Настольный теннис

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Настольный теннис»
(далее - программа) разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года» (Задача № 5 (б) абзац 2);
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»);
Устав и другие локальные нормативные акты Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 66 г.
Екатеринбурга (далее – МАОУ СОШ № 66).
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. На сегодняшний день реализация программы
восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у обучающихся.
Посильные требования в процессе обучения, несложный спортивный инвентарь,
простые правила игры способствуют доступности и популярности настольного
тенниса среди детей и подростков.
Занятия настольным теннисом предполагают развитие и совершенствование
у обучающихся основных физических качеств (быстроты, выносливости,
координации движений, ловкости), формирование различных двигательных
навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование личностных
качеств (коммуникабельность, ответственность) и межличностных отношений
2

Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено
уделить большее количество часов на разучивание и совершенствование
тактических приёмов, что позволит обучающимся повысить уровень
соревновательной деятельности в настольном теннисе. Кроме этого, по ходу
реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга
текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения,
поиска информации в Интернет, просмотра теннисных программ,
видеоматериала и т. д.
Цель программы: Развитие у обучающихся основных физических
качеств и двигательных навыков, укрепление здоровья, формирование
потребности в организации здорового образа посредством регулярных занятий
настольным теннисом.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомство с техническими приёмами и правилами игры по настольному
теннису;
- знакомство с тактическими приемами игры по настольному теннису;
- знакомство с приёмами и методами контроля физической нагрузки на занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие:
- развитие у обучающихся основных физических качеств, важных двигательных
умений и навыков (ловкости, выносливости, гибкости, координации, быстроты
реакции и движений);
- развитие у обучающихся специальных психофизических качеств (оперативного
мышления, умения концентрировать и переключать внимание);
- формирование у обучающихся навыков занятий физическими упражнениями во
время игрового досуга.
Воспитательные:
- развитие организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры.
3

Особенностью программы является упор на изучение новейших
тактических действий и современных методических приёмов, что позволяет
достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс
обучения активной психологической подготовки. Эти занятия позволяют
объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает
более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода
на следующий этап обучения.
Организационные условия реализации программы
Понятие «подготовка теннисистов» включает совокупность мероприятий,
обеспечивающих подведение обучающихся к высшим спортивным результатам,
с одной стороны, и массовый охват систематическими занятиями как можно
большего числа занимающихся, с другой.
Для более качественного освоения предметного содержания занятия
подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательнопредметной и образовательно-тренировочной направленностью:

образовательно-познавательной направленности знакомят с знаниями,
обучают навыкам и умениям по организации и проведению
занятий, с
использованием ранее изученного материала;

образовательно-предметной
направленности
используются
для
формирования обучения практическому материалу разделов тенниса, подвижных
игр, спортивных игр;

образовательно-тренировочной направленности используются для
преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих
задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и
физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки
Формы
организации
образовательного
процесса:
программа
предусматривает групповую тренировочную форму занятий, как основную, также
занятия проводятся в форме спортивных соревнований, товарищеских встреч,
сдачи контрольных нормативов, мониторинга, самостоятельных подготовок,
индивидуальных занятий, просмотра видеоматериалов.
Срок освоения программы: 3 года. Занятия проводятся с сентября по
май. Программа рассчитана на 420 часов, делится на три года обучения:
- Первый год обучения - «Стартовый уровень» - начальная подготовка,
предполагающая использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
4

освоения содержания программы, является первой ступенью для перехода к
базовой общеразвивающей программе обучения.
- Второй и третий года обучения – «Базовый уровень», углубленное обучение
технике игры, обучение тактической подготовке, предполагает реализацию
материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего
общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательнотематического направления программы. Программа базового уровня реализуется в
течение двух лет, направлена на формирование знаний, умений и навыков
базового уровня и предполагает занятия с основным составом детского
объединения. При этом сохранность контингента составляет до 75 % от
поступивших на обучение. Способы отслеживания уровневых результатов
используются такие же, как и в программах «стартового» уровня.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю, по 2 академических
часа.
Количество человек в группе: 15 человек, к занятиям допускаются
обучающиеся независимо от их одаренности, способностей, уровня физического
развития и подготовленности по заявлению родителей на согласие заниматься
теннисом и медицинского заключения о состоянии здоровья обучающихся.
Форма реализации программы: очная
Формы организации обучающихся на занятиях: групповая, игровая,
индивидуально-игровая, в парах.
Форма
проведения
занятий:
теоретическое,
практическое,
комбинированное, соревновательное.
Программа разноуровневая, т.е.
программа предоставляет всем
обучающимся возможность занятий независимо от способностей и уровня общего
развития,
предполагает реализацию параллельных процессов освоения
содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и
степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из
участников рассматриваемой программы.
Учебный план
(«Стартовый уровень», 1-ый год обучения, 140 час)
№
п/п

Название раздела,
темы

Кол-во часов
всего теория практика

1

Теоретическая
подготовка

4

2

2

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование.
Беседа
5

2

Общая физическая
подготовка

50

5

45

3

Специальная
физическая подготовка

40

5

35

4

Техническая подготовка

20

4

16

5

Тактическая подготовка

12

3

9

6

Игровая подготовка

8

1

7

7

2

1

1

8

Психологическая
подготовка
Соревнования

2

-

2

9

Контрольные испытания

2

2
-

Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Педагогическое
наблюдение.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Педагогическое
наблюдение
Открытый урок.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
6

упражнений
Итого

140

21

119

Содержание учебного плана
(«Стартовый уровень», 1-ый год обучения, 140 час)
1. Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт как средство укрепления здоровья. Основы
гигиены и самоконтроля: режим дня, требования к спортивной одежде, уход за
ней, правила личной гигиены. Гигиенические требования к питанию спортсменов.
Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Закаливание
организма спортсмена. Виды закаливания. История развития настольного тенниса
в России. Достижения теннисистов на мировой арене. Правила поведения
учащихся на занятиях. Техника безопасности на занятиях по настольному
теннису. Меры предупреждения спортивных травм. Основные сведения о технике
игры. Правила содержания инвентаря.
2. Общая физическая подготовка
Развитие координационных способностей:
- Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчетом, с высоким
подниманием бедра, в приседе, с преодолением препятствий, по разметкам.
- Бег с преодолением препятствий, с изменением длины и частоты шагов, с
высоким подниманием бедра, приставными шагами, захлестыванием голени назад,
челночный бег, эстафеты.
- Ходьба по бревну, гимнастической скамейке.
- Подвижные игры.
Развитие скоростных способностей:
- Бег в «коридорчике» 30-40 м из различных и. п.
- Бег с максимальной скоростью на 60 м.
- Бег с изменением скорости и прыжками через условные рвы по звуковым
сигналам.
- Эстафеты 20-30 м.
Развитие силовых качеств:
- Общеразвивающие упражнения без предметов, с набивными мячами (1 кг)
и гантелями ( 1-3 кг) .
- Прыжки: на одной и двух ногах, в приседе, через скакалку, «кенгуру» (с
подтягиванием колен к груди), боком, через препятствие.
- Основные упражнения в висах и упорах.
- Перетягивание каната.
Развитие выносливости:
- Равномерный медленный бег до 10 минут.
- Кросс по слабо пересеченной местности до 1 км.
7

