: Физкультура и спорт,
2001.
7. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. - М.:
Физкультура и спорт, 2008.
8. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика - М.: Физкультура и спорт, 2005.
Интернет ресурсы:
http://fiz-ra.vladimirschool36.edusite.ru/p5aa1.html - Учебные нормативы по освоению
навыков, умений, развитию двигательных качеств спортсмена;
https://www.pravda.ru/sport/1410533-sport/ - Интересные факты о спорте и спортсменах
Приложение 1
Календарный учебный график на учебный год
№
п/п

1
2
3

Сроки
проведения
занятий
2 неделя
сентября
2 неделя
сентября
3 неделя
сентября

Форма
занятия

Часы

Тема

Форма
контроля

Вводное
занятие
Просмотр учебного
фильма
Просмотр учебного
фильма

2,25

Вводное занятие. Игры
на знакомство
Инструктаж по ТБ

Анкетирование

История возникновения
и развития спортивного
ориентирования
Прикладное значение
спортивного
ориентирования
Влияние занятий
спортивным
ориентированием на
организм человека
Безопасность занятий.
Техника безопасности
при проведении занятий,
соревнований, походов
Меры безопасности при
преодолении
естественных
препятствий и
соревнований на
местности

Беседа

2,25
2,25

4

3 неделя
сентября

Практическая часть

2,25

5

4 неделя
сентября

Практическая часть

2,25

6

4 неделя
сентября

Практическая часть

2,25

7

1 неделя
октября

Практическая часть

2,25

Беседа

Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Тестирование

Тестирование

14

1 неделя
октября

Практическая часть

2,25

9

2 неделя
октября

Просмотр учебного
фильма

2,25

10

2 неделя
октября
2 неделя
октября
3 неделя
октября

Практическая часть

2,25

Просмотр учебного
фильма
Практическая часть

2,25

13

3 неделя
октября

Практическая часть

2,25

14

4 неделя
октября
4 неделя
октября
5 неделя
октября

Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

17

5 неделя
октября

Практическая часть

2,25

18

2 неделя
ноября
2 неделя
ноября
3 неделя
ноября
3 неделя
ноября
4 неделя
ноября

Просмотр учебного
фильма
Практическая часть

2,25

Масштаб карты

Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Тестирование

2,25

Виды условных знаков

Тестирование

Практическая часть

2,25

Тестирование

Просмотр учебного
фильма
Практическая часть

2,25

Деление знаков на
группы
Цвета условных знаков

Тестирование

23

4 неделя
ноября

Практическая часть

2,25

24

5 неделя
ноября

Практическая часть

2,25

25

5 неделя
ноября

Практическая часть

2,25

Топографические
диктанты, решение
тестовых заданий
Графическое
изображение рельефа.
Изготовление макета
рельефа
Ориентирование карты.
Сравнение объектов на
местности и карте
Ознакомление с
оборудованием
контрольного пункта, его

11
12

15
16

19
20
21
22

2,25

2,25

Правила поведения в
незнакомом населённом
пункте, общения с
местным населением
Организация
соревнований по
спортивному
ориентированию
Основные правила
соревнований
Действия участника
соревнований
Топографическая
подготовка
Ориентирование в классе
План, план класса,
школы, пришкольной
территории. Условные
знаки предметов
План пришкольной
территории.
Условные знаки
предметов
Практические занятия.
Сравнение и
сопоставление плана с
территорией
Топографические,
спортивные карты.
Общие черты и отличия.

Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Беседа

8

Тестирование
Беседа
Тестирование
Тестирование

Тестирование
Тестирование
Тестирование

Тестирование

Тестирование

Тестирование
Тестирование

15

26

1 неделя
декабря

Практическая часть

2,25

27

1 неделя
декабря
2 неделя
декабря

Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

29

2 неделя
декабря

Практическая часть

2,25

30

2 неделя
января

Просмотр учебного
фильма

2,25

31

3 неделя
января

Практическая часть

2,25

32

3 неделя
января

Практическая часть

2,25

33

4 неделя
января

Просмотр учебного
фильма

2,25

34

4 неделя
января

Просмотр учебного
фильма

2,25

35

5 неделя
января

Практическая часть

2,25

36

5 неделя
января

Практическая часть

2,25

37

1 неделя
февраля

Просмотр учебного
фильма

2,25

38

1 неделя
февраля

Практическая часть

2,25

39

2 неделя
февраля

Практическая часть

2,25

28

оформление и принципы
установки на местности
Определение
направления по объектам
местности
Ориентирование на
местности
Распознавание объектов
на местности и в
движении
Сохранение ориентации
карты при изменении
направления движения
Компас: типы,
устройство. Компас для
спортивного
ориентирования
Азимут и его
определение с помощью
компаса. Определение
азимута на предмет
«Грубый» азимут с
контролем расстояния и
направления
Практические занятия.
Стороны горизонта.
Определение
направления с помощью
компаса на местности
Тактическая подготовка
Основные правила
спортивного
ориентирования
Особенности тактики в
различных видах
соревнований по
ориентированию
Особенности тактики в
различных видах
соревнований по
ориентированию
Особенности тактики в
различных видах
соревнований по
ориентированию
Выбор наиболее
рациональных приёмов и
способов движения
Выбор наиболее
рациональных приёмов и
способов движения

Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование

Тестирование

Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности
Тестирование

Тестирование

Оценка
технической
подготовленности
Тестирование
Беседа

Тестирование
Тестирование

16

40

2 неделя
февраля

Практическая часть

2,25

41

3 неделя
февраля
3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля
1 неделя
марта
1 неделя
марта