- Повторное пробегание отрезков 15-20 м по 2-4 раза.
Развитие гибкости:
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой движения.
Строевые упражнения. Стойки «Смирно!» и «Вольно!»; повороты налево,
направо, кругом. Построение в шеренгу и колонну. Расчет по порядку номеров.
Ходьба в строю. Фигурная маршировка: обход, “змейка”, по диагонали.
Подвижные игры.
Эстафеты с элементами настольного тенниса, легкой атлетики 4 - 5 забегов.
3. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития скоростных способностей:
- Бег и прыжки по натянутой на полу лесенке вперед, в разные стороны,
боком;
- прыжки в быстром темпе через скакалку: 3 раза по 15 сек.; 2 x 60 сек.;
- игры с прыжками (для развития взрывной силы ног);
- упражнения с набивными мячами: сидя лицом друг к другу (на количество
бросков за 1 мин).
Упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу
(преимущественно зрительному) рывки на 5-10 м из различных исходных
положений: стоя лицом, боком, спиной к стартовой линии, из приседа, широкого
выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты
с элементами старта.
Упражнения для развития скоростных способностей:
- Бег и прыжки по натянутой на полу лесенке спиной вперед;
- бег скрестным шагом в различных направлениях;
- прыжки в быстром темпе через скакалку: 3 раза по 45 сек; 2 x 60 сек;
- бег 10 м (для развития взрывной скорости);
- бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма;
- бег с максимальной скоростью на 60-90 м;
- эстафеты с мячом и без мяча.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей:
- Поднимание туловища с доставанием грудью колен из положения лежа на
спине;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;
- прыжки толчком одной или двумя ногами в различных направлениях; прыжки в приседе вперед-назад;
- приставные шаги и выпады;
- приседания;
- многоскоки;
- упражнения с набивными мячами: метание двумя, одной рукой в
различных направлениях;
- имитация ударов без ракетки, с ракеткой;
8

- упражнения с гантелями.
Упражнения для развития специальной выносливости:
- Прыжки боком через натянутую на уровне высоты гимнастической
скамейки скакалку;
- прыжки через скакалку;
- бег в умеренном темпе 500 м.
Упражнения для развития специальных координационных способностей и
ловкости:
- Упражнения с теннисными мячами (в парах): ловля и броски мячей двумя
руками, одной рукой; стоя лицом к стене, отбить игровой рукой серию мячей (12–
15 м), партнер бросает мяч сзади из-за спины;
- метание теннисного мяча на дальность и точность попадания в заданную
цель;
- мяч бросить в стенку, а затем поймать после отскока от земли или слета
после поворота кругом.
Упражнения для развития гибкости.
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных
суставов:
- маховые и круговые движения из различных и.п.;
- пассивное растягивание с помощью тренера;
- максимальное растягивание и расслабление ног.
4. Техническая подготовка:
1. Хватка ракетки.
2. Жонглирование мячом.
3. Овладение базовой техникой с работой ног.
4. Овладение техникой ударов по мячу на столе.
5. Тактическая подготовка:
1. Правильное расположение у стола.
2. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на
действия соперника.
3. Выбор момента и способа передвижения для атакующего удара.
4. Целесообразное использование изученных способов ударов.
5. Приемы подач.
6. Выбор стойки у стола для удобного приема подачи.
6. Игровая подготовка:
Игра на счет разученных ударов; групповые игры: «Круговая», «Дворник»,
«Солнышко», «Один против всех», «Круговая - с тренером» и др.
7. Психологическая подготовка
9

Моделирование соревновательной ситуации в игровой форме.
Организация соревнований в форме праздника. Анализ выступления в
соревнованиях каждого учащегося индивидуально. Создание ситуаций требующих
преодоления небольших трудностей: (страха, волнения, неприятных ощущений)
для достижения поставленной цели. Ведение дневника самоконтроля. Рассказ о
выдающихся спортсменах. Игры на внимание. Психологическая диагностика:
мотивация,
двигательная
память,
эмоциональная
стабильность,
стрессоустойчивость, способность к концентрации внимания, грубая моторика,
индивидуальные особенности личности.
7. Участие в соревнованиях
Классификационные соревнования с целью подведения итогов
Перевод на следующий этап обучения.

года.

8. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке
проводятся в начале и конце года.
Учебный план
(«Базовый уровень», 2-ой год обучения, 140 час)
№
п/п
1
2

3

Название раздела, темы
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка

Специальная физическая
подготовка

Кол-во часов
всего теория практика
4

2

2

28

3

25

48

4

44

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование.
Беседа
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Педагогическое
наблюдение.
10

4

Техническая подготовка

22

4

18

5

Тактическая подготовка

14

3

11

6

Игровая подготовка

12

2

10

7

2

1

1

8

Психологическая
подготовка
Соревнования

8

-

8

9

Контрольные испытания

2

-

2

140

19

121

Итого

Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений
Педагогическое
наблюдение
Открытый урок.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Оценка
технической
подготовленности.
Выполнение
контрольных
упражнений

Содержание учебного плана
(«Базовый уровень», 2-ой год обучения, 140 час)
11

1. Теоретическая подготовка.
Общие сведения о состоянии настольного тенниса в Свердловской области.
Областная федерация настольного тенниса, ее функции. Ведущие спортсмены и
тренеры-преподаватели по настольному теннису Свердловской области. Основные
сведения о спортивной классификации. Юношеские разряды по теннису, термины
настольного тенниса.
Самомассаж; спортивный массаж. Основные приемы и виды спортивного
массажа. Строение и функции мышц. Оказание первой помощи при несчастных
случаях. Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного
мастерства. Контроль и самоконтроль занимающихся на основе нормативов.
Виды спортивных соревнований. Спортивные соревнования как важнейшее
средство роста спортивного мастерства игроков в настольный теннис. Задачи и
значение предстоящих соревнований.
2. Общая физическая подготовка.
Развитие координационных способностей:
- Общеразвивающие упражнения без предмета и с предметами; то же с
различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений.
- Варианты челночного бега, с изменением направления, скорости, способа
перемещения, с преодолением препятствий и на местности, прыжки через
препятствия, на точность приземления.
- Разнообразные упражнения с мячом, выполняемые в сочетании с бегом,
прыжками, жонглирование.
- Подвижные игры.
Развитие скоростных способностей:
- Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма.
- Бег с максимальной скоростью на 60-90 м.
- Эстафеты с мячом и без мяча.
Развитие силовых качеств:
- Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными
мячами до 4 кг.
- Прыжки и многоскоки.
Развитие выносливости:
- Длительный бег, бег на местности.
- Эстафеты.
- Круговая тренировка.
12

- Повторное пробегание отрезков 60-100м по 2-6 раз.
Развитие гибкости:
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных, коленных суставов, позвоночника. Строевые
упражнения: выполнение команд “Смирно!”, “Вольно!”. Расчет на 1-2-ой, 1-2-3-4ый. Перестроения. Размыкания и смыкания. Ходьба в строю. Фигурная
маршировка: обход, противоход, противоход дроблением, “змейка”, “спираль”,
диагонали, слияние, разведение, сведение.
3. Специальная физическая подготовка.
Повторение и совершенствование упражнений изученных на предыдущем
этапе с увеличением сложности и количества повторений.
Специальная разминка.
Упражнения для развития силовых способностей:
- Поднимание туловища с доставанием грудью колен из положения лежа на
спине;
- подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными
мячами до 4 кг.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей:
- Прыжки толчком одной или двумя ногами в различных направлениях; прыжки в приседе вперед-назад, влево-вправо, приставные шаги и выпады;
- выпрыгивание из приседа; выпрыгивание с подтягиванием колен к груди;
- многоскоки;
- упражнения с набивными мячами: броски мяча от груди; из-за головы;
снизу, спиной к основному направлению; имитирующие накат справа,
имитирующие накат слева.
Упражнения для развития силовой выносливости:
- Имитация ударов без ракетки, с ракеткой, с утяжеленной ракеткой,
утяжеленными манжетами;
- упражнения с резиновым бинтом. Резина сильно растянута – имитация
ударов справа, слева. После удара рука должна тотчас вернуться в исходное
положение.
Упражнения для развития специальной выносливости:
- Прыжки боком через натянутую на уровне высоты гимнастической
скамейки скакалку на время за 30 сек;
- прыжки через скакалку на время за 45 сек;
- игры по элементам с увеличенной скоростью.
13

Тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Кроссы с
переменной скоростью 2-3 км.
Упражнения для развития координационных способностей и ловкости:
- Ударить мяч о стенку, перепрыгнуть через него (ноги врозь), обернуться
кругом и поймать;
- лежа на спине, бросить мяч о стенку, встать и, дав мячу удариться о землю,
поймать его;
- держа мяч двумя руками за спиной, подбросить его вверх перед собой,
успеть наклониться вперед, коснуться ладонью земли, выпрямиться и поймать мяч
- стоя спиной к стене, бросить мяч двумя руками через голову о стенку и
поймать, не поворачиваясь;
- стоя спиной к стене, бросить мяч двумя руками через голову о стенку, дать
ему удариться о пол; в это время успеть, подпрыгнув, повернуться кругом и
поймать мяч.
Упражнения для развития быстроты реакции:
Упражнения для развития гибкости:
- Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных, коленных суставов, позвоночника; пассивное
растягивание с помощью тренера.
4. Техническая подготовка.
Повторение и совершенствование элементов изученных на предыдущем
этапе:
1. Овладение техникой с работой ног.
2. Овладение техникой ударов по мячу на столе.
5. Тактическая подготовка
Повторение и совершенствование игровых тактических ситуаций
изученных на предыдущем этапе. Выбор момента и способа передвижения для
атакующего удара. Применение необходимого способа удара в зависимости от
направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации,
целесообразной для начала атаки, выбор способа и направления завершающего
удара. Применение разученных ударов в зависимости от игровой ситуации.
Тактика подач:
Совершенствование подач изученных на предыдущем этапе. Определить
уязвимые места в стойке противника. Выбор способа подачи, в зависимости от
14

расположения противника (так чтобы противнику неудобно было принять мяч или
начать атаку).
Тактика приема подач:
Выбор стойки у стола для удобного приема подачи и дальнейшего развития
атаки. Выбор приема подач с продолжением перехвата инициативы борьбы.
Тактика розыгрыша очка с соперниками разного стиля:
- Тактика защитной игры против игрока защитного стиля;
- тактика защитной игры против игрока нападающего стиля;
- тактика атакующей игры против игрока защитного стиля;
- тактика атакующей игры против игрока нападающего стиля.
6. Игровая подготовка
Игра на счет разученными ударами. Групповые игры: «Круговая»,
«Дворник», «Солнышко», «Один против всех», «Круговая - с тренером» и др.
Игра с определением победителя по большему числу выигранных серий подач.
Игра с контрольным розыгрышем очка. Игра по правилу 4-х ударов.
7. Психологическая подготовка
Моделирование соревновательной ситуации в игровой форме. Организация
соревнований в форме праздника. Анализ выступления на соревнованиях с
каждым учащимся индивидуально. Создание ситуаций требующих преодоления
трудностей: страха, волнения, неприятных ощущений, не требующих проявления
предельных мобилизационных возможностей для достижения поставленной цели.
Привлечение старших детей для шефства над младшими, помощи в освоении
простых элементов. Создание ситуаций требующих совместной деятельности
обучающихся
внутри группы. Психологическая диагностика: мотивация,
эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, способность к концентрации
внимания, грубая моторика, индивидуальные особенности личности.
Педагогическое
наблюдение:
аккуратность,
вспыльчивость,
дисциплинированность, самоорганизованность. Ведение дневника самоконтроля.
Игры на внимание.
8. Участие в соревнованиях
Классификационные соревнования – март. Подведение итогов года.
Перевод на следующий этап обучения.

15

9. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке
проводятся в начале и конце года.
Учебный план
(«Базовый уровень», 3-ий год обучения, 140 час)
№
п/п
1
2

Название раздела, темы
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка

Кол-во часов
всего теория практика
4

2

2

24

3

21

3

Специальная физическая
подготовка

30

3

27

4

Технико-тактическая
подготовка

32

6

26

5

Игровая подготовка

24

4

20

6

Психологическая
подготовка
Соревнования
Контрольные испытания
Итого

2

1

1

20
4
140

2
21

18
4
119

7
8

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка
технической
подготовленности.
Проведение
подвижных игр

Содержание учебного плана
(«Базовый уровень», 3-ий год обучения, 140 час)
1. Теоретическая подготовка
Основные термины общеразвивающих и специальных упражнений,
термины
настольного тенниса. Дыхание. Значение дыхания для
жизнеобеспечения организма. Понятие об утомлении; причины утомления.
16

Значение тренировочных и контрольных игр. Нормативы по видам подготовки;
результаты специальных контрольных нормативов. Основные сведения о технике
игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Анализ выполнения
техники изучаемых приемов игры. Основное содержание тактики и тактической
подготовки. Стили игры и их особенности. Сведения, необходимые для
составления тактического плана предстоящей игры: место проведения
соревнований (размер помещения, марка столов и мячей), время встречи,
примерные условия соревнований, система проведения соревнований.
2. Общая физическая подготовка
Развитие координационных способностей:
- варианты челночного бега, с изменением направления, скорости, способа
перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через
препятствия и на точность приземления.
- упражнения по совершенствованию техники перемещения, комбинации из
освоенных элементов техники перемещений и владения ракеткой, варианты
круговой тренировки.
- подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным.
Развитие скоростных способностей:
- бег с ускорением, с изменением направления, темпа, ритма.
- бег с максимальной скоростью.
-эстафеты с мячом и без мяча.
Развитие силовых качеств:
- подтягивание, упражнения в висах и упорах.
- упражнения с гирями, гантелями.
- прыжки и многоскоки.
- метание набивного мяча ( 2 кг ).
Развитие выносливости:
Различные эстафеты. Круговая тренировка. Подвижные игры и игровые
задания с акцентом на анаэробной и аэробный механизмы длительностью от 20 с
до 18 мин. Бег по пересеченной местности до 2 км.
Развитие гибкости:
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных
суставов из программного материала этапа начального обучения 1-2 года
обучения с постепенным их усложнением, увеличением объёма и интенсивности
выполнения
Спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч по
упрощённым правилам, бадминтон и др. Эстафеты с передачей предмета.
3. Специальная физическая подготовка
Повторение и совершенствование упражнений изученных на предыдущем
этапе.
17

Специальная разминка. Имитационные упражнения с использованием
тренажеров:
Упражнения для развития скоростных способностей:
То же, что в первый и второй год обучения с увеличением сложности и
количества повторений.
Упражнения для развития силовых способностей.
То же, что в первый и второй год обучения с увеличением сложности и
количества повторений:
- Подтягивание, упражнения в висах и упорах.
- Упражнения с гирями, гантелями.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей:
- Бег с ускорением, с изменением направления, темпа, ритма.
- Бег с максимальной скоростью.
-Эстафеты с мячом и без мяча.
- Имитация нападающих ударов с набивным мячом.
- Прыжки и многоскоки.
- Игра с утяжеленной ракеткой.
- Имитация с утяжеленным поясом.
Упражнения для развития специальной выносливости:
Игровые упражнения большой интенсивности, тренировочные игры с
увеличенной продолжительностью. Кроссы с переменной скоростью 2-3 км.
Упражнения для развития координационных способностей и ловкости:
То же, что в первый и второй года обучения с увеличением сложности и
количества повторений. Зеркальное выполнение упражнений, показываемых
тренером (гимнастические с применением ассиметричных, имитационные с
различной последовательностью, со сменой рук и хваток). Асимметричные
упражнения.
Упражнения для развития быстроты реакции, быстроты передвижений,
быстроты ударных движений, развития гибкости:
- Активные упражнения (гибкость за счет собственных мышечных усилий):
пружинистые сгибания, разгибания, наклоны, вращения в разных позициях (в том
числе и в игровых, с применением небольших отягощений, маховые, с постоянно
увеличивающейся амплитудой движений, в том числе с применением небольших
отягощений.
4. Технико-тактическая подготовка
Техническая подготовка: Повторение и совершенствование технических
элементов изученных на предыдущих этапах, совершенствование скорости и
точности ударов.
Тактическая подготовка:
Оценивание позиции соперника с целью определения его последующего
стиля игры, целесообразности той или иной позиции у стола, своевременное
18