Просмотр учебного
фильма
Практическая часть

2,25

Просмотр учебного
фильма
Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

2 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта

Просмотр учебного
фильма
Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

50

3 неделя
марта

Просмотр учебного
фильма

2,25

51

4 неделя
марта
4 неделя
марта
1 неделя
апреля
1 неделя
апреля

Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

55

2 неделя
апреля

Практическая часть

2,25

56

2 неделя
апреля
3 неделя
апреля

Просмотр учебного
фильма
Практическая часть

2,25

3 неделя
апреля
3 неделя
апреля
4 неделя

Практическая часть

2,25

Просмотр учебного
фильма
Практическая часть

2,25

42
43
44
45
46

47
48
49

52
53
54

57

58
59
60

2,25

2,25

2,25

2,25

2,25

Выбор наиболее
рациональных приёмов и
способов движения
Понятие о личной
гигиене и гигиене спорта
Пассивные и активные
двигательные аппараты
Постановка дыхания в
процессе занятий
Оказание первой
доврачебной помощи
Снаряжение спортсменаориентировщика
Требования к личному
снаряжению в
спортивном
ориентировании
Групповое снаряжение

Тестирование

Туристская палатка, её
устройство
Уход за снаряжением и
его ремонт

Тестирование

Организация быта в
условиях проведения
соревнований на
местности
Установка палатки в
различных условиях
Разведение костра в
различных условиях
Оборудование места для
приёма пищи
Проведение игры
«Соберись на
соревнования»
Экскурсионные
возможности родного
края
Обзор краеведческий
объектов
Климат, растительность
и животный мир родного
края, его рельеф, реки
Экономика и культура
родного края
Памятники истории и
культуры
Музеи нашего края

Тестирование
Тестирование
Беседа
Тестирование
Тестирование
Тестирование

Беседа

Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Беседа

Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Беседа
Тестирование
Тестирование
Беседа
Тестирование
17

61
62

апреля
4 неделя
апреля
5 неделя
апреля

Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

63

1 неделя
мая

Практическая часть

2,25

64

1 неделя
мая

Практическая часть

2,25

65

2 неделя
мая

Практическая часть

2,25

66

2 неделя
мая
3 неделя
мая

Практическая часть

2,25

Практическая часть

2,25

68

3 неделя
мая

Практическая часть

2,25

69

4 неделя
мая

Практическая часть

2,25

70

4 неделя
мая

Практическая часть

2,25

Резерв
итого

2,25
160

67

Охрана природы.
(Красная книга)
Упражнения,
направленные на
развитие и воспитание
основных физических
качеств
Упражнения на
координацию движений,
укрепление мышц и
связок
Упражнения для рук и
плечевого пояса, мышц
шеи, ног и туловища,
правильной осанки
Практические занятия.
Подвижные игры и
эстафеты

Тестирование
Тестирование

Тестирование

Тестирование

Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Тестирование

Значение специальной
физической подготовки
Упражнения с
сопротивлением, со
скакалкой, гантелями
Подвижные игры: с
мячом, на внимание,
сообразительность,
координацию
Эстафеты с
преодолением
препятствий

Тестирование
Тестирование

Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Творческий отчет

Заключительная
эстафета по спортивному
ориентированию

Приложение 2
Контрольные нормативные требования
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке
№
п-п

Контрольное упражнение

Воз
раст

Оценка
мальчики
3

4

девочки
5

3

4

5

1. Общая физическая подготовка
18

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м (сек)

10

6,6

6,0

5,4

6,8

6,2

5,5

11

6,5

5,8

5,1

6,6

6,0

5,2

10

11,2

10,6

10,0

11,4

10,8

10,1

11

10,6

10,0

9,4

11,1

10,4

9,8

9

145

155

165

135

145

155

Прыжок в длину с места
(см)

10

155

165

175

145

155

165

11

160

170

190

150

160

170

Подтягивание на
перекладине (раз)

10

4

6

8

-

-

-

11

5

7

9

-

-

-

9

12

14

16

8

11

14

10

14

16

18

10

14

16

-

-

-

-

14

16

18

-

-

-

-

14

16

18

Бег 60 м (сек)

Отжимание в упоре на
руках (раз)

2. Специальная физическая подготовка
1.

2.

Лыжи. Классический стиль.
1 км (мин, сек)

2 км (мин, сек)

10

6,17

5,47

5,12

7,38

6,32

5,47

11

5.40

5,00

4,30

7,10

6,00

5,15

9

15,18

13,39

12,44

16,34

15,19

13,52

10

13,28

12,44

11,19

15,19

13,52

12,38

11

12,50

12,00

10,40

14,40

13,00

12,10

Контроль за уровнем нагрузки на занятиях проводится за степенью утомления подростков:
Степень и признаки утомления

Объект
наблюдения

Небольшая

Средняя

Большая (недопустимая)

Цвет кожи
лица

Небольшое
покраснение

Значительное
покраснение

Резкое покраснение, побледнение или
синюшность

Речь

Отчетливая

Затрудненная

Крайне затрудненная или невозможная

Мимика

Обычная

Выражение лица
напряженное

Выражение страдания на лице

Потливость

Небольшая

Выраженная верхней
половины тела

Резкая верхней половины тела и ниже
пояса, выступание соли

19

Дыхание

Учащенное,
ровное

Сильно учащенное

Сильно учащенное, поверхностное, с
отдельными глубокими вдохами,
сменяющимися беспорядочным
дыханием

Движения

Бодрая
походка

Неуверенный шаг,
покачивание

Резкое покачивание, дрожание,
вынужденная поза с опорой, падение

Жалоб нет

Жалобы на
усталость, боль в
мышцах,
сердцебиение,
одышку, шум в ушах

Жалобы на головокружение, боль в
правом подреберье, головная боль,
тошнота, иногда икота, рвота

Самочувствие

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».