занятие наиболее выгодной позиции для получения, а затем отражения мяча.
Способы и разновидности решения тактических задач в зависимости от игровой
ситуации. Умения выбрать из нескольких возможных решений данной игровой
ситуации наиболее правильное, навязать сопернику свой темп игры, нелогичную
игру (обманы), создать в игре сложные и неожиданные ситуации.
Тактика подач:
Совершенствование и применение в игре подач изученных на предыдущем
этапе. Выбор способа подачи с обманным движением. Умение использовать
выученные подачи, учитывая сильные и слабые стороны в стойке и технике игры
соперника. Совершенствование игровых стандартных ситуаций.
Тактика приема подач:
Выбор приема подач с продолжением перехвата инициативы борьбы.
Тактика начала атаки.
Тактика завершения розыгрыша очка.
5. Игровая подготовка
Игра с определением победителя по большему числу выигранных серий
подач. Игра с контрольным розыгрышем очка. Игра по правилу 4-х ударов. Игра с
баллами. Командная игра на одном столе с выбыванием после первого
проигранного розыгрыша.
6. Психологическая подготовка
Моделирование соревновательной ситуации в игровой форме. Организация
соревнований в форме праздника. Анализ выступления на соревнованиях с
каждым учащимся индивидуально. Создание ситуаций требующих преодоления
трудностей: страха, волнения, неприятных ощущений, не требующих проявления
предельных мобилизационных возможностей для достижения поставленной цели.
Привлечение старших детей для шефства над младшими, помощи в
освоении простых элементов. Создание ситуаций требующих совместной
деятельности учащихся внутри группы.
Психологическая диагностика: мотивация, эмоциональная устойчивость,
стрессоустойчивость, способность к концентрации внимания, грубая моторика,
индивидуальные особенности личности.
Педагогическое
наблюдение:
аккуратность,
вспыльчивость,
дисциплинированность, самоорганизованность. Ведение дневника самоконтроля.
Игры на внимание.
7. Участие в соревнованиях
Соревнования проводятся ежемесячно с целью подготовки к выполнению
спортивных разрядов.

19

8. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке
проводятся в начале и конце года.
Планируемые результаты реализации программы
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
 как правильно распределять свою физическую нагрузку;
 содержания инвентаря и правила ухода за ним;
 правила игры в настольный теннис;
 основные приемы игры в настольный теннис;
 способы начисления очка при игре на счет;
 правила безопасного поведения на учебно-тренировочных занятиях,
пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
 правила проведения соревнований;
владеть:
 основными навыками проведения специальной разминки для теннисиста;
 основами техники настольного тенниса;
 основами судейства в теннисе;
 навыками составления графика соревнований в личном зачете и
определения победителя;
 координацией движения, быстротой реакции и ловкостью;
 общей выносливостью организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
 возможностями организма - противостояние условиям внешней среды
стрессового характера;
 коммуникабельностью, чувством товарищества и сотрудничества в
результате коллективных действий.
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
 технические приемы игры в настольный теннис;
 положение дел в современном настольном теннисе;
 навыки проведения специальной разминки для теннисиста;
 различные приемы техники настольного тенниса;
 приемы тактики игры в настольный теннис;
 навыки судейства в настольном теннисе и организации мини-турнира.
 навыки взаимодействия и общения в коллективе;
 навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время
игрового досуга;
уметь:
20







улучшать большинство из показателей физических качеств: координацию
движений, быстроту реакции и ловкости, общую выносливость организма
к продолжительным физическим нагрузкам;
повышать уровень противостояния организма стрессовым ситуациям;
активно взаимодействовать с другими учащимися в позициях
«соперничество» и «сотрудничество».
самостоятельно проводить короткие соревновательные игры на счет.

По окончании 3-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
 технику основных ударов и подач в игре с партнёром;
 правила совмещения выполнения приёмов с техникой передвижения;
уметь:
 выполнять накат справа и слева по диагонали;
 выполнять накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;
 выполнять накат справа и слева в один угол стола;
 выполнять подрезки справа и слева в любом направлении;
 выполнять топ–спин справа по подставке справа;
 выполнять топ спин слева по подставке;
 выполнять технику топ спин слева по подставке;
 выполнять технику топ–спин справа по подрезке справа;
 выполнять технику топ–спин слева по подрезке слева;
 выполнять правила проведения и судейства соревнований в группах
младшего возраста;
разовьют следующие качества:
 личная дисциплинированность;
 умения вести и пропагандировать здоровый образ жизни;
 эффективное взаимодействие и общение в коллективе.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
1. Столы настольного тенниса.
2. Сетки
3. Мяч для настольного тенниса
4. Ракетка – спортивный снаряд, предназначенный для выполнения ударов по
мячу.
Список литературы
1. Барчукова Г.В. и др. Теория и методика настольного тенниса: учебник для
студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. проф. Барчуковой Г.В. М.: Издательский
центр «Академия», 2006.
21

2. Барчукова Г.В. Настольный теннис для всех. Изд. 2-е перераб и доп. – М.:
Физкультура и Спорт, 2008.
3. Легенды настольного тенниса // Барчукова Г.В., Команов В.В., Марков
В.М. // Федерация настольного тенниса России. М.: Из-во ООО «УП-Принт».,
2010.
4. Настольный теннис. Примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва (этапа спортивного совершенствования), школ высшего
спортивного мастерства. // Барчукова Г.В. ,Воробьев В.А., Матыцин О.В. – М..:
Советский спорт, 2009.
5. Настольный теннис. Правила соревнований. Утверждены министерством
спорта, туризма и молодежной политики РФ. Приняты Исполкомом Федерации
настольного тенниса России, М.: 2012.
6. Рабочая программа (для учителей общеобразовательных учреждений)
«Физическая культура. Настольный теннис.», авторы-составители Г.В. Барчукова,
А.Ю. Журавлева, 2013 г., рекомендована Экспертным советом Министерства
образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы
физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации.
7. Фримерман Э.Я. Настольный теннис (Краткая энциклопедия спорта)/ Сост.
серии - Штейнбах В.Л./- М.: Олимпия Пресс, 2005.
8. Худец Р., Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым /пер. с
англ. Белозёров А.О., - М.: Виста Спорт, 2007.
Интернет - ресурсы
http://okafish.ru/tennis/27_32.htm Разновидности хватки ракетки. Секреты
маленького мяча.
http://www.offsport.ru/table-tennis/sposob-derzhanija-raketki.shtml - Способ держания
ракетки / Техника игры в настольный теннис.

22

Приложение 1
Календарный учебный график
на учебный год
(1-ый год обучения, 140 час)
Сроки
проведения
занятий

Форма
занятия

Тема

Часы

№
п/п

1. Теоретическая подготовка
1
2

2 неделя
сентября
2 неделя
сентября

Вводное
2
Вводное занятие.
занятие
Игры на знакомство
Просмотр
2
Инструктаж по ТБ
учебного
фильма
2. Общая физическая подготовка

3

3 неделя
сентября

Практическая
часть

2

4

3 неделя
сентября

Практическая
часть

2

5

4 неделя
сентября

Практическая
часть

2

6

4 неделя
сентября

Практическая
часть

2

7

1 неделя
октября
1 неделя

Практическая
часть
Практическая

2

8

2

Форма
контроля
(4 час)
Анкетирование
Беседа

(50 час)

Сочетание различных Оценка технической
видов ходьбы с
подготовленности
коллективным
подсчетом, с
высоким
подниманием бедра
Сочетание различных
Тестирование
видов ходьбы в
приседе, с
преодолением
препятствий, по
разметкам
Оценка технической
Бег с преодолением
подготовленности
препятствий с
Тестирование
изменением длины и
частоты шагов
Бег с преодолением
Тестирование
препятствий с
высоким
подниманием бедра,
приставными шагами
Челночный бег,
Тестирование
эстафеты
Оценка технической
Ходьба по бревну,
23

октября

часть

2 неделя
октября
2 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть

2

2 неделя
октября
3 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть

2

13

3 неделя
октября

Практическая
часть

2

14

4 неделя
октября

Практическая
часть

2

15

4 неделя
октября

Практическая
часть

2

16

5 неделя
октября

Практическая
часть

2

17

5 неделя
октября

Практическая
часть

2

18

2 неделя
ноября
2 неделя
ноября

Практическая
часть
Практическая
часть

2

20

3 неделя
ноября

Практическая
часть

2

21

3 неделя
ноября

Практическая
часть

2

9
10

11
12

19

2

2

2

гимнастической
скамейке
Подвижные игры

подготовленности
Тестирование
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Бег в «коридорчике»
30-40 м из различных
и. п.
Бег с изменением
Оценка технической
скорости
подготовленности
Общеразвивающие
Тестирование
упражнения без
предметов
Общеразвивающие
Тестирование
упражнения с
набивными мячами
и гантелями
Прыжки: на одной и
Тестирование
двух ногах, в приседе
через скакалку
Прыжки «кенгуру»
Тестирование
боком, через
препятствие
Основные
Тестирование
упражнения в висах и
упорах
Оценка технической
Перетягивание
подготовленности
каната
Тестирование
Равномерный
Тестирование
медленный бег
Кросс по слабо
Тестирование
пересеченной
местности до 1 км
Повторное
Тестирование
пробегание отрезков
15-20 м по 2-4 раза
Общеразвивающие Оценка технической
упражнения с
подготовленности
повышенной
амплитудой
движения
24

22

4 неделя
ноября

Практическая
часть

2

23

4 неделя
ноября
5 неделя
ноября
5 неделя
ноября

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

28

2 неделя
декабря

Практическая
часть

2

29

2 неделя
декабря

Практическая
часть

2

30

2 неделя
января
3 неделя
января
3 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

4 неделя
января

Практическая
часть

2

24
25

26

27

31
32

33

2

Общеразвивающие
упражнения с
повышенной
амплитудой
движения
Строевые
упражнения
Ходьба в строю

Тестирование

Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Фигурная
Тестирование
маршировка: обход,
“змейка”, по
диагонали
1 неделя Практическая
2
Эстафеты с
Тестирование
декабря
часть
элементами
настольного тенниса
1 неделя Практическая
2
Эстафеты с
Оценка технической
декабря
часть
элементами легкой
подготовленности
атлетики 4 - 5 забегов
3. Специальная физическая подготовка
(40 час)
2

Тестирование

2

Бег и прыжки по
натянутой на полу
лесенке вперед, в
разные стороны,
боком
Бег и прыжки по
натянутой на полу
лесенке вперед, в
разные стороны,
боком
Игры с прыжками

2

Игры с прыжками

Тестирование

2

Упражнения с
набивными мячами:
сидя лицом друг к
другу
Упражнения с
набивными мячами:

Оценка
технической
подготовленности
Тестирование

25

Тестирование

Тестирование

Оценка технической
подготовленности

34

4 неделя
января

Практическая
часть

2

35

5 неделя
января

Практическая
часть

2

36

5 неделя
января

Практическая
часть

2

37

1 неделя
февраля
1 неделя
февраля
2 неделя
февраля
2 неделя
февраля
3 неделя
февраля

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

3 неделя
февраля
4 неделя
февраля

Практическая
часть
Практическая
часть

2

44

4 неделя
февраля

Практическая
часть

2

45

1 неделя
марта

Практическая
часть

2

46

1 неделя
марта

Практическая
часть

2

47

2 неделя

Практическая

2

38
39
40
41

42
43

2
2
2
2

2

сидя лицом друг к
другу
Упражнения для
развития скоростносиловых
способностей
Упражнения для
развития скоростносиловых
способностей
Упражнения с
набивными мячами

Тестирование

Тестирование

Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Упражнения с
Оценка технической
набивными мячами
подготовленности
Имитация ударов без
Тестирование
ракетки, с ракеткой
Упражнения с
Тестирование
гантелями
Прыжки боком через
Тестирование
скакалку
Прыжки через
Тестирование
скакалку
Бег в умеренном
Тестирование
темпе 500 м
Упражнения с
Оценка технической
теннисными мячами
подготовленности
(в парах)
Упражнения с
Тестирование
теннисными мячами
(в парах)
Метание теннисного
Тестирование
мяча на дальность и
точность попадания в
заданную цель;
Общеразвивающие
Тестирование
упражнения с
повышенной
амплитудой
Общеразвивающие Оценка технической
26

48
49

50
51
52

марта

часть

упражнения с
повышенной
амплитудой
4. Техническая подготовка (20 час)

2 неделя
марта
3 неделя
марта

Практическая
часть
Практическая
часть

2

Хватка ракетки

Тестирование

2

Хватка ракетки

3 неделя
марта
4 неделя
марта
4 неделя
марта

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Беседа

Жонглирование
мячом
2
Жонглирование
мячом
2
Овладение базовой
техникой с работой
ног
Практическая
2
Овладение базовой
часть
техникой с работой
ног
Практическая
2
Овладение базовой
часть
техникой с работой
ног
Практическая
2
Овладение техникой
часть
ударов по мячу на
столе
Практическ
2
Овладение техникой
ая часть
ударов по мячу на
столе
Практическая
2
Овладение техникой
часть
ударов по мячу на
столе
5. Тактическая подготовка (12 час)

53

1 неделя
апреля

54

1 неделя
апреля

55

2 неделя
апреля

56

2 неделя
апреля

57

3 неделя
апреля

58

3 неделя
апреля

Практическая
часть

2

59

3 неделя
апреля

Просмотр
учебного
фильма
Практическая
часть

2

Правильное
расположение у
стола
Умение
ориентироваться,
реагировать на
действия соперника
27

подготовленности

Тестирование
Тестирование
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Тестирование
Беседа. Оценка
технической
подготовленности

60

4 неделя
апреля

Практическая
часть

2

61

4 неделя
апреля

Практическая
часть

2

62

5 неделя
апреля

Практическая
часть

2

63

1 неделя
мая

Практическая
часть

2

64

1 неделя
мая
2 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть

2

66

2 неделя
мая

Практическая
часть

2

67

3 неделя
мая

Практическая
часть

2

68

3 неделя
мая

Практическая
часть

2

69

4 неделя
мая
4 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть

2

итого

140

65

70

Выбор момента и
способа
передвижения для
атакующего удара
Целесообразное
использование
изученных способов
ударов
Приемы подач

Выбор стойки у
стола для удобного
приема подачи
6. Игровая подготовка (8 час)

2

Игра на счет
разученных ударов
Групповая игра:
«Круговая»
Групповая игра:
«Один против всех»

Групповая игра:
«Круговая - с
тренером»
7. Психологическая подготовка (2 час)

2

Тестирование.
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Тестирование.
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Тестирование
Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Тестирование
Тестирование

Моделирование
Тестирование
соревновательной
ситуации в игровой
форме
Классификационные
Тестирование
соревнования
Контрольные
Оценка технической
испытания по общей подготовленности
и специальной
Тестирование
физической
подготовке

28

Календарный учебный график
на учебный год
(2-ой год обучения, 140 час)
Сроки
проведения
занятий

Форма
занятия

Тема

Часы

№
п/п

Форма
контроля

Теоретическая подготовка (4 час)
1
2

2 неделя
сентября
2 неделя
сентября

Вводное
2
Вводное занятие.
Анкетирование.
занятие
Инструктаж по ТБ
Беседа.
Педагогическое
Просмотр
2
Основные приемы и
наблюдение
учебного
виды спортивного
фильма
массажа
Общая физическая подготовка (28 час)

3

3 неделя
сентября

Практическая
часть

2

4

3 неделя
сентября

Практическая
часть

2

5

4 неделя
сентября

Практическая
часть

2

6

4 неделя
сентября
1 неделя
октября
1 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

2 неделя
октября

Практическая
часть

2

7
8

9

2
2

Общеразвивающие
упражнения без
предмета и с
предметами
Общеразвивающие
упражнения с
различными
способами ходьбы,
бега, прыжков,
вращений
Варианты
челночного бега

Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Тестирование

Варианты
челночного бега
Челночный бег,
Тестирование
эстафеты
Оценка технической
Прыжки через
подготовленности
препятствия, на
Тестирование
точность
приземления
Упражнения с мячом, Оценка технической
выполняемые в
подготовленности
сочетании с бегом,
прыжками
29

10

2 неделя
октября

11

2 неделя
октября
3 неделя
октября

12

13
14
15
16

3 неделя
октября
4 неделя
октября
4 неделя
октября
5 неделя
октября

Практическая
часть

2

Упражнения с мячом,
Тестирование
выполняемые в
сочетании с бегом,
прыжками
Практическая
2
Развитие скоростных Оценка технической
часть
способностей. Бег
подготовленности
Практическая
2
Подтягивания,
Тестирование
часть
упражнения в висах и
упорах, с гантелями,
набивными мячами
Практическая
2
Прыжки и
Тестирование
часть
многоскоки
Практическая
2
Длительный бег, бег
Тестирование
часть
на местности
Практическая
2
Круговая
Тестирование
часть
тренировка
Практическая
2 Бег на отрезках 15-20
Тестирование
часть
м по 2-4 раза
3. Специальная физическая подготовка (48 час)

17

5 неделя
октября

Практическая
часть

2

18

2 неделя
ноября
2 неделя
ноября
3 неделя
ноября

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

21

3 неделя
ноября

Практическая
часть

2

22

4 неделя
ноября

Практическая
часть

2

23

4 неделя
ноября

Практическая
часть

2

19
20

2
2

Общеразвивающие
упражнения с
повышенной
амплитудой
движения
Строевые
упражнения
Ходьба в строю

Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Фигурная
маршировка: обход,
“змейка” и др.
Упражнения для
развития силовых
способностей
Упражнения в висах,
упорах, с гантелями,
набивными мячами
Разнообразные
прыжки. Прыжки в
приседе

Тестирование

30

Тестирование
Тестирование

Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Оценка технической
подготовленности

24

5 неделя
ноября

Практическая
часть

2

25

5 неделя
ноября
1 неделя
декабря
1 неделя
декабря
2 неделя
декабря
2 неделя
декабря
2 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

31

3 неделя
января

Практическая
часть

2

32

3 неделя
января
4 неделя
января
4 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

35

5 неделя
января

Практическая
часть

2

36

5 неделя
января

Практическая
часть

2

37

1 неделя
февраля
1 неделя
февраля

Практическая
часть
Практическая
часть

2

26
27
28
29
30

33
34

38

2
2
2
2
2

2
2

2

Разнообразные
прыжки. Прыжки в
приседе
Многоскоки

Тестирование
Тестирование

Упражнения с
Тестирование
набивными мячами
Упражнения с
Оценка технической
набивными мячами
подготовленности
Имитация ударов без
Тестирование
ракетки, с ракеткой
Имитация ударов без
Тестирование
ракетки, с ракеткой
Имитация ударов с
Тестирование
утяжеленной
ракеткой
Имитация ударов с
Тестирование
утяжеленной
ракеткой и
утяжеленными
манжетами
Упражнения с
Тестирование
резиновым бинтом
Прыжки боком через
Тестирование
скакалку
Игры по элементам с
Тестирование
увеличенной
скоростью
Тренировочные игры
Тестирование
с увеличенной
продолжительностью
Упражнения с
Оценка технической
набивными мячами
подготовленности
Тестирование
Упражнения с
Оценка технической
набивными мячами
подготовленности
Общеразвивающие
Тестирование
упражнения с
повышенной
амплитудой для
суставов,
31

позвоночника
Практическая
2
Общеразвивающие
часть
упражнения с
повышенной
амплитудой для
суставов,
позвоночника
Практическая
2
Пассивное
часть
растягивание с
помощью тренера
4. Техническая подготовка (22 час)

39

2 неделя
февраля

40

2 неделя
февраля

41

3 неделя
февраля

Практическая
часть

2

42

3 неделя
февраля

Практическая
часть

2

43

4 неделя
февраля

Практическая
часть

2

44

4 неделя
февраля

Практическая
часть

2

45

1 неделя
марта

Практическая
часть

2

46

1 неделя
марта

Практическая
часть

2

47

2 неделя
марта

Практическая
часть

2

48

2 неделя
марта
3 неделя
марта
3 неделя

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая

2

49
50

Тестирование

Тестирование

Повторение
Тестирование
элементов
упражнений
Совершенствование
Тестирование
элементов
упражнений
Упражнения с
Оценка технической
теннисными мячами
подготовленности
(в парах)
Упражнения с
Тестирование
теннисными мячами
(в парах)
Метание теннисного
Тестирование
мяча на дальность и
точность попадания в
цель
Общеразвивающие
Тестирование
упражнения с
повышенной
амплитудой
Общеразвивающие Оценка технической
упражнения с
подготовленности
повышенной
амплитудой
Хватка ракетки
Тестирование

2

Хватка ракетки

2

Жонглирование
32

Оценка технической
подготовленности
Беседа

марта
4 неделя
марта

часть
мячом
Практическая
2
Жонглирование
часть
мячом
5. Тактическая подготовка (14 час)

4 неделя
марта
1 неделя
апреля
1 неделя
апреля

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

55

2 неделя
апреля

Практическая
часть

2

56

2 неделя
апреля

Практическая
часть

2

57

3 неделя
апреля

Практическая
часть

2

58

3 неделя
апреля

Практическая
часть

2

59

3 неделя
апреля

Практическая
часть

2

Игра на счет
разученными
ударами

Беседа. Оценка
технической
подготовленности

60

4 неделя
апреля

Практическая
часть

2

Групповая игра
«Круговая»

61

4 неделя
апреля
5 неделя
апреля

Практическая
часть
Практическая
часть

2

1 неделя
мая

Практическая
часть

2

Групповая игра
«Один против всех»
Групповая игра
«Круговая - с
тренером»
Игра с определением
победителя по

Тестирование.
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

51

52
53
54

62

63

2
2

Тактика приема
подач
Тактика приема
подач
Тактика защитной
игры против игрока
защитного стиля
Тактика защитной
игры против игрока
нападающего стиля
Тактика атакующей
игры против игрока
защитного стил
Тактика атакующей
игры против игрока
нападающего стиля

Выбор приема подач
с продолжением
перехвата
инициативы борьбы
6. Игровая подготовка (12 час)

2

33

Тестирование

Тестирование
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Тестирование

Тестирование.
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

большему числу
выигранных серий
подач
Практическая
2
Игра с контрольным
часть
розыгрышем очка
7. Психологическая подготовка (2 час)

64

1 неделя
мая

65

2 неделя
мая

Практическая
часть

66

2 неделя
мая
3 неделя
мая
3 неделя
мая
4 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

4 неделя
мая

Практическая
часть

2

итого

140

67
68
69

70

Моделирование
соревновательной
ситуации в игровой
форме
9. Соревнования (8 час)
2

Классификационные
соревнования
2
Классификационные
соревнования
2
Классификационные
соревнования
2
Подведение итогов
года. Перевод на
следующий этап
обучения
9. Контрольные испытания (2 час)

Тестирование

Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование

Контрольные
Оценка технической
испытания по общей подготовленности
и специальной
Тестирование
физической
подготовке

Календарный учебный график
на учебный год
(3-ий год обучения, 140 час)
Сроки
проведения
занятий

Форма
занятия

Тема

Часы

№
п/п

34

Форма
контроля

1. Теоретическая подготовка
1
2

2 неделя
сентября
2 неделя
сентября

Вводное
занятие
Просмотр
учебного
фильма

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
2
Анализ выполнения
техники приемов
игры. Основное
содержание тактики
и тактической
подготовки
2. Общая физическая подготовка
2

3

3 неделя
сентября

Практическая
часть

2

4

3 неделя
сентября

Практическая
часть

2

5

4 неделя
сентября

Практическая
часть

2

6

4 неделя
сентября

Практическая
часть

2

7

1 неделя
октября

Практическая
часть

2

8

1 неделя
октября

Практическая
часть

2

9

2 неделя
октября
2 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть

2

10

2

Варианты
челночного бега с
изменением
характеристик
Бег с преодолением
препятствий,
точность
приземления
Упражнения по
совершенствованию
техники
перемещения
Упражнения по
технике
перемещения и
владения ракеткой,
варианты круговой
тренировки
Подвижные игры с
мячом,
приближенные к
спортивным
Бег с ускорением, с
изменением
направления, темпа,
ритма
Эстафеты с мячом и
без мяча
Развитие силовых
качеств
35

(4 час)
Анкетирование.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение

(24 час)
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Тестирование

Тестирование

Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

11
12

2 неделя
октября
3 неделя
октября

Практическая
часть
Практическая
часть

2

Различные эстафеты. Оценка технической
Круговая тренировка
подготовленности
2
Подвижные игровые
Тестирование.
задания с акцентом
Педагогическое
на анаэробной и
наблюдение
аэробный механизмы
Практическая
2
Спортивные игры по
Тестирование.
часть
упрощённым
Педагогическое
правилам
наблюдение
Практическая
2
Эстафеты с
Тестирование
часть
передачей предмета
3. Специальная физическая подготовка (30 час)
Практическая
2
Упражнения для
Тестирование.
часть
развития
Педагогическое
скоростных
наблюдение
способностей

13

3 неделя
октября

14

4 неделя
октября

15

4 неделя
октября

16

5 неделя
октября

Практическая
часть

2

17

5 неделя
октября

Практическая
часть

2

18

2 неделя
ноября

Практическая
часть

2

19

2 неделя
ноября
3 неделя
ноября

Практическая
часть
Практическая
часть

2

21

3 неделя
ноября

Практическая
часть

2

22

4 неделя
ноября

Практическая
часть

2

23

4 неделя
ноября

Практическая
часть

2

20

2

Подтягивание,
упражнения в висах
и упорах
Упражнения с
гирями, гантелями
Бег с ускорением, с
изменением
направления, темпа,
ритма
Бег с максимальной
скоростью
Эстафеты с мячом и
без мяча

Тестирование
Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Имитация
Оценка технической
нападающих ударов с подготовленности
набивным мячом
Игра с утяжеленной
Тестирование.
ракеткой
Педагогическое
наблюдение
Игровые упражнения Оценка технической
большой
подготовленности
интенсивности
36

24

5 неделя
ноября

Практическая
часть

2

25

5 неделя
ноября

Практическая
часть

2

26

1 неделя
декабря

Практическая
часть

2

27

1 неделя
декабря

Практическая
часть

2

28

2 неделя
декабря

Практическая
часть

2

29

2 неделя
декабря

Практическая
часть

2

Тренировочные игры
Тестирование.
с увеличенной
Педагогическое
продолжительностью
наблюдение
Упражнения для
Тестирование.
развития
Педагогическое
координационных
наблюдение
способностей и
ловкости
Зеркальное
Тестирование.
выполнение
Педагогическое
упражнений,
наблюдение
показываемых
тренером
Асимметричные
Оценка технической
упражнения
подготовленности
Упражнения для
развития быстроты
реакции, быстроты
передвижений
Упражнения для
развития быстроты
ударных движений,
развития гибкости

Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение

4. Технико - тактическая подготовка (32 час)
30

2 неделя
января

Практическая
часть

2

31

3 неделя
января

Практическая
часть

2

32

3 неделя
января
4 неделя
января

Практическая
часть
Практическая
часть

2

33

2

Имитация ударов с
утяжеленной
ракеткой и
утяжеленными
манжетами
Имитация ударов с
утяжеленной
ракеткой и
утяжеленными
манжетами
Упражнения с
резиновым бинтом
Прыжки боком через
скакалку
37

Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Тестирование

34

4 неделя
января

Практическая
часть

2

35

5 неделя
января

Практическая
часть

2

36

5 неделя
января

Практическая
часть

2

37

1 неделя
февраля
1 неделя
февраля

Практическая
часть
Практическая
часть

2

39

2 неделя
февраля

Практическая
часть

2

40

2 неделя
февраля

Практическая
часть

2

41

3 неделя
февраля

Практическая
часть

2

42

3 неделя
февраля

Практическая
часть

2

43

4 неделя
февраля

Практическая
часть

2

44

4 неделя
февраля

Практическая
часть

2

Тактика начала атаки

45

1 неделя
марта

Практическая
часть

2

Тактика завершения
розыгрыша очка

1 неделя

6. Игровая подготовка (24 час)
Практическая
2
Общеразвивающие

38

46

2

Игры по элементам с
Тестирование.
увеличенной
Педагогическое
скоростью
наблюдение
Тренировочные игры
Тестирование
с увеличенной
продолжительностью
Упражнения с
Оценка технической
набивными мячами
подготовленности
Тестирование
Упражнения с
Оценка технической
набивными мячами
подготовленности
Упражнения с
Тестирование.
повышенной
Педагогическое
амплитудой для
наблюдение
суставов,
позвоночника
Пассивное
Тестирование
растягивание с
помощью тренера
Повторение
Тестирование.
элементов
Педагогическое
упражнений
наблюдение
Совершенствование
Тестирование
элементов
упражнений
Упражнения с
Тестирование
теннисными мячами
(в парах)
Выбор приема подач Оценка технической
с продолжением
подготовленности
перехвата
инициативы борьбы

38

Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Тестирование

марта

часть

2 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

50

3 неделя
марта

Практическая
часть

2

51

4 неделя
марта
4 неделя
марта

Практическая
часть
Практическая
часть

2

1 неделя
апреля
1 неделя
апреля

Практическая
часть
Практическая
часть

2
2

Игра по правилу 4-х
ударов
Игра с баллами.

55

2 неделя
апреля

Практическая
часть

2

Игра с баллами

56

2 неделя
апреля

Практическая
часть

2

57

3 неделя
апреля

58

3 неделя
апреля

47
48
49

52

53
54

2
2

2

упражнения с
повышенной
амплитудой
Хватка ракетки
Жонглирование
мячом
Игра с определением
победителя по
большему числу
выигранных серий
подач
Игра с определением
победителя по
большему числу
выигранных серий
подач
Игра с контрольным
розыгрышем очка
Игра по правилу 4-х
ударов

Командная игра на
одном столе с
выбыванием
Практическая
2
Командная игра на
часть
одном столе с
выбыванием
7. Психологическая подготовка (2 час)
Практическая
часть

2

Моделирование
соревновательной
ситуации в игровой
39

Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Оценка технической
подготовленности

Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности.
Тестирование
Оценка технической
подготовленности
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение

o

форме
8. Участие в соревнованиях (20 час)

59

3 неделя
апреля

Практическая
часть

2

Подготовки к
выполнению
спортивных разрядов

Беседа. Оценка
технической
подготовленности

60

4 неделя
апреля

Практическая
часть

2

Классификационные
соревнования

61

4 неделя
апреля

Практическая
часть

2

Классификационные
соревнования

62

5 неделя
апреля

Практическая
часть

2

Классификационные
соревнования

63

1 неделя
мая
1 неделя
мая
2 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть
Практическая
часть

2

Классификационные
соревнования
Классификационные
соревнования
Классификационные
соревнования

Тестирование.
Оценка технической
подготовленности
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование.
Оценка технической
подготовленности
Тестирование

2 неделя
мая
3 неделя
мая

Практическая
часть
Практическая
часть

2

68

3 неделя
мая

Практическая
2
Классификационные
часть
соревнования
9. Контрольные испытания (4 час)

69

4 неделя
мая

Практическая
часть

2

70

4 неделя
мая

Практическая
часть

2

итого

140

64
65

66
67

2
2

2

Классификационные
соревнования
Классификационные
соревнования

Тестирование
Оценка технической
подготовленности
Тестирование
Тестирование
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Подведение итогов
Тестирование.
года. Перевод на
Педагогическое
следующий этап
наблюдение
обучения
Контрольные
Оценка технической
испытания по общей подготовленности
и специальной
Тестирование
физической
подготовке
40

Приложение 2
Контрольные нормативы технической подготовленности
Тест «Школа ударов срезкой»
Нормативная шкала
Удовлетв. Хорошо Отлично

Контрольные нормативы
1. Имитация удара срезкой с места
(баллы, экспертная оценка)
Удар
2. Игра срезкой в паре ребеноксправа
ребенок (количество отбитых ударов) 3
попытки
3. Имитация срезкой с места (баллы,
экспертная оценка)
Удар
слева 4. Игра срезкой слева в паре ребенокребенок (количество отбитых ударов) 3 попытки.
5. Поочередное выполнение ударов справа –
слева срезкой с наброса учителя (количество
отбитых ударов) - 2 попытки.

до 2

3-5

5

до 5

5-8

8и
более

до 5

6-10

11-15

до 5

5-8

8и
более

до 6

5 - 10

10 и
более

* Имитация удара срезкой оценивается по следующим критериям:
Исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.
Правильный замах (на счет «раз»): правильное - 1 балл, неправильное – 0
баллов.
Выполнение ударного движения (удар,) (на счет «два»): правильное - 1 балл,
неправильное – 0 баллов.
Окончание движения (счет «три»): правильное - 1 балл, неправильное – 0
баллов.
Возвращение в исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0
баллов.
Контрольные нормативы для определения технической подготовленности
41

Удар
справа
с лета

Тест «Школа ударов накатом»
Нормативная шкала
Контрольные нормативы
Удовлетв. Хорошо Отлично
1. Имитация удара с места (баллы,
до 2
3-5
5
экспертная оценка)*
2. Выполнение ударов накатом справа с
наброса учителя (количество отбитых
до 4
5-6
7 -10
одиночных ударов из 10 раз) - 2 попытки

3. Имитация наката слева с места
Удар (баллы, экспертная оценка)
слева 4. Выполнение накатов слева с наброса
накатом учителя (количество отбитых одиночных
ударов из 10 раз) - 2 попытки

до 2

3-5

5

до 4

5-6

7 -10

* Имитация удара накатом оценивается по следующим критериям:
Исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.
Правильный замах (счет «раз»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.
Выполнение ударного движения (удар) (счет «два»): правильное - 1 балл,
неправильное – 0 баллов.
Окончание движения (счет «три»): правильное - 1 балл, неправильное – 0
баллов.
Возвращение в исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0
баллов.
Тест «Школа подачи»
Нормативная шкала
Удовлетв. Хорошо Отлично

Контрольные нормативы
Подача
справа
ладонной
стороной
ракетки

1. Имитация подачи ладонной
стороной ракетки
(баллы, экспертная оценка)*
2. Попадания подачи ладонной
стороной ракетки в квадрат
(количество из 10 раз)
42

до 2

3-5

5

до 4

5-6

7 -10

Подача
слева
тыльной
стороной
ракетки

3. Имитация удара с места
(баллы, экспертная оценка)
4. Попадания подачи тыльной
стороной ракетки в квадрат
(количество из 10 раз)

до 2

3-5

5

до 4

5-6

7 -10

* Имитация подачи оценивается по следующим критериям:
Исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.
Правильный замах (счет «раз»): правильное - 1 балл, неправильное – 0 баллов.
Выполнение ударного движения (удар) (счет «два»): правильное - 1 балл,
неправильное – 0 баллов.
Окончание движения (счет «три»): правильное - 1 балл, неправильное – 0
баллов.
Возвращение в исходное положение: правильное - 1 балл, неправильное – 0
баллов.

Удар накатом

Контрольные нормативы для определения технической подготовленности
Тест «Школа направления ударов»
Нормативная шкала
Контрольные нормативы
Удовлетв. Хорошо Отлично
1. Выполнение наката по диагонали
(количество отбитых ударов из 10 раз)
2. Выполнение наката по прямой
(количество отбитых ударов из 10 раз)
до 3
4-6
7-10
3. Выполнение наката по диагонали
(количество отбитых ударов из 10 раз)
4. Выполнение наката по прямой
(количество отбитых ударов из 10 раз)
Нормативы общефизической подготовки
Контрольные упражнения
1. Бег 30 м. с высокого
старта (с)
2. Прыжок в длину с места
(см)
3. Прыжок вверх с места по

Возраст, пол, результат испытуемых
7-9 лет
10-12 лет
Девочки
Мальчики
Девочки Мальчики
5,4-6,0
5,2-5,8
5,3-5,6
5,1-5,4
145-165

160-175

165-180

175-190

20-35

25-40

25-45

30-50

43

Абалакову (см)
4. Черночный бег, 3x10 м (с)
5. 15 прыжков с места на
одной ноге в длину (м)
6. Бег на месте с высоко
поднятыми бедрами 10 с
7. Из положения лежа на
спине: подъем прямых ног с
касанием пола за головой
8. Пятиминутный бег (м)

9,5-8,0
15-20

9,5-7,5
18-23

9,0-7.5
20-21

8,5-7,0
23-27

35-65

40-70

35-65

40-75

8-12

10-15

10-15

15-20

950-1250

950-1250

1100-1300 1150-1400

Нормативы технической подготовленности
№
п/п
1.

Наименование технического приема

4.

Набивание мяча ладонной стороной
ракетки
Набивание мяча тыльной стороной
ракетки
Набивание мяча поочередно ладонной
и тыльной стороной ракетки
Игра накатами справа по диагонали

5.

Игра накатами слева по диагонали

6.

Сочетание наката справа и слева в
правый угол стола

7.

Выполнение наката справа в правый и
левый углы стола

8.

Откидка слева со всей левой половины
стола (кол-во ошибок за 3 мин.)

9.

Сочетание откидок справа и слева по
всему столу (кол-во ошибок за 3 мин)
Выполнение подачи справа накатом в
правую половину стола (из 10
попыток)

2.
3.

10.

44

Кол-во
ударов
100
80-65
100
80-65
100
80-65
30 и более
от 20 до
29
30 и более
от 20 до
29
20 и более
от 15 до
19
20 и более
от 15 до
19
5 и менее
от 6 до 8
8 и менее
от 9 до 12
8
6

Оценка
Хорошо
Удовлетворительно
Хорошо
Удовлетворительно
Хорошо
Удовлетворительно
Хорошо
Удовлетворительно
Хорошо
Удовлетворительно
Хорошо
Удовлетворительно
Хорошо
Удовлетворительно
Хорошо
Удовлетворительно
Хорошо
Удовлетворительно
Хорошо
Удовлетворительно

11.

Выполнение подачи справа откидкой в
левую половину стола(из 10 попыток)

45

9
7

Хорошо
Удовлетворительно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